Этот город расположен на высоте почти четырех тысяч метров у берегов соленого озера Титикака в Андской области на севере Боливии, на равнине Альтиплано, окруженной заснеженными хребтами Кордильер.
Храм на дне озера
Высота статуи из розового камня – около 7,5 метра
Тиауанако лежит высоко в горах, однако найденные на его территории руины большого порта, морские ракушки, изображения летающих рыб и скелеты ископаемых морских животных свидетельствуют, что некогда город был достаточно близок к морю или даже находился на его берегу.
А недавно на дне озера Титикака исследователи обнаружили остатки построек, мощеную дорогу и стены протяженностью более километра, сложенные из огромных каменных глыб.
По мнению профессора Рубена Вела из археологического института Тиауанако, найденные развалины – «прибрежный храм, где совершались захоронения важных персон». Как же святилище оказалось на дне озера?
Исследователи связывают эти факты с эпохой до начала процессов горообразования, происходивших 60-70 миллионов лет тому назад. Но ведь считается, что тогда никаких людей на Земле не существовало?..
Свое название Тиауанако получил уже после того, как жители навсегда покинули его. Что это были за люди и как они сами именовали город, историки не знают. Но легенда гласит, что к Верховному инке Майта Капаку, остановившемуся на отдых среди древних руин, прибежал гонец с известием из столицы империи инков – Куско. Правитель оценил усердие гонца, сравнив его с быстроногим гуанако – родственником ламы, – и якобы сказал: «Тиа Уанако» («Ты быстр, как гуанако»). Так у города появилось имя.Возраст – 250 тысяч лет?
Индейцы, жившие в этих краях в пору вторжения испанцев, верили, что такой большой город не могли построить обыкновенные люди – его когда-то возвело племя гигантов. Исследователи существование гигантов отрицали, однако приписывали городу невероятно древнее происхождение. Так, археолог доктор Х.С. Белами считал, что возраст Тиауанако – 250 тысяч лет.
Французский палеонтолог Альсид д’Орбиньи (1802-1857 гг.) в своем труде L’Homme Americain («Американский человек») высказал мнение, что хозяевами Тиауанако были жители могущественного доинкского государства, сумевшие воздвигнуть множество построек и решить проблему доставки сюда огромного количества тяжелого строительного материала.
Каласасайя, Акапана, Инти-Пунку
Один из самых загадочных тиауанакских памятников – Инти-Пунку (Ворота Солнца)
Город, вернее, то, что от него осталось, состоит из нескольких основных объектов. Наиболее хорошо реконструированная часть города – Каласасайя, сооружение с прямоугольным основанием размерами 118х18 метров. Каласасайя обнесена стеной, в которую встроен ряд монолитных колонн. Внутренний двор постройки, занимающий примерно треть ее площади, находится ниже уровня земли. Входили в Каласасайю через большие каменные ворота по монументальной лестнице с шестью ступенями. К внутреннему двору примыкал крытый зал с большими порталами и окнами. В свое время его украшали золотые изделия, а в стены были вбиты золотые гвозди, на которых держались медные и бронзовые пластины.
Первоначально Каласасайю воспринимали как усадьбу, дворец или даже крепость, однако в последнее время исследователи склоняются к мысли, что это была… астрономическая обсерватория. Некоторые конструктивные элементы в стенах строго сориентированы по отношению к определенным созвездиям и устроены таким образом, чтобы облегчить наблюдения за Солнцем
разные времена года.
В середине ХХ века по соседству с Каласасайей обнаружили святилище площадью около 750 квадратных метров, называемый Полуподземный храм.
Его основание более чем на полтора метра углублено в землю. В 1932 году профессор Уэнделл Беннетт нашел там гигантскую статую из розового камня.
Высота монолита составляет чуть менее семи с половиной метров. Голову его украшает нечто вроде тюрбана, руки сложены на груди. В одной из них сосуд – «керо», в другой – «путуту», обрядовый горн из раковины. На животе статуи – широкий пояс.
Чуть южнее Каласасайи возвышается пирамида Акапана. Одни исследователи считают ее рукотворным сооружением, другие – холмом, которому придали ступенчатый вид и на вершине которого, возможно, находился храм или жертвенник. Третьи полагают, что на Акапане была военная крепость.
Там до сих пор сохранилось небольшое искусственное озерцо.
Еще южнее, уже за условной городской чертой, можно увидеть другую террасообразную постройку, Пума-Пунку (Ворота Пумы). Она сооружена из огромных каменных плит, вес некоторых из них превышает 100 тонн. Плиты тщательно обработаны, что свидетельствует о мастерстве древних каменотесов. На вершине Пума-Пунку строители поместили святилище или жертвенник, а затем весь объект обнесли двойной стеной.
Один из самых известных и, наверное, самых загадочных тиауанакских памятников – Инти-Пунку (Ворота Солнца). Они расположены в северо-западном «углу» Каласасайи и вытесаны из цельного андезитового блока размерами 3х3,75 метра. Вес ворот – около 10 тонн. Верхнюю их часть с восточной стороны украшает богатый рельеф, в центре которого – главное божество в виде человеческой фигуры с непропорционально большой головой, окруженной нимбом. Его образуют 24 луча, каждый них заканчивается головой ягуара или пумы. Из глаз идола текут слезы – видимо, как подтверждение тому, что он даровал земле влагу, то есть обеспечил здешним полям урожай, в руках – большой царский жезл с головками кондоров наверху. Большую фигуру окружают 48 фигур поменьше – это изображения полулюдей-полуптиц. А над входным проемом Ворот Солнца видна полоса орнамента из человеческих лиц.Артур Познански и другие исследователи
Артур Познански полжизни посвятил изучению древних руин
Содержание рельефа ученые истолковывают по-разному. Одни полагают, что центральная фигура символизирует бога Солнца, а полулюди-полуптицы – это звезды, обращенные лицами к своему небесному государю. По мнению других, на Воротах Солнца изображен тиауанакский календарь – солнечный или лунный. Если комплекс Каласасайи – это действительно обсерватория, то календарь вполне органично вписывается в идею постройки.
Боливийский исследователь австрийского происхождения, профессор, инженер, антрополог, член многих научных обществ Артур Познански полжизни посвятил изучению Тиауанако. В своем объемистом труде Tiahuanacu: the Cradle of American Man («Тиауанако – колыбель американского человека») на основе собственных археологических исследований и астрономических расчетов ученый доказал, что проектировщики и строители Каласасайи привязали ее геометрию к расположению звезд на небе не менее 12-17 тысяч лет назад.
Разумеется, большинство приверженцев ортодоксальной науки восприняли открытие Познански с нескрываемым скептицизмом. Однако вскоре группа видных ученых проанализировала результаты его исследований и расчетов. В группу входили: доктор Ганс Людендорфф, директор Потсдамской астрономической обсерватории, доктор Фридрих Бекер из обсерватории «Спекула Ватиканика», а также еще два астронома – профессор, доктор Арнольд Кольсхуттер из Боннского университета и доктор Рольф Мюллер из Потсдамского астрофизического института. Ученые работали с 1927 по 1930 год и пришли к заключению: выводы Познански в основном верны.
Среди скульптур, уцелевших в Тиауанако, есть три таких (одна – в Полуподземном храме и две – в Каласасайе), которые наводят некоторых исследователей на весьма неординарные мысли и сопоставления. Эти скульптуры различаются между собой по размерам, степени сохранности, манере и мастерству исполнения. Но все три изображают существо, которое ваятели стремились представить как гибрид человека и рыбы. Американский журналист и путешественник Грэйем Хэнкок, беседуя в Тиауанако с местными жителями, получил любопытную информацию. Оказывается, в очень древних преданиях говорится о «богах из озера, у которых были рыбьи хвосты, и которых звали Чуллуа и Умантуа».
Персонажи этой легенды и тиауанакских скульптур явно напоминают другой персонаж – героя шумерских сказаний, рыбочеловека Оаннеса, который в далекие времена выходил из моря на берег в Месопотамии и учил уму-разуму аборигенов.Прапрацивилизация?
Странности и загадки артефактов, обнаруженных в Тиауанако, в значительной степени проясняются, если принять гипотезу о существовании на Земле в глубокой древности пока что совершенно неизвестной высокоразвитой прапрацивилизации, которая и послужила общей основой для последующих цивилизаций шумеров, древних египтян, а также ольмеков и других народов американского континента. Остается лишь надеяться, что в будущем археологи, историки и ученые других специальностей обнаружат бесспорные свидетельства реальности этой таинственной культуры, установят ее происхождение и время существования на нашей планете.