Авиакатастрофа в Ярославле, унесшая жизнь хоккеистов “Локомотива”, заставила вновь вспомнить черные страницы мирового спорта, когда гибли целые команды…
В январе 1979 года ташкентский “Пахтакор” летел на товарищеский матч в Венгрию. По дороге самолет попал в зону турбулентности. Команду хорошенько потрясло, и после этого многие футболисты летали без охоты. Но — приходилось. Ездить из Ташкента на матчи по всему Союзу поездом было нереально.
11 августа футболисты “Пахтакора” сели на рейсовый самолет Ташкент — Донецк — Минск. Летели к минскому “Динамо”. Без своего тренера. Киевлянин Олег Базилевич отпросился на денек к семье в Сочи. Не попал на рейс и массажист команды Анатолий Дворников. Накануне он праздновал день рождения и проспал. Уже потом, после трагедии, он часто слышал с трибун: “Алкоголик”. И огрызался: “Алкоголик, зато живой”. А о смерти его одноклубников еще неделю молчала пресса. Но если любую другую трагедию в те времена еще можно было скрыть, то исчезновение всей футбольной команды никак не утаишь.
“Пахтакор” погиб в небе над Днепродзержинском. Самолет из Ташкента столкнулся с рейсом Челябинск — Воронеж — Кишинев. Погибли 178 человек. Причина трагедии — ошибка диспетчеров. Самолеты шли наперерез друг другу на высоте 8400 м в облаках. И когда диспетчер дал команду ташкентскому рейсу подняться на 9600 метров, в эфире прозвучало: “Понял…” По роковой случайности, это произнес пилот третьего самолета, пролетавшего мимо. Но диспетчер был уверен, что ответили из Ташкента. А через минуту два самолета столкнулись… Двоих диспетчеров потом засудили на 15 лет, а “Пахтакор” восстанавливали всем Союзом. 15 команд направили в Ташкент своих игроков. Были и двое украинцев — Сергей Страшненко из “Карпат” и Владимир Нечаев из “Черноморца”. Команда закончила тот сезон на 9 месте, а Спорткомитет СССР постановил, что вне зависимости от результатов “Пахтакор” три года будет сохранять прописку в высшей лиге. Команда лишь раз воспользовалась этим в 1981 году, когда заняла последнее место. А через год во главе с Иштваном Секечем из Закарпатья повторила собственный рекорд в чемпионатах СССР — шестое место…
СТРАШНЕНКО: “ПАХТАКОР” БЫЛ СБОРНОЙ СССР”
— 11 августа “Карпаты” играли календарный матч, а уже после игры наш тренер Иштван Секеч объявил, что разбился “Пахтакор”, — начинает воспоминания Сергей Страшненко, переехавший после трагедии со Львова в Ташкент. — Еще раньше меня в киевское “Динамо” приглашали Базилевич с Лобановским, но я по разным причинам отказался переезжать. И где-то неделя прошла после авиакатастрофы, как Базилевич мне предложил перейти уже в “Пахтакор”.
— Могли отказаться?
— Сыну было всего полгода, и я мог не ехать. Но это было мое личное решение помочь в беде команде. Сначала сам поехал, а уже зимой перевез семью. Были на базе отдельные домики семейного типа, там наши семьи с Андреем Якубиком и жили.
— Чем тогда в Ташкент футболистов сманивали?
— Финансовая выгода у нас не была на первом месте. Мне, к примеру, дали служебную квартиру, новострой в центре. А зачем она мне? Прихожу к руководству клуба и говорю: “Вы меня извините, я благодарен за заботу, но мне квартира не нужна — здесь я жить после завершения карьеры не буду. Дайте лучше кому-то из местных футболистов”. А зарплаты были на уровне других команд высшей лиги — 250 рублей ставка, плюс за звание мастера спорта мне давали еще 10 рублей. Правда, давали и солидные премиальные. Одна игра у нас считалась межпланетной. Было у “Пахтакора” соперничество с алма-атинским “Кайратом”, сродни дерби киевского “Динамо” и “Спартака”. И вот после одной из побед над “Кайратом” нам прямо в раздевалку принесли в конвертах двойную зарплату — 500 рублей.
— Какое требование было к обновленному “Пахтакору”?
— Накачка в той ситуации не к месту. Нас пригласил к себе глава Узбекистана Рашидов и лишь попросил: “Ребята, команда, которая погибла, шла на девятом месте, пожалуйста, постарайтесь, чтобы меньше не было”. Получилось…
— В той ситуации соперники, потерявшие турнирную мотивацию, не поддавались вам?
— Что вы, против нас играли в полную силу. Ведь собралась команда довольно сильных футболистов со всего Союза. Это была как сборная СССР. Только если за настоящую сборную Союза нельзя было отказаться играть, то здесь выступали только те, кто хотел. Так что поблажек нам никто не давал.
— Как восприняли новую команду болельщики?
— Поначалу сложно было в плане: как тебя примут? Нельзя было не стараться. Ведь сразу скажут: “Зачем ты сюда приехал? Лишь бы покататься? Ты приехал защищать честь республики. Честь тех ребят, которые погибли”. Это было тяжело. Но люди видели, что мы выкладывались на поле, и отношение к нам быстро стало дружелюбным. Так же тепло относились к “Пахтакору” и на других стадионах. В каждом городе команду встречали аплодисментами на трибунах. Помню, в Тбилиси сыграли с “Динамо” вничью — 1:1, и грузины нам подарили ящик коньяка.
— А в Ташкенте, к примеру, на базарах, что-то дарили?
— В городе один из самых больших в Средней Азии — Алайский рынок. Почти все, кто там работал, ходили на футбол и знали всех игроков. Но на рынке мы покупали все по-честному, без скидок. Могли продавцы угостить пловом, дыню дать. Но дыня стоила копейки, зачем мне скидки, когда в кармане лежит куча денег.
— Что говорили в то время о причинах аварии?
— Расскажу одну историю. В конце 79-го мы играли в Киеве с “Динамо”. И я попросился к родителям заехать в Сумы. Меня отпустили на день. И вот возвращаюсь, а в Киеве из-за плохих погодных условий отменили рейсы. Еду в Харьков. Там брат в армии особистом работал. Через свои связи достал мне пропуск на рейс Харьков — Баку — Ташкент. Но оказалось, что я буду лететь в кабине пилотов. Летчики на меня лишь косились, мол, зачем это к нам кагэбиста посадили. До Баку сидели тихо. Лишь один парень перекинулся со мной парой слов. В Баку я говорю ему: “Выведи меня в кафе. Просто неудобно, люди думают, что я кагэбист, а я нормальный человек, футболист”. Захожу в кафе, взял шампанское, кофе. Поговорили с ним. И в кабине уже стали со мной общаться. Я показал пилотам свою вратарскую форму, перчатки, бутсы, вымпел львовских “Карпат”, который вез на подарок. В общем, разговорились. И такая версия прозвучала. В Крыму было заседание Совета стран экономической взаимопомощи, где присутствовали Брежнев, Хонекер, Тито и руководители других соцстран. В этот день из Симферополя они разлетались. Диспетчерам нужно было правительственные самолеты все отправить, вот они за рейсом с “Пахтакором” и не уследили.
— После этого вы не боялись летать?
— Ни в коем случае. Да и в “Пахтакоре” фобией никто не страдал. Просто старались не вспоминать…
“МАЛЫШИ БАСБИ”: ИСПОВЕДЬ И ТРИ “МЯЧА”
В Мюнхене. Самолет не смог взлететь из-за снегопада и врезался в дом
Мюнхену довелось войти в историю как городу жутких спортивных трагедий. В 1972-м тут во время Олимпиады террористы расстреляли сборную Израиля. А 6 февраля 1958 года жертвами авиакатастрофы в мюнхенском аэропорту стали чемпионы Англии по футболу “Манчестер Юнайтед” — The Busby Babes, “Малыши Басби”, как называли подопечных тренера Мэтта Басби за их молодость. Команда возвращалась из Белграда, где оформила выход в 1/2 Кубка чемпионов, и сделала плановую остановку в Мюнхене. После дозаправки две попытки взлета были остановлены из-за проблем с двигателем. А к моменту третьей начался сильный снегопад. Из-за снежной каши в конце полосы самолет потерял скорость, необходимую для взлета, пробил ограждение аэропорта и врезался в стоявший неподалеку дом. Из 44 человек, находившихся на борту, погибло 23, включая восьмерых футболистов и двух тренеров. Главный тренер, Басби, а также 9 игроков выжили. Среди них — Харри Грегг, который через полгода обойдет Льва Яшина в споре за звание лучшего вратаря чемпионата мира, а тогда, 6 февраля, помогавший раненым выбраться из лайнера сразу после аварии. “Обойдя его с задней стороны, наткнулся на Бобби Чарльтона и Денниса Вайолетта, — вспоминал Грегг. — Они висели, наполовину высунувшись из обрубка самолета. Я кое-как вытащил их и отволок ярдов на 15. Неподалеку нашел Басби — он сидел на земле, опершись на локти, обхватив руками грудь, и страшно стонал. У него была ужасная рана за ухом, и одна нога была явно сломана, но в целом он выглядел лучше, чем ребята, которых я уже вытащил”.
Бобби Чарльтон. Вокруг него создавался новый “МЮ”
Тем не менее в больнице Басби оставался на волосок от смерти, в течение двух месяцев перенес несколько операций и дважды исповедовался. Он считал, что завершил с футболом, но однажды его жена, Джин, сказала ему: “Знаешь, Мэтт, парни хотят, чтобы ты вернулся”. Эта фраза вывела Басби из депрессии, и он вернулся в команду — на финал Кубка Англии-58. Да-да, потеряв полсостава, “МЮ” умудрился в том сезоне не только выиграть один из полуфинальных матчей Кубка чемпионов у “Милана”, но и дойти до финала Кубка Англии, где проиграл “Болтону” 0:2. По счастливому стечению обстоятельств, в момент авиакатастрофы в самолете не было “правой руки” Басби Джима Мерфи, который одновременно был тренером сборной Уэльса и как раз в те дни работал с валлийской командой. Он подключил бывших резервистов и начал лепить новый “МЮ”, звездой которого стал выживший в Мюнхене Бобби Чарльтон. Он перешел с фланга на позицию центрфорварда, заняв место погибшего Томми Тэйлора, и забивал голы и за себя и “за того парня”, наколотив в сезоне-1958/1959 29 мячей. Вскоре обладавший нюхом на таланты Басби пригласит в команду Дениса Лоу и Джорджа Беста. Впоследствии каждый из них — Чарльтон, Лоу и Бест — станет обладателем “Золотого мяча”. А “МЮ” через десять лет после Мюнхена первым из английских клубов выиграет Кубок чемпионов, победив в финале “Бенфику” 4:1 — с выжившими в той катастрофе Басби, Чарльтоном и Билли Фоулксом. Через 10 лет после трагедии поставили и точку в ее расследовании, оправдав капитана Тейна, которого изначально признали виновным в крушении самолета. Дескать, приступил к взлету, предварительно не позаботившись об удалении льда с крыльев самолета. В итоге причиной катастрофы назвали снежную кашу в конце полосы. Мэтт Басби, к слову, еще долго боялся подняться на борт самолета, и сделал это только под сильной дозой алкоголя.
Программка к матчу “Црвена Звезда” — “МЮ”, после которого англичане попали в авиакатастрофу
СУПЕРГА: КРУШЕНИЕ СУПЕРКЛУБА ИЗ ТУРИНА
Ничья с главным конкурентом за скудетто “Интером” и четвертый подряд чемпионский титул практически в кармане. Можно расслабиться. Тем более, что руководство “Торино” обещало боссам “Бенфики” товарищеский матч. Лиссабонцы провожали из большого футбола своего капитана Феррейру. Полетели. В столице Португалии итальянцы пробыли четыре дня, отдыхали, развлекались, в футбол поиграли. А 4 мая 1949 года самолет с футболистами “Торино” из Лиссабона взял курс домой. Было зябко, шел дождь… Будучи уверенными, что в такую погоду самолет не сядет в Турине, в клубе заранее даже отправили автобус за командой в соседний Милан. Но пилоты решились на посадку. На подлете к Турину, в условиях практически нулевой видимости, самолет на скорости 180 км/ч задел крылом стену возвышавшегося на холме собора Суперга и упал. Катастрофа унесла жизни восемнадцати игроков. В том числе капитана команды — знаменитого Валентино Маццолы, отца не менее знаменитого Сандро Маццолы, лидера “Интера” 1960—70-х годов. “Погибла душа послевоенной Италии”, — писала пресса. На тот момент это была сильнейшая команда не только Италии, но и Европы, а может — и всего мира. На Аппенинах уверены: не будь катастрофы, у сборной Италии титулов чемпионов мира было бы на порядок больше. Ведь за “скуадру адзурру” играли десять футболистов непобедимого “Торино”…
Место аварии. Все ,что осталось от самолета, перевозившего Grande Torino
Через пару дней на злосчастном холме президент федерации поднял трофей — вне зависимости от дальнейших результатов “Торино” досрочно объявили чемпионом. Оставшиеся четыре тура доигрывала молодежь — и выиграла все матчи.
Хоронить команду на улицы Турина вышли около миллиона человек. А у футболистов был такой шок, что через год на чемпионат мира в Бразилию сборная Италии вместо самолета предпочла на другой континент плыть кораблем.
Скудетто 1949 года — это лебединая песня Grande Torino. Президент “Торино” Ферруччо Ново, не полетевший в Португалию из-за бронхита, попытался после трагедии восстановить былую мощь клуба, но… Новые футболисты не смогли заменить погибших. Команда из гранда превратилась в середнячка. А потом начались проблемы с финансами. Не спасло и то, что “Торино” стал одним из первых клубов Италии, разместившим рекламу на своих футболках. Буква “Т” — это было не название клуба, а реклама шоколада.
С тех пор лишь однажды, в 1976 году, “Торино” стал чемпионом Италии. Сейчас команда уже третий год играет в Серии В — втором дивизионе страны.
ВАТАГА СТАЛИНА
Фанат спорта Василий Сталин души не чаял в своем хоккейном детище — ВВС МВО. Стараясь подвинуть с вершин команды МВД (“Динамо”) и Министерства обороны (ЦДКА), он совершал невероятные поступки. Это и погубило команду. В 1950-м году перед ВВС, или Ватагой Василия Сталина, как за глаза называли команду, стояла задача выиграть чемпионат СССР. 5 января “летчикам” предстоял выезд в Челябинск. Новый тренер Бочарников не хотел трясти команду трое суток в поезде и попросил Сталина выделить самолет. Чартеры были нонсенсом на то время, но командующий ВВС Московского военного округа Василий Иосифович выделил хоккеистам самолет, обслуживавший правительство СССР.
На подлете к Челябинску выяснилось, что аэропорт закрыт, и экипаж взял курс на соседний Свердловск (ныне Екатеринбург). Однако и там шел снег. Сделав несколько кругов над аэродромом, самолет сбился с курса и рухнул на землю. Погибли все хоккеисты, в том числе Юрий Тарасов, брат легендарного тренера Анатолия Тарасова, и Зденек Зикмунд, не только хоккеист, но и супертеннисист. Зденек в паре с Николаем Озеровым выиграли несколько чемпионатов Союза.
В живых из команды ВВС МВО остались только трое. Шувалова не взяли в Челябинск — он только-только перешел в ВВС из местного “Дзержинца”. У Виноградова была травма, а легендарный Всеволод Бобров опоздал на самолет. Почему? Есть много версий, от загула до не зазвонившего будильника.
Боясь гнева отца — использование спецсамолета в личных целях, повлекшее гибель целой команды, — Василий Сталин скрыл трагедию. Буквально за ночь была создана новая команда ВВС. Срочно привезли в Челябинск Шувалова, Виноградова и Боброва, вместо одного Моисеева пригласили его однофамильца, вместо Жибуртовича взяли его брата. А поскольку дикторы объявляли тогда только фамилии игроков, то болельщики так и не заподозрили подмену. Естественно, газеты и радио молчали. Слухи о трагедии ходили, но в те времена говорить вслух о слухах было чревато. Да еще и о сыне вождя. Говорят, Иосиф Сталин так и не узнал об авиакатастрофе. Тот сезон команда ВВС МВО закончила на четвертом месте, а потом три года подряд становилась чемпионом СССР. В 1953-м ее покровителя Василия Сталина посадили, а клуб расформировали.
“ЛОКОМОТИВ”: СТАРТ В ДЕКАБРЕ
7 сентября хоккей стал черно-белым. Погиб практически весь основной состав и тренерский штаб ярославского “Локомотива”, в том числе воспитанники украинского хоккея Аникеенко и Собченко, а также экс-вратарь сборной Украины Вьюхин. Летели на первую игру КХЛ в Минск. Самолет упал, не успев набрать высоту…
Такие раны заживают долго. Ярославль не оправился после трагедии настолько, чтобы сохранить команду в КХЛ в этом сезоне. Хотя было два варианта быстрой реанимации “Локомотива”, разработанных лигой и губернатором области. Первый — “Локо” будет играть молодежным составом. Второй — будет одна пятерка молодых плюс хоккеисты из других клубов КХЛ. Сразу же около 30 игроков согласились переехать в Ярославль.
Однако вскоре президент “Локомотива” Юрий Яковлев заявил, что команда не станет участвовать в этом чемпионате КХЛ. “Нам нужно восстановить команду соответствующего уровня. А тогда уже будем выступать”, — заявил Яковлев.
По последним данным, “Локомотив” таки будет играть в этом сезоне. Команду готовы с декабря включить в Высшую хоккейную лигу (второй дивизион, в котором играют клубы из бывшего СССР, в том числе украинский “Донбасс”). А в сезоне-2012/13 “Локомотив” вернется в КХЛ и вне зависимости от результатов регулярного чемпионата получит место в плей-офф.