Советско-Чехословацкое военное сотрудничество. Пушки за самолеты.1936-1938г.

Малоизвестный факт, но до начала Второй мировой войны, социалистический Советский Союз и капиталистическая Чехословакия,  сотрудничали в военно-технической  сфере. История такова:
В 30-ые годы чешские «Заводы «Шкода»  были огромным предприятием, сопоставимым по своим масштабам с немецкими гигантами «Тиссен» и «Крупп». «Заводы «Шкода» производили артиллерию для крепостей, военных крейсеров, специальную артиллерию для наземных операций, пушечный порох, зенитную артиллерию и другие виды вооружений. К 1930 г. на «Заводах «Шкода» работало более 36 тысяч человек. Однако первая половина тридцатых годов прошла для «Заводов «Шкода» под знаком экономической депрессии, резкого сокращения объёмов производства и персонала. «Заводы «Шкода» искали для себя максимально выгодные контракты, чтобы ускорить выход из экономического кризиса.
В это же время советское руководство, проводило масштабное перевооружение Красной армии.
В 1936 году Чехословакию посетила советская военно-техническая делегация, которая ознакомилась с образцами артиллерийского вооружений производимых “Шкода”. СССР заинтересовали горные орудия и тяжелые гаубицы. Начались переговоры.
 «Шкода» составила смету — $22 млн. за 100 батарей горных пушек и 400 тыс. снарядов к ним. Бесплатно фирма предоставляла соответствующие чертежи и право на изготовление пушек и снарядов.
 Советское правительство прилагало большие усилия для того, чтобы не покупать большие партии вооружений, а приобретать опытные образцы, чтобы затем на основе этих образцов начать собственное производство. «Заводы «Шкода» были заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше пушек, танков и т.д.
Но контракты на поставки опытных образцов нельзя было считать сверхвыгодными заказами. Тем не менее, концерн был вынужден подписать эти контракты. Почему?
Однако, был ещё один момент, который нельзя не учитывать, когда речь заходит об оружейных контрактах «Заводов «Шкода» и Советского Союза. «Заводы «Шкода» были государственным предприятием, а чешское государство в середине 30-х годов было исключительно заинтересовано в том, чтобы перевооружить армию. И самым слабым их звеном были бомбардировщики.
А у СССР был отличный СБ, который очень нравился чешским военным. У Чехословакии в середине 30-х лет основу бомбардировочной авиации составляли тихоходные устаревшие модели самолётов 20-х годов скоростью до 240 км в час. Эта авиация не могла решать вопросы обороны воздушного пространства страны. В 1935 г. специалисты Генерального штаба министерства национальной обороны Чехословакии побывали на манёврах в Москве, Ленинградском и Киевском военных округах, и были поражены способностями советского бомбардировщика СБ-2. У него была скорость 424 км в час, в то время, как у самого быстрого самолёта Чехословакии – «Авиа» В-534 не превышала 415 км в час. Именно чешские военные добились заключения контракта, по которому «Заводы «Шкода» бесплатно передавали Советскому Союзу ряд лицензий на производство вооружений, получив взамен лицензию на производство СБ-2.
И после продолжительных переговоров в начале 1937 года было подписано соглашение, согласно которому «Шкода» передала Советскому Союзу техническую документацию на изготовление пушек С-5 в обмен на лицензию и техническую помощь в производстве в Чехословакии советского бомбардировщика СБ-2 (Авиа В 71).
 
Предполагалось, что в Чехословакии будет произведено около 160 самолётов. И это самолётостроение было наградой для «Заводов «Шкода» за бесплатную передачу лицензии на горные пушки. Но производство разворачивалось очень медленно, и чехословацкая армия получила бы первые самолёты только к 1940 г. Тогда военные решили приобрести в СССР 60 самолётов «СБ-2». На них были установлены чехословацкие двигатели, и чешские лётчики в мае 1938 г. на них перелетели из СССР в Чехословакию. Четыре из них из-за плохой погоды попытались приземлиться в Румынии, но разбились. 56 самолётов «СБ-2» были самой новой техникой Чехословакии, которая в случае войны с Германией была бы тем лучшим, что было бы в руках их авиации. Советский Союз получил горные пушки.

Серийное производство продолжалось до осени 1938 года, когда в страну прекратила поставки алюминия Швеция. На момент оккупации Чехословакии Третьим Рейхом кроме поставленных 61 самолета из СССР чехи построили 111 самолетов (единственным отличием был один пулемет в передней полусфере вместо двух). 45 машин было построено заводом “Аэро” и 66 “Авиа” (152-217).

 Причем производство продолжалось и под оккупацией с середины 1939 по конец апреля 1941 года. Из этих машин 42 были поставлены в Болгарию и шесть в Венгрию. Непонятно куда делись еще четыре машины, так как в 1941 году на вооружение Люфтваффе поступили 120 самолетов. Начиная с 1939 года самолеты использовались в качестве учебных бомбардировщиков в летных школах. Позже они были переданы в следующие Luftdienst-Kommandos: 1\6, 2\6, 1\7, 2\7, 1\11, 2\11, 1\12, 2\12, 1\13, 1\67, 1\68 и 4\68. В апреле 1944 года Luftdienst-Kommandos были преобразованы в Fliegerzielgeschwader. На 30 апреля 1944 года в составе Люфтваффе числилось только 42 В.71. Причем они числились даже в I.\KG 200 и использовались для заброски агентов в тыл советских войск.

Большинство из оставшихся машин были списаны летом 1944 года и на 30 сентября 1944 года в составе Люфтваффе числилось всего 9 машин.

 

 

Приобретения СССР. Артиллерия.

 

Летом 1937 года группа советских инженеров и военных посетила предприятия Шкода. В результате было подписано соглашение, по которому фирма Шкода, продает образцы отобранных орудий и техническую документацию для производства данных орудий в СССР. Сумма сделки не известна.
У чехов в 1937-38 годах были закуплены различные артиллерийские орудия на базе которых в СССР были созданы следующие артсистемы:
76,2 мм горная пушка обр. 38г

 

В развитие постановления Совета Труда и Обороны от 8 января 1936 года по договоренности с фирмой Шкода были проведены полевые и войсковые испытания опытного образца 75-мм горной пушки С-5 со стволом, изготовленным под калибр 76,2 мм. Причем полигонные испытания были проведены в Чехословакии и на НИАПе, а войсковые испытания — в 1936 году в Закавказье.
В СССР С-5 именовалась «горной пушкой особой доставки» или Г-36 (горная 36 года). По мнению ГАУ, С-5 оказалась «лучшим типом из известных пушек».
Начальник вооружения и технического снабжения РККА Халепский заявил, что покупка С-5 даст возможность выиграть по крайней мере год-полтора в сроках развертывания горных пушек в СССР.
В начале 1937 года было подписано соглашение о том, что фирма Шкода передает СССР документацию на изготовление С-5 в обмен на лицензию и техническую помощь в производстве в Чехословакии советского бомбардировщика СБ-2. В том же году был произведен обмен документацией.

 

 

На основе С-5 изготовили 76,2-мм горную пушку 7-1, которая оказалась хуже прототипа. Путем переработки пушки 7-1 в конструкторском бюро Л.И.Горлицкого создали новый вариант — 7-2.
В январе 1938 года на НИАПе были начаты параллельные испытания 76-мм горных пушек 7–2 и Г-36(С-5).
С 20 мая по 20 июня 1938 года пушка 7–2 прошла полигонные испытания на АНИОПе в объеме 1415 выстрелов и 1000 км пробега. Полигонные испытания пушка выдержала. Пушка была подана на войсковые испытания, которые прошла с 22 июня по 3 августа 1938 года. На войсковых испытаниях колеса пушки испытаний не выдержали. Пушка успешно прошла полигонные и военные испытания, показавшие, что она отличается хорошей точностью огня, высокой скорострельностью, имеет свободную проходимость по горным дорогам и может транспортироваться на вьюках лошадьми. Благодаря тому, что наибольший угол подъема составляет 70 градусов, пушка может вести огонь как гаубица, поражая неприятеля, прячущегося в неровностях местности или в оборонительных сооружениях полевого типа. Одна из особенностей этой горной пушки — наличие в ее боекомплекте наряду с осколочно-фугасными гранатами весом 6,23 кг также бронебойных зарядов весом 6,3 кг. Этот заряд с начальной скоростью 510 м/с на расстоянии 500 м при угле встречи 60 градусов пробивает лист броневой стали толщиной 39 мм. Орудие с шестеркой лошадей свободно преодолевало подъем в 10–15° и канавы глубиной до 1 метра.
Система 7–2 была официально принята на вооружение постановлением от 5 мая 1939 года под наименованием «76-мм горная пушка обр. 1938 г.». В 1941 году был изменен и заводской индекс пушки — 7–2 стала Е-2.

Ствол пушки разборный, состоял из трубы, казенника и муфты.
Казенник и муфта соединялись между собой нарезными секторами. В собранном виде труба зажималась казенником и муфтой.
Затвор вертикальный клиновой с ¼ автоматики. Затвор открывался только вручную при помощи рукоятки, а закреплялся автоматически при вкладывании в ствол патрона (гильзы).
Тормоз отката гидравлический, цилиндр его расположен под стволом. Накатник пружинный, пружины расположены в два ряда вокруг цилиндра тормоза отката. При откате цилиндр тормоза откатывался вместе со стволом.
Станок состоял из трех частей: лобовой, средней и хоботовой, шарнирно соединенных между собой. При коротком лафете средняя часть отсутствовала, а хоботовая часть крепилась непосредственно к лобовой части.
Уравновешивающий механизм пружинный, состоял из двух колонок, находящихся внутри лобовой части.
Подъемный механизм имел зубчатый сектор, прикрепленный к люльке.
При повороте лобовая часть лафета передвигалась по боевой оси.
Колеса металлические дисковые с шинами ГК, лафетные и передковые колеса одинаковы. Подрессоривания нет.

 

 

76,2 мм горная пушка обр. 38г. Принята на вооружение в мае 1939г. Поступила на замену 76,2 мм горной пушки обр. 1909г.(она же Sсhnеider обр. 1905). На 1 июня 1941 в войсках было около 739 орудий, в западных округах 234.

 

Группировка войск Киевского особого военного округа (позднее — Юго-Западного фронта) на 22 июня 1941 года включала 6 горнострелковых дивизий. Была в составе артбатарей и дивизионов горнострелковых и горнокавалерийских дивизий. В составе каждой горной стрелковой бригады был дивизион горных пушек (12 единиц). Артиллерийский полк горнострелковой дивизии состоял из трех смешанных дивизионов, каждый из которых имел на вооружении шестнадцать 76,2-мм горных пушек Э-2 и 107-мм горных минометов образца 1938 года.

 

Поступала на вооружение войск ВДВ. В годы ВОВ иногда использовалась в стрелковых войсках вместо полковой 7,62 мм пушки обр. 1927г. и 1943г., которые превосходила по характеристикам.

 

С 1938 г. начался второй этап, на котором СССР просто покупала опытные образцы вооружений и технологии у «Заводов «Шкода». Заводы «Шкода» продали СССР лицензию на производство гаубицы калибра 310 мм, дальнебойную пушку калибра 210 мм, зенитную пушку Р-3 калибра 75 мм.

 

В 1937 году советская военная делегация повторно посетила завод фирмы «Шкода» в Чехословакии. Целью визита было приобретение документации и опытных образцов артиллерийских систем большой мощности для их последующего производства на советских заводах. Внимание военных привлекли проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы — оба орудия имели раздельно-гильзовое заряжание и клиновой горизонтальный затвор. Лафеты также были одинаковыми. В принципе, системы отличались только стволами: у пушки он был лейнированный, а у гаубицы — скрепленный.

 

210 мм пушка Бр-17 обр.1939г..
Модернизация и изготовление орудия проводилось на заводе №221”Баррикада”. В 40-41гг. изготовлено 9 орудий. Не смотря на оккупацию Чехословакии немцами, совместные испытания орудий проводились на территории Чехословакии и СССР с 39 по 40 год включительно. Состояли на вооружении отдельного пушечного дивизиона особой мощности АРГК.
305 мм гаубица Бр-18.
Заключенный договор предусматривал некоторые изменения в проектах. В частности, по требованию советских представителей было введено картузное заряжание, а затворы стали поршневыми. Вместо скрепленного ствола гаубицы применили лейнированный. Два опытных образца орудий чехословацкая фирма обязывалась предоставить СССР в декабре 1939 года, однако чертежи поступили гораздо раньше. Поэтому, чтобы не терять времени, было решено начать производство артсистем, не дожидаясь поставки опытных экземпляров. Для упрощения технологии производства инженеры завода №221 «Баррикады» существенно переработали чертежи. 305-мм гаубица отечественного изготовления, обозначенная Бр-18, поступила на полигонные испытания осенью 1940 года и показала в целом удовлетворительные результаты. Отмечалось, что орудие способно вести огонь фугасными снарядами весом 330 кг на дальность 16500 м, а бетонобойные снаряды весом 465 кг летели на расстояние 13100 м. Снаряды поставлялись из Чехословакии.
Серийное производство гаубиц было прервано с началом Великой Отечественной войны, и точное их количество, поступившее в подразделения РККА, неизвестно. Но, по крайней мере, три 305-мм орудия приняли участие в боевых действиях в составе отдельных артиллерийских дивизионов особой мощности РГК. Как и все тяжелые артсистемы, они использовались во втором периоде войны. Одна из гаубиц Бр-18 в настоящее время находится в артиллерийском музее  в Сант-Петербурге.
 
В 1938 году на одном из советских артиллерийских полигонов испытывалось 105-мм гаубица чехословацкой фирмы “Шкода”. Имелось в виду в первую очередь выявить его годность для выполнения боевых задач в качестве горной  артиллерии. Орудие не выдержало полигонных испытаний. На его базе в СССР было начато проектирование 107 мм горной гаубицы Горлицкого. В 1939-40 орудие прошло испытания и планировалось начать его серийное производство в 1941 году. Масса гаубицы в боевом положении 800 кг., в походном 1300 кг.. После начала врйны все работы по орудию прекратились.

 

Чешские танки в СССР.

 

В 1938 г. проходил испытания в СССР чешский танк «Шкода»(Skoda-IIa) выпуска 1936 г.(он же 36tв немецкой армии), советское правительство рассматривало вопрос о его покупке с документацией. Однако высокие договаривающиеся стороны никак не могли прийти к соглашению, так как одни желали купить «на грош пятаков», а другие – побольше выручить с продажи своего подопечного. Переговоры зашли в тупик.
Сам чешский танк не сильно интересовав СССР, а вот технические решения чешских танкостроителей вызывали интерес.
У нас продолжались работы по совершенствованию Т-26. который по соотношению цена/качество вполне удовлетворял АБТУ. Но дело в том, что ахиллесовой пятой нашего Т-26 в это время являлась его ходовая часть, главным образом подвеска, слабость которой не позволяла установить на танк новый, более мощный, двигатель, усилить броню, вооружение, поднять запас топлива. Поэтому главной задачей на 1938-1939 гг. по Т-26 была разработка усиленной подвески. Для этого и был нужен S-IIа.
 И вот однажды с санкции наркома обороны СССР, в течение одной ночи часовой был «снят», а запертый в ангаре танк был нелегально обмерен целой делегацией конструкторов КБ заводов № 185 и № 37, после чего было принято решение о нецелесообразности заимствования всего танка в целом, а лишь отдельных его удачных узлов – КПП, механизмов поворотов, приборов наблюдения и прицелов, переговорного устройства, подвески…
На базе, не очень честно полученных данных, С.Гинзбург создал новую подвеску для Т-26.
В конструкции новой подвески. разработанной «по типу Шкода-2» под руководством С. Гинзбурга, использовались опорные катки танка Т-28 и уширенная до 350 мм гусеница с увеличенной высотой гребней траков (назывались в переписке «перо трака»). За время испытаний танк прошел 655 км со средней скоростью 26,74 км/ч. Выводы комиссии, проводившей испытания, были следующими:
«Ходовая часть Т-26М прочна, надежна и дает значительно лучшую тайность хода, что позволяет применить на танке также более мощный двигатель. Гусеницы обеспечены от спадения, в том числе и при поворотах с креном до 40 градусов, что невозможно на других типах танков…
Сцепные качества гусеницы Т-26М выше, чем гусеницы серийного танка. Уширенные гусеницы, хоть и требуют затраты несколько больших усилии на поворотах, но улучшают проходимость на слабых грунтах и сцепление траков при преодолении препятствии».
Еще в ходе работ над Т-26М но заказу АБТУ КБ завода № 174 им. К. Ворошилова приступило к разработке нового танка капитальной модернизации Т-26-1, в котором планировалось соединить подвеску «Шкоды», более мощный двигатель (либо 6-цилиндровый мотор воздушного охлаждения № 745 мощностью 130-150 л.с., либо 4-цилиндровый дизель-мотор № 744 мощностью 180-200 л.с.), большую толщину брони (20-25 мм) и гусеничные цепи шириной 350 мм с повышенным пером. Танк скрывался под заводским индексом «126», тогда как имел войсковой индекс Т-26-5. Танк в серию не пошел, но дал толчек другим разработкам.
 
 

 

Другие технологии и оборудование

 

Чехословакия продала СССР также новую линию для производства чёрного пушечного пороха. Кстати, ранее СССР хотел купить лицензию на это производство у Германии, но сделка сорвалась. Для Советского Союза крайне необходимой была также переданная «Заводами «Шкода» технология так называемой «цементации брони», когда в сталь добавлялся порошок берёзового угля, а затем стальной лист особым образом охлаждался, приобретая повышенную стойкость и упругость.(информация из чешских источников)
 
Военно-техническое сотрудничество «Заводов «Шкода» с Советским Союзом продолжалось до конца 1940 года, причём Чехословакия к тому времени уже год, как была оккупирована нацистской Германией. «Заводы «Шкода» к этому времени уже принадлежали Третьему Рейху и работали на него.
После марта 1939 г., оккупации Чехословакии, всё работы по советским заказам, испытания и поставки происходили под надзором главного командования Вермахта и его специальных структур, созданных именно для этого. С точки зрения Вермахта и германской политики эти поставки не имели большой угрозы. Они уже не согласились бы с расширением поставок, но ранее подписанные контракты с СССР продолжали действовать.
Почему Германия не прервала поставки вооружений с «Заводов «Шкода» в Советский Союз? Есть несколько причин. Во-первых, в обмен на технологии Германия получала сырьё: вольфрам, никель и т.д. Во-вторых, как пояснил в одной из бесед посол Чехословакии в СССР Зденек Фирлингер заместителю наркома иностранных дел Владимиру Потёмкину, Германия накануне войны «не возражала против того, чтобы чехословацкая промышленность как можно шире работала на экспорт. Это пополняло валютные резервы Германии».
Что интересно, краткое военное сотрудничество с СССР до войны, современные чешские историки, сейчас пытаются преподать, как чешский вклад в борьбу с фашизмом ! (?)
Чешский историк Эмил Ворачек (более 30 лет назад посвятил свою дипломную работу оружейным контрактам «Заводов «Шкода» с СССР, и с тех пор остаётся признанным авторитетом в этой малоисследованной области чехословацко-советских отношений) в своем интервью заявляет:  “На самом деле, передача чехословацких технологий советским предприятиям выходила за рамки, очерченные немецкими хозяевами «Заводов «Шкода». Некоторые историки отмечают, что генеральный директор концерта Вилем Громадка во время своей поездки в Москву осенью 1939 г. лично пообещал Сталину, что будет работать на Советский Союз, причём безо всякого вознаграждения(!). Говорят, что лично Громадка передал Москве ряд секретных патентов и чертежей. Впрочем, Громадка был не одинок.
Для чешских экспертов, которые участвовали в передаче технологий Советскому Союзу, их работа была также и вкладом в борьбу с нацизмом. Они отдавали себе отчёт в том, что этим оружием СССР будет сражаться с Германией. Мне приходилось читать их письма. Чешские техники в своих письмах отмечали, что всё, что они делали, делалось для победы над фашизмом(!).
Сколько же всего вооружений было произведено в СССР на основе технологий «Заводов «Шкода»? Отвечает Эмил Ворачек:
 “По приблизительным оценкам, во время Второй мировой войны в СССР было произведено около 7 тысяч единиц зенитных орудий калибра 76,2 мм, более 3-4 тысяч дивизионных гаубиц калибра 152 мм. ВО время войны в Советском Союзе было произведено более 52 тысяч танков Т-34, в котором использовалась переданная чешскими экспертами технология цементации брони.”
Я проверил эти данные и вынужден заявить, что чешский историк, мягко говоря, сильно преувеличивает заслуги чешских оружейников перед СССР и явно вообще не в теме.
Во первых, советские 76,2 мм зенитные  орудия 3-К обр. 31г. и его модификация обр.38г. являться плодом сотрудничества с немецким концерном  “Рейнметалл” в 1930 году, а не “Шкода” в 1938.
Во вторых, этих орудий было выпушено 4 781 шт. всех модификаций в период с 1932-1940 (выпуск прекращен в 1940)год, а не 7 000.
В третьих, ни какой взаимосвязи и ссылок на чешский след в создании советских 152 мм дивизионных гаубиц М10 обр.38г. и Д-1 обр. 43г. – нет. И этих орудий было выпушено не 3-4 тысячи, как считает чех, а 2 926 единиц. ( источники: Иванов “Артиллерия СССР во второй мировой войне” и Широкорад “Тайны русской артиллерии”)
И на счет чешской цементированой брони для Т-34. Все это тоже сильно не так. Первое упоминание о цементированной броне у советских танков относиться к еще 1936 году: “В том же 1936 г. был изготовлен в опытном порядке корпус танка Т-46-3 с наклонными стенками, но сварка цементированных листов толщиной 30 мм не удалась, и корпус изготавливался с креплением на бронеболтах, гужонах и заклепках из самозакаливающейся стали Э16.”
” Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.
Как бы то ни было, Ижорский завод освоил выпуск бронепроката небольших толщин (не свыше 80 мм), пригодного для производства танков с нужным качеством. Но как быть с соединением этих листов? Ведь поверхностно закаленные и цементированные листы при сварке корпуса отпускались и коробились в районе швов на сравнительно большой площади (зона отпуска составляла до 4-5 толщин), что затрудняло процесс сборки и ухудшало прочность корпуса в целом. Вести же серийную сборку бронекорпусов на винтах сочли в то время нецелесообразным.
В середине 1930-х в СССР велись опытные работы по созданию сварного бронекорпуса танка из цементованной брони толщиной 15-20 мм, и к 1937-1938 гг. этот процесс увенчался относительным успехом, но технология соединения листов оставалась чрезмерно сложной.”( Свирин. “Танковая мощь СССР”)
Таким образом, создание цементированной брони в СССР, началось еще до чехословацко-советского сотрудничества…..
Так что, мнение чешского историка о вкладе чешских оружейников в обороноспособность СССР сильно не соответствует действительности. И по сравнению с вкладом чехов в военную мощь гитлеровской Германии, просто незаметна.
Во время Второй мировой войны, «Заводов «Шкода» и другие предприятия Чехословакии, также отлично поработали и на Германию и ее союзников. Вооружая их качественными образцами военной продукции. Вспомним чешские танки 38tи 36tна вооружении Вермахта , САУ на их базе включая знаменитый “Хетцер” и другие бронемашины. Чешские автомобили Татра и Шкода использовались немцами на всех театрах боевых действий. Чехи выпускали немецкие самолеты MeBf109 и FW 189. Артиллерийские и зенитные орудия и боеприпасы. Пулеметы ZB-50 и ZB-26/30, карабины Мauser, самозарядные винтовки ZB-29 и пистолеты. К тому же, чехи активно вели конструкторские разработки новых образцов в области бронетанковой и авиационной техники для Рейха.
Учитывая все выше перечисленное , чехословацко-советское довоенное сотрудничество являться интересным историческим фактом и может быть определено, как взаимовыгодным бизнес с элементами технологического шпионажа. Вклад “чешского” оружия в победе СССР над Германией, за исключением горных орудий, крайне невелик. Тем более по сравнению с работой чешских оружейников на фашистскую Германию.
Сергей Сыч
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий