Трагедия Овечкиных. Захват самолета и попытка побега из СССР

1Иркутск

8 марта 1988 года семья Овечкиных захватила и попыталась угнать пассажирский самолёт Ту-154Б-2. Diletant.ru вспоминает о том, как это было.

В 1988 году семья Овечкиных состояла из матери и 11 детей (отец, Дмитрий Дмитриевич, умер 3 мая 1984 года), в том числе 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов» и официально числились музыкантами при объединении городских парков «Досуг».

Джазовый коллектив «Семь Симеонов» считался визитной карточкой Иркутска. Первым во дворец пионеров, пришел заниматься на ударных Василий. Следом потянулись младшие: Дмитрий на трубе, Олег на кларнете и саксофоне. Когда к ним присоединились Саша с Игорем, Василий попросил заведующего эстрадным отделением училища искусств, Романенко позаниматься с ними. Убедившись, что на концертах пятеро братьев пользуются неизменным успехом, Романенко занялся ансамблем. А когда вместе с ними начали выступать подросшие младшие Миша и Сережа, Василий придумал ансамблю название «Семь Симеонов», по старинной русской сказке и семи братьях. Победа на фестивалях и конкурсах придала братьям веру в собственные силы. Звездным в судьбе ансамбля стал 85 год. Удачные выступления в Москове и Кемерово, Тбилиси и Риге, привлекают к «Симеонам» пристальное внимание. Режиссер Герц Франк снимает о них фильм, который так и называется «Семь Симеонов».

Во время зарубежных гастролей ансамбля «Семь Симеонов» в 1987 году в Токио члены семьи Овечкиных приняли решение покинуть Советский Союз. После возвращения в СССР, «Симеоны» начали готовиться к бегству за границу.

Овечкины решили угнать самолёт, который будет совершать рейс внутри Союза. Дмитрий Овечкин изготовил из ружей обрезы, а также собрал три самодельные бомбы, одну из которых взорвал с целью оценить эффект взрыва. Также он сделал двойное дно в контрабасе и закрепил там оружие, бомбы и сотню патронов. Овечкины также договорились — если побег не удастся, взорваться всей семьёй.

8 марта 1988 года семья Овечкиных — Нинель и её 10 детей — прибыли в аэропорт на посадку в самолёт Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Курган — Ленинград. На момент захвата Нинель Сергеевне Овечкиной был 51 год, Людмиле — 32 года, Ольге — 28, Василию — 26, Дмитрию — 24, Олегу — 21, Александру — 19, Игорю — 17, Татьяне — 14, Михаилу — 13, Ульяне — 10 и Сергею — 9 лет. Старшая дочь Людмила, выйдя замуж, жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.

Обычно мать только провожала сыновей на гастроли. А в поездки отправлялась их сестра Ольга, чтобы помочь в дороге, присмотреть за младшими. Но в тот день, на стойку регистрации легли билеты на всю семью: мать и десять детей. Музыкантов узнали и практически недосматривали. Самый большой предмет контрабас, сотрудница попросила положить на стол и ограничилась поверхностным осмотром. В этот момент, пассажир, стоявший рядом, услышал странный разговор. Один из музыкантов сказал: — «Прощелкали!» Другой его оборвал: — «Заткнись!» Объявили посадку и в 13:30 по местному времени на борт ТУ154 поднялась семья Овечкиных.

Во время посадки пассажиров попросили разместиться в первом салоне. Мест было достаточно. Туда прошли мать с младшими и Ольгой. Старшие братья отправились с инструментами во второй салон. Саша с Дмитрием бережно несли контрабас. Борт проводник Алексей Дворницкий еще удивился: — «Как же они на нем играют, если он такой тяжелый?!» Алексей тогда вспомнил, что месяц назад, двое ребят везли точно такой же. В середине февраля Саша с Дмитрием действительно летели из Ленинграда в Иркутск. Они хотели проверить, как досматривают багаж в аэропорту Пулково. Братья обратили внимание, что помещенный в интероскоп контрабас, едва проходит по ширине, достаточно было слегка увеличить его габариты, чтобы избежать просвечивания. Массивный металлический звукосниматель мог решить и вторую проблему. Объяснить наличие металла при проходе через контрольную рамку. Вернувшись в Иркутск, Дмитрий сделал зажим из мясорубки. Другой более оригинальный способ пронести на борт самолета оружие, трудно было придумать. И к моменту взлета ТУ 154 это оружие уже находилось на борту самолета.

2Захват

В 14:53, когда самолёт летел в районе Вологды, двое старших братьев Овечкиных встали с мест и запретили остальным пассажирам покидать свои места, угрожая ружейными обрезами. В 15:01 Василий Овечкин передал бортпроводнице Ирине Васильевой записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне или в другом городе на территории Великобритании под угрозой взрыва самолёта. В 15:15 борт сообщил, что топлива осталось на 1 час 35 минут полёта.

В соответствии с Воздушным кодексом СССР, в сложившихся обстоятельствах экипаж самолёта имел право самостоятельно принимать решения. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть. В Кургане самолёт был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай — до запасного аэродрома в Таллине. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо.

Положение осложнялось тем обстоятельством, что экипаж Ту-154 не имел опыта и не был подготовлен к совершению международных перелётов: не знал расположения воздушных коридоров и зарубежную систему эшелонирования полётов; на самолётах внутренних линий не было необходимых справочников по ведению радиосвязи, схем заходов на посадку и др. В этих условиях, появление в воздушном пространстве иностранного государства самолёта, не соблюдающего установленных правил поведения в воздухе и не исполняющего отданных в установленном порядке команд с земли могло привести к катастрофическим последствиям.

Ещё одной проблемой был «языковой барьер», на выполнявшем внутренний рейс «Ту-154» английский язык знал только штурман.

В 15:30 бортинженер Иннокентий Ступаков вышел в салон и в результате переговоров сумел объяснить, что для совершения полёта в Великобританию недостаточно топлива, после чего ему удалось убедить террористов разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии.

3Приземление на аэродроме Вещево. Штурм

В 16:05 самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. По громкой связи в салоне самолёта было объявлено, что авиалайнер производит посадку на дозаправку в аэропорту финского города Котка.

Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины поняли, что их обманули. Братья Овечкины потребовали немедленно взлетать, попытались выломать дверь кабины пилотов, угрожали начать убивать пассажиров. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую.

Чтобы разрядить обстановку, командир запустил двигатели и попросил у штаба разрешение начать движение по взлетной полосе, пока обе группы захвата в кабине и багажном отделении не будут готовы к штурму. Между группами не было связи, отказали рации. Из-за шума двигателя общались с помощью записок. Когда самолет остановился в конце взлетной полосы для разворота, в кабину приникли еще двое Омоновцев с запиской. Сигналом штурма для обеих групп должно было стать начало движения самолета.

В 19:10 начался штурм. Он был осуществлён сотрудниками специального подразделения патрульно-постовой службы милиции ГУВД Леноблисполкома, которым командовал подполковник милиции С. С. Ходаков. Штурм самолёта выполняла группа под командованием ст. лейтенанта милиции А. М. Лагодича из 10 человек, в оцеплении находились сотрудники милиции из ГОВД Выборга.

Одна группа должна была ворваться в первый салон из кабины, другая во второй салон, через люки в полу. В первом салоне, Олег, отстреливаясь из двуствольного обреза, не дал группе захвата даже выйти из кабины, ранив двоих омоновцев. Во втором салоне не сумев проникнуть внутрь через люки в полу, из-за ковровой дорожки, группа захвата в слепую вела огонь. Дмитрий отстреливался из одноствольного обреза. Люди в ужасе прятались за кресла, сползали на пол. Салон выглядел абсолютно пустым. Расстреляв по обойме, Омоновцы закрылись и стали эвакуировать раненых товарищей. Олег Овечкин был ранен, ранили самого младшего Сергея. Игоря Овечкина пуля зацепила возле кухни.

Вся семья собралась вместе. Звали Игоря. Но тот не отозвался, он не хотел умирать. Выдержки из показаний Михаила Овечкина: «Братья поняли, что их окружили, и решили застрелиться. Первым выстрелил себе под подбородок Дима. Затем Василий и Олег подошли к Саше, встали вокруг взрывного устройства, и Саша поджег его. Когда раздался взрыв, никто из ребят не пострадал, только у Саши загорелись брюки, а также обшивка кресла, и выбило стекло иллюминатора. Начался пожар. Тогда Саша взял у Олега обрез и застрелился… Когда Олег упал, мама попросила Васю, чтобы он застрелил ее… Он выстрелил маме в висок. Когда мама упала, он сказал нам, чтобы мы убегали, и застрелился сам».

От взрыва в самолете начался пожар. Бортпроводникам удалось открыть два люка и развернуть надувные трапы. Через два других люка часть пассажиров в панике выпрыгивала прямо на бетонную полосу.

В результате пожара самолет полностью сгорел.

В результате теракта из 8 членов экипажа и 76 пассажиров (включая 11 Овечкиных) погибли 9 человек: пять террористов (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница Т. И. Жаркая и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров).

Останки Овечкиных пронумеровали, упаковали в полиэтиленовые мешки и увезли на экспертизу. Похоронили под Выборгом, в поселке Вещево под номерами.


Ольга Овечкина на суде

Судебное разбирательство длилось 7 месяцев. Было исписано 18 томов дела с разными показаниями. И вот 23 сентября Ленинградский областной суд вынес решение: «За вооруженный захват самолета с целью угона за пределы СССР Ольга Овечкина приговорена к 6 годам лишения свободы, Игорь Овечкин — к 8. Четверо — Сергей, Ульяна, Татьяна и Михаил — освобождены от уголовной ответственности по малолетству».

Источники:ru.wikipedia.org,crimerussia.tv,mk.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории