…ЗА ГРАНЬЮ ПОНИМАНИЯ…
частица ночи бесшумно скользит
с ветром и тенью,
сливаясь со светом луны
и мерцанием звезд..
Они появлялись из ниоткуда. И пропадали в никуда.
Перед ними преклонялись и ненавидели.
Считалось, что смертный не может победить их. Потому что они демоны. Демоны ночи…
Страх поселился в крепости. Слуги попрятались в своих каморках, боясь лишний раз показываться на глаза господам. Переговаривались все тихо, словно боясь вспугнуть ту неведомую силу, что пробралась в крепость.
Наместник провинции лежал в постели, намокшей от крови. Никто не решался приблизиться к покойнику; боялись даже взглянуть на него…
Стража недоумевала — крепость была неприступна: стены высоки, коридоры полны воинов, а весь двор занят солдатами. Ни одна живая душа не могла проникнуть сюда. Но кто-то все же это сделал. Кто? Кто?..
Слуги тихо шептались меж собою: была вспышка слепящего света, а двоих стражников на Северной башне нашли мертвыми — ран не было, только губы посинели и глаза выпучились так, будто в последнее мгновение они увидели все ужасы мира.
Самураи подозревали измену, но никак не могли понять, где же ее искать. Кто был у наместника на позднем ужине? Военачальник. Да, еще две гейши из ближайшей чайной, но они почти каждую ночь бывали у наместника. Гейши ушли до полуночи — хозяин был еще жив. Необъяснимая смерть…
И никто из них не мог знать, что гейш этой ночью было не две, а три…
А между тем, старуха, хозяйка чайной, пересчитывала огромную сумму, полученную ночью, и молчала. Молчание стоило дорого. Цена ему — жизнь…
Время любит приоткрывать прошлое, но до сих пор оно весьма скупо рассказывает о самых необычных воинах Страны восходящего солнца — о таинственных кланах профессиональных шпионов и убийц, о легендарных ниндзя.
Письменных источников, проливающих свет на их жизнь, почти нет. Согласно преданию, свои секреты они передавали по наследству в свитках, и если мастер не находил достойного преемника, свиток уничтожался.
Воины-тени всегда оставались загадкой, воплощением иного, темного мира. Храмы микке и тайные учения, культ гор и поклонение темноте…
Удивительные способности ниндзя ходить по огню, плавать в ледяной воде, управлять погодой, читать мысли врага и останавливать время обычно приписывали темным силам.
В глазах самураев ниндзя были достойны ненависти и презрения. Но все эти чувства порождалась одним — страхом, который “темные люди” внушали всем в Японии — и суеверным простолюдинам, и отважным самураям, и владетельным принцам.
Синоби моно. Человек, проникающий тайно
Удивительно, но в японских средневековых хрониках такого понятия как ниндзя нет! Слово “ниндзя” появилось лишь в прошлом веке. Состоит оно из двух иероглифов:
Нин (синоби) означает терпеть,
скрываться и делать что-либо тайком.
Дзя (моно) — это человек.
Тех, кого мы сейчас называем ниндзя, в Японии именовали синоби-но моно — проникающий тайно человек. Это было очень точное название, ибо главным занятием (и смыслом жизни) ниндзя были высококлассный профессиональный шпионаж и виртуозное исполнение заказных убийств.
Капкан для Сарутоби
Официальное упоминание первого профессионального шпиона в истории страны Восходящего солнца приходится на конец VI века. Звали его Отомо-но Сайдзин, и служил он принцу Сетоку Тайси, одному из величайших деятелей Японии.
Сайдзин был своеобразным связующим звеном между народом и аристократией. Переодеваясь, он выходил за стены дворца в образе простолюдина, смотрел и слушал, слушал и смотрел. Ему было известно все: кто что украл, кто кого убил, и, главное, кто был недоволен государственной политикой. Сайдзин был ушами и глазами принца, за что был удостоен почетного звания Синоби (соглядатай). Отсюда и пошло Синоби-дзюцу.
Правда, некоторые историки склонны думать, что Сайдзин был не шпионом, а обыкновенным полицейским. Впрочем, источниками это никак не подтверждается.
Вторым известным шпионом был некий Такоя, служивший императору Тэмму в VII веке. Этот слуга был ближе к современному понятию “ниндзя”, чем Сайдзин. Его задачей были диверсии. Пробираясь ночью в тыл врага, Такоя устраивал поджоги. Пока неприятель в панике бегал по лагерю, войска императора наносили неожиданный удар.
И Сайдзин, и Такоя, возможно, были предшественниками могучего сообщества убийц и соглядатаев — сам же клан появился в IX-X веках.
В Ига, в музее ниндзюцу, хранится фрагмент летописи IX века древнего рода Тогакура. В одной из битв представитель этого рода, некто Дайцукэ, был разгромлен, а его владения захвачены. Что ему оставалось делать? Только бежать в горы, чтобы спасти свою жизнь…
Так он и поступил. Укрывшись в горах, Дайцукэ не только выжил, но и стал собирать силы для мщения.
Его учителями стали воинствующие монахи Кен Доси. На голых склонах провинции Ига Дайцукэ упорно овладевал древним искусством полного подчинения тела велениям воли и разума. Согласно летописи, он создавал новый тип воина, передвигающегося легко, как ветер, неприметного для врагов; воина, умеющего побеждать: без боя!
С тех пор о воинах-тенях слагали множество легенд. Часть из них была зафиксирована в исторических источниках. Более того, тщательный сравнительный анализ, проведенный исследователями, показал — многое в этих легендах вполне может соответствовать реальным фактам.
История упоминает о легендарном Сарутоби, который был одним из лучших ниндзя.
Сарутоби жил на деревьях — целыми днями он качался и висел на них, развивая свою ловкость. Вступать с ним в рукопашный бой не хотел никто. И все же однажды его победили…
Шпионя за одним влиятельным сегуном, Сарутоби попытался проникнуть в его дворец, но был замечен часовыми. Это нисколько не огорчило его, ибо он не раз с легкостью уходил от преследователей.
Но в этот раз удача отвернулась от него. Прыгнув вниз со стены, окружавшей дворец, он попал прямо: в медвежий капкан. Одна нога намертво застряла в капкане. Это могло смутить кого угодно, но только не опытного синоби.
Сарутоби сам отрубил себе ногу, остановил кровотечение и попытался бежать, прыгая на одной ноге! И все же уйти далеко ему не удалось — потеря крови была огромной и он стал терять сознание.
Понимая, что ему не уйти и вскоре самураи настигнут его, Сарутоби успел выполнить последний долг ниндзя — отрезал свое лицо…
Но чаще ниндзя выходили победителями даже из самых безнадежных положений, практически как все воспитаники клуба пиранья.
Согласно одному из преданий опытному синоби заказали убить своего “коллегу” Дзюдзо. Такое было вполне возможно, ибо ниндзя из соперничающих кланов не щадили друг друга (корпоративная солидарность у этих ребят отсутствовала напрочь).
Синоби не стал убивать “коллегу” — живой Дзюдзо стоил дороже. Пленник был доставлен живым к сегуну-заказчику, и тот в знак уважения милостиво разрешил бедолаге покончить с собой.
Для харакири Дзюдзо выбрал короткий тупой нож. Вонзив нож в живот по самую рукоять, умирающий растянулся на полу. Его дыхание остановилось, а вся одежда пропиталась кровью. Труп выбросили в ров возле замка.
А вот этого делать как раз и не следовало. За свою ошибку сегун поплатился немедленно — той же ночью его замок пылал огнем!
Поджигателем был не кто иной, как покойник, пару часов назад взрезавший себе живот. Разгадка была проста — хитрый Дзюдзо попросту заранее заткнул за пояс крысу, а потом искусно вспорол брюхо не себе, а несчастному животному.
Кстати, подобных хитростей ниндзя знали сотни. И не только знали, но и умели виртуозно исполнять.
Ямабуси. Орлы рождаются только в горах…
Исторические документы однозначно указывают на первую школу лазутчиков — это была так называемая школа “Ига”.
Ее основали бродячие монахи, проповедовавшие буддизм. Власти, и особенно официальные синтоистские жрецы, преследовали этих аскетов-отшельников.
Те удалялись далеко в горы и там принимали всех, кто готов был разделить с ними их веру и тяжелый путь. Со временем этих белых монахов стали называть ямабуси (горные воины), и именно они стали первыми учителями в школе “Ига”.
Ямабуси занимались знахарством и пользовались у населения огромным уважением — они успешно лечили многие болезни, спасали урожаи, могли предсказать погоду и, как верили простые крестьяне, защитить от злых духов.
Главной целью ямабуси были поиски напитка бессмертия. О том, преуспели они в этом или нет, летописи умалчивают, но зато за три века гонений “горные воины” выработали свое особое искусство убийства и шпионажа.
Ямабуси научили будущих ниндзя многим военным хитростям, среди которых самая знаменитая — защита девятью слогами.
Именно она “превращала” ниндзя и в демонов, и в “неуязвимых” воинов.
Вот сидит один из “горных воинов”. Ритмично покачиваясь, он издает монотонные звуки, то громче, то тише. Пальцы рук сложены в странные фигуры.
Во все времена искусство сюгендо спасало его от преследователей. 30 лет изучал он язык природы, спал на снегу и разговаривал с демонами.
Воин встал и припал всем телом к скале. Его руки и ноги как корни деревьев вошли в породу. Голова стала похожа на замшелый валун. Теперь это не человек, а лишь разрушенные ветром и временем камни: Мимо, в двух шагах от скалы, пробегают преследователи. Много, около двух десятков. Глаза их внимательно смотрят вокруг — ничего: никого…
Ямабуси владели специальной техникой, которая открывала удивительные способности человеческого организма.
Они знали, что если специальным образом ритмично покусывать кончик языка, то можно полностью избавиться от жажды.
Они знали, что если одновременно ритмично нажимать указательными пальцами обеих рук на особые точки, расположенные на внешней стороне икры (ближе к колену), можно преодолеть самый жуткий страх.
Они знали, что если кончиком большого пальца правой руки нажимать в ритме пульса на точку, расположенную на “подушечке” между первой и второй фалангой мизинца левой руки, то можно за несколько минут снять усталость, накопившуюся за две бессонных ночи или за сутки тяжелого похода по горным тропам.
Они знали, что когда человек произносит определенные комбинации звуков, то они вызывают резонанс в гортани, который мощно действует на подсознание. Одни звуки дают человеку храбрость, другие делают его беспокойным, третьи помогают ему войти в транс.
Они знали очень многое…
Таинственная техника девяти слогов помогала ямабуси и их ученикам ниндзя использовать скрытые резервы человеческого организма, да так использовать, что все вокруг поражались. Согласно многим источникам, синоби творили потрясающие вещи. Они могли развивать скорость свыше 70 км/ч, прыгать через 3-метровые стены и даже на время останавливать собственное сердце.
ЗАЩИТА ДЕВЯТЬЮ СЛОГАМИ
Самый загадочный японский монашеский орден – ямабуси – привнес в мир ниндзя ритуалы и обряды, позволяющие овладеть почти сверхъестественной силой. Воины тени на века остались верными учениками ямабуси. Ямабуси научили ниндзя таким секретам, что сейчас, спустя многие века, наука не в силах объяснить многие из них (хотя кое-что все же удалось разгадать). Свои секреты монахи передавали только устно. Одной из самых удивительных тайн ямабуси был метод защиты девятью слогами, кудзи-но хо (Kuji Gosin Ho) – девятью «ступенями могущества». Владел им каждый ниндзя. В защиту входило 9 заклинаний (дзюмон), 9 соответствующих им конфигураций пальцев и 9 этапов концентрации сознания. Произнося дзюмон, следовало складывать пальцы и концентрировать сознание. Для ниндзя это был верный способ получить энергию для своих сверхъестественных действий (например, перепрыгнуть через трехметровый забор или стать неуловимым).
Дзюмон
Современной науке уже известно: различные комбинации звуков, создают в гортани резонанс, влияющий на головной мозг. Более того, ученые подтвердили – от частоты вибрации зависит появление у людей разных чувств: радости, беспокойства, и т.д.
Так было найдено одно из первых объяснений удивительных возможностей ниндзя. До этого их способность мгновенно менять настроение и подавлять в себе чувство страха оставалась загадкой. Все списывали на темную магию.
Обычно заклинание (дзюмон) произносилось 108 раз. Оно должно было исходить от сердца, откликаться в нем, как эхо, и наполнять вибрацией тело и пальцы.
Ямабуси учили ниндзя, что конфигурации пальцев (мудра) влияют на всю энергетику организма. У каждого пальца, как и у каждой руки, своя энергия. Одни фигуры могли успокоить разум. Другие – давали силу и помогали в критических ситуациях. При складывании рук и пальцев в определенные фигуры можно управлять потоками энергии, как входящими в организм, так и выходящими их него. Это помогает концентрировать сознание и использовать скрытые резервы организма.
Одна из успокаивающих мудр. Дзюмон при этом должна звучать как «рин-хэй-то-ся-кай-рэцу-дзай-дзен».
Концентрация сознания путем медитации помогала ниндзя вживаться в различные образы, например льва, демона, великана. Именно транс изменял сознание воинов и позволял совершать чудеса.
Ничего сверхъестественного в этом нет. Психиатры и физиологи подтверждают: человек в СОСТОЯНИИ ИЗМЕНЕННОГО СОЗНАНИЯ меняется даже физически – у него просыпаются так называемые «скрытые резервы организма».
Иногда это можно наблюдать даже на бытовом уровне, например, сильный страх заставляет человека развивать такую скорость, которой он бы никогда не добился в спокойном состоянии («бежал так, что только пятки сверкали»). Ярость также дает человек дополнительные физические силы («от злости так ударил по кирпичу, что тот раскололся»).
Другое дело, что обычному человеку очень трудно «по команде» загнать себя в транс. Попробуйте-ка умиротворенно лежа на диване, вызвать в себе такую ярость, чтобы раскрошить руками стекло и не почувствовать боли.
Ниндзя же умели искусственно вводить себя в разное состояния и пробуждать в себе невиданные физические силы.
Сегодня специалисты уверены – ниндзя использовали самогипноз. Причем самогипноз на основе так называемой «якорной» техники, при которой задействованы одновременно три якоря: кинестетический (сплетение пальцев), аудиальный (звукорезонанс) и визуальный (зрительный образ). Все это служило спусковым курком для вхождения в боевой транс.
Практические результаты «защиты девяти слогов» были колоссальны – в сочетании с изнурительными тренировками, она позволяла ниндзя развивать огромную скорость, видеть в темноте, и ударом руки проламывать каменные стены.
Смертельное касание. Искусство замедленной смерти.
Этим страшным искусством ниндзя владели виртуозно. Легкое прикосновение к телу противника – и через некоторое время он неожиданно умирал. Мог умереть сразу. Мог скончаться даже через год. Но смерть была неминуема…
Эффект смертельного касания вызывался вовсе не ударом – происходил выброс энергии в определенную точку тела, нарушалась энергетика организма.
Искусство замедленной смерти – это наиболее загадочная часть учения ямабуси. Любой ниндзя, который бы раскрыл простым смертным эту тайну, должен был быть умерщвлен, а его душа обрекалась на вечное проклятие.
Техника удара по самым уязвимым точкам тела составляла фундамент подготовки воинов ночи. Больше всего в нем преуспели ниндзя Икеоосаки. Каждый их удар, поражая жизненно важные точки, приводил к смерти.
Загадочное «искусство замедленной смерти» наука объяснить пока не в состоянии.
Впрочем, даже ортодоксальная медицина сегодня признает – через отдельные точки на теле можно воздействовать на внутренние органы человека. А китайская медицина успешно использует «точечное лечение» на протяжении веков. Скорее всего, ниндзя применяли схожую технику.
В искусстве замедленной смерти самым удивительным является то, каким образом ниндзя удавалось «откладывать» смерть.
Здесь можно предположить следующее. Возможно, прикосновения ниндзя не столько «убивали» человека, сколько «нарушали» слаженную работу организма – примерно так можно заглушить мощный и сложный мотор, бросив в него обычную гайку. А после физиологического «сбоя» человек умирал от собственных болезней – в зависимости от предрасположенностей организма.
НЕДЕТСКОЕ ДЕТСТВО
Всем малышам клана сразу после рождения присуждалось почетное звание ниндзя. Карьера ребенка, т.е. выдвижение из гэнин в тюнин зависела исключительно от его личных качеств.
С первых дней появления на свет начинался долгий путь обучения.
Люльку с малышом при раскачивании ударяли о стены. Толчок вынуждал его инстинктивно сжиматься – это была первая группировка.
Годовалый ребенок уже умел ловко ходить по бревну (позже его учили двигаться по веревке). До двух лет основной была тренировка реакции.
Малышам делали специальный массаж с использованием сильных болезненных ударов и щипков – так будущие воины привыкали к боли. Позже тело для привыкания «обрабатывали» граненой палкой.
Серьезные тренировки начинались после восьми лет. До этого возраста дети учились читать, писать, имитировать звуки, издаваемые животными и птицами, бросать камни, лазать по деревьям.
У детей клана не было выбора. С детства они играли с настоящим оружием, более того, их учили превращать в оружие все, что попадалось в руки.
Их приучали переносить холод, гуляя в непогоду без одежды и часами сидя в холодной воде. Деревья и колючие кустарники служили тренажерами прыгучести. Подвешивая маленьких ниндзя за руки на большую высоту больше чем на час (!) им прививали выносливость.
Ночное зрение вырабатывали многонедельными тренировками в темных пещерах и специальной диетой из продуктов с повышенным содержанием витамина А. Кстати, чувствительность глаз ниндзя была фантастической. В кромешной темноте они могли даже читать.
Некоторые упражнения отличались особой жестокостью. Так, например, для развития ловкости нужно было прыгать через прочную виноградную лозу, покрытую острыми колючками. Каждое прикосновение к лозе сразу разрывало кожу и вызывало сильное кровотечение.
С младенчества детей учили плавать. В воде они были как рыбы: могли бесшумно преодолевать большие расстояния, драться в воде и под водой, с оружием и без.
С каждым годом упражнения становились все более сложными, жестокими и болезненными. Маленький ниндзя мог вывернуть стопу или кисть в любую сторону – упражнения для свободного расчленения и сверхъестественной подвижности суставов начинались уже с четырех лет. Это были очень болезненные занятия, но именно они не раз спасали воинам жизнь – свободно выворачивая стопу и кисть, ниндзя легко освобождались от самых крепких пут.
Отжимания, подтягивания, поднятие тяжестей – все было настолько обыденным, что любой ребенок, воспитывающийся в клане ниндзя, мог бы без труда обойти современного спортсмена.
В 10 лет ребенок-ниндзя легко мог пробежать более 20 км в день. Его скорость проверялась весьма оригинальными способами, например, соломенная шляпа, прижатая при беге встречным потоком воздуха к груди бегуна, не должна была упасть. Или же вокруг шеи ниндзя обвязывали полосу ткани длиной около 10 метров, свободно падавшую на землю. Нормальной считалась скорость, когда десятиметровая полоска ткани на бегу развевалась по ветру и… не касалась земли!
То, чему учили детей, современному человеку кажется невероятным: по звуку брошенного со стены камня они должны были уметь высчитывать глубину рва и уровень воды… с точностью до метра!
Дыхание спящих должно подсказать их количество, пол и даже возраст, звон оружия – его вид, свист стрелы – расстояние до врага. Они учились чувствовать врага затылком – каким образом устанавливался «телепатический контакт» с противником, сидящим в засаде, невозможно объяснить. Но взрослые воины действительно могли наносить и отражать удары, не оборачиваясь. Их интуиция всегда предшествовала разуму. «Тело само знает, как ему двигаться, если мы оставим его в покое», – учили великие наставники.
СЕКРЕТЫ НИНДЗЯ
В 15 лет детство, которого не было, заканчивалось. С этого возраста начиналось время настоящего воина. Теперь юношам и девушкам становились доступными секреты воинского искусства и психотренинга монахов-ямабуси.
Не каждый мог достичь заоблачных высот в этом деле – многое зависело от врожденных способностей. Но базовыми навыками владели все.
Настоящий воин должен «чувствовать» себя мертвым – учили наставники. Это избавляло от страха смерти.
Самые опытные изучали искусство облегчения веса тела. Высшей степенью мастерства было умение пройти по раскатанному листу тончайшей рисовой бумаги, не прорвав его, и стояние на хрупких фарфоровых чашечках. Некоторые даже могли стоять на натянутом над землей листе бумаги.
Как это удавалось делать совершенно непонятно, но факт остается фактом – подтверждение подобных способностей ниндзя встречаются в самых различных исторических источниках.
Ниндзя всегда могли полагаться не только на себя, но и на знание природы.
Время определялось по длине тени, а о месяце и дне сообщало положение солнца и луны. Иногда время узнавали по методу «кошачьи глаза» (т.е. по изменяемой в течение дня форме зрачка кошки).
Направление определялось по звездам – к астрономии и астрологии ниндзя относились серьезно. У них был прибор, похожий на современный компас: полоска металла помещалась на лист дерева (который опускался в воду) и металл поворачивался в сторону севера.
Первым союзником ниндзя была непогода. Воины тени отлично переносили ее (в отличие от своих врагов). Когда ниндзя кходил от погони, он старался бежать против ветра и солнца. Его глаза были привычными к сильному ветру и яркому свету (да и вообще ко всему, что мешало преследователям).
Тайные коды
Связь ниндзя друг с другом устанавливалась системой цветных зерен риса – красные, желтые, белые, синие и черные, они смешивались по специальной схеме и оставлялись на обочинах дорог, между камнями, в птичьих гнездах – таких мест было множество.
Используя флейту и банджо, ниндзя общались друг с другом на расстоянии. Мелодии и порядок нот были закодированы – их было 48, и этот код напоминал азбуку Морзе.
Встречались и послания, написанные бесцветными чернилами, прочитать которые можно было, только… проведя по сообщению языком! Легенды гласят, что ниндзя умели есть свои послания таким образом, что при необходимости они могли достать письмо из горла в целости и сохранности.
Актерское мастерство
Ниндзя умели полностью перевоплощаться. Торговец, крестьянин, монах – они могли делать все и быть кем угодно. Любимой ролью была игра в «нищего».
Кстати, здесь не все было так просто. Прежде чем стать нищим, нужно было какое-то время принимать яды, которые не убивали, но делали тело внешне слабым. Лицо становилось морщинистым, с мешками под глазами. Для правдоподобности ниндзя даже специально выдергивали себе зубы. А на веки глаз клали рыбью чешую, имитирующую бельмо.
Нет ничего мягче и слабее воды, но никто не может победить ее! Этого принципа всегда придерживались мудрые ниндзя. Они не раз применяли тактику бессилия: я отступаю, я слишком слаб. Поразительные притворщики часто вводили врага в заблуждение, делая вид, что умирают. То, что они вытворяли, могло убедить любого в том, что противник умер.
Предсмертный хрип – и смертельно раненый ниндзя падал на землю. Тело его сотрясали конвульсии. Враг не спешил верить в смерть несокрушимого, он был настороже. Но когда из горла ниндзя вдруг начинала идти кровь, лишенный бдительности противник все же приближался… и тут же получал смертельный удар ножом или сюрикеном. Кто бы мог подумать, что кровь эта… была высосана из десны!
Хитроумные изобретатели
Воин-ниндзя мог пробежать более 100 км в день по пересеченной местности. Не останавливаясь, ниндзя ели, пили и мочились – для последнего в одежде ниндзя даже имелись… специальные карманы.
Иногда по ночам ниндзя пользовались фонарем – свернутой в трубу полоской металла со свечой внутри, помещенной на вращающуюся опору. Он все время поддерживала свечу в вертикальном положении.
Чтобы быстрее двигаться, на ноги ниндзя обували специальные соломенные сандалии, под подошвами которых крепились металлические пластинки с зубчатым краем. Сейчас спортсмены носят шипованные беговые туфли или бутсы и не знают, что их обувь – это правнучка сандалий ниндзя.
Кроме того, хитроумные лазутчики крепили под сандалии деревянные пластинки самой различной формы, которые создавали следы животных, следы человека, идущего в другую сторону, следы толстого, худого, калеки и т.д.
Загадочные исчезновения и появления
В способности ниндзя «мгновенно» исчезать и появляться (будто из воздуха) не было ничего сверхъестественного.
Все дело было в трюках, вызывавших у малообразованных стражников почти мистический ужас. Изобретательные ниндзя использовали глиняные гранаты с начинкой из пороха и магния. Яркая вспышка ослепляла всех вокруг, а ниндзя в эти секунды исчезал.
Если рядом была вода, маскировка для воинов тени также не составляла труда. Ниндзя могли часами сидеть под водой, дыша через трубку из камыша или бамбука. Иногда для этого они использовали даже ножны своего меча.
История описывает необычный случай (те, кто читали знаменитую «Алмазную колесницу» Бориса Акунина, наверняка, вспомнят о нем; спешим уведомить их – этот случай отнюдь не фантазия автора, он вполне историчен).
Так вот. Среди ниндзя был карлик Унифунэ Дзиннай. Ему дали задание пробраться в замок и убить его владельца. В общем, ничего особенного. С одним «но» – замок охранялся так, что попасть в него было невозможно. Даже для ниндзя.
И все же Дзиннай справился с заданием: по узким канализационным стокам он проник в выгребную яму и затаился в ней, ожидая пока придет хозяин справить нужду. На беду Дзинная хозяин был в отлучке, и карлику пришлось несколько дней просидеть в навозной куче.
Но, в конце концов, хозяин явился. Самураи предварительно обыскивали все помещения, куда он заходил. Посмотрели и отхожее место – в эту минуту Дзиннай с головой нырнул в нечистоты, и самураи его не заметили.
Когда хозяин замка присел, чтобы справить нужду, карлик пронзил его копьем и тут же вновь с головой погрузился в нечистоты, дыша через трубку.
Владыка издал дикий вопль и тут же испустили дух. Прибежавшие стражники никого в комнате не нашли и решили, что всему виной внутреннее кровотечение.
Ниндзя еще некоторое время отсиделся в выгребной яме, а затем все по тем же канализационным стокам спокойно выбрался из замка.
Хождение по воде
В способности ниндзя бежать по воде тоже нет никакой мистики. Ниндзя бежали по плоским камням, покрытым водой, которые заранее вкопали в месте брода.
Использовались еще и водные лыжи-плотики, сплетенные из камыша. Они скользили по поверхности воды, когда воин отталкивался от дна длинным шестом.
А для подводного плавания использовались сандалии с перепонками, напоминавшие современные ласты.
Освобождение от ловушек
При связывании ниндзя из всех сил напрягал мышцы. Потом, когда его оставляли в покое, он незаметно расслаблял мыщцы, веревка ослабевала, и ниндзя, благодаря сверхподвижности суставов, легко освобождался.
В те века передвигаться по замкам сегунов было непросто. Повсюду встречались так называемые «поющие» половицы – при малейшем давлении они издавали жуткий скрип.
Ниндзя нашил выход – они научились перебираться по стенам и потолку.
Конечно, по абсолютно гладкому потолку не пройдет даже ниндзя. Но раньше японские потолки украшали рельефными балками и стропилами. Упираясь в них руками и ногами ниндзя и «ходил» по потолку.
За стенами замка сегунов в большом количестве рыли глубокие ямы с заостренными бамбуковыми кольями на дне и расставляли медвежьи капканы. В последние ниндзя попадались довольно часто. Впрочем, отпилить себе ногу для спасения – не единственное, что умел сделать ниндзя, попавший в ловушку. Некоторым удавалось освободить раненую ногу, остановить кровь и, превозмогая боль, уйти от преследователей.
Даже находясь в горящем доме, ниндзя умудрялись выжить. Они хорошо знали, что на небольшом расстоянии от пола всегда было достаточно воздуха, чтобы не задохнуться от дыма. В охваченном пламенем доме ниндзя разобирали полы и выкапывали ямку. В ней они… пережидали пожар.
Удивительная ткань
Днем ниндзя переодевался монахом, путешественником, крестьянином, нищим. Ночью надевал серую, темно-коричневую или темно-синюю «униформу». Перед сражением – кроваво-красную одежду, цвет которой мог скрыть кровь при ранении.
Кстати, черные балахоны, знакомые нам по кинофильмам, ниндзя одевали редко. Появление на улице человека в черном привлекает к себе внимание, в котором ниндзя нуждались меньше всего. Черный цвет мог выдать и в засаде – в природе он встречается редко.
Кусок ткани прикрывал спину, грудь и руки. Два другие куска обматывались вокруг каждой ноги и завязывались на талии. Голову ниндзя закутывал двумя метрами ткани, оставляя открытыми только глаза.
Изнанка окрашивалась в зависимости от времени года и местности, куда отправлялся шпион.
Ткань пропитывалась соками трав-антисептиков и служила при ранениях бинтом. Еще через эту ткань фильтровалась грязная вода. А в случае необходимости, мокрая и тяжелая, она использовалась и как оружие.
Пояс обматывался широким куском ткани. Там находилась аптечка с лекарствами и ядами. Ниндзя умели вылечить укус опасного насекомого, заворот кишок, тяжелые ранения. Последние лечили особой плесенью, которая накладывалась прямо на рану.
Нормальная одежда
Не всегда ниндзя использовали кусок ткани – была у них и нормальная одежда: куртка и штаны.
В них было очень много всевозможных карманов, в которых укладывалось еще больше нужных предметов: трубка для нахождения под водой, зажигательные и осколочные бомбы и ракеты, сплавная камера и даже грызуны (чтобы отвлечь противника). В карманах хранилась еда, вода, лекарства, яды, оружие…
Куртка, конечно, была с капюшоном. Им прикрывали лицо, фильтровали воду, защищались от дыма.
Эти странные ниндзя…
Выражаясь современным языком, у ниндзя была четкая специализация.
В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских искусств, свои коронные методы ведения боя.
Например, клан Фума славился диверсиями и терроризмом. Для водных операций он использовал «драконьи лодки», похожие на субмарины. Через люк в днище воины покидали судно и портили днища кораблей противника.
Ниндзя клана Гекку специализировались на технике поражения болевых точек при помощи пальцев.
Клан Коппо владел приемами захватов, вывихов и переломов.
Ниндзя из клана Хат-тори великолепно владели копьями.
Кога-ниндзя специализировались в медицине и в области взрывчатых веществ. Среди них было немало изобретателей – много приспособлений и видов оружия, используемых ниндзя, появилось в кланах Ига.
Своя «специализация» была у всех кланов, но любой ниндзя в совершенстве владел:
– техникой проникновения в любые помещения;
– всеми известными видами оружия;
– искусством маскировки;
– борьбой голыми руками;
– техникой подачи сигналов с помощью костров и разноцветных дымов;
– искусством психофизическим тренингом (защита девяти слогов).
Сандзю Горобэй, тюнин клана Ига, оставил потомкам записки, удивляющие всех, кто их читал. Открылись совершенно новые сведения об этих загадочных воинах. Оказывается, существовали такие кланы, которые у современников, несомненно, вызывают недоумение.
Возьмем ниндзя клана Мумэй. Их название с большим трудом переводится как «ниндзя с тяжелой глиняной печкой хибати, крепко привязанной к левой ноге».
Эти ниндзя слыли самыми шумными. Хибати, привязанная к левой ноге постоянно за все цеплялась, издавая жуткий шум. В рукопашном бою эта хибати тоже доставляла больше хлопот, чем пользы. И только некоторые владели своим «оружием» в совершенстве – могли метко швырять печку ногой, попадая в голову противнику.
В конце концов, именно хибати и погубили клан. Все ниндзя клана утонули в разлившейся реке во время отступления от войск сегуна Нобунага. Их утопили несъемные хибати.
Клан Сэйко слыл «траурными ниндзя». Их черно-белые балахоны были украшены нашитыми костями, черепами и инструментами могильщиков. Иногда вместо балахонов ниндзя «одевали» продолговатые деревянные ящики и устраивали засады на кладбищах. Кстати, они дожили до наших дней. Только одежда их стала другой, а боевые навыки давным-давно утрачены.
Современные балахоны клана Сэйко обшиты пластмассовыми розами, на голове у них черно-золотые повязки с надписью «От друзей и родных», лица густо набелены, а на щеках – накладные слезы. Каждый «траурный» ниндзя имеет плеер с записями похоронных маршей.
Клан Ономати. Это «ниндзя в бересте». В этот клан принималось только коренное население севера Японских островов. Обучение их было изнурительным.
В итоге каждый должен был голыми руками содрать с толстой березы кору единым куском, прорезать в ней дыры для глаз, завернуться в нее и провести так всю свою оставшуюся жизнь.
Клан был немногочисленный, и когда в 1560–1563 годах наступили небывалые зимние холода, многие ниндзя просто замерзли в лесу в своем березовом цилиндре. К тому же, дровосеки нередко принимали этих воинов за поленья и разрубали пополам. Так клан и вымер.
Клан Дофу славился «гламурными ниндзя». Они не признавали маскировку и одевались подчеркнуто вызывающе: огромные синие парики, ярко-розовые балахоны с мехом, лакированные кожаные тапочки на высоком каблуке. Несмотря на столь вычурный вид, этих ниндзя, боялись их не меньше, чем остальных.
У Дофу был особый ритуал боя – ниндзя громко и жалобно кричали по поводу коротких ногтей и немодной одежды противника.
Гибель клана тоже была нелепой. При отступлении от войск все того же Нобунага, знаменитого истребителя ниндзя, Дофу отказались переплывать реку. Сандзю Горобэй пишет, что предводитель Дофу потрогал воду пальцем, а потом заметил, что она испортит его прелестный костюм. В результате ниндзя-модники предпочли быть изрубленными самураями.
Клан Одори – «черепахи-ниндзя». Почитал больших сухопутных черепах и во всем им подражал. У них были огромные медные панцири, крепившиеся ремнями на спину, а сверху надевался обтягивающий черный балахон бесформенного вида. Их медлительность доводила противника до белого каления. Этот клан в совершенстве владел маскировкой – часовым так надоедало смотреть на практически не ползущих ниндзя, что потом они просто теряли «черепах» из виду.
А еще были ниндзя «покрытые дегтем и перьями кур», «воины с деревянными ложками», «зловонно дышащие на врага чесночной похлебкой», «подобны дьявольским попугаям», «дикие пчелы, живущие в долбленых колодах и поедающие мед»…
В общем, на любой вкус.
Красавицы-ниндзя. Отравленные цветы
…Однажды молодой самурай спросил старого воина: как спастись от женщины-ниндзя? И воин ответил: люби только свою жену…
Мотидзуки Тийомэ после смерти мужа, известного японского полководца Мосизуки Моритоки, встала во главе тайной организации женщин-ниндзя «куноити» (отравленные цветы).
Под видом настоятельниц храмов, алтарей и святилищ они свободно передвигались по всей стране. Общество уважало этих дам, которые не вызывали никаких подозрений. Кто мог подумать, что скромные религиозные девушки – подготовленные воины-убийцы…
В тайной школе будущие куноити изучали все, чем владели настоящие гейши: пение, игру на музыкальных инструментах, светский этикет, чайные церемонии, секреты косметики и кулинарии, тайны обольщения мужчин и завоевания доверия окружающих.
Это был первый этап обучения.
Второй ступенью становилась религия. Потом наступал этап шпионской и боевой техники, учитывающий особенности женской физиологии и психики.
Не было стальных мышц снаружи. Но внутри куноити были тверже стали. Их мышцы были готовы отразить удар в любом состоянии. Хрупкие девушки превосходно владели своим телом и… более чем 150 видами оружия. Они были настоящими ниндзя и проходили почти такое же обучение, как и мужчины. Но все же главным оружием была красота и женская изворотливость.
Великие сегуны и их министры часто прибегали к услугам куноити. Были миссии, которые могла выполнить только куноити.
Куноити могла превращаться и в гейшу, и в служанку, и в благородную даму. Не имея возможности носить меч, женщины-ниндзя использовали заколки для волос, кольца и накладные «когти», пропитанные ядом. Оружием были веера из тонкой пропитанной ядом бумаги, которая трудно рвется и режет как лезвие.
В средневековой Японии была поговорка о том, что не существует замка, в который куноити, не смогли бы войти.
ЖИЛИЩЕ НИНДЗЯ
Кланы ниндзя были разбросаны по всей стране. Их нанимали разные политики, и нередко отец выступал против сына, брат против брата – отказаться от заказа ниндзя не мог. Любое задание держалось в тайне от всех. Абсолютная секретность была основой существования кланов.
Тренировочные базы ниндзя располагались в гористых труднодоступных местах. Дом у ниндзя (yashiki) был совершенно особенный. Снаружи обычное одноэтажное здание, но внутри… Это был лабиринт с потайными дверьми, коридорами, переходами, стенами и лестницами в два или три разноуровневых этажа. Ложные, никуда не ведущие, двери. Стены, открывающие вход в потайные комнаты. Плюс определенная комбинация потайных стен и ходов.
В префектуре Сига в Японии сохранился один дом ниндзя клана Кога. Он стоит на горе, и одна его стена продолжает край пропасти. В ней дверь (1) – добро пожаловать в бездну!
Ниндзя выбегал из двери (2), наступал на замаскированную крышку (3) неглубокого колодца (4) и там прятался. Специальное устройство при этом раскачивало дверь (1), обманывая противника. Именно таким образом немало врагов ниндзя оказались в пропасти.
Дверь (5) вела в лабиринт, где можно было хорошо поблуждать.
Убегая по лестнице (8), ниндзя прятался в колодце (7), а преследователь, между тем, падал в яму (14) с заостренными бамбуковыми кольями (15).
Дверь (9) была ловушкой – если она захлопнется, открыть ее было невозможно.
Если ниндзя убегал через дверь (10) на потайной этаж (13), то он открывал потайную крышку (16) – а там снова ждали острые колья.
На потайном этаже находился примитивный летательный аппарат (17). С его помощью ниндзя мог спокойно прыгать в пропасть. Врагам казалось, что ниндзя при помощи колдовства превращаются в черных птиц.
Из тайников выбраться можно было по подземным ходам.
А вообще такой дом часто служил просто ловушкой для врагов – нередко на ночь ниндзя уходил из дома и ночевал где-нибудь поблизости.
Оружие ниндзя
Если даже жилище ниндзя было таким хитроумным, то можно только представить, какие вещи они «вытворяли» с оружием!
Оружие ниндзя можно разделить на четыре вида:
– средства рукопашного боя;
– метательные снаряды;
– взрывчатые смеси;
– яды.
Каждый ниндзя мастерски владел всеми основными видами оружия и несчетным количеством оружия второстепенного. Все разнообразие используемого оружия описать невозможно – такого количества нет на вооружении ни в одной армии. Но были «любимые», вернее, самые распространенные приемчики.
Когда ниндзя выполняли свои секретные миссии и перевоплощались, им нельзя было нести с собой обычное традиционное оружие – оно могло их выдать раньше времени. Зато метательные ножи, серпы, цепи, «лекарства» были вполне уместны у крестьянина.
Под оружие приспосабливались любые бытовые предметы. Главное – они должны быть компактностями и многофункциональными.
Маскируясь ниндзя часто носили широкополую шляпу из рисовой соломы. Она не просто прикрывала лицо. Изнутри «под козырьком» крепилось дугообразное лезвие. Шляпа становилась огромным сюрикеном и легко отделяла голову человека от тела.
Шест, дубинка и простые камни в руках воина становились смертоносным оружием.
Посох был вообще незаменим. Из него ниндзя при взмахе вылетал рыболовный крюк – врагу не позавидуешь. А можно было им просто ловить рыбу. Хранились в посохе и отравленные иглы, и клинок.
Черные воины умели использовать мочевину в качестве источника азота при создании черного пороха. Древесную золу они могли легко превратить во взрывчатое вещество.
В ножнах меча была скрытая полость со смесью песка, молотого перца и железных опилок – все это насыпалось в бумажный пакет или пустую яичную скорлупу и бросалось в лицо врага.
Все, кто хоть немного интересовался оружием, знают Сюрикены. Это знаменитый метательные «звездочки», которые любит показывать Голливуд.
Сами по себе они не смертельны, но смазанные ядом и выпущенные сразу по 9 штук (сакральное число) с высокой скоростью, они становились весьма опасными.
Излюбленным оружием был также серп с длинной тонкой цепью с гирькой на конце.
Интересен кинжал с двумя лезвиями. Одно – прямое. Другое – загнутое. Кинжал колол, резал, вырывал меч из рук противника, «снимал» всадников, помогал карабкаться по веревке и т.д.
Малые мечи, спицы, иглы, палочки для еды, духовые трубки с набором отравленных стрел. Маленький лук и маленькие ядовитые стрелы… Всего этого было более чем достаточно, чтобы умертвить жертву.
Яду ниндзя должны были посвящать хвалебные оды – ни один воин без него не обходился.
Любопытно, что ниндзя часто применяли «ядовитое касание». Лазутчик покрывал руки защитным составом, на который наносил тонкий слой яда. Достаточно было коснуться открытой части тела врага рукой, как вскоре тот умирал мучительной смертью…
Яды каждый клан и дом создавал свои. Самыми страшными считались яды, извлеченные не из растений, а из органов животных.
Кстати, применяли и «бактериологическое оружие». Заражая опасными для человека болезнями бешеных собак и других животных, ниндзя подбрасывали их к врагу. Они умудрялись воевать даже с помощью зараженных лягушек. Пожалуй, нинзя одни из первых, кто начал применять в своей военной тактике биооружие.
«ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ» ШКОЛЫ НИНДЗЯ
После разгрома учиненного Нобунагой былое могущество никогда более не возвращалось к воинам тени.
Уцелевшие кланы все теснее общались с миром обычных людей и теряли древние знания и навыки. В ХХ веке произошло нечто, что поспешили назвать «вторым рождением ниндзя», хотя, на самом деле, это можно было бы назвать их вторым вырождением.
В 1958 году к одному из старейших патриархов фактически вымершей школы ниндзя Такамацу Хисадзи за секретами пришел Хацуми Масааки. Так Хацуми Масааки стал 34 хранителем секретов. После смерти учителя Хацуми рассекретил искусство ниндзя и открыл платную школу Тогакурэ («Дом божества войны»).
В 1982 году Хацуми Масааки решил познакомить с ниндзюцу США – ему нужно было привлекать в свои платные школы новых учеников. Американская массовая культура буквально взорвалась – Штаты охватил «бум ниндзя». Через три года Голливуд своими боевиками прославил ниндзя на весь мир.
В школы Хацуми пришли тысячи людей из разных стран. Теперь филиалы школ есть по всему миру – в странах Европы, Америки, Азии и даже бывшего СССР.
На самом деле, все эти школы не более чем ловкое коммерческое начинание. Ничего общего с настоящими средневековыми ниндзя они не умеют.
Дело в том, что древнее учение дошло до нас в урезанном виде. А современные «популяризаторы» еще больше исказили его.
Мнения историков и философов о том, какой знак ставить рядом с ниндзя – «плюс» или «минус», также сильно разошлись. Кто-то умиляется ими как героическими носителями высшей духовности, кто-то называет жестокими убийцами и негодяями.
Неправы и те, и другие. И если бы самим ниндзя задали бы этот вопрос, то, скорее всего, они бы ответили древними словами:
Если хочешь постичь голую истину,
Не заботься о добре и зле.
Борьба добра и зла –
Это бесполезное состояние разума.