Теплоход « Адмирал Нахимов » – неизбежные повороты судьбы

…    Спустя годы после катастрофы крупнейшего круизного лайнера “Адмирала Нахимова” ее причины скрыты на дне Цемесской бухты и в архивах КГБ …

картинка

… На высоком откосе мыса Дооб в Цемесской бухте, вблизи маяка в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 г.

Этот монумент — символ горя и скорби людской. В памятный знак вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии: 23.20. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Памятный знак возвышается на стометровой отметке откоса мыса Дооб, откуда открывается величественный вид на Черное море, а на расстоянии около двух миль от берега покоится затонувший пароход «Адмирал Нахимов».

31 августа 2002 г. в Одессе на морвокзале, в районе 16-го причала, была установлена мраморная мемориальная доска в память о гибели парохода «Адмирал Нахимов».  Именно отсюда  28 августа 1986 г. лайнер ушел в свой последний рейс. Инициатором установки памятной доски выступил благотворительный фонд «Матери моря».

Флагман пассажирского флота пароход «Адмирал Нахимов» за 29 лет работы в составе Черноморского пароходства совершил сотни рейсов, круизов по Черному морю, выполнял загранрейсы. Добрая память о гостеприимстве и радушии экипажа, отличном сервисе, развлекательных программах, великолепной кухне осталась у многих тысяч пассажиров, совершивших в разное время круизы на этом судне.

Свой последний плановый ремонт и классификацию лайнер прошел в январе-апреле 1985 года в Варне.  По состоянию на 31 августа 1986 г., судно, несмотря на свой возраст (год постройки — 1925-й), состояло в классе Регистра СССР и имело регистровые документы со сроком годности до 30 ноября 1986 года (?!).


…В соответствии с планом круиза, «Адмирал Нахимов» весь день 31 августа 1986 года находился в порту Новороссийск. Был очень жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно же на солнцепеке изрядно «прогрелось». И конечно, по возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения.

С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу. В 22.00 31 августа 1986 г. судно под командованием капитана В.Г.Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился порт Сочи…

Погода в ту летнюю ночь была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным.

А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна 28638 тонн. Командовал балкером капитан В.И.Ткаченко.

В 23.00 «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан судна Марков проинструктировал вахтенного второго помощника капитана А.Р.Чудновского и спустился с мостика в каюту.

На теплоходе «Петр Васев» вахтенный третий помощник капитана П.А.Зубюк получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся В.И.Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер…

А в 23.12 произошла трагедия — нелепое столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова», в районе 90—110 шпангоутов, верхней частью форштевня теплохода выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, будучи смертельно раненым и мгновенно заполненным хлынувшей внутрь корпуса водой, «Адмирал Нахимов» с креном на правый борт свыше 60 градусов дифферентом на корму через 7—8 минут после удара затонул.

Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, незакрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрытыми, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду…

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа.

О причинах катастрофы было уже много публикаций в различных изданиях. Кратко можно выразить общее мнение: катастрофы не произошло бы, если бы на мостике «Адмирала Нахимова» находился капитан В.Г.Марков, а на мостике теплохода «Петр Васев» не было капитана В.И.Ткаченко.
А нам остается лишь помнить тот страшный урок девятнадцатилетней давности, преклонясь перед светлой памятью погибших пассажиров и членов экипажа парохода «Адмирал Нахимов».


Олег БУЛОВИЧ, ветеран флота, почетный работник морского флота.



P.S. Бессменным капитаном парохода «Адмирал Нахимов» в течение 22 лет — с 1957-го по 1979 годы — был хорошо известный в Черноморском пароходстве капитан Николай Антонович Соболев.

Редакция газеты “Юг”
Материалы об этой катастрофе см. на сайте: http://nakhimov.narod.ru

ТАЙНУ ГИБЕЛИ “АДМИРАЛ НАХИМОВ” УНЕС С СОБОЙ

————————————————————————–
Вечером 31 августа 1986 года “Адмирал Нахимов” был единственным судном, выходившим из Новороссийского порта, а океанский балкер “Петр Васев” – единственным, в него входившим. Суда должны были разойтись на подходе к акватории порта. Море было тихим, видимость стопроцентная. Судоводители дважды оговорили по радиотелефону условия расхождения – никаких проблем не было. Кто бы мог подумать, что через 42 минуты суда столкнутся, не сумев разойтись в районе Дообского маяка, а спустя еще 7-8 минут девятипалубный гигант затонет, увлекая за собой многочисленных пассажиров и членов экипажа.
(Для справки: “Титаник” держался на плаву более четырех часов!).

Известно, что именно урок “Титаника”, глубоко осмысленный судостроительной наукой, дал толчок конструктивному решению: резделять корпус судна определенным числом поперечных водонепроницаемых переборок.

Подводная часть носа “Петра Васева” – от грузовой ватерлинии до днища – представляла собой мощный многометровый таран. Именно носовой бульб, как полагают специалисты, сыграл роковую роль в гибели “Нахимова”. Движения по инерции балкера водоизмещением в 40 тысяч тонн оказалось достаточно, чтобы пробить борт пассажирского судна, образовав в нем пробоину длиной более 80 метров. В момент столкновения “Нахимов” двигался со скоростью 10 узлов, то есть примерно 5 метров в секунду. Бульб, воткнувшись в борт, стал взрезать его, как консервный нож металлическую банку. Сквозь образовавшееся “отверстие” начала поступать вода, которая заполнила один отсек, второй, третий…

За 80 минут спасли 800 человек (!)

15-й причал Новороссийского морского порта до сих пор называют похоронным. Именно здесь в сентябрьские дни 1986-го установили пять железнодорожных рефрижераторных вагонов. Сюда доставляли обнаруженные в море тела, круглосуточно приходили родственники, близкие, друзья погибших.

– Днем 1 сентября на Новороссийский судоремонтный завод поступил спецзаказ на изготовление полутора сотен металлических гробов, – вспоминает Олег Медведев, в прошлом мэр Новороссийска и председатель комиссии по ликвидации последствий катастрофы. – К тому времени официальное число жертв было значительно меньше: за первые сутки после кораблекрушения у береговой черты подобрали 79 тел. Остальных еще предстояло найти в помещениях огромного затопленного судна.

– После вечернего обследования рейда наш погранкатер № 624 встал на базу в боевой готовности, – рассказывает мичман Александр Гусев, который первым прибыл на место гибели “Нахимова” и спас 146 человек (хотя по инструкции на борт катера типа “Гриф” не положено принимать более 12 человек). – В 23.15 к нам в кубрик прибежал оперативный дежурный и закричал: “Нахимов” подает “SOS!”. Боевая тревога!”. Команда катера снялась за семь минут. На полном ходу мы выскочили на рейд и буквально за 15 минут дошли до траверза Дооба. Включили два прожектора: повсюду в воде были видны человеческие головы и мигающие лампочки на спасательных жилетах… Поначалу, опасаясь задеть их корабельными винтами, боялись подходить близко, а потом…

Когда подняли первых пятерых, катер дал крен. Тогда я скомандовал рулевому перевести их на левый борт. Затем стали поднимать всех, кто к нам подплывал: загрузились до предела, палуба сравнялась с поверхностью моря. На скорости около 8 узлов кое-как дошли до морвокзала. Не дотянула до берега лишь одна старушка… Когда пришли на место во второй раз, на поверхности моря спиной кверху плавали только утопленники. Здесь же “Кометы” проносились. Я искал живых, а их, оказалось, буксиры подобрали.

…Еще один катер, под командованием мичмана Михаила Леденева, принял на борт более 90 человек. Больше взять не мог: “лишнее” место на корабле занимали пушка и резервный генератор. Профессиональные спасатели прибыли на место катастрофы спустя четыре часа, но истинные моряки ждать их не стали. На свой страх и риск вышли в море и курсанты Новороссийского высшего инженерного морского училища (НВИМУ).

– Курсанты кричали, что они сейчас выйдут на берег и вплавь доберутся до “Нахимова”, – вспоминает Борис Свиркунов, в тот период замначальника НВИМУ. – Затем они сели на небольшие весельные лодки и устремились к месту ЧП. Быстро добрались туда, стали помогать людям.

Вся операция по спасению длилась 80 минут. За это время удалось спасти 800 человек. Судно ушло под воду с креном в 50 градусов, погребя под собой тех, кто не отплыл от лайнера, не успел выбраться из многочисленных проходов и кают. Когда спасать было уже некого, за работу принялись водолазы. Проникая в коридоры судна, которые после наклона корпуса парохода превратились в узкие тоннели, водолазы проползали по ним десятки метров, тащили на себе кабели, светильники и инструменты. Они находили и поднимали тела погибших.

Чтобы спастись, нужно было лишь толкнуть дверь

Через 18 суток поиска число жертв, которых смерть настигла на пароходе, достигло уже 280 человек. Надо ли говорить о том, какие нагрузки испытывали водолазы, работавшие круглосуточно?

– За каждую ходку мы находили 13-15 тел, – рассказал водолаз третьего класса Анатолий Литовских. – Больше всего тел мы находили в коридорах, у выходов на палубу: кому-то, чтобы спастись, оставалось лишь дверь толкнуть и выскочить, но… Мы открывали двери, ведущие на главную палубу, а там по 15-20 трупов перед каждой дверью.

…На берегу тела фотографировали, фиксировали украшения, которые в подобной ситуации служили опознавательными знаками. Мародерства не было. Если же чего-то все-таки недоставало, ущерб возмещался автоматически – так распорядилось могущественное Политбюро ЦК КПСС и откомандированный им на место трагедии Гейдар Алиев.

Водолазам, поднимавшим на поверхность тела с “Нахимова”, кажется, что они прошли все круги ада. Нервы у всех были уже на пределе. Рассказывают, что во время обследования под водой каюты один из водолазов увидел, как из иллюминатора выглядывает матрос: видимо, спасаясь, он зацепился за что-то и застрял. Глаза его так и остались открытыми, а руки – то поднимались, то опускались, “дирижируемые” подводным течением. “Это напоминало движения живого человека, жесты которого означали: “Уходите!” – вспоминает тот случай Анатолий Литовских.

И действительно, на девятнадцатые сутки после кораблекрушения все водолазные работы были свернуты. Согласно официальной версии, работы прекратили, поскольку затонувшее судно “ушло” в грунт на полтора метра: все помещения по правому борту заполнились илом и стали недоступны. По неофициальной – больше не выдерживала психика водолазов. Во время поисковых работ на “Нахимове” погибли мичманы Юрий Полищук и Сергей Шардаков, и после этого водолазы Черноморского флота отказались рисковать жизнью ради тех, кого спасать было уже бесполезно.

“Я еще принесу жилеты, я успею”

На дне моря в помещениях “Адмирала Нахимова” так и остались навечно десятки пассажиров и членов экипажа, которых не обнаружили ни среди погибших, ни среди спасенных. Потому точное количество жертв катастрофы до сих пор неизвестно.

– Мой Юра с отличием окончил специальное морское ПТУ и попал на “Нахимов” кондитером, – вспоминает Маргарита Ставрова, возглавляющая сегодня благотворительный фонд “Матери моря”. – После трагедии я несколько раз слышала, что он жив, что его спасли. Воспроизводили даже “картинку”: будто подняли его, седого, с полной потерей памяти, но живого. Я никогда не верила в чудеса, но здесь… Я верю и жду Юрку.

– В ту страшную ночь моя дочь отдала свой спасательный жилет одной из пассажирок, – говорит мать бортпроводницы Веры Федорчук. – Мне рассказали, что дочь бросилась в глубь тонущего судна, спасая людей. Лишь на пятые сутки водолазы подняли ее тело – в руках она держала ключи от рабочего помещения… Ей всегда будет только 28 лет, и спасшиеся люди всегда будут помнить ее последние слова: “Я еще принесу жилеты, я успею”.

– О повседневных нуждах и проблемах родственников тех, кто погиб и пропал без вести на “Нахимове”, чиновники забыли, похоже, на следующий день после формальных траурных мероприятий 1986 года, – с горечью констатирует Маргарита Ставрова. – Им нет дела до того, что совсем старенький, 1914 года рождения, Павел Масловец сам воспитывал двух внуков – детей сына, погибшего на “Нахимове”. Другой старичок, Андрей Гаврютин, остался одиноким и прозябает в нищете. У него мошенническим путем отобрали квартиру, сейчас отыскать беднягу невозможно…

Прокурорское начальство “советовало” приговорить капитанов к смертной казни

Материалы следствия по гибели парохода “Адмирал Нахимов” составили почти шестьдесят томов, было допрошено 1200 потерпевших, изучены сотни различных документов. Виновность капитанов В. Маркова и В. Ткаченко была доказана. Однако в ходе следствия возникали и сложности.

– Председатель правительственной комиссии член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, не дожидаясь окончания следствия, объявил, что как минимум один из капитанов будет расстрелян, – вспоминал старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Советского Союза государственный советник юстиции 3-го класса Борис Уваров, который вел это уголовное дело (Борис Иванович – весьма заметная фигура в правоохранительных органах того времени. Именно он принял к производству громкое дело об убийстве популярного телеведущего директора ОРТ Влада Листьева. За год до этого резонансного преступления, от расследования которого “неудобного” следователя все же отстранили, рабочая группа Уварова раскрыла убийство депутата российской Госдумы Андрея Айздердзиса. Борис Иванович принимал участие в расследовании причин аварии на Чернобыльской АЭС). – Вот после этого я и ощутил на себе давление со стороны власти. Прокурорское начальство стало мне настоятельно “советовать”, чтобы я вменил капитанам статью 102 УК “Смертная казнь”.

Но совершенные капитанами нарушения “вписывались” лишь в статью 85 УК, предусматривавшую срок за преступную халатность, а не смерть.

Главной причиной катастрофы, по мнению Бориса Уварова, стало нарушение правил эксплуатации судна. В частности, выход в рейс с незадраенными клинкерными дверями водонепроницаемых перегородок. Экспертиза доказала, что в противном случае “Нахимов” тонул бы не менее нескольких часов и большинство пассажиров удалось бы спасти.

…Ежегодно 31 августа в Одессу и Новороссийск со всех концов бывшего СССР приезжают родные и близкие тех, кто погиб на “Нахимове”.

Поистине в истории все происходит дважды – сначала как трагедия, затем как фарс. Сегодня любой желающий может за 70-80 долларов заказать у предприимчивых аквалангистов подводную экскурсию к затонувшему “Нахимову”…

ДОЛГ СКОРБИ

Исполняется 16 лет со дня трагической гибели “Адмирала Нахимова”. К сожалению, традицию ежегодно поминать погибших на “Адмирале Нахимове” поддерживают не местные чиновники, а несколько женщин – матерей моряков и пассажиров, погибших шестнадцать лет назад.

В этом году они снова побывали в Новороссийске, где отслужили службу Божью в память о погибших. В Одессе подобные акции памяти проводит Черноморский христианский центр “Миссия для мореплавателей”. 28 августа священник УПЦ Киевского патриархата отец Александр Смеричинский отслужил у памятника погибшим морякам панихиду в память членов экипажа и пассажиров “Адмирала Нахимова”.

Скорбные акции состоятся вечером 31 августа и утром 1 сентября на территории Одесского морвокзала. Тут будет установлена памятная доска. Панихиду отслужат и в экуменической часовне Святого архистратига Михаила. Именно этой панихидой начнутся акции памяти погибших в техногенных катастрофах, природных катаклизмах и в террористических актах. Акции завершатся экуменической панихидой 11 сентября.

По словам президента Черноморского христианского центра “Миссия для мореплавателей” Александра Сорокина: “Гибель “Адмирала Нахимова” – крупнейшая катастрофа на Черном море. В день гибели “Адмирала Нахимова” в Одессе скорбели все. Эту трагедию одесситы восприняли как свою собственную”.

Черноморский христианский центр “Миссия для мореплавателей” призвал власти не забывать о трагедии “Адмирала Нахимова” и сделать все, чтобы память о погибших была увековечена…


Игорь СТОЛЯРОВ
Редакция газеты “Юг”
НЕСБЫВШЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО ВАНГИ

31 августа 2007г будет отмечаться двадцать первая годовщина гибели пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов». Есть еще памятная дата, связанная с этим судном. В этом году исполняется 50 лет, как теплоход «Нахимов» прибыл на Черное море. Он являлся флагманом Черноморского морского пароходства до тех пор, пока не вступил в строй теплоход «Максим Горький». Об этом рассказал директор музея К.Паустовского Виктор Глушаков, который в свое время являлся членом экипажа «Нахимова». Известие о гибели судна он получил, находясь далеко в Атлантическом океане.

Памяти всех погибших при кораблекрушении посвящена выставка «Русский «Титаник»: трагедия ХХ столетия», открывающаяся сегодня в выставочном зале «Золотой ангел». Там представлены документы и фотографии по истории лайнера, схема столкновения, предметы с «Нахимова»». Материалы для экспозиции предоставили: благотворительный фонд «Нахимовец», музей К.Паустовского, музей морского флота.

Одним из самых интересных экспонатов стал единственный в мире макет лайнера, который изготовил архитектор из Новосибирска Сергей Моржаков. Перевезли его сначала в Новороссийск, а затем в Одессу организаторы данной выставки, члены БФ «Нахимовец», люди, потерявшие в ту роковую ночь своих детей, родителей, братьев и сестер, друзей. Напомню: в кораблекрушении погибли четыреста двадцать пять человек. Для шестидесяти пяти из них затонувшее судно стало последним приютом.

На пресс-конференции, предшествующей открытию выставки, директор БФ «Нахимовец» Наталия Рождественская рассказала, как собирались свидетельства людей, причастных к этой трагедии, в которой еще много «белых пятен». Загадке гибели «Адмирала Нахимова» посвящен фильм киевского режиссера-документалиста Федора Лебедева, который смогли посмотреть все участники пресс-конференции. Много необъяснимого в этой истории. Тогдашний глава государства Михаил Горбачев, находясь в те дни на Кубани, не счел нужным прибыть на место трагедии. Не был объявлен траур в стране. Всю вину за произошедшее свалили на капитанов двух судов. Отрицала гибель не найденных на месте трагедии шестидесяти пяти человек знаменитая предсказательница Ванга, уверяла, что все они живы. Автор картины считает, что точку в этой трагедии ставить рано, а значит, у истории фильма должно быть продолжение.

Стало уже традицией в последние дни лета совершать рейс скорби и памяти из Одессы в Новороссийск на место гибели «Нахимова», проводить траурную панихиду у памятника погибшим на мысе Дооб. Эти поездки в Одессе организуют благотворительная организация «Матери моря» и БФ «Нахимовец», сохраняющие память о катастрофе. Известие об организации экспедиции к месту трагедии с целью поднятия якоря с судна «Адмирал Нахимов» было воспринято ими негативно.

Как сообщил один из руководителей Украинского государственного департамента морского и речного транспорта, якорь поднимут одесские подводники для увековечения памяти судна «Адмирал Нахимов» и других судов, которые погибли или пропали без вести в Черном море. С этой целью будет создан мемориальный комплекс «Музей якорей затонувших судов» на морвокзале Одесского морского торгового порта, где якорь с «Нахимова» станет центральным экспонатом.

Наталия Рождественская сообщила журналистам, что подъем имущества с затонувшего в результате крушения судна противоречит существующим законодательным нормам. Район нахождения затонувшего судна объявлен местом захоронения жертв ката¬строфы, и любые действия, нарушающие их покой в указанном районе, запрещаются. Проведение подводной экспедиции к месту гибели пассажирского теплохода противоречит и российскому законодательству. Об этом в письме сообщили представители Министерства транспорта РФ. Члены благотворительного фонда категорически не согласны с тем, что поднятие якорей затонувших судов является старой морской традицией, и предпринимают усилия, чтобы покой мертвых не был потревожен.

_____________________________________________________________________________________________
Снять квартиру в Одессе можно недорого, при этом все квартиры сдаются без посредников и комиссии и оснащены необходимой техникой и мебелью. Снимая квартиру в Одессе от хозяев, можно сэкономить приличную сумму.
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий

Теплоход « Адмирал Нахимов » – неизбежные повороты судьбы

… На высоком откосе мыса Дооб в Цемесской бухте, вблизи маяка в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 г.

Этот монумент — символ горя и скорби людской. В памятный знак вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии: 23.20. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Памятный знак возвышается на стометровой отметке откоса мыса Дооб, откуда открывается величественный вид на Черное море, а на расстоянии около двух миль от берега покоится затонувший пароход «Адмирал Нахимов».

31 августа 2002 г. в Одессе на морвокзале, в районе 16-го причала, была установлена мраморная мемориальная доска в память о гибели парохода «Адмирал Нахимов».  Именно отсюда  28 августа 1986 г. лайнер ушел в свой последний рейс. Инициатором установки памятной доски выступил благотворительный фонд «Матери моря».

Флагман пассажирского флота пароход «Адмирал Нахимов» за 29 лет работы в составе Черноморского пароходства совершил сотни рейсов, круизов по Черному морю, выполнял загранрейсы. Добрая память о гостеприимстве и радушии экипажа, отличном сервисе, развлекательных программах, великолепной кухне осталась у многих тысяч пассажиров, совершивших в разное время круизы на этом судне.

Свой последний плановый ремонт и классификацию лайнер прошел в январе-апреле 1985 года в Варне.  По состоянию на 31 августа 1986 г., судно, несмотря на свой возраст (год постройки — 1925-й), состояло в классе Регистра СССР и имело регистровые документы со сроком годности до 30 ноября 1986 года (?!).


…В соответствии с планом круиза, «Адмирал Нахимов» весь день 31 августа 1986 года находился в порту Новороссийск. Был очень жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно же на солнцепеке изрядно «прогрелось». И конечно, по возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения.

С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу. В 22.00 31 августа 1986 г. судно под командованием капитана В.Г.Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился порт Сочи…

Погода в ту летнюю ночь была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным.

А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна 28638 тонн. Командовал балкером капитан В.И.Ткаченко.

В 23.00 «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан судна Марков проинструктировал вахтенного второго помощника капитана А.Р.Чудновского и спустился с мостика в каюту.

На теплоходе «Петр Васев» вахтенный третий помощник капитана П.А.Зубюк получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся В.И.Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер…

А в 23.12 произошла трагедия — нелепое столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова», в районе 90—110 шпангоутов, верхней частью форштевня теплохода выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, будучи смертельно раненым и мгновенно заполненным хлынувшей внутрь корпуса водой, «Адмирал Нахимов» с креном на правый борт свыше 60 градусов дифферентом на корму через 7—8 минут после удара затонул.

Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, незакрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрытыми, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду…

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа.

О причинах катастрофы было уже много публикаций в различных изданиях. Кратко можно выразить общее мнение: катастрофы не произошло бы, если бы на мостике «Адмирала Нахимова» находился капитан В.Г.Марков, а на мостике теплохода «Петр Васев» не было капитана В.И.Ткаченко.
А нам остается лишь помнить тот страшный урок девятнадцатилетней давности, преклонясь перед светлой памятью погибших пассажиров и членов экипажа парохода «Адмирал Нахимов».


Олег БУЛОВИЧ, ветеран флота, почетный работник морского флота.



P.S. Бессменным капитаном парохода «Адмирал Нахимов» в течение 22 лет — с 1957-го по 1979 годы — был хорошо известный в Черноморском пароходстве капитан Николай Антонович Соболев.

Редакция газеты “Юг”
Материалы об этой катастрофе см. на сайте: http://nakhimov.narod.ru

ТАЙНУ ГИБЕЛИ “АДМИРАЛ НАХИМОВ” УНЕС С СОБОЙ

————————————————————————–
Вечером 31 августа 1986 года “Адмирал Нахимов” был единственным судном, выходившим из Новороссийского порта, а океанский балкер “Петр Васев” – единственным, в него входившим. Суда должны были разойтись на подходе к акватории порта. Море было тихим, видимость стопроцентная. Судоводители дважды оговорили по радиотелефону условия расхождения – никаких проблем не было. Кто бы мог подумать, что через 42 минуты суда столкнутся, не сумев разойтись в районе Дообского маяка, а спустя еще 7-8 минут девятипалубный гигант затонет, увлекая за собой многочисленных пассажиров и членов экипажа.
(Для справки: “Титаник” держался на плаву более четырех часов!).

Известно, что именно урок “Титаника”, глубоко осмысленный судостроительной наукой, дал толчок конструктивному решению: резделять корпус судна определенным числом поперечных водонепроницаемых переборок.

Подводная часть носа “Петра Васева” – от грузовой ватерлинии до днища – представляла собой мощный многометровый таран. Именно носовой бульб, как полагают специалисты, сыграл роковую роль в гибели “Нахимова”. Движения по инерции балкера водоизмещением в 40 тысяч тонн оказалось достаточно, чтобы пробить борт пассажирского судна, образовав в нем пробоину длиной более 80 метров. В момент столкновения “Нахимов” двигался со скоростью 10 узлов, то есть примерно 5 метров в секунду. Бульб, воткнувшись в борт, стал взрезать его, как консервный нож металлическую банку. Сквозь образовавшееся “отверстие” начала поступать вода, которая заполнила один отсек, второй, третий…

За 80 минут спасли 800 человек (!)

15-й причал Новороссийского морского порта до сих пор называют похоронным. Именно здесь в сентябрьские дни 1986-го установили пять железнодорожных рефрижераторных вагонов. Сюда доставляли обнаруженные в море тела, круглосуточно приходили родственники, близкие, друзья погибших.

– Днем 1 сентября на Новороссийский судоремонтный завод поступил спецзаказ на изготовление полутора сотен металлических гробов, – вспоминает Олег Медведев, в прошлом мэр Новороссийска и председатель комиссии по ликвидации последствий катастрофы. – К тому времени официальное число жертв было значительно меньше: за первые сутки после кораблекрушения у береговой черты подобрали 79 тел. Остальных еще предстояло найти в помещениях огромного затопленного судна.

– После вечернего обследования рейда наш погранкатер № 624 встал на базу в боевой готовности, – рассказывает мичман Александр Гусев, который первым прибыл на место гибели “Нахимова” и спас 146 человек (хотя по инструкции на борт катера типа “Гриф” не положено принимать более 12 человек). – В 23.15 к нам в кубрик прибежал оперативный дежурный и закричал: “Нахимов” подает “SOS!”. Боевая тревога!”. Команда катера снялась за семь минут. На полном ходу мы выскочили на рейд и буквально за 15 минут дошли до траверза Дооба. Включили два прожектора: повсюду в воде были видны человеческие головы и мигающие лампочки на спасательных жилетах… Поначалу, опасаясь задеть их корабельными винтами, боялись подходить близко, а потом…

Когда подняли первых пятерых, катер дал крен. Тогда я скомандовал рулевому перевести их на левый борт. Затем стали поднимать всех, кто к нам подплывал: загрузились до предела, палуба сравнялась с поверхностью моря. На скорости около 8 узлов кое-как дошли до морвокзала. Не дотянула до берега лишь одна старушка… Когда пришли на место во второй раз, на поверхности моря спиной кверху плавали только утопленники. Здесь же “Кометы” проносились. Я искал живых, а их, оказалось, буксиры подобрали.

…Еще один катер, под командованием мичмана Михаила Леденева, принял на борт более 90 человек. Больше взять не мог: “лишнее” место на корабле занимали пушка и резервный генератор. Профессиональные спасатели прибыли на место катастрофы спустя четыре часа, но истинные моряки ждать их не стали. На свой страх и риск вышли в море и курсанты Новороссийского высшего инженерного морского училища (НВИМУ).

– Курсанты кричали, что они сейчас выйдут на берег и вплавь доберутся до “Нахимова”, – вспоминает Борис Свиркунов, в тот период замначальника НВИМУ. – Затем они сели на небольшие весельные лодки и устремились к месту ЧП. Быстро добрались туда, стали помогать людям.

Вся операция по спасению длилась 80 минут. За это время удалось спасти 800 человек. Судно ушло под воду с креном в 50 градусов, погребя под собой тех, кто не отплыл от лайнера, не успел выбраться из многочисленных проходов и кают. Когда спасать было уже некого, за работу принялись водолазы. Проникая в коридоры судна, которые после наклона корпуса парохода превратились в узкие тоннели, водолазы проползали по ним десятки метров, тащили на себе кабели, светильники и инструменты. Они находили и поднимали тела погибших.

Чтобы спастись, нужно было лишь толкнуть дверь

Через 18 суток поиска число жертв, которых смерть настигла на пароходе, достигло уже 280 человек. Надо ли говорить о том, какие нагрузки испытывали водолазы, работавшие круглосуточно?

– За каждую ходку мы находили 13-15 тел, – рассказал водолаз третьего класса Анатолий Литовских. – Больше всего тел мы находили в коридорах, у выходов на палубу: кому-то, чтобы спастись, оставалось лишь дверь толкнуть и выскочить, но… Мы открывали двери, ведущие на главную палубу, а там по 15-20 трупов перед каждой дверью.

…На берегу тела фотографировали, фиксировали украшения, которые в подобной ситуации служили опознавательными знаками. Мародерства не было. Если же чего-то все-таки недоставало, ущерб возмещался автоматически – так распорядилось могущественное Политбюро ЦК КПСС и откомандированный им на место трагедии Гейдар Алиев.

Водолазам, поднимавшим на поверхность тела с “Нахимова”, кажется, что они прошли все круги ада. Нервы у всех были уже на пределе. Рассказывают, что во время обследования под водой каюты один из водолазов увидел, как из иллюминатора выглядывает матрос: видимо, спасаясь, он зацепился за что-то и застрял. Глаза его так и остались открытыми, а руки – то поднимались, то опускались, “дирижируемые” подводным течением. “Это напоминало движения живого человека, жесты которого означали: “Уходите!” – вспоминает тот случай Анатолий Литовских.

И действительно, на девятнадцатые сутки после кораблекрушения все водолазные работы были свернуты. Согласно официальной версии, работы прекратили, поскольку затонувшее судно “ушло” в грунт на полтора метра: все помещения по правому борту заполнились илом и стали недоступны. По неофициальной – больше не выдерживала психика водолазов. Во время поисковых работ на “Нахимове” погибли мичманы Юрий Полищук и Сергей Шардаков, и после этого водолазы Черноморского флота отказались рисковать жизнью ради тех, кого спасать было уже бесполезно.

“Я еще принесу жилеты, я успею”

На дне моря в помещениях “Адмирала Нахимова” так и остались навечно десятки пассажиров и членов экипажа, которых не обнаружили ни среди погибших, ни среди спасенных. Потому точное количество жертв катастрофы до сих пор неизвестно.

– Мой Юра с отличием окончил специальное морское ПТУ и попал на “Нахимов” кондитером, – вспоминает Маргарита Ставрова, возглавляющая сегодня благотворительный фонд “Матери моря”. – После трагедии я несколько раз слышала, что он жив, что его спасли. Воспроизводили даже “картинку”: будто подняли его, седого, с полной потерей памяти, но живого. Я никогда не верила в чудеса, но здесь… Я верю и жду Юрку.

– В ту страшную ночь моя дочь отдала свой спасательный жилет одной из пассажирок, – говорит мать бортпроводницы Веры Федорчук. – Мне рассказали, что дочь бросилась в глубь тонущего судна, спасая людей. Лишь на пятые сутки водолазы подняли ее тело – в руках она держала ключи от рабочего помещения… Ей всегда будет только 28 лет, и спасшиеся люди всегда будут помнить ее последние слова: “Я еще принесу жилеты, я успею”.

– О повседневных нуждах и проблемах родственников тех, кто погиб и пропал без вести на “Нахимове”, чиновники забыли, похоже, на следующий день после формальных траурных мероприятий 1986 года, – с горечью констатирует Маргарита Ставрова. – Им нет дела до того, что совсем старенький, 1914 года рождения, Павел Масловец сам воспитывал двух внуков – детей сына, погибшего на “Нахимове”. Другой старичок, Андрей Гаврютин, остался одиноким и прозябает в нищете. У него мошенническим путем отобрали квартиру, сейчас отыскать беднягу невозможно…

Прокурорское начальство “советовало” приговорить капитанов к смертной казни

Материалы следствия по гибели парохода “Адмирал Нахимов” составили почти шестьдесят томов, было допрошено 1200 потерпевших, изучены сотни различных документов. Виновность капитанов В. Маркова и В. Ткаченко была доказана. Однако в ходе следствия возникали и сложности.

– Председатель правительственной комиссии член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, не дожидаясь окончания следствия, объявил, что как минимум один из капитанов будет расстрелян, – вспоминал старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Советского Союза государственный советник юстиции 3-го класса Борис Уваров, который вел это уголовное дело (Борис Иванович – весьма заметная фигура в правоохранительных органах того времени. Именно он принял к производству громкое дело об убийстве популярного телеведущего директора ОРТ Влада Листьева. За год до этого резонансного преступления, от расследования которого “неудобного” следователя все же отстранили, рабочая группа Уварова раскрыла убийство депутата российской Госдумы Андрея Айздердзиса. Борис Иванович принимал участие в расследовании причин аварии на Чернобыльской АЭС). – Вот после этого я и ощутил на себе давление со стороны власти. Прокурорское начальство стало мне настоятельно “советовать”, чтобы я вменил капитанам статью 102 УК “Смертная казнь”.

Но совершенные капитанами нарушения “вписывались” лишь в статью 85 УК, предусматривавшую срок за преступную халатность, а не смерть.

Главной причиной катастрофы, по мнению Бориса Уварова, стало нарушение правил эксплуатации судна. В частности, выход в рейс с незадраенными клинкерными дверями водонепроницаемых перегородок. Экспертиза доказала, что в противном случае “Нахимов” тонул бы не менее нескольких часов и большинство пассажиров удалось бы спасти.

…Ежегодно 31 августа в Одессу и Новороссийск со всех концов бывшего СССР приезжают родные и близкие тех, кто погиб на “Нахимове”.

Поистине в истории все происходит дважды – сначала как трагедия, затем как фарс. Сегодня любой желающий может за 70-80 долларов заказать у предприимчивых аквалангистов подводную экскурсию к затонувшему “Нахимову”…

ДОЛГ СКОРБИ

Исполняется 16 лет со дня трагической гибели “Адмирала Нахимова”. К сожалению, традицию ежегодно поминать погибших на “Адмирале Нахимове” поддерживают не местные чиновники, а несколько женщин – матерей моряков и пассажиров, погибших шестнадцать лет назад.

В этом году они снова побывали в Новороссийске, где отслужили службу Божью в память о погибших. В Одессе подобные акции памяти проводит Черноморский христианский центр “Миссия для мореплавателей”. 28 августа священник УПЦ Киевского патриархата отец Александр Смеричинский отслужил у памятника погибшим морякам панихиду в память членов экипажа и пассажиров “Адмирала Нахимова”.

Скорбные акции состоятся вечером 31 августа и утром 1 сентября на территории Одесского морвокзала. Тут будет установлена памятная доска. Панихиду отслужат и в экуменической часовне Святого архистратига Михаила. Именно этой панихидой начнутся акции памяти погибших в техногенных катастрофах, природных катаклизмах и в террористических актах. Акции завершатся экуменической панихидой 11 сентября.

По словам президента Черноморского христианского центра “Миссия для мореплавателей” Александра Сорокина: “Гибель “Адмирала Нахимова” – крупнейшая катастрофа на Черном море. В день гибели “Адмирала Нахимова” в Одессе скорбели все. Эту трагедию одесситы восприняли как свою собственную”.

Черноморский христианский центр “Миссия для мореплавателей” призвал власти не забывать о трагедии “Адмирала Нахимова” и сделать все, чтобы память о погибших была увековечена…


Игорь СТОЛЯРОВ
Редакция газеты “Юг”
НЕСБЫВШЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО ВАНГИ

31 августа 2007г будет отмечаться двадцать первая годовщина гибели пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов». Есть еще памятная дата, связанная с этим судном. В этом году исполняется 50 лет, как теплоход «Нахимов» прибыл на Черное море. Он являлся флагманом Черноморского морского пароходства до тех пор, пока не вступил в строй теплоход «Максим Горький». Об этом рассказал директор музея К.Паустовского Виктор Глушаков, который в свое время являлся членом экипажа «Нахимова». Известие о гибели судна он получил, находясь далеко в Атлантическом океане.

Памяти всех погибших при кораблекрушении посвящена выставка «Русский «Титаник»: трагедия ХХ столетия», открывающаяся сегодня в выставочном зале «Золотой ангел». Там представлены документы и фотографии по истории лайнера, схема столкновения, предметы с «Нахимова»». Материалы для экспозиции предоставили: благотворительный фонд «Нахимовец», музей К.Паустовского, музей морского флота.

Одним из самых интересных экспонатов стал единственный в мире макет лайнера, который изготовил архитектор из Новосибирска Сергей Моржаков. Перевезли его сначала в Новороссийск, а затем в Одессу организаторы данной выставки, члены БФ «Нахимовец», люди, потерявшие в ту роковую ночь своих детей, родителей, братьев и сестер, друзей. Напомню: в кораблекрушении погибли четыреста двадцать пять человек. Для шестидесяти пяти из них затонувшее судно стало последним приютом.

На пресс-конференции, предшествующей открытию выставки, директор БФ «Нахимовец» Наталия Рождественская рассказала, как собирались свидетельства людей, причастных к этой трагедии, в которой еще много «белых пятен». Загадке гибели «Адмирала Нахимова» посвящен фильм киевского режиссера-документалиста Федора Лебедева, который смогли посмотреть все участники пресс-конференции. Много необъяснимого в этой истории. Тогдашний глава государства Михаил Горбачев, находясь в те дни на Кубани, не счел нужным прибыть на место трагедии. Не был объявлен траур в стране. Всю вину за произошедшее свалили на капитанов двух судов. Отрицала гибель не найденных на месте трагедии шестидесяти пяти человек знаменитая предсказательница Ванга, уверяла, что все они живы. Автор картины считает, что точку в этой трагедии ставить рано, а значит, у истории фильма должно быть продолжение.

Стало уже традицией в последние дни лета совершать рейс скорби и памяти из Одессы в Новороссийск на место гибели «Нахимова», проводить траурную панихиду у памятника погибшим на мысе Дооб. Эти поездки в Одессе организуют благотворительная организация «Матери моря» и БФ «Нахимовец», сохраняющие память о катастрофе. Известие об организации экспедиции к месту трагедии с целью поднятия якоря с судна «Адмирал Нахимов» было воспринято ими негативно.

Как сообщил один из руководителей Украинского государственного департамента морского и речного транспорта, якорь поднимут одесские подводники для увековечения памяти судна «Адмирал Нахимов» и других судов, которые погибли или пропали без вести в Черном море. С этой целью будет создан мемориальный комплекс «Музей якорей затонувших судов» на морвокзале Одесского морского торгового порта, где якорь с «Нахимова» станет центральным экспонатом.

Наталия Рождественская сообщила журналистам, что подъем имущества с затонувшего в результате крушения судна противоречит существующим законодательным нормам. Район нахождения затонувшего судна объявлен местом захоронения жертв ката¬строфы, и любые действия, нарушающие их покой в указанном районе, запрещаются. Проведение подводной экспедиции к месту гибели пассажирского теплохода противоречит и российскому законодательству. Об этом в письме сообщили представители Министерства транспорта РФ. Члены благотворительного фонда категорически не согласны с тем, что поднятие якорей затонувших судов является старой морской традицией, и предпринимают усилия, чтобы покой мертвых не был потревожен.



Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ. Редакция газеты “Юг”
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий