Столкновение и наказание

В свое время сведения о навигационных происшествиях и катастрофах советских подводных лодок, как дизельных, так и атомных, являлись тайной за семью печатями. Материалы расследований по каждому такому факту также засекречивались. В наши дни стали известны несколько случаев столкновения советских подводных лодок с надводными кораблями и судами, которые привели к многочисленным человеческим жертвам и гибели или серьезным повреждениям субмарин.

По каждому такому факту возбуждались уголовные дела, в расследовании которых помимо органов военной прокуратуры неизменно принимала участие всемогущая спецслужба — Комитет государственной безопасности СССР в лице особых отделов флотов, воинских частей и соединений. Однако материалы дела не всегда доходили до военного трибунала, а уголовное преследование прекращалось или приостанавливалось в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» либо «невозможностью установить истинные причины» затопления подводной лодки до ее подъема и осмотра.

О том, насколько суровой оказывалась советская Фемида в отношении выживших в столкновениях командиров подводных лодок и судоводителей гражданских судов, видно из следующих происшествий на море.
1956 год. Подводная лодка М-200 столкнулась с надводным кораблем и затонула. Погибло 35 человек

Трагедия произошла в Суурупском проливе Балтийского моря 21 ноября 1956 года. На подходе к Таллиннской военно-морской базе подводная лодка класса «М» (малая) из состава 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота столкнулась в надводном положении с миноносцем «Статный» и затонула на глубине 53 метра. Погибло 35 человек.

По окончанию расследования обстоятельств гибели М-200 ее командир Шуманин и командир «Статного» Савчук, были осуждены военным трибуналом к лишению свободы сроком на три года каждый с отбыванием наказания в лагере.
1973 год. Подводная лодка К-56 столкнулась с научно-исследовательским судном. Атомоход остался на плаву. Погибло 26 человек

Атомная подводная гвардейская лодка «К-56» (крейсерская) Тихоокеанского флота возвращалась в надводном положении в базу после зачетной стрельбы на полигоне в Японском море. Радиолокационная станция «К-56» после предельной нагрузки во время выполнения учебно-боевой задачи была выведена в так называемый «горячий резерв» — на техническую паузу. А включена она была всего за несколько минут до столкновения с научно-исследовательским судном «Академик Берг».

14 июня 1973 года в 01 час 03 минуты местного времени шедшее со скоростью в 9 узлов (около 17 км в час) судно ударило лодку форштевнем в стык первого и второго отсеков, проделав в прочном корпусе лодки пробоину размером около 5 кв. м. В результате попадания морской воды в аккумуляторные ямы и большой концентрации выделенного хлора погибли 27 человек, задраившихся во втором отсеке, — 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов и специалист оборонного предприятия из Ленинграда.

Командир подводной лодки гвардии капитан 2 ранга Л.Хоменко принял решение о посадке субмарины на песчаную отмель, с которой она была снята уже на второй день после катастрофы и отбуксирована на ремонтное предприятие.

Столкновение «Академика Берга» с «К-56» было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Состав преступной халатности был признан в действиях старшего помощника командира ПЛА гвардии капитана 2 ранга В.Петрова, который на момент столкновения нес командирскую вахту. Он обвинялся в проявлении беспечности и нарушении международных правил предупреждения столкновения судов на море. Такие же обвинения были предъявлены и С. Куксенко, несшему капитанскую вахту на «Академике Берге».

Однако министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.Гречко не дал санкции на уголовное преследование Петрова (по специальному Указу Президиума Верховного Совета СССР на привлечение к уголовной ответственности офицеров требовалось согласие министра). С министром обороны был солидарен и главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Горшков. Решение военачальников можно объяснить нежеланием предавать случившееся «лишней» официальной огласке.

Что касается судоводителя «Академика Берга» С. Куксенко, то уголовное дело в свою очередь было прекращено ввиду прекращения уголовного дела в отношении его военного коллеги.
1981 год. Подводная лодка С-178 столкнулась с рефрижераторным судном и затонула. Погибло 32 человека

21 октября 1981 года в 10 часов 45 минут по местному времени при подходе к Владивостоку дизельная подводная лодка С-178 (средняя) Тихоокеанского флота в надводном положении была протаранена форштевнем суда «Рефрижератор – 13» и через 15 минут затонула на 32-метровой глубине. Погибло 32 члена экипажа.

11 подводников, включая командира ПЛ капитана 3 ранга В.Маранго, находились на мостике и в ограждении боевой рубки и от мощного удара оказались в воде. Семерым, в том числе командиру, удалось спастись. В ходе аварийно-спасательных работ с затонувшей подводной лодки через трубы торпедных аппаратов на поверхность в течение трех суток выбрались еще несколько членов экипажа во главе со старшим помощником командира ПЛ капитан-лейтенантом С.Кубыниным.

На скамье подсудимых оказались командир ПЛ и старший помощник капитана рефрижераторного судна В.Курдюмов, несший в момент столкновения капитанскую вахту. Они обвинялись в нарушении правил кораблевождения. Капитан 3 ранга Маранго в закрытом заседании виновным себя не признал, Курдюмов согласился с обвинением в том, что допустил ряд ошибок, приведших к катастрофе.

3 августа 1982 года был провозглашен приговор военного трибунала ТОФ под председательством подполковника юстиции В.Сидоренко. Командир С-178 осужден на 10 лет, а старший помощник капитана судна — на 15 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима с лишением права заниматься кораблевождением на 5 лет каждый. 11 ноября 1982 года Военная коллегия ВС РСФСР оставила приговор без изменения, а кассационные жалобы осужденных — без удовлетворения.
О несчастливом номере Б-37 и оправдательном приговоре ее командиру

1 января 1962 года на дизельной подводной лодке Б-37 Северного флота, стоящей у пирса в Екатерининской гавани Полярного, взорвался боезапас — 12 боевых торпед. Б-37 затонула. Все находящиеся на лодке подводники погибли. Взрывом была также повреждена соседняя лодка, погибла часть ее экипажа.

Всего катастрофа, считающаяся самой крупной в советском ВМФ, унесла жизни 122-х человек. Однако военный трибунал Северного флота вынес командиру ПЛ капитану 2 ранга А.Бегебе, который в момент взрыва находился на берегу, оправдательный приговор (материал об этом деле, о том, как военный судья вынес оправдательный приговор вопреки указанию Президиума ЦК КПСС можно прочитать на «Право.Ru» здесь).

Номер погибшей Б-37 был присвоен другой лодке, после чего за ней закрепилась репутация «проклятой». При переходе с судостроительного завода на Северный флот новая Б-37 у берегов Скандинавии столкнулась с танкером, затем на флотских учениях ее протаранил эскадренный миноносец.

За десять лет до этого, предположительно, 15 или 16 декабря 1952 года, дизельная подводная лодка С-117 Тихоокеанского флота исчезла на учениях в Японском море. С-117 до настоящего времени не обнаружена, причины гибели корабля и экипажа остались неизвестными. Одна из неподтвержденных версий — столкновение с теплоходом «Горнозаводск».

При подготовке материала использованы факты из книги Звягинцева В.Е. Трибунал для флагманов. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2007. — (Двуликая Клио: Версии и факты).

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий