Третий рейх после своей кончины оставил загадки, касающиеся почти всех сторон жизни. Не стихают споры о загадочном полете Гесса, выжил ли Мартин Борман, была ли у нацистов атомная бомба, нашли ли они Грааль и осуществили ли связь через Шамбалу. Одной из самых волнующих загадок является легенда об антарктической базе под названием «Новая Швабия», где спрятались недобитые гитлеровцы.
Помимо чисто исторической загадки сюда примешивается толика литературного вымысла, положенного «Сообщением Артура Гордона Пима» Эдгара По и продолженного «Ледяным сфинксом» Жюля Верна, «Странным открытием» Чарльза Ромина Дейка и блистательно завершенного «Хребтами безумия» Говарда Филлипса Лавкрафта.
Сначала небольшая историческая справка. Содержащиеся в ней сведения не подлежат сомнению и не вызывают яростных споров. При ее составлении автор опирался исключительно на немецкие веб-ресурсы.
Новая Швабия, Нойшвабенланд (Neuschwabenland) занимает площадь около 600 тысяч квадратных километров в Антарктике. Она расположена между 69° 10’ и 76° 30’ южной широты и между 11° 30’ западной и 20° 0’ восточной долготы. На западе она примыкает к норвежской Земле Котса, а на востоке соседствует с также принадлежащей Норвегии Землей Королевы Мод. Немецкая антарктическая экспедиция в январе и феврале 1939 года исследовала территорию Новой Швабии, большая часть которой покрыта вечными льдами. Тем не менее, имеются участки, свободные от ледяного покрова, и горячие источники.
Осенью 1938 года по приказу Германа Геринга в рамках четырехлетнего плана началась немецкая антарктическая экспедиция под руководством капитана Альфреда Ритшера (Alfred Ritscher). Перед исследователями стояла задача изучить до сих пор совершенно неизвестную часть Антарктиды, а также провести научные и экономические исследования. Еще одной целью экспедиции было изучение возможности оккупации страны для немецкого рейха.
Консультантом у немцев был американский полярный исследователь адмирал Ричард Берд, который уже осуществил несколько успешных экспедиций в Антарктику.
Для осуществления экспедиции немецкая авиакомпания «Люфтганза» предоставила использовавшийся для доставки авиапочты в Южной Атлантике авиатендер «Швабия», переделанный в транспортный корабль и «авианосец». На борту «Швабии» базировались два маленьких самолета «Дорнье» (Dornier). Именно они совершали разведывательные полеты над Антарктидой. Почти десятитонные самолеты запускались в воздух при помощи паровых катапульт прямо с борта «Швабии».
По существу, изучение Новой Швабии осуществлялось этими двумя самолетами. Поскольку этот тип самолетов мог оставаться в воздухе без дозаправки до девяти часов, а никаких промежуточных баз на земле не существовало, это привело к вынужденному сокращению обследованной территории. В общей сложности было предпринято 15 вылетов, преодолено расстояние в 16 тысяч воздушных миль и с помощью кинокамер заснято 350 тысяч квадратных километров земли. Из более чем 11 тысяч отдельных изображений были составлены соответствующие карты. Во время одного из полетов был сброшен вымпел со свастикой, предупреждавший, что данная территория находится под эгидой германского рейха.
Метеорологи немецкой антарктической экспедиции с помощью радиозондов изучили атмосферу на высоте 28 километров. Кроме того, были взяты пробы морской воды, изучены магнитные условия, а морское дно обследовано эхолотом.
Во время Второй мировой войны на территории Новой Швабии не проводилось никаких официальных научных исследований. После войны Нойшвабенланд получил норвежский протекторат и был присоединен к Земле Королевы Мод. В 1952 году правительство Федеративной Республики Германии осуществило свое право в соответствии с законом, связанным с географическими названиями.
На территории Нойшвабенланд в настоящее время находится немецкая антарктическая исследовательская станция «Георг фон Ноймайер» (Georg von Neumayer).
Теперь о данных, вроде бы тоже подтвержденных, но либо вызывающих сомнение в своей достоверности, либо смущающих трактовкой, либо источник информации слишком ненадежен.
Уже трудно установить, кому первому пришла в голову идея поведать всему миру о немецкой военной базе в Антарктиде. Одной из самых ярких оказалась сказка, вышедшая из-под пера журналиста из Буэнос-Айреса Ладислава Сабо (Ladiszlav Szabo), который в 1947 году опубликовал книгу под названием «Гитлер все еще жив». В ней аргентинец рассказал, что Гитлер и Ева Браун проживают в Антарктиде на базе, называемой «Маленький Берхтесгаден». Свое утверждение он подкреплял тем фактом, что в июле 1945 года в аргентинском порту сдались в плен две немецкие подводные лодки. Участники конвоя слышали, что якобы фюрер и Ева Браун между 22 апреля и 2 мая 1945 года отплыли от берегов Норвегии. В те времена многие еще отказывались верить в самоубийство Гитлера, и подобная информация была встречена с большим интересом. Кроме того, в обществе курсировали слухи о двух бывших членах антарктической экспедиции, которые и после 1939 года якобы предпринимали поездки к Южному полюсу. Тогда же появилась предполагаемая цитата из Деница, в которой адмирал «сообщал о неприступной крепости, построенной для Гитлера на краю света».
Однако по-настоящему дров в костер этой нелепой теории подбросили американцы в 1947 году. Известный полярный исследователь адмирал Ричард Ивлин Берд возглавил таинственную экспедицию к Антарктиде. В операции «Высокий прыжок» в общей сложности участвовало около четырех тысяч человек, авианосец, несколько эсминцев, торпедные катера, 25 самолетов и вертолетов палубной авиации. Экспедиция благополучно прибыла к берегам Земли Королевы Мод, неподалеку от немецкой Новой Швабии. Поначалу все шло хорошо, но затем экспедиция была неожиданно свернута.
Заговорили о погибших участниках операции. Домой вернулись не все самолеты и торпедные катера. Цифры потерь, правда, разнились. Берд в своем докладе National Geographic в октябре 1947 года сообщил лишь об одном авиационном инциденте. На самом деле аварий было намного больше. Берд зачем-то пытался скрыть очевидное. По окончании экспедиции обычных в таких случаях пресс-конференций не проводили, но откуда-то появились приписываемые Берду высказывания, в которых он предупреждал будущих авиаторов от полетов с одного полюса на другой, а также о том, что Антарктида представляет собой угрозу для мира.
В документах же, где речь идет о «кратчайшем расстоянии между Новым и Старым Светом через Северный Ледовитый океан и Северный полярный круг», есть упоминание о военной конфронтации.
По зрелому размышлению большинство историков склонилось к мысли, что этот пассаж относится к предстоящей конфронтации с могущественным Советским Союзом, а не к конфликту с мифической «третьей силой», тем более к поверженной Германии. Собственно говоря, свои предполагаемые заявления дезавуировал и сам Дениц, о чем он говорил после войны.
И все-таки сказка оказалась живучей! Начиная с 1950-х годов все россказни про Нойшвабенланд так или иначе связаны в основном с именем Вильгельма Ландига (Wilhelm Landig), который в своей романной трилогии «Туле» (Thule), основанной на реальных фактах, раскрасил эту историю во все цвета радуги. К слову заметим, что после аншлюса Австрии обер-шарфюрер (фельдфебель) Вильгельм Ландиг, родившийся 20 декабря 1909 года, вернулся в Вену, где в одном из секретных подразделений СС занимался проектом по созданию летающих тарелок.
По его версии, в конце войны эскадра новейших германских субмарин типа XXI, оборудованных шнорхелем и самозарядными электродвигателями смогла незамеченной пройти большое расстояние, не всплывая на поверхность, чтобы в сопровождении нескольких летающих тарелок и группы эсэсовцев высадится на базу 211 в Новой Швабии. По пути они уничтожили повстречавшуюся им американскую эскадру. В интервью, которое Ландиг дал незадолго до своей смерти в 1997 году, он подтвердил существование этой базы. При этом он утверждал, что база была заложена после 1939 года и только в середине 1950-х от нее отказались, перебазировавшись на другой объект в Южной Америке. Трудно судить насколько достоверным является это сообщение Ландига, который на самом деле с 1943 года вплотную занимался разработкой сверхсекретного оружия.
Пробить паковый лед тогдашними подводными лодками было абсолютно немыслимо, но, с другой стороны, теоретически субмарины могли доплыть до свободных ото льда озер, лежащих в недрах Антарктиды. Называют примерно с десяток различных подводных лодок, которые, по свидетельствам многочисленных очевидцев, с конца войны под различными предлогами покидали гавани немецкого Киля и норвежского Кристиансана. Самой известной из этих субмарин была U-234, оснащенная самым современным оружием. С двумя японскими офицерами на борту она взяла было курс к берегам Японии, но после капитуляции Германии и объявления как не имеющим силы немецко-японского пакта, 19 мая она отплыла в Портсмут. По некоторым данным, на ее борту были обнаружены соединения урана, предназначавшиеся для создания первого американского ядерного оружия.
Еще две лодки U-530 и U-977. Они в июле и августе встали на якорь в Аргентине. И о них сохранилось очень много всяческих спекуляций, в том числе, что они отплыли в Новую Швабию и на их борту находилась верхушка Третьего рейха и, возможно, даже сам Гитлер.
Сохранились отчеты, согласно которым долгое время спустя после окончания войны гражданские суда встречались в морях с немецкими подводными лодками. Скорее всего, они плыли не к берегам загадочного Нойшвабенланда, а в Южную Америку. В 1946 году президентом Аргентины стал бывший сотрудник службы безопасности Хуан Перон, и в эту латиноамериканскую страну устремилось большое количество немецких иммигрантов.