Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4-5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ совр. г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторич. школа» – Колхидская академия. В ср. века крупными очагами культуры были Гелатская и Икалтойская академии в Грузии, Гладзорский и Татевский ун-ты в Армении. На терр. Азербайджана, Казахстана и Ср. Азии, где господствовала мусульм. религия, при мечетях создавались мектебы и медресе, в к-рых обучали грамоте на араб, языке и основам ислама.
В Киевской Руси первое упоминание об организации обучения детей относится к 10 в. Важное значение для распространения грамотности имело появление в 9 в. слав, азбуки – кириллицы. При крупных монастырях существовали училища. О распространении грамотности среди различных слоев населения Др. Руси свидетельствуют найденные в Новгороде, Пскове и ряде др. мест берестяные грамоты, наиболее ранние из к-рых относятся к 11 в. После объединения рус. княжеств в централизованное Рус. гос-во (кон. 15 – нач. 16 вв.) увеличивается число школ при церквах и монастырях. Развитию просвещения способствовало распространение книгопечатания с 16 в. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский букварь напечатан Иваном Фёдоровым в 1574. В 17 в. в Москве стали создаваться греко-лат. школы, а в 1687 была осн. Славяно-греко-латинская академия – первое высшее уч. заведение, где обучались М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Карион Истомин и мн. др.
В зап. и юго-зап. областях, находившихся под властью Польско-Литовского гос-ва, в 16 в. белорусы и украинцы в борьбе против польско-католич. гнёта организовали во Львове, Киеве, Могилёве, Ьгльнюсе, Полоцке и др. местах т. н. братские школы,ставшие центрами просвещения, тесно связанными с нац.-освободительными движениями. В этих школах преподавали Стефан и Лаврентий Зизании, Мелетий Смотрицкий, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и др. видные педагоги-просветители. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и школа Киево-Печерской лавры (осн. в 1631) были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 – академия).
Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I. Создание большого гос. аппарата, развитие пром-сти и торговли, появление регулярной армии и флота, рост междунар. связей породили настоятельную потребность в специалистах, владеющих науч. знаниями. В результате многочисл. реформ организуются светские гос. уч. заведения: навигацкие, математич., мед., горные и др. уч-ща, содержание образования в к-рых имело ярко выраженное реальное направление. Крупнейшими из них были открытые в Москве в 1701 Школа математических и навигацких наук и Арт.-инженерная (Пушкарская) школа, мед. школа (1707), а затем в Петербурге – Мор. академия (1715), мед. школа (1716), инж. школа (1719), т. н. разноязычные школы для обучения иностр. языкам.
В 1726 при АН открыты Академическая гимназия и Академический университет.
Средние и высшие уч. заведения предназначались для дворянских детей, но в них учились дети и др. сословий. В интересах развивавшейся экономики, торговли и пром-сти, укрепления обороноспособности создавались и нач. школы – т. н. цифирные (с 1714), горнозаводские (с 1716), адмиралтейские (с 1717), гарнизонные (с 1721). Детям крепостных крестьян доступ в них, как и во все др. школы, был закрыт.
Для развития образования большое значение имели введение нового гражданского шрифта (1708) и правописания, создание рус. учебников и перевод уч. книг с иностр. языков.
Со 2-й четв. 18 в. в связи с расширением прав и привилегий дворян для них создавались закрытые сословные учебно-воспитательные заведения: кадетские корпуса – в 1732 Шляхетский корпус в Петербурге, в 1752 на базе Мор. академии – Мор. шляхетский корпус; с 1759 – Пажеский корпус для детей дворянской знати. В 30-40-х гг. 18 в. дворянам было предоставлено право определять своих детей в школы по выбору или обучать наукам на дому до 20 лет.
В 1755 по инициативе и при непосредств. участии М. В. Ломоносова был созданМосковский университет, превратившийся в подлинный форпост рус. науки. При ун-те работали 2 гимназии – одна для дворян, другая для детей свободных сословий недворянского звания. В 1779 при разночинной гимназии открылась Учительская семинария – первое пед. уч. заведение в России. В том же году при ун-те учреждён Благородный пансион – платное закрытое уч. заведение для детей дворян.
Во 2-й пол. 18 в. положено начало гос. жен. образованию (в интересах дворянского сословия). В 1764 осн. Смольный институт благородных девиц, в 1765 при нём открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. Создавались частные пансионы для дворянок.
В последней четверти 18 в. большой размах получило движение гор. общественности и демократич. интеллигенции за организацию нар. училищ и демократизацию системы образования. По их инициативе в Петербурге, Москве, Воронеже, Владимире, Курске, Туле и др. городах открывались нар. уч-ща, воспитательные и сиротские дома. Екатерина II решила создать видимость заботы о нар. уч-щах. В 1782 создана Комиссия об учреждении нар. училищ Росс, империи, разработавшая «Устав народных училищ» (1786), в соответствии с к-рым в губернских городах создавались главные (4-классные), а в уездных – малые (2-классные) нар. уч-ща. В уч-ща по уставу принимались дети всех сословий. Правительство не взяло на себя содержание нар. училищ, однако они были подчинены строжайшему контролю губернаторских чиновников. Источником их финансирования являлись местные средства и добровольные пожертвования. Это было фактически декларативное, феодально-крепостническое решение вопроса о нар. школе. Антинар. политика самодержавия сказалась и в том, что эти уч-ща были тупиковыми уч. заведениями, не дававшими права поступать в ср. и высш. уч. заведения.
В 1802 было учреждено Мин-во нар. просвещения, при к-ром создано Гл. правление училищ. По уставу 1804 система нар. образования, подчинённая министерству, включала приходские уч-ща, уездные уч-ща, губернские гимназии и ун-ты; между уч. заведениями устанавливалась преемственность. Россия была разделена на уч. округа во главе с попечителями. Центрами местного управления уч. заведениями становились ун-ты. По «Уставу университетов» (1804), кроме существовавших в Москве, Дерпте (1802) и Вильнюсе (1803), основаны ун-ты в Казани (1804) и Харькове (1805). Для подготовки учителей при ун-тах открылись пед. ин-ты. Ведущую роль в подготовке учителей для гимназий в эти годы сыграл самостоятельный пед. ин-т в Петербурге (1804), реорганизованный в 1816 в Главный педагогический институт. В 1819 на его базе был создан Петерб. ун-т (см.Ленинградский университет). Близкими к ун-там по уч. планам были лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле и др.
После подавления восстания декабристов 1825, в обстановке реакции, правительство Николая I приняло меры к усилению сословного принципа в образовании. По уставу 1828 исключалась преемственность в системе школ; приходские уч-ща (2-летние) предназначались для «самого низшего сословия», уездные уч-ща (3-летние) – для купечества, гимназии (7-летние) – для детей дворян. Только окончание гимназии давало право поступления в ун-т. Усилился правительств, надзор за благонадёжностью преподавателей и учителей. Расширилась система закрытых женских уч. заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, в к-рых строго выдерживался сословный принцип.
С нач. 19 в. развитие производит, сил и капиталистич. отношений требовало создания системы профессионально-технич. образования. При мн. уездных уч-щах и гимназиях открывались спец. классы и курсы – коммерческие, с.-х., мореходные и др. Одновременно стали появляться и спец. проф. уч. заведения (коммерческие, пром., водные, земледельч., горные и др.). Технич. высшие уч. заведения в это время открылись в Петербурге (ин-ты – лесной, 1803; корпуса инженеров путей сообщения, 1809; технологический, 1828) и в Москве (Высшее технич. уч-ще, 1830, и др.).
Под натиском обществ.-демократич. движения 60-х гг. в России начались реформы в области образования; созданы 2 типа ср. школ – классич. гимназия и реальная гимназия; увеличилось число жен. гимназий и училищ; положено начало высшему жен. образованию (см. Высшие женские курсы); земствам было предоставлено право открывать нач. школы в сел. местности (в 1864-74 открыто св. 10 тыс. земских школ). Политич. реакция 70-80-х гг. отразилась на нар. образовании. Вместо земских школ пр-во насаждало церковно-приходские, усиливалось влияние на школу духовенства. В 1872 вместо реальных гимназий учреждены реальные уч-ща, являвшиеся неполноправными, в сравнении с гимназией, ср. уч. заведениями. В 70-х гг. стали открываться 2-классные нач. уч-ща с 5-летним сроком обучения (первые 3 года обучения именовались 1-м классом, 4-й и 5-й год – 2-м классом), а также гор. уч-ща с 6-летним сроком обучения (в 1912 реорганизованы в высшие нач. уч-ща). Сложившаяся в 70- 80-х гг. 19 в. система школьного образования сохранялась почти без изменения до Окт. революции 1917 и носила классово-сословный характер. Управление нар. образованием оставалось рассредоточенным по мн. орг-циям, главными среди к-рых были Мин-во нар. просвещения, Ведомство православного исповедания и Ведомство учреждений имп. Марии. (См. схему.)
По отношению к многочисл. народам нерусской национальности царизм проводил реакционную, русификаторскую политику, тормозил развитие нац. культур: запрещалось преподавание в школах на родном языке учащихся, ограничивался приём детей нерусских национальностей в уч. заведения и т. д. В результате антинар. политики самодержавия в России, по переписи 1897, грамотные в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28,4%; особенно низкий уровень грамотности был среди киргизов (0,6%), туркмен (0,7%), узбеков (1,6%), казахов (2%). Десятки народов и народностей не имели своей письменности. Ок. 4/5 детей и подростков не могли посещать даже нач. школу; среднее и тем более высшее образование было доступно почти исключительно имущим слоям населения. Характеризуя состояние просвещения в России, В. И. Ленин в 1913 писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,- такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). В предоктябрьский период большевики возглавляли борьбу прогрессивных сил общества за новую, демократич. школу, руководствуясь требованиями в области нар. образования, сформулированными в Программе РСДРП (1903): всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по нац. признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.
Народное образование после Октябрьской революции 1917
Основы политики Коммунистич. партии и Сов. власти в области нар. образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919), в к-рой поставлена задача огромной социальной значимости – создать новую, социалистич. систему нар. образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистич. преобразования общества. «Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 301).
Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (26 дек. 1919) в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении. Повсеместно открывались школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались на родных языках буквари и уч.-методич. лит-pa. К этой работе привлекались учителя, работники культ.-просвет, учреждений и обществ, орг-ций, командиры и политработники Красной Армии, коммунисты и комсомольцы. Активно работал руководимый Н. К. Крупской Главполитпросвет, основанный в 1920 при Наркомпросе. Декретом СНК в 1923 было создано об-во «Долой неграмотность». Систематически проводились съезды и конференции по проблемам внешкольного образования взрослых. За 1920-40 было обучено грамоте ок. 60 млн. чел. взрослого населения. В 1939 (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. Перепись населения 1959 показала, что неграмотность практически ликвидирована полностью.
На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-19, организация дела нар. образования была перестроена на новых, социалистич. началах: все общеобразоват. школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь – от гос-ва; запрещалось преподавание в уч. заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религ. культа; отменялись физич. наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию сов. системы обществ, дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.
Всеросс. органом по руководству и управлению нар. образованием стал Наркомат просвещения, в ведение к-рого перешли уч. заведения всех ведомств. В июне 1918 СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской республике». Важнейшее значение имело ч Положение о единой трудовой школе РСФСР» (опубл. 16 окт. 1918), в соответствии с к-рым создавалась основанная на подлинно демократич. принципах единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном яз. Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20-30-х гг. письменности для десятков народов и народи остей (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отд. народов Ср. Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на рус. графич. основу (узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.).
Коренным образом изменились содержание образования и воспитания, методы уч.-воспитат. работы, началась подготовка новых уч. планов, программ и учебников. Общеобразоват. школа сближалась с жизнью, учение увязывалось с трудом и обществ, работой учащихся. В речи на 3-м съезде РКСМ (октябрь 1920) В. И. Ленин в качестве гл. задач выдвигал воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. морали, формирование у молодёжи материалистич. мировоззрения, коммунистич. взглядов и убеждений, вооружение её подлинно науч. знаниями о природе и обществе, соединение образования с практикой социалистич. строительства, с общественно полезным, производит, трудом. Призывая молодёжь учиться, Ленин подчёркивал, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (там же, т. 41, с. 305). Проведение в жизнь ленинских идей в области нар. образования и культурного строительства неразрывно связано с деятельностью первых руководителей Наркомпроса РСФСР – А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, М. Н. Покровского. Создание сов. школы проходило в трудных условиях Гражд. войны и военной интервенции, хоз. разрухи.
В нач. 30-х гг. изданы постановления, укрепившие организационные и научно-пед. основы сов. школьной системы: «О начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), сентябрь 1931], «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» [пост. ЦК ВКП(б), август 1932], «Об учебниках для начальной и средней школы» [пост. ЦК ВКП(б), февраль 1933], «О структуре начальной и средней школы в СССР» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), май 1934], «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» [пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б), сентябрь 1935] и др.
Право граждан Сов. Союза на образование закреплено Конституцией СССР. Сов. государство создало прочные материальные гарантии, обеспечивающие гражданам СССР реальные возможности использования этого права. Впервые в истории человечества в СССР осуществлена истинно демократич. система воспитания и образования, результаты к-рой во многом способствовали победе сов. народа в Великой Отечеств, войне 1941- 1945 против нем.-фаш. захватчиков. В послевоенный период сов. система нар. образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной. Уже в 1950 работало св. 220 тыс. школ. Усиленно велось школьное строительство. С 1950 по 1965 построено 30 тыс. школ, кроме того, введено в действие 36 тыс. школ по инициативе и на средства колхозов. Быстрый социальный и научно-технич. прогресс предъявил повышенные требования к культурному и общеобразоват. уровню молодёжи, вливающейся в нар. х-во. Совершенствовались содержание и методы работы ср. и высших уч. заведений. Гигантские планы перестройки всего нар. х-ва потребовали расширения высш. и ср. спец. образования, и эта задача успешно решается в стране.
В 1973 Верх. Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». В этом документе нашли отражение достижения сов. народа в строительстве развитого социалистич. общества и задачи нар. образования на совр. этапе. «Целью народного образования в СССР,- указывается в «Основах законодательства»,- является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека» («Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 – 1973 гг.», 1974, с. 93). «Основы законодательства» направлены на дальнейшее совершенствование дела нар. образования в развитом социалистич. обществе. В них записаны руководящие принципы нар. образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и нац. принадлежности, пола, отношения к религии, имуществ. и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; гос. и обществ, характер всех учебно-воспитат. учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке др. народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном гос. обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы нар, образования и преемственность всех типов уч. заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистич. воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистич. строительства; науч. характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; гуманистич. и высоконравств. характер образования и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.
Система нар. образования в СССР включает: дошкольное воспитание; общее ср. образование; внешкольное воспитание; проф.-технич. образование; ср. спец. образование; высшее образование.
Коммунистич. партия и Сов. пр-во проявляют постоянную заботу о нар. образовании, мобилизуют силы общества для его улучшения. Воспитание и образование в СССР стало делом общенародным, в его совершенствовании участвуют все обществ, орг-ции; используются средства массовой информации, литература и искусство. При местных Советах работают постоянные комиссии по нар. образованию, науке и культуре. ЦК КПСС и местные парт, органы в своих аппаратах имеют отделы науки и уч. заведений. Развитие нар. образования в СССР опирается на передовой пед. опыт и достижения сов. педагогики.
Дошкольное воспитание. Первое звено системы нар. образования – дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В. И. Ленин назвал организацию сов. детских садов «ростками коммунизма», указывал на их важную роль в раскрепощении женщины (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 24). В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений – детских яслей-садов. В тесном сотрудничестве с семьёй они осуществляют всестороннее гармонии, развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практич. навыки, любовь к труду, заботятся об их эстетич. воспитании, подготавливают к обучению в школе, воспитывают в духе уважения к старшим, любви к Социалистич. Родине и родному краю. Дошкольные учреждения организуются исполкомами районных, городских, сельских и поселковых Советов, а также (с их разрешения) гос. предприятиями, учреждениями и орг-циями, колхозами, кооперативными и др. обществ, орг-циями. (О развитии сети дошкольных учреждений см. табл. 1.)
Табл. 1. – Рост сети дошкольных учреждений
| 1914 | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 | 1975 | |
| Число постоянных дошкольных учреждений – всего | 177 | 46031 | 45251 | 70584 | 102730 | 115173 |
| в т. ч. детских садов и яслей-садов | 150 | 23999 | 25624 | 43569 | 83134 | 99392 |
| Численность детей в постоянных дошкольных учреждениях – всего, тыс. | 5,4 | 1953 | 1788 | 4428 | 9281 | 11523 |
| в т. ч. в детских садах и яслях-садах | 4,0 | 1172 | 1169 | 3115 | 8100 | 10470 |
Работа в дошкольных учреждениях строится на науч. основе. Для подготовки воспитателей и руководителей созданы пед. уч. заведения. Пед. руководство и обеспечение кадрами (независимо от их ведомств, подчинённости) осуществляют мин-ва просвещения (нар. образования) СССР и союзных республик и их местные органы. Лечебно-профилактич. работу с детьми ведут учреждения здравоохранения. Издаются журн. «Дошкольное воспитание» и др.
Общеобразовательная школа – осн. форма получения общего ср. образования. С первых лет Сов. власти она развивается как единая, трудовая и политехническая. Её единство обеспечивается общностью принципов организации учебно-воспитат. процесса, единым в своей основе содержанием образования и воспитания учащихся при учёте нац. особенностей народов Сов. Союза. Политехнич. и трудовое обучение ведётся в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.
По мере экономич, и культурного роста страны школьная система претерпевала изменения в типах и структуре уч. заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и проф. образования. С 1921 наряду со ср. школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи (с 1930 – школы колхозной молодёжи) и с 1926 в городе – фабрично-заводские семилетки. К 1930 во всех союзных республиках были созданы необходимые условия для введения всеобуча. ЦК ВКП(б) 25 июля и ЦИК и СНК СССР 14 авг. 1930 приняли постановления о введении с 1930/31 уч. г. повсеместного всеобщего обязательного нач. обучения детей в возрасте 8-10 лет, а в городах и рабочих посёлках – всеобщего обязательного 7-летнего обучения. С 1930 по 1940 число учащихся 1-4-х классов дневных школ возросло на 6 млн., 5-7-х классов- на 8,8 млн. чел. В 1940/41 уч. г. общее число учащихся общеобразоват. школ всех видов достигло 35,6 млн. Особенно разительны были достижения школьного образования в ср.-азиат, республиках. Так, в 1940/41 уч. г. по сравнению с 1914/15 уч. г. число учащихся общеобразоват. школ в Туркм. ССР увеличилось в 37 раз, в Кирг. ССР – в 47 раз, в Узб. ССР – в 75 раз, в Тадж. ССР – в 854 раза.
В период Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся нем. оккупации, 82 тыс. школ, в к-рых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Нои в эти годы Коммунистич. партия и Сов. пр-во делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразоват. школы. Были созданы школы для рабочей и сел. молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.
По окончании войны осн. задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразоват. школы в городах и районах, освобождённых от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране. 19-й съезд КПСС (1952) принял решение о завершении перехода от 7-летнего образования ко всеобщему среднему в крупных пром. и культурных центрах СССР и подготовке условий для осуществления в последующие годы всеобщего ср. образования в остальных городах и сел. местности. В 50-е гг. получили развитие школы-интернаты. В 1958 Верх. Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе к-рого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершённое повсеместно в 1962. Значительно расширилась сеть школ, дающих молодёжи ср. образование без отрыва от произ-ва. Перспективы развития народного просвещения наметил 22-й съезд КПСС (1961) в новой Программе партии.
Большое значение для общеобразоват. школы в условиях развитого социалистич. общества имели постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973).
25-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего серьёзного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы.
Динамика развития школьного образования характеризуется данными, приведёнными в табл. 2.
В соответствии с Уставом ср. общеобразоват. школы (1970) в зависимости от местных условий создаются отдельно нач. школы в составе 1-3-х классов, 8-летние школы в составе 1-8-х классов и ср. школы в составе 1 -10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего ср. образования. Срок обучения в ср. школах 10 лет; в школах Литов. ССР, Латв. ССР и Эст. ССР продолжительность обучения составляет 11 лет.
Сеть общеобразоват. школ включает также ср. школы с производств, обучением, ср. школы с углублённым изучением отд. предметов, школы-интернаты, ср. общеобразоват. школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физич. и умственными недостатками, спец. школы.
Школы с производств, обучением и школы с углублённым теоретич. и практич. изучением отд. предметов создаются для удовлетворения различных интересов и развития способностей учащихся, а также для их проф. ориентации. Объём общеобразоват. знаний в этих школах соответствует требованиям единых уч. планов и программ.
Общеобразоват. школы с продлённым днём имеют целью дальнейшее развитие обществ, воспитания учащихся. Это перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования. В 1975/76 уч. г. в школах и группах с продлённым днём находилось 7,3 млн. учащихся.
Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся из семей, не имеющих необходимых условий для воспитания детей. В 1975/76 уч. г. в 2,2 тыс. школ-интернатов обучалось и воспитывалось 777,6 тыс. чел. Для детей, лишившихся родителей и попечения, создана сеть детских домов.
Табл. 2. – Общеобразовательные школы всех видов и численность учащихся в них (на начало уч. года)
| 1914/15 | 1940/41 | 1950/51 | 1960/61 | 1970/71 | 1975/76 | |
| Число общеобразовательных школ всех видов, тыс. | 123,7 | 198,8 | 222,1 | 224,4 | 190,3 | 167,0 |
| В том числе: | ||||||
| начальные, неполные средние и средние школы | 123,7 | 191,5 | 201,6 | 199,2 | 174,6 | 149,5 |
| вечерние (сменные) общеобразовательные школы (включая обучающихся заочно)* | – | 7,3 | 20,5 | 25,2 | 15,7 | 17,5 |
| Численность учащихся, млн. | 9,7 | 35,6 | 34,7 | 36,2 | 49,4 | 48,8 |
| В том числе: | 14,0 | 14,2 | 15,3 | 12,7 | ||
| в 1- 3-х классах | 8,1 | 16,1 | ||||
| в 4- 8-х классах | 1,5 | 18,2 | 19,8 | 19,4 | 26,3 | 24,1 12,0 |
| в 9- 10(11)-х классах. | 0,1 | 1,3 | 0,9 | 2,6 | 7,8 |
* Включая дневные общеобразовательные школы, при к-рых организованы классы для обучения работающей молодёжи, самостоятельные заочные школы и средние профтехучилища; за 1940/41 уч. г.- включая рабфаки и школы взрослых. Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в физич. развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы спец. общеобразоват. школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2,4 тыс. таких школ (436,3 тыс. уч-ся).
Ср. общеобразоват. школы работающей молодёжи, как правило, в составе 8-11-х классов создаются для рабочих, колхозников и служащих, к-рые по тем или иным причинам не смогли получить среднее (а в отд. случаях 8-летнее) образование. Эти школы имеют 2 формы обучения – вечернюю (сменную) и заочную. За годы 9-й пятилетки (1971-75) в них получило ср. образование 3,4 млн. чел., что составляет немногим более 1/4 окончивших общеобразоват. школы всех видов.
Уч. год во всех общеобразоват. школах страны начинается 1 сент. и заканчивается в 1-7-х классах 30 мая, в 8-х классах 10 июня, в 9-10(11)-х классах 25 июня. Уч. год делится на уч. четверти: 1-я – с 1 сент. по 4 нояб., 2-я – с 10 нояб. по 29 дек., 3-я – с 11 янв. по 23 марта, 4-я – с 1 апр. до конца уч. года. Соответственно устанавливаются и каникулы (осенние, зимние, весенние и летние).
В типовом уч. плане школы допускается след, максимальное количество обязат. уч. часов в неделю: в 1-4-х классах- 24 ч, в 5-8-х классах – 30 ч и для 9-10 (11)-х классов – 32 ч. В 10-летних школах с нерус. языком обучения допускается увеличение недельной уч. нагрузки на 2-3 ч.
Осн. форма организации учебно-воспитат. работы в школе – урок продолжительностью в 45 мин. В процессе обучения и воспитания применяются разнообразные виды самостоят, работы школьников, лабораторно-практич. занятия, экскурсии, труд в мастерских, на учебно-опытном участке, в ученич. производств, бригаде, а также производств, практика на предприятиях, в колхозах и т. д.
Знания учащихся по большинству уч. предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как «примерное», « удовлетворительное» и «неудовлетворительное». В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отд. союзных республиках в среднем и старшем концентрах школы введены переводные экзамены из класса в класс. Лица, окончившие 8 классов, получают свидетельство о 8-летнем образовании, дающее право на поступление в 9-й класс общеобразоват. школ, в ср. спец. и профессионально-технич. уч. заведения; окончившим ср. школу выдаётся аттестат о ср. образовании. Учащиеся школ, достигшие значит, успехов по всем уч. предметам и активно участвующие в обществ, жизни школы, награждаются похвальными листами; учащиеся, достигшие особых успехов по отд. предметам – похвальной грамотой ч За особые успехи в изучении отдельных предметов»; особо отличившиеся выпускники ср. школы – золотой медалью “За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение”.
За годы 8-й и 9-й пятилеток (1966-75) в соответствии с постановлениями партии и пр-ва проведена реформа содержания ср. образования: разработаны и внедрены новые научно обоснованные программы и учебники, учитывающие достижения совр. науки, культуры, экономики и социального прогресса и вместе с тем освобождённые от излишней детализации и второстепенного материала, установлено начало систематич. преподавания основ наук с 4-го года обучения, уч. планы школ изменены в направлении более рационального соотношения гуманитарного и естественно-математич. циклов дисциплин, преодоления чрезмерного концентризма в обучении основам наук и правильного размещения уч. материала по годам обучения. В целях дальнейшего развития всесторонних интересов и способностей школьников, начиная с 7-х классов проводятся факультативные занятия по выбору. Учитывая важность овладения совр. техникой, во мн. школах введено изучение автодела, с.-х. машин. Школы оснащаются совр. оборудованием, приборами, технич. средствами обучения, учебно-наглядными пособиями. В уч. процессе больше внимания стало уделяться использованию лабораторно-практич. занятий, политехнич. практикумов, опытничества, летним практич. работам. Создаются межшкольные многопрофильные учебно-производств. комбинаты.
Важнейшие задачи совр. сов. школы – формирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание учащихся в духе высокой коммунистич. нравственности, сов. патриотизма и социалистич. интернационализма. В школах повышается идейно-воспитат. направленность уроков и бесед классных руководителей, активизирована деятельность комсомольских и пионерских орг-ций школ и ученического самоуправления.
Спортивный зал (1), актовый зал (2) и один из классов школы-новостройки в Ленинграде (3),
Ист. победа ленинской политики КПСС в области развития нар. образования состоит в том, что в основном завершён переход ко всеобщему ср. образованию. В 1975 97% выпускников 8-х классов поступили в уч. заведения, дающие ср. образование.
За годы Сов. власти создана система подготовки и повышения квалификации учительских кадров. В 1975 подготовка учителей и воспитателей велась в 200 пед. ин-тах и 404 пед. уч-щах, а также в 65 ун-тах. В 1975 в общеобразоват. школах работало 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя 4-10 (11)-х классов в абсолютном большинстве имеют высшее пед. или университетское образование; из учителей нач. классов каждый 5-й окончил пед. ин-т. Для повышения квалификации пед. кадров создана сеть методич. учреждений, в т. ч. 186 ин-тов усовершенствования учителей и св. 4,5 тыс. методич. кабинетов (см. такжеПедагогическое образование).
За выдающиеся успехи в области коммунистич. воспитания учителям присваивается почётное звание заслуж. учителя школы республики. Работники органов нар. образования, учителя, особо отличившиеся в обучении и воспитании подрастающего поколения, награждаются медалью Н. К. Крупской. Нагрудным значком «Отличник просвещения СССР» награждаются лучшие учителя, воспитатели и др. работники учреждений Мин-ва просвещения СССР за большие успехи в области нар. образования и активное участие в обществ.-политич. жизни. С 1975 введены проф. звания старшего учителя и учителя-методиста, присваиваемые лучшим учителям. «Народный учитель – гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека» (Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 5, 1976, с. 148). Забота об улучшении материального положения учителей отражена в многочисл. постановлениях партии и пр-ва. К нач. 1977 среди учителей имеется 83 Героя Социалистич. Труда, св. 280 тыс. награждены орденами и медалями СССР, 35 тыс. носят звание заел. учителя школы.
Постоянно укрепляется учебно-материальная база школ. За 1918-70 за счёт гос. и кооп. предприятий и орг-ций (без колхозов) введены в действие почти 98 тыс. школ на 31,7 млн. ученич. мест. Колхозы страны только за 1946-70 построили 59 тыс. общеобразоват. школ на 8 млн. ученич. мест. За годы 9-й пятилетки вошло в строй ещё более 16 тыс. новых школ, в т. ч. ок. 13 тыс. в сел. местности. В каждой союзной и авт. республике издаётся необходимое количество учебников и уч. пособий. Ежегодно издаётся на языках народов СССР св. 2 тыс. наименований школьных учебников тиражом св. 300 млн. экз. В библиотеках ср. школ созданы фонды учебной и методической литературы, достигшие почти 100 млн. экз.
В 1966 образовано союзно-респ. Мин-во просвещения СССР. Для всестороннего учёта нац. особенностей в союзных республиках при Мин-ве просвещения СССР учреждён Совет по вопросам ср. общеобразоват. школы, в к-рый входят министры просвещения (нар. образования) всех союзных республик. При Мин-ве просвещения СССР создана Академия педагогических наук СССР. Издаются журн. «Народное образование», науч.-методич. журналы, «Учительская газета» (орган Мин-ва просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений). В союзных и автономных республиках непосредств. руководство и управление нар. образованием осуществляют мин-ва просвещения (нар. образования), в краях, областях, округах, городах и районах – соответствующие отделы нар. образования. Респ. и местные органы нар. образования имеют свои н.-и. учреждения, ин-ты усовершенствования учителей, методич. кабинеты, пед. периодич. издания. См. также Средняя общеобразовательная школа.
Внешкольные детские учреждения деятельно участвуют во всестороннем развитии способностей детей и подростков – воспитывают обществ, активность, укрепляют интерес к труду, науке, искусству, спорту, организуют досуг и способствуют укреплению здоровья. На нач. 1976 действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, св. 7 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, 155 детских парков, 38 детских жел. дорог, 6 тыс. детских муз., хореографич. и художеств, школ, 5 тыс. детско-юношеских спортивных школ, 7,6 тыс. детских библиотек и др. Миллионы детей и подростков ежегодно отдыхают в пионерских лагерях, в лагерях труда и отдыха, на городских и загородных детских площадках, в домах санаторного типа. Внешкольные учреждения находятся в ведении мин-в просвещения, культуры и др. и работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской орг-циями, решая вместе с ними задачи коммунистич. воспитания детей и подростков. См. также Внешкольные учреждения.
Пионерский парад в «Артеке». 1974.
Профессионально-техническое образование. Начало развитию сов. профессионально-технич. образования было положено в 1919 декретом СНК РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний». В 1921 утверждено положение о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). ФЗУ за 1929-40 подготовлено св. 2,3 млн. квалифициров. рабочих. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов СССР, к-рой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. уч-ща и школы фаб.-зав. обучения (ФЗО). В 1959 Гл. управление трудовых резервов преобразовано в Гос. комитет Сов. Мин. СССР по профессионально-технич. образованию, в систему к-рого входят след. осн. типы профессионально-технич. уч. заведений: 1-2-годичные гор. и сел. профтехучилища (ПТУ), ср. профтехучилища (3-4 г. обучения), работающие на базе 8-летней общеобразоват. школы, технич. уч-ща (1 -1,5 г.) для молодёжи, окончившей полную ср. школу.
Профессионально-технич. уч. заведения готовят для народного х-ва культурных, технически образованных, квали-фициров. рабочих, владеющих проф. мастерством, отвечающим требованиям совр. произ-ва и науч.-технич. прогресса. Уч. заведения специализированы по группам родственных профессий (всего ок. 1100 профессий) и тесно связаны с базовыми предприятиями. Окончившим профессионально-технич. уч. заведения присваивается соответствующая квалификация и выдаётся аттестат. (См. табл. 3.)
Уч. заведения профессионально-технического образования за 1941-75 подготовили 33 млн. квалифициров. рабочих; в 1975 – 2 млн.
Новый этап в развитии профессионально-технич. образования ознаменован организацией с кон. 60-х гг. ср. профтехучилищ, в к-рых молодёжь получает профессию и общее ср. образование. Это перспективная форма подготовки молодого поколения рабочего класса и осуществления всеобщего ср. образования. Пути улучшения системы профессионально-технич. образования определены пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» (1972), в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973). Особое внимание уделяется подготовке молодых квалифициров. технич. кадров в с. х-ве, что отражено в пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» (1975). В профессионально-технич. уч. заведениях широко развито технич. и художеств, творчество уч-ся. Физкультурно-спортивную работу с учащимися организует Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». Издаётся ежемесячный журн. «Профессионально-техническое образование».
Преподавателей и мастеров производств, обучения готовят (1975) 13 инженерно-педагогич. ф-тов политехнич. ин-тов, 69 индустриально-педагогич. техникумов. В 1966 создан Всесоюзный ин-т повышения квалификации инженерно-педагогич. работников профтехобразования (Ленинград). См. также Профессионально-техническое образование.
На занятиях в учебном магазине Тульского ПТУ, готовящего работников торговли и общественного питания на селе.
Табл. 3. – Рост числа профессионально-технических учебных заведений и численности учащихся в них (на 1 янв.)
| 1941 | 1946 | 1951 | 1961 | 1971 | 1976 | |
| Число профессионально-технических учебных заведений | 1551 | 2488 | 2593 | 3684 | 5351 | 6272* |
| Численность уч-ся, тыс. чел. . | 602 | 603 | 520 | 1064 | 2380 | 3081 |
* Из них 2713 средних ПТУ.
Среднее специальное образование- один из основных путей осуществления всеобщего ср. образования и подготовки квалифициров. кадров в различных областях нар. х-ва и культуры. Их готовят средние спец. учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, с. х-ва, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. В 1914 в России насчитывалось 450 ср. спец. уч. заведений с 54 тыс. уч-ся. За годы Сов. власти подготовлено св. 20 млн. специалистов со ср. спец. образованием. Рост числа ср. спец. уч. заведений и учащихся в них представлен в табл. 4.
Ср. спец. уч. заведения строятся на базе 8-летнего образования (3-4 г. обучения) и на базе 10-летней школы (2- 3 г. обучения). Ср. спец. образование складывается из общего ср. образования и комплекса теоретич. и практич. знаний, проф. умений и навыков по специальности. Оно ведётся более чем по 450 специальностям, объединённым в отраслевые группы (горные, энергетич., метал лургич ., маш.-строит., электротехнич., трансп., с.-х., торг., мед., педагогич., муз., художеств, и т. д.). Для каждой специальности установлены определ. комплекс и объём уч. дисциплин, разделённых на 3 цикла – общеобразоват., общетехнич. (общемедицинский, общепедагогич. и т. д.) и специальный в соответствии с уч. планами и уч. программами, утверждаемыми Мин-вом высшего и ср. спец. образования СССР. Осн. типы уч. заведений в системе ср. спец. образования – техникумы и училища, обучение в к-рых имеет 3 формы: дневную, вечернюю и заочную (длительность обучения на вечерних и заочных отделениях обычно на 1 год больше, чем на дневном) и ведётся с отрывом и без отрыва от работы на произ-ве (по ряду специальностей). Окончившим техникумы и уч-ща присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаётся диплом и нагрудный знак.
ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР в 1974 приняли пост. «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки спе-
циалистов со средним специальным образованием», на основании к-рого руководство техникумами и уч-щами сосредоточивается в меньшем числе мин-в и ведомств, ср. спец. уч. заведения специализируются по отраслевому принципу с учётом необходимой кооперации в подготовке специалистов; при Мин-ве высшего и ср. спец. образования СССР созданы Совет по ср. спец. образованию и Гос. инспекция; расширена подготовка в вузах инженеров-педагогов для техникумов и т. п. Издаётся журн. «Среднее специальное образование». См. также Среднее специальное образование.
Будущие киномеханики на практических занятиях. Брянское ПТУ.
Высшее образование. Создание сов. системы высшего образования и подготовка кадров нар. интеллигенции – одно из крупнейших завоеваний Окт. революции 1917. В 1914/15 насчитывалось 105 высших уч. заведений, в к-рых обучалось 127 тыс. студентов, гл. обр. из имущих слоев населения. Большинство этих уч. заведений находилось в Петрограде, Москве, Киеве и нек-рых др. городах Европ. части страны; в Ср. Азии, Белоруссии, на Кавказе и в ряде др. районов страны высших уч. заведений не было.
В первые годы Сов. власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утверждённым СНК РСФСР «Положением о высших учебных заведениях РСФСР» (1922). В основу организации уч. процесса в вузах была положена ленинская идея об органич. связи теории и практики [пост. ЦК РКП(б) «О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством», 1925]. Коммунистическая партия и Советское пр-во уделили много внимания демократизации высшей школы, привлечению к высшему образованию представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. Большую роль в формировании нар. интеллигенции сыграли правила приёма в вузы (1918), создание в 1919 рабочих факультетов (рабфаков) к-рые позволяли молодёжи из рабочих и крестьян завершить общее ср. образование и готовили к обучению в вузах. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на произ-ве, была создана система вечернего и заочного высшего образования.
Табл. 4.- Рост числа средних специальных учебных заведений и учащихся в них (на начало учебного года)
| 1940/41 | 1965/66 | 1970/71 | 1975/76 | |
| Всего средних специальных учебных заведений | 3773 | 3820 | 4223 | 4302 |
| В них учащихся, тыс. | 975 | 3659 | 4388 | 4525 |
| В том числе обучающихся: | ||||
| на дневных отделениях | 787 | 1835 | 2558 | 2817 |
| на вечерних отделениях | 32 | 628 | 645 | 516 |
| на заочных отделениях | 156 | 1196 | 1185 | 1192 |
К высшим уч. заведениям в СССР относятся ун-ты, политехнич., индустриальные и др. отраслевые ин-ты, академии, консерватории, высшие уч-ща и школы со сроками обучения 4-6 лет (вечерняя и заочная формы обучения предусматривают соответственно срок на 6-12 мес больше). Вузы организуются гос-вом и обществ. орг-ци ям и.
Обучение в вузах бесплатное. Преподавание ведётся на родном языке студентов. Студентам выплачивается в зависимости от успеваемости гос. стипендия, иногородним предоставляется общежитие. Для обучающихся без отрыва от работы на произ-ве установлены дополнит, оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день. При вузах организованы курсы по подготовке в вузы, а для передовых рабочих и колхозников и для демобилизованных из Вооруж. Сил СССР созданы подготовит, отделения. Таким образом, в СССР высшее образование стало реально доступным всем гражданам, имеющим законченное ср. образование.
Табл. 5.- Р а с п р е д е л е н и е числа вузов и количества студентов по союзным республикам (на начало 1975/76 учебного года)
| Числоуч. заведений | Количество студентов, тыс. чел. | |
| РСФСР | 483 | 2856,9 |
| Украинская ССР | 142 | 831,3 |
| Белорусская ССР | 31 | 159,9 |
| Узбекская ССР | 42 | 246,6 |
| Казахская ССР | 49 | 216,1 |
| Грузинская ССР | 19 | 82,8 |
| Азербайджанская ССР | 17 | 99,0 |
| Литовская ССР | 12 | 62,6 |
| Молдавская ССР | 8 | 44,4 |
| Латвийская ССР | 10 | 45,3 |
| Киргизская ССР | 9 | 50,1 |
| Таджикская ССР | 9 | 50,4 |
| Армянская ССР | 13 | 54,1 |
| Туркменская ССР | 6 | 31,1 |
| Эстонская ССР | 6 | 23,4 |
В результате проведения ленинской нац. политики за годы Сов. власти во всех союзных республиках созданы высшие уч. заведения (см. табл. 5). В 1975 имелось 856 вузов (в т. ч. 65 ун-тов), в к-рых обучалось св. 4,9 млн. студентов. Сов. Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистич. страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др.
Подготовка кадров высшей квалификации различных профилей ведётся в соответствии с планами развития нар. х-ва страны и потребностями отд. отраслей х-ва и культуры в специалистах.
Численность студентов высших учебных заведений по отраслевым группам (1975/76 уч. г., тыс. чел.): в вузах пром-сти и стр-ва 1950, транспорта и связи 277,6, с. х-ва 460, экономики и права 354,7, здравоохранения, физич. культуры и спорта 351,6, просвещения 1415,3, иск-ва и кинематографии 44,8.
В высших и ср. спец. уч. заведениях СССР обучаются лчца из 134 стран, гл. обр. из братских социалистических, а также из развивающихся. В Москве работает Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в к-ром учится молодёжь из стран Африки, Юго-Вост. Азии, Ближнего и Ср. Востока, Лат. Америки. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностр. граждан; СССР ежегодно командирует за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимает столько же граждан из др. стран.
Сов. вузы призваны готовить высоко-квалифициров. специалистов, владеющих марксистско-ленинским мировоззрением, глубокими теоретич. знаниями и практич. навыками; воспитывать у студентов высокие моральные качества, коммунистич. сознательность, культуру, социалистич. интернационализм и патриотизм; постоянно совершенствовать качество подготовки специалистов с учётом требований совр. произ-ва, науки, техники, культуры и перспектив их развития; выполнять н.-и. работу; подготавливать научно-педагогич. кадры; повышать квалификацию преподават. состава высших и ср. уч. заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответств. отраслях нар. х-ва.
При ун-тах и мн. др. высших уч. заведениях имеется аспирантура для подготовки науч. и научно-педагогич. кадров, факультеты повышения квалификации профессорско-преподават. состава, н.-и. подразделения (см. раздел Научно-технический потенциал).
Церемония посвящения в студенты в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана.
На занятиях биологического факультета. Ощский педагогический институт.
Марш бойцов строительных студенческих отрядов высших учебных заведений Рязани.
Науч. труды и опыт работы вузов освещаются в науч. отраслевых журналах – «Вестнике высшей школы», «Научных докладах высшей школы», «Известиях высших учебных заведений», «Трудах» и «Учёных записках» отд. вузов.
Расширяются науч. связи сов. высшей школы с вузами зарубежных стран. Сов. учёные избраны почётными профессорами и докторами зарубежных вузов; выдающиеся зарубежные учёные, прогрессивные обществ, деятели состоят почётными профессорами и докторами ряда сов. вузов.
Т а б л. 6.- Численность специалистов, занятых в народном хозяйстве, тыс. чел.
| 1913 | 1928 | 1941 | 1955 | 1965 | 1975 | |
| Всего специалистов | 190 | 521 | 2401 | 5133 | 12066 | 22796 |
| В том числе: | ||||||
| с высшим образованием | 136 | 233 | 909 | 2184 | 4891 | 9477 |
| со средним специальным образованием | 54 | 288 | 1492 | 2949 | 7175 | 13319 |
В сов. вузах получили широкое развитие студенческие стройотряды, спортивные об-ва, студенческие театры, ансамбли и пр. Сов. студенты активно участвуют в междунар. молодёжном и студенческом движении. Сов. студенчество представлено в Междунар. союзе студентов Студенческим советом СССР.
Высшим образованием в стране руководит Мин-во высшего и ср. спец. образования СССР, при к-ром создан Совет по высшей школе, разрабатывающий научно обоснованные рекомендации по улучшению учебно-воспитат. и н.-и. работы; по вопросам перспективного планирования подготовки специалистов, их распределения и использования; по повышению квалификации научно-педагогич. кадров. Управление большинством вузов страны осуществляют мин-ва высшего и ср. спец. образования союзных республик, а также отраслевые мин-ва и ведомства, в ведении к-рых они находятся. Каждое высшее уч. заведение имеет свой устав, разрабатываемый на основе Положения о высших уч. заведениях СССР и утверждаемый мин-вом или ведомством, а также правила внутр. распорядка. См. также Высшее образование.
Уровень образования населения. Переход ко всеобщему ср. образованию и развитие высшего и ср. специального обеспечили высокий уровень образованности населения. Численность населения СССР, имеющего законченное высшее и ср. спец. образование (включая пенсионеров, военнослужащих и домашних хозяек), на кон. 1975 составляла 30,6 млн. чел. Динамика численности специалистов с высшим и ср. спец. образованием, занятых в нар. х-ве, представлена в табл. 6.
В 1975 из общего числа специалистов с высшим и ср. спец. образованием, занятых в нар. х-ве (22796 тыс. чел.), работало (тыс. чел.): на пром. предприятиях 5460, в с. х-ве 1383, на предприятиях транспорта 907, в строит, орг-циях 2060, в учреждениях здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения 2870, в учреждениях просвещения и культуры 4513, в учреждениях науки и науч. обслуживания 1975 и т. д. В 1975 среднее и высшее образование имели 77% населения, занятого в нар. х-ве.
Сов. гос-во отпускает на развитие народного образования огромные денежны-е средства и материальные ресурсы (см. табл. 7).
Расходы на содержание учебно-воспитат. учреждений производятся на средства гос. бюджета, кооп., профсоюзных и др. обществ, орг-ций, а также на средства колхозов.
См. также раздел Народное образование и культурно-просветительные учреждения в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ. ф. Г. Паначин.
Табл. 7.- Расходы на народное образование из государственного бюджета (без капитальных вложений, млн. руб.)
| 1940 | 1965 | 1973 | |
| Общее образование и воспитание детей и подростков, общеобразоват. работа среди взрослых | 1187 | 8314 | 13854 |
| Проф.-технич. образование | 738 | 2092 | |
| Техникумы, уч-ща и школы по подготовке кадров ср. квалификации | 190 | 829 | 1790 |
| Высшие уч. заведения | 288 | 1483 | 2972 |








