
ЛК-1 (Лазарь Каганович)
Первые советские троллейбусы типа ЛК, построенные коллективами завода “Динамо” имени С. М. Кирова, Ярославского автомобильного завода, Московского автомобильного завода имени И. В. Сталина и Научно- автотракторного института (НАТИ), появились на улицах Москвы в 1933 году. Длина тр- са 8880 мм. Ширина 2300 мм. Мощность двигателя 60 кВт. Максимальная скорость 59 км/ч. Вес 8750 кг. Выпускался 1933- 36 гг. Эксплуатировался в Москве до 1949 г. Одноэтажный с деревянным кузовом, салон на 45 пассажиров, система управления непосредственная, резисторно- контакторная.
Первые советские троллейбусы типа ЛК, построенные коллективами завода “Динамо” имени С. М. Кирова, Ярославского автомобильного завода, Московского автомобильного завода имени И. В. Сталина и Научно-

ЯТБ-1
Выпускался Ярославским автомобильным заводом в 1936- 1937 гг.Вес 9000 кг. Мест для сидения 35. Электродвигатель ДТБ- 60. Кузов деревянный.
Ярославский автомобильный завод (ныне ЯМЗ) в июле 1936 года изготовил свой первый троллейбус. Эту модель, ЯТБ- 1, спроектировали специалисты ЯАЗа, НАТИ и завода “Динамо” имени С. М. Кирова. У машины была клепаная швеллерная рама, кузов с деревянным каркасом, опускные окна, электрическое отопление, пневматический привод стеклоочистителей, тормозов, открывания дверей, червячная главная передача со смещенным влево на 250 мм редуктором.
В 1937 году троллейбус был модернизирован и получил индекс ЯТБ- 2. Всего ЯАЗ изготовил за два года 450 троллейбусов ЯТБ- 1
Выпускался Ярославским автомобильным заводом в 1936-
Ярославский автомобильный завод (ныне ЯМЗ) в июле 1936 года изготовил свой первый троллейбус. Эту модель, ЯТБ-
В 1937 году троллейбус был модернизирован и получил индекс ЯТБ-

ЯТБ-2
Выпускался Ярославским автомобильным заводом в 1937- 1939 гг. Эксплуатировался до 1953 года. Длина 9118 мм. Ширина 2400 мм. Максимальная скорость 50 км/ч. Вес 8350 кг. Полуметаллический рамный на 50 пассажиров.
Выпускался Ярославским автомобильным заводом в 1937-


ЯТБ-3
ЯТБ- 3 – двухэтажный троллейбус Ярославского завода. Использовались в Москве в 1939- 1948 годах.
В начале 19З0- х на улицах некоторых европейских городов ездили двухэтажные троллейбусы. Идея размещения в одной машине большего количество пассажиров была оценена по достоинству и московскими транспортниками.
Летом 1937 года из Англии были импортированы два трехосных троллейбуса фирмы EEC (“Инглиш электрик”), один из них был двухэтажный. По модели этого двухэтажного троллейбуса Ярославский завод построил 10 двухэтажных машин. Они были пущены 26 июля 1938 года на новой линии по нынешнему проспекту Мира.
Высота контактной сети и вопросы о стабильности машины наложили ограничения на полную высоту троллейбуса. Высота внутреннего помещения первого этажа цельнометаллического корпуса, поэтому составляла лишь 1795 мм, второго этажа – 1770 мм (по сравнению с 1915 мм в одноэтажном ЯТБ- 1), длина – 9,4 м, а высота – 4,7 м. На первом этаже было 40 мест для сидения, на втором – 32 места для сидения, общая вместимость троллейбуса составляла 100 человек. Троллейбус имел массу 10740 кг. скорость до 55 км/час.
Последние образцы этих машин эксплуатировались в Москве до конца 1940- х. Более новые троллейбусы делались одноэтажными, рассчитанными на перевозку большого количества пассажиров (главным образом, стоячих).
Большинству жителей СССР ЯТБ- 3 знаком по фильму “Подкидыш”, в котором он появляется в одном из эпизодов.
ЯТБ-
В начале 19З0-
Летом 1937 года из Англии были импортированы два трехосных троллейбуса фирмы EEC (“Инглиш электрик”), один из них был двухэтажный. По модели этого двухэтажного троллейбуса Ярославский завод построил 10 двухэтажных машин. Они были пущены 26 июля 1938 года на новой линии по нынешнему проспекту Мира.
Высота контактной сети и вопросы о стабильности машины наложили ограничения на полную высоту троллейбуса. Высота внутреннего помещения первого этажа цельнометаллического корпуса, поэтому составляла лишь 1795 мм, второго этажа –
Последние образцы этих машин эксплуатировались в Москве до конца 1940-
Большинству жителей СССР ЯТБ-

ЯТБ-4А
Выпускался Ярославским автомобильным заводом с апреля 1941г. Эксплуатировался в Москве до 1952 г. Вес 7850 кг. С полуметаллическим кузовом (все предидущие были деревянные). Мест для сидения 33.
Выпускался Ярославским автомобильным заводом с апреля 1941г. Эксплуатировался в Москве до 1952 г. Вес 7850 кг. С полуметаллическим кузовом (все предидущие были деревянные). Мест для сидения 33.

МТБ-82
Выпускался Тушинским авиазаводом номер 82 г. Москва с 1946 г. Первый троллейбус с цельнометаллическим кузовом. Вместимость 65 чел. Максимальная скорость 48 км/ч.
Выпускался Тушинским авиазаводом номер 82 г. Москва с 1946 г. Первый троллейбус с цельнометаллическим кузовом. Вместимость 65 чел. Максимальная скорость 48 км/ч.

МТБ-82Д
Выпускался Тушинским заводом номер 82 в 1947- 1950 г. Кузов цельнометаллический. Вес: при дюралевой обшивке 8880 кг, при стальной немногим более 9 т. без нагрузки. Мощность т/дв. 86 квт. Мест для сидения 40. Общая вместимость 65.
Выпускался Тушинским заводом номер 82 в 1947-


МТБ-82
МТБ- 82 – советский высокопольный троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производившийся с 1945 по 1960 года. Изначально выпуск МТБ- 82 был развёрнут на заводе № 82 Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино (в настоящее время Тушинский машиностроительный завод). В 1951 году производство перенесли на завод имени Урицкого в город Энгельс Саратовской области (в настоящее время АО “Тролза”). Названием машины является аббревиатура от “Московский ТроллейБус”, индекс соответствует номеру первого завода- изготовителя. Прилагательное московский в названии было следствием двух причин: секретности местоположения завода № 82 и расположения Тушино поблизости от Москвы; буквосочетание ТБ являлось в то время традиционным обозначением троллейбуса. Полное число выпущенных МТБ- 82 превышает 5000 машин. Это позволило МТБ- 82 занять доминирующее положение среди работавших в СССР того времени моделей троллейбусов. Последние МТБ- 82 были отставлены от работы с пассажирами в конце 1983 года в Кутаиси. Несколько сохранившихся МТБ- 82 в различных городах СНГ в настоящее время являются музейными машинами.
МТБ-

МТБ-82М
Экспортный вариант – из книги “История массового транспорта 100- летней столицы Венгрии – Будапешта. 1873- 1973″
Экспортный вариант –

ТБУ-1
Изготовитель ЗиУ. Год выпуска 1956- 1957. Кузов цельнометаллический полунесущщий. Скорость 56 км/ч. Мощность т/д 96 квт. Вес опытный образец 1955 г. 10780 кг. серийный до 9000 кг. Привод дверей пневматический. Мест для сидения 45. Общая вместимость 125.
Изготовитель ЗиУ. Год выпуска 1956-

1957 год – троллейбус- фургон ТБУ- 2
троллейбус- платформа ТБУ- 3 и троллейбус- самосвал ТБУ- 4.
троллейбус-

СВАРЗ-ТБЭС- ВСХВ
Выпускался в небольших колличествах на Сокольническом вагоноремонтном- строительном заводе (СВАРЗ) в Москве в 1955- 1958 годах. Предназначался для работы на маршруте “B” (Выставочный маршрут, проходивший по территории ВСХВ (ВДНХ, ныне ВВЦ.) Вместимость: 42 места для сидения. Вес: 8950 кг. Максимальная скорость: 50 км/час. Кузов цельнометаллический рамный на 60 пассажиров. Эксплуатировался до 1971 года.
Выпускался в небольших колличествах на Сокольническом вагоноремонтном-