![]() |
В.В. Талалихин |
1941 год. Враг усиливал натиск, стремясь прорваться к Москве.
В ночь с 6 на 7 августа 1941 г. в авиаполк передали сообщение, что в небе появились самолёты противника, которые надо немедленно перехватить и уничтожить.
«Ястребок» Виктора Талалихина взмыл в небо и атаковал двухместный бомбардировщик «Хейнкель». Правый мотор фашистской машины задымил, бомбардировщик резко изменил курс, стремясь уйти на запад. «Ястребок» преследовал врага, возобновляя атаки. «Беглец» был из опытных, он ловко увёртывался от пулемётного огня и шёл на снижение. После шестой по счёту атаки пулемёт «ястребка» замолчал. Все патроны были расстреляны, да и горючего в бензобаках оставалось мало. Тогда у Талалихина созрело решение: рассчитав скорость, подвести истребитель вплотную к бомбардировщику и ударом воздушного винта отрубить ему хвостовую часть. Во время манёвра из неприятельского самолёта раздалась пулемётная очередь и Виктору прострелило правую руку: «Сразу дал газ и уже не винтом, а всей своей машиной протаранил врага, — рассказывал он потом. — Послышался треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колёсами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом. Отстегнув ремень, я выбросился. Примерно 800 м летел затяжным прыжком, а потом я раскрыл парашют».
Не приземлившись, а приводнившись (лётчик опустился в неглубокое озеро на окраине деревни Мансурово в 40 км от Подольска), Талалихин с помощью крестьян деревни на следующий день возвратился в полк. Вскоре командир полка И.Д. Королёв и Талалихин выехали на место падения фашистского бомбардировщика.
Рядом с обломками «Хейнкеля» высилась горка зажигательных бомб и патронов. Тут же трупы лётчиков. На груди подполковника — командира экипажа — орден «Железный крест». Из обгоревшей кабины вынули объёмные портфели с вещами экипажа, документы, личное оружие, карту с нанесённой на ней красной линией — путь бомбардировщика к Москве.
В тот же день был подписан приказ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении лётчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину звания Героя Советского Союза.
Первый в мире ночной таран, совершённый Талалихиным, вошёл в историю отечественной авиации как образец не только мужества и отваги, но и высокого мастерства.
В полку состоялся митинг личного состава. Был зачитан приказ командира части, Талалихину объявили благодарность и наградили именными часами.
Справедливости ради следует отметить, что первый такой таран был совершён 22 июня, в первые часы войны, лётчиком И.И. Ивановым (родом из деревни Чижово, которая находилась на месте современного г. Фрязино). Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. В честь отважного героя во Фрязино воздвигнут мемориал.
В октябре 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву. В эти дни, обороняя Ленинград, пилот Герой Советского Союза Алексей Севостьянов повторил подвиг И.И. Иванова.
Что же касается Виктора Талалихина, дальнейшая его судьба сложилась так… Октябрьским утром 1941 г. эскадрилья «ястребков» под его командованием вылетела на прикрытие наших войск в район подмосковной деревни Каменки, в 85 км от Москвы.
В небе завязался тяжёлый бой. Пуля попала Виктору в голову, он был убит. Машина Талалихина упала на нейтральную зону между нашими и гитлеровскими войсками, в полутора-двух километрах северо-западнее Каменки.
На место гибели лётчика вылетели начальник штаба полка и несколько командиров. В чаще леса они нашли останки лётчика и обломки самолёта. Тело 23-летнего героя доставили в полк. Похоронили В. Талалихина в Москве.
А через два дня лётчик Александр Печеневский, патрулируя под нижней кромкой облаков, обнаружил на высоте 500 м группу «Хейнкелей» и в составе четырёх самолётов их атаковал. «Ястребок» Печеневского устремился на головную машину. Однако та, маневрируя и уходя за облака, продолжала упорно вести свою группу на станцию Великие Луки. До неё оставались считанные километры, через одну-две минуты фашисты могли сбросить бомбы. Печеневский непрерывно атаковал противника, но боеприпасы иссякли. Тогда он принял решение — уничтожить врага тараном, как сделал это его друг В. Талалихин. Сблизившись с бомбардировщиком, Печеневский хотел винтом своего истребителя «отрубить» его хвостовую часть. Но фашист успел увернуться. Тогда Печеневский сделал вторую попытку. Он подлетел снизу под крыло и отрубил его винтом своего самолёта. Протараненная машина резко накренилась и в 15 км от вокзала Великие Луки свалилась на землю. Самолёт же Печеневского от удара потерял управляемость. На малой высоте лётчик сумел выпрыгнуть с парашютом.
О подвиге А.Д. Печеневского быстро узнали во всех воинских частях, о нём рассказали красноармейские газеты. Поэтесса Анна Херсонская посвятила его подвигу стихотворение (как и опубликованные в газетах стихи Ивана Шамова и французского поэта Жоржа Сориа).
Таран — оружие отважных, боевой приём, который ввели в практику и использовали советские лётчики. У него есть история — родоначальником таранного боя является замечательный русский военный лётчик Пётр Николаевич Нестеров. В воздушном бою 26 августа (8 сентября) 1914 г. он протаранил колёсами своего самолёта вражеский аэроплан «Альбатрос». Героизм Нестерова оставался непревзойдённым на протяжении всей Первой мировой войны. Ни один немецкий, французский или английский лётчик не рискнул повторить его подвиг.
Однако история Великой Отечественной войны хранит немало подобных примеров. Советское Информбюро часто сообщало о таранных ударах. Например, защитникам Москвы памятен ночной воздушный бой, в котором участвовал лётчик-истребитель лейтенант Виктор Киселёв. Подлетев к фашистскому бомбардировщику поближе, несмотря на непрерывный огонь врага, Киселёв дал пулемётную очередь по левому мотору противника. Из мотора повалил дым, вырвались языки пламени. Но бомбардировщик продолжал отстреливаться, маневрировал, пытаясь выскользнуть из луча нашего прожектора. Это ему на какое-то время удалось. Но Киселёв не отставал, хотя его машина была повреждена и теряла скорость. Лётчику обожгло лицо, патроны были израсходованы. Машина Киселёва врезалась в бомбардировщик, отважный лётчик выпрыгнул с парашютом. Вражеский бомбардировщик и наш «ястребок» рухнули на землю. Вскоре командир полка и лётчики поздравили В. Киселёва с победой.
Такой же подвиг совершил лётчик-истребитель Алексей Катрич. Это было недалеко от Москвы. Расстреляв все боеприпасы, Катрич сблизился с бомбардировщиком. Удар был точным. Потеряв управление, вражеский самолёт свалился на землю. Наш истребитель, протаранив врага, круто спикировал. Лопасти винта были повреждены, но Катрич не растерялся. Используя большой запас высоты, он мастерски направил «ястребок» на свой аэродром и благополучно совершил посадку. Через день последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении лейтенанту Алексею Николаевичу Катричу звания Героя Советского Союза.
В воздушных схватках под Москвой прославились таранными ударами лётчики-истребители:П.Г.Агеев, Н.М. Благодаренко, С.С. Гошко, Б.Г. Пирожков, М.А. Родионов, И.П. Шумилов и другие смельчаки. Всего лётчики-истребители Московской зоны противовоздушной обороны таранными ударами сокрушили 23 фашистских самолёта.
И в послевоенное время совершались подобные этим подвиги.
18 июля 1981 г. также при подобных обстоятельствах поступил капитан, заместитель командира эскадрильи истребителей-перехватчиков-ракетоносцев Валентин Алексеевич Куляпин. Невероятно, но он остался жив. Наградили Куляпина орденом Красного Знамени. Кстати, это — первый случай в истории мировой авиации, когда на реактивном истребителе был совершён воздушный таран и лётчик не погиб.
В начале 1973 г. капитан Геннадий Елисеев (Бакинский округ ПВО) совершил первый воздушный таран военного четырёхмоторного самолёта-нарушителя на реактивном истребителе. Лётчик при таране погиб. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Советуем прочитать
Утехин С.Г. Во имя Родины. Герой первого в мире ночного тарана В.В. Талалихин. М., 1958.
Утехин С.Г. Виктор Талалихин. М., 1965.
Хайт Д.М. Подвиг В.В. Талалихина. М., 1942.
Чачко Д.М. Воздушный поединок. М., 1959.
Коваленко А.П. Вершины мужества. М., 1995.