В июле 1958 года с базы вышла американская атомная подводная лодка. Назад она не вернулась. Через 44 года стало известно, что лодка была угнана советским подводным спецназом. А конечной точкой прибытия АПЛ стала советская военно-морская база Владивосток. Так, вкратце, выглядит то, что публикуется сейчас о событии, произошедшем на одном из островов Гавайского архипелага.
Вообще, случаи угона военной техники были и раньше. Страны Антанты после гражданской войны не вернули Советскому Союзу боевые корабли, угнанные из Севастополя, Мурманска и Владивостока. В 1936 году в Испании уже советский агент угнал тогда еще секретный немецкий истр*битель Ме-109. Еще позже, осенью 1945, Советский Союз отказался вернуть Соединенным Штатам бомбардировщики Б-29, которые вынужденно приземлились на аэродромах Дальневосточного военного округа. Какого-либо заявления по этому поводу не последовало. Все было, как и в истории с кораблями. Экипажи, кто хотел, вернули, а самолеты оставили себе. Во время проведения всех вышеперечисленных операций страны не находились в состоянии войны. Чтобы разобраться, был ли действительно угон атомной подводной лодки, надо вспомнить, что происходило в тот период.
В пятидесятых в СССР и США появляется новый класс боевых кораблей – атомные подводные лодки. Первой советской АПЛ – была лодка К-3 “Ленинский комсомол”. Заложена в 1954-м, спущена на воду в 58-м. Первой американской – “Наутилус”, год постройки 1954-й. В этот период в США также строились лодки проектов “Сивулф”, “Скейт” и “Альбакор”. От “Наутилуса” они отличались. Тип “Скейт” серийный, их было построено 3. “Сивулф” имели в первом контуре реактора в качестве теплоносителя жидкий натрий. Лодки “Альбакор” внешне походили на атомные, но были дизель-электрическими. На них отрабатывали конструктивные особенности проектируемых подводных атомоходов. В тот период это было новое оружие.
Что касается советских лодок, то экипажи для них готовили в обстановке секретности. В частности, конструкцию атомных реакторов моряки изучали в Подмосковье. Спецназ технику управления атамоходом не изучал, это не входило в его задачи.
Алексей Коршунов, капитан-лейтенант: “Здесь речь идет о другом подразделении, будем говорить конкретно – о подразделении разведки. Потому что подразделения спецназа, существовавшие тогда, они имели узкие задачи выведения из строя объектов противника, морских прибрежных объектов. Причем разделение было четкое. Существовала градация такая. Существовали подразделения, способные выполнять задачи как на море, так и на суше. И существовали так называемые подразделения боевых пловцов, которые работали чисто по флоту. То есть против сил флота и против баз флота. Как правило, группы спецназа обеспечивали возможность технических групп захватить объект и доставить объект”.
Согласно опубликованной версии событий, для захвата атомохода готовили группу “Омега” – так называется и одна из бухт в Севастополе, где тренировали подразделение. Состояло оно из офицеров флота и морской пехоты, имевших водолазную и разведдиверсионную подготовку.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “У нас часть существовала такая – “Омега” в Омеге. А название? Вы понимаете, тут перед определенным заданием группе присваивался какое-то название, а так чисто… обычно группе присваивался номер, и все”.
При отборе членов группы “Омега” особое значение придавали внешности кандидата. В подразделении должны были служить люди с европейским типом лица. В программу их обучения в обязательном порядке входили иностранные языки – английский и немецкий, последний, кстати, требовалось знать в совершенстве, на уровне носителя языка. Одним из элементов методики обучения был гипноз. Во время таких сеансов курсанту, в частности, зачитывали и показывали техническую документацию подводных лодок НАТО, характеристики вооружения. Подобным образом проходило и изучение тактики подводных диверсий. После сеанса гипноза человек не мог сказать, кто и чему его обучал в это время. Всю информацию он вспоминал только после определенной фразы – своеобразного кода. На подготовку группы Омега понадобилось 2 года.
В истории советского спецназа известно две группы с названием “Омега”. Первая – это группа подводного спецназа. Второе подразделение с таким названием входило в разведдиверсионную сеть КГБ СССР “Каскад” и обеспечивало вывод войск из Афганистана. О боевых пловцах группы “Омега” до последнего времени ничего не было известно. Историю именно этой части напрямую связывают с угоном американского атомохода. Причиной операции было то, что наши субмарины имели большую шумность.
Подводники не отрицают, что такая проблема действительно была. Одну из серий или, как моряки говорят, “проектов” первых атомных подводных лодок в шутку называли “ревущая корова”. Но нельзя сказать, что лодки США были лучшими во всем. При меньшей шумности они уступали советским в глубине погружения, а с конца 60-х и в скорости хода.
С конца Второй мировой войны во всех военных флотах развитых стран существовали противодиверсионные силы, поскольку моряки хорошо знали, насколько опасны боевые пловцы. Их было сложно обнаружить с помощью специальной аппаратуры, и проникнуть даже в тщательно охраняемую военно-морскую базу они вполне могли.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “Реальность, я должен сказать, практически 200 процентов. У боевого пловца никогда не было цели поставлено: уничтожить. Была цель – вывести из строя. Потому что уничтожить тот же крейсер, как говорится, нет таких средств. Хотя они есть и были у нас, но это в том случае, если ведется уже ядерная война – это первое. И, опять таки, задачи такой, это было бы расточительно – это первое. А второе, мы одной группой 8 человек практически за четыре часа выводили из строя основное ядро сил флота. В количестве 6 – 8 кораблей. Причем самые ведущие, самые ценные, самые новые. Мы выбирали самые главные цели, самые мощные”.
Подобные акции проводились даже несмотря на то, что каждая база была оборудована гидроакустическими станциями слежения. Кроме того, места базирования кораблей охранялись водолазам и боевыми животными. В основном дельфинами.
Правда, в 50-х их еще не использовали. Обученные дельфины появились в 60-х во время войны во Вьетнаме. Впрочем, подводные диверсанты сейчас уже научились бороться и с ними. Потому ни одна страна не может гарантировать безопасность своего военного корабля, если диверсанту поручено вывести его из строя. Как и раньше, подводный разведчик сможет выкрасть с его борта какое-либо оборудование или образец вооружения.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “Эти элементы мы в своей учебной программе отрабатывали, и довольно неплохо. На учениях отрабатывали захват секретной аппаратуры, там, блоков. Потому что, сами понимаете, 6-8 человек ракету, конечно, не унесут. Вот, в основном мы специализировались по системам дальнего обнаружения. Как подводного, так и воздушного”.
Отрабатывался захват электронных блоков на кораблях, военных базах, в том числе и тех, которые находятся в сотнях километров от побережья. Обучали также проникновению на затонувшие корабли и подводные лодки. Учили, как нападать, захватывать и уходить без шума. Настоящая работа спецназа далека от героических образов кино. Принцип его работы: цель оправдывает средства.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “Экзаменационный лист. Вы находитесь в тылу противника. Навстречу вам бабушка с внуком, ваши действия? Валится бабушка и внук, закапываются. Засыпаются, чтобы собаки не могли найти. Потому что группа идет выполнять задачу по уничтожению установки “Першинга”, который должен нанести ядерный удар по городу Николаеву. Потому что бабушка придет в деревню и расскажет, что встретила непонятную группу и все”.
Пусть вас не смущают эти кровавые подробности. Подобные экзамены существуют у американских подразделений СЕАЛ, немецких “Бундесмарине”, английской “СБС” и французских “Юбер”. И везде правильный ответ один и тот же. В качестве примера того, как спецназовцы действуют на практике, можно привести ситуацию, в которую попало подразделение многонациональных сил одной из армий Северо-Атлантического Альянса в ходе Иракско-Кувейтской войны 90-91 годов. Разведдиверсионную группу обнаружил ребенок. Девочку лет 10 от роду застрелили. После чего навели бомбардировщики на цель – ракетные установки “Скад” – и ушли. Потом об этой истории рассказывали некоторые СМИ, правда, несколько искажая реальные события. В частности, в статье, опубликованной в журнале “Ридер Дайджест”, ребенка пощадили, и он навел на разведчиков иракских солдат.
Теперь главное. Несмотря на всю подготовленность, умение проводить разведдиверсионные мероприятия в базах противника, проникать на его корабли, и отсутствие щепетильности, угнать атомную субмарину не могли. Не могли, потому что в этом не было необходимости. А еще потому, что такая операция в принципе невозможна.
Для того, чтобы понять почему такое невозможно, разберемся, каким водолазным снаряжением располагали советские боевые пловцы в то время. Они имели акваланги и дыхательные аппараты замкнутого цикла типа ЭПРОН, комплекты ВСОН. А с 1957 года стали выпускать серию аппаратов ИДА. Кроме того, при необходимости, подобное снаряжение могли закупать за рубежом. Техника, которой располагали советские боевые пловцы, конечно, позволяла проникнуть в базу, вывести из строя корабли, но выйти на захваченном судне было невозможно.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “Во-первых, он не уйдет, его развалят свои же. Потому что система любой базы предусматривает не только уничтожение корабля входящего, но и выходящего из базы. И потом, вы понимаете, это очень серьезная операция. Для того, чтобы это произвести, нужно задействовать не только один спецназ, но и агентуру. Это длительная подготовка операции, это внедрение своего агента в экипаж. Это сразу накладывается столько элементов, что это практически не возможно”.
По мнению спецназовцев, для проведения операции по угону атомохода с экипажем в 100 человек необходимо задействовать в полтора раза больше людей, включая агентуру. Для этого нужны агенты не только в экипаже атомохода, но и в командовании базы. Свой человек должен быть и среди шифровальщиков, и в составе каждого из экипажей сторожевых кораблей, охраняющих акваторию на подступах. К этому следует добавить высокую шумность дизелей, которые используются в атомоходах как вспомогательные ходовые машины. На дизелях атомные лодки выходят из баз. Угон же на атомном реакторе исключен. Реактор требует много времени для запуска. В открытом море захватить лодку тоже не могли. Только уничтожить.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “Это только подойти к лодке поставить мину и вместе с этой лодкой взорваться”.
Но самое главное, что эту операцию даже теоретически не могла проводить группа “Омега”. Зона ответственности этого подразделения – Средиземное море. А если совсем точно – Ближний Восток. И никогда никого из разведчиков-диверсантов этой группы в другом месте земного шара не использовали. Да и “Омега” – это не официальное название подразделения. Нам удалось встретиться с одним из офицеров группы, и вот что он рассказал.
Владимир Титаренко, капитан II ранга, офицер группы “Омега”: “Я попал в разведку в 52 году в сентябре. И сейчас я на Черноморском флоте самый древний. Я с 52 ушел в 83. Считайте – 30 календарей. Вот перед вами сидит живой человек, который служил в этой “Омеге”. Никакого отряда “Омега” не было, и вообще разведгруппы у нас уходили под номерами. Им присваивались номера, извините, может я резок буду, но это ахинея. Во-первых, сам смысл захвата подлодки. Он неосуществим. И любой специалист вам скажет, что в любой базе, где стоят атомоходы, практически даже сейчас, это не осуществимо. Поверьте мне как профессионалу – неосуществимо. Даже если вы ее захватили. Даже если взяли, все равно ее не выведешь с этой бухты. Ее утопят”.
Вообще же, сама по себе атомная подводная лодка – это высококачественный металлолом. Главное – технология производства. А для того, чтобы ею завладеть, вовсе не нужно угонять подлодку. Информации о вооружении противника, которую добывает агентурная разведка, как правило, хватает. При необходимости можно изъять документацию и с корабля, проходящего испытания.
Владимир Титаренко, капитан II ранга, офицер группы “Омега”: “Я командовал отрядом смертников”.
Чем же занималось подразделение “Омега” в период холодной войны? Первое, после удачных диверсий пловцов 13 флотилии сил специального назначения Израиля, охраной кораблей в порту Александрия и Порт-Саид. Второе – скрытной проводкой подводных лодок через Босфор и Суэцкий канал. Вы не ослышались. Во времена СССР скрытно пройти Босфор для командира подводной лодки означало получить высшую награду государства – звезду Героя Советского Союза. И наши атомные лодки при всей своей шумности скрытно проходили Босфор.
Эти рискованные операции зачастую проводили спецназовцы 17 бригады специального назначения Черноморского флота и боевые пловцы группы “Омега”. Но подлодки они не захватывали, хотя наверняка проникали на них. В частности, среди моряков до сих пор ходит легенда о человеке в гидрокостюме, который появился в командирской рубке атомной субмарины на глубине 120 метров, наклеил на панели приборов ленту с надписью “уничтожено” и исчез. Осмотр отсеков ничего не дал, лодка всплыла в аварийном режиме и протаранила траулер. Подтверждения этой истории мы пока не нашли, но подобные учебные проникновения на подлодки помнят на всех флотах бывшего СССР.
Владимир Титаренко, капитан II ранга, офицер группы “Омега”: “Кроме этого были и другие операции. Например, прямо под носом у разведок НАТО, государств Ближнего Востока и Израиля через Суэцкий канал в Индийский океан проводили атомные подводные лодки. Делалось это так: на судостроительном заводе их маскировали под надводные корабли – танкер или сухогруз. После чего под флагом какой-нибудь экзотической страны проводили через Суэцкий канал в Красное море и затем в Индийский океан. Потом все элементы надстройки топили, а лодка – уходила. Могли даже объявить о катастрофе. Возможно, что-то подобное происходило и в Панаме.
Ничего нового спецназ не делал. Дизель-электрические подводные лодки под надводные корабли маскировали еще во время второй мировой войны, но никто не додумался делать подобное в период арабо-израильских войн 60-70-х с атомными боевыми кораблями.
Но если все-таки предположить, что какая-то силовая разведоперация на территории американской военной базы в 58 проводилась, что именно тогда произошло, и кто это мог сделать? Как мы уже знаем, проникнуть в базу американского флота для советских пловцов труда не составляло. Вряд ли что-то угоняли, но проникнуть на атомную подлодку разведчики вполне могли. Во всяком случае, на эту мысль наводит история американских атомоходов первых проектов.
Наибольшую известность из них получил “Наутилус”. На спуске этого корабля присутствовал Президент США Эйзенхауэр. Но этот корабль спецназ явно не трогал. Да и судьба “Наутилуса” известна. Отслужившая свой срок лодка превращена в музей. А вот что касается остальных кораблей, здесь действительно есть вопросы. Едва закончились ходовые испытания первой атомной субмарины, и она вошла в строй, а это произошло в 1955-м, началось строительство лодок типа “Скейт” и “Сивулф”. Насколько известно, и та и другая относилась к серийным образцам.
Алексей Коршунов, капитан-лейтенант: “В 1957 году в серию пошла тоже серия лодок “Сивулф”. И, если исходить из анализа ситуации, что из лодок “Сивулф” только одна у американцев осталась, а, как правило, класс лодок в единичном экземпляре не закладывают, если исходить из того, что чуть позднее эта лодка из разряда боевых была переведена в исследовательские, дальше проект не пошел, проект был закрыт американцами. А единственная лодка была снята с вооружения. Она не была устаревшей, нет, но весь вариант в том, что это была для них утерянная технология”.
С вооружения лодку сняли в 1967 году, а через два года в СССР начали серийно выпускать атомоходы с таким же, как у “Сивулфа” жидкометаллическим реактором.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “В 69 году я на ней бывал. Будущее у этих лодок должно было быть большое. Единственный недостаток – у них турбозубчатый агрегат очень шумел. Главная проблема была – это в шумности этой лодки. По скоростным возможностям, по работе, по глубине, они превосходили все американские и все другие западные проекты. Единственный такой момент, что турбозубчатый агрегат был очень шумным, и их здорово обнаруживали, но взять не могли. Потому что скорость достигала 45 узлов. Я когда попал, у меня было впечатление, что я попал в фантастический фильм на какой-то космический корабль. Крамольерные люки на всех традиционных подводных лодках круглые, и даже спуск по рубке, винтовая лестница стояла. И что ценно было по тем временам в отношении спасения, у нее была отделяющаяся рубка. 18 сидений по кругу, и она отстреливалась”.
Лодку забраковали не только из-за шумности. Корабль опережал свое время, потому его обслуживание требовало огромных расходов. При экипаже 18 человек обслуживающий персонал насчитывал 250. Из-за дороговизны атомоход называли “Золотая рыбка”. Но самое интересное в истории с этим кораблем то, что разведка Советского Союза “Сивулф”, для проекта не угоняла, а технология производства жидкометалического реактора была разработана в СССР. Эту идею советская разведка, так сказать, подарила американцам.
Анатолий Карпенко, мэр города Очаков: “Ну это есть такой способ. Забрасывают идею, чтобы проверить. Те проверяют, вкладывают деньги. Это метод всех разведок”.
Потом, для получения более полной информации о результатах разработок, спецназовцы, возможно, проникли на одну из подлодок типа “Сивулф” и изъяли техническую документацию, которая обязательно была на судне во время ходовых испытаний. Возможно, даже повредили один из кораблей этой серии. Но не угоняли и не топили – это точно.
Кстати, в художественной литературе фигурирует название группы, в обязанности которой входило противодействие 7 Тихоокеанскому флоту США. Во время Вьетнамской войны это было подразделение морского спецназа “Дельфин”. И подчинялось оно Главному разведуправлению Генерального штаба Министерства обороны СССР.
Разумеется, у любой информации есть источник. Кому и с какой целью понадобилось распространять ничем не подтвержденные сведения? Ну, во-первых, не исключено, что кто-то готовит подобную акцию, и по ходу опровержений надеется узнать свои шансы на успех. Возможно, кого-то собираются обвинить в подготовке подобного нападения и покарать за терроризм. И чтобы это правдоподобно выглядело, нужен пример. Дескать, смотрите, ведь было же подобное!”
Выбор объектов лжезахвата, времени и название подразделения не случайны. Ведь если бы подобное планировали поручить “Омеге”, выполнять это пришлось бы людям капитана 2 ранга Титаренко. Но никто не ожидал, что из “Омеги” кто-то жив. Кроме того, 17 бригада подводного спецназа Черноморского флота приняла присягу на верность Украине. И сделала это не в приказном порядке, а добровольно. Возможно, кто-то планирует обвинить нашу страну в подготовке террористов и потребовать сократить эту часть. Ведь с некоторыми из наших соседей демаркацию границы не удается провести уже 10 лет. Силовые акции не проведешь и национально освободительные /они же сепаратистские/ движения не организуешь – спецназ мешает.
Дело не в том, какие операции в прошлом проводили части морского спецназа, принявшие присягу Украине. Дело в том, кому и зачем сейчас понадобилось искажать их историю. И почему именно таким образом. Обвиняя в угоне атомной подводной лодки. В угоне, которого не было.
Константин Стогний