В результате возмутительного решения пилота погибло 70 пассажиров. Буквально за несколько минут до 16:00 20 октября 1986 года Ту-134 опасно быстро приблизился к взлетно-посадочной полосе в Самаре. Всего через несколько секунд самолет рухнул на землю и загорелся. Как выяснилось, капитан самолета пытался посадить самолет вслепую, но сомнительное пари со вторым пилотом пошло вкривь и вкось.
Слепая посадка
Для 87 пассажиров и 7 членов экипажа это был регулярный внутренний рейс из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный с пересадкой в Куйбышеве (ныне Самара). На посадку в самолет в Свердловске люди везли личные вещи, а некоторых из них сопровождали дети.
Первая часть полета была ничем не примечательна. Взлет и время в воздухе до ужасной посадки в Куйбышеве были просто прекрасны. Но еще до того, как город показался на горизонте, капитан самолета озвучил безумную идею.
Александр Клюев поспорил со своим вторым пилотом Геннадием Жирновым. Он сказал, что может посадить самолет вслепую, не видя земли и полагаясь только на летные приборы. Мотивы, стоящие за решением второго пилота принять пари, неясны, поскольку он мог выиграть пари, только умирая, но это может быть объяснено авторитетом капитана и влиянием, которое он имел на экипаж.
Подойдя к взлетно-посадочной полосе, Клюев с помощью Шор закрыл обзор изнутри кабины и начал судьбоносный спуск. Второй пилот и остальная команда не протестовали против возмутительно рискованных действий капитана, даже после того, как сработала система оповещения об опасности.
После того, как самолет коснулся земли, его шасси разбилось, он перевернулся и разбился на две половины. Горючее хлынуло из баков на пылающие двигатели, и остатки самолета вспыхнули пламенем вместе с пассажирами, застрявшими внутри.
Мертвые тела и едкий дым
Пожарные, которые дежурили в аэропорту, прибыли на место происшествия в рекордные сроки. Им потребовалось всего полторы минуты, чтобы начать спасать пассажиров от огня и едкого дыма.
“Не все были способны без содрогания созерцать такую страшную картину. Вид трупов и тошнотворный запах горелого мяса вызвали у многих рвоту. При этом в салоне стоял такой удушливый запах от сгоревшего материала, что работать можно было только в противогазе”, – рассказал один из первых пожарных, прибывших на место катастрофы Пожарным пришлось бороться с огнем и дымом, а также искать выживших среди горящих обломков и тел.
-Когда я нырнул в почерневший от дыма разлом корпуса, то сразу же увидел мертвецов, висящих у меня над головой, пристегнутых ремнями безопасности. Ведь самолет перевернулся во время крушения и все сиденья с пассажирами, в результате, оказались перевернутыми и как бы на потолке. Многие трупы были совершенно голыми, а на других не хватало только обуви. Все это было либо оторвано потоком воздуха, либо сожжено в пламени”, – описывал Фрыгин страшное переживание.
Мертвые тела падали на пожарных, когда они двигались по перевернутому вверх дном самолету в поисках выживших. Хотя им удалось спасти нескольких пассажиров, большинство из них позже скончались, несмотря на героические усилия пожарных.
Фотографии и КГБ
Милиция вскоре прибыла на место происшествия и оцепила самолет. КГБ вскоре последовал его примеру, чтобы удостовериться, что ужасные подробности аварии не просочатся в общественность, поскольку это была обычная советская практика цензуры информации.
Именно благодаря пожарному Фрыгину сохранились и были распространены фотографии горящего самолета. — Я не только вытащил трупы из самолета, но и, следуя своему долгу, постарался сделать как можно больше фотографий места происшествия. Я полагал, что они тогда будут очень полезны для последующего расследования причин трагедии”, – сказал Фрыгин.
Однако прибывшие на место сотрудники КГБ остановили пожарного и изъяли одну из двух снятых им пленок. Другую пленку Фрыгин передал своему коллеге и велел ему его спрятать.
После авиакатастрофы следователи пришли к выводу, что это была 100% вина пилотов: капитан нарушил правила полета, а второй пилот не принял мер по предотвращению катастрофы.
Капитан Александр Клюев предстал перед судом — в закрытом заседании, куда не допускалась пресса, — и был приговорен к 15 годам лишения свободы. Он был освобожден после отбытия шести лет. Второй пилот Геннадий Жирнов не мог быть ни судим, ни допрошен, так как умер в больнице от остановки сердца. Свидетели говорили, что он отчаянно пытался спасти пассажиров, ныряя в горящий самолет и выходя из него несколько раз, прежде чем потерял сознание.
Это смертельное пари привело к гибели 70 человек, в том числе 14 детей, и оставило еще бесчисленное множество людей, скорбящих от потери своих близких.