Андрей Эшпай родился 15 мая 1925 года в Козьмодемьянске.
Во многом сама биография художника предопределила трепетное прикосновение к изначальному в искусстве. Отец композитора Я. Эшпай, один из основоположников марийской профессиональной музыки, своим подвижническим трудом привил сыну любовь к народному искусству. По словам А. Эшпая, отец был значительным, глубоким, умным и тактичным, очень скромным подлинным музыкантом, способным на самоотречение.
Великолепный знаток фольклора, он словно отошел как автор в сторону, увидев свой долг в том, чтобы передать людям красоту и величие народной мысли. Он понял, что нельзя прилаживать марийскую пентатонику к любой другой стройной и самостоятельной, но чуждой народному искусству системе. По работам отца я всегда могу узнать подлинник.
А. Эшпай с детства впитал фольклор разных народов Поволжья, весь лирико-эпический строй сурового угорского края. Война стала особой трагической темой жизни и творчества композитора он потерял старшего брата, памяти которого посвящена прекрасная песня Москвичи (Сережка с Малой Бронной), друзей.
Во взводе разведки Эшпай участвовал в освобождении Варшавы, в Берлинской операции. Прерванные войной занятия музыкой возобновились в Московской консерватории, в которой Эшпай учился по классу композиции у Н. Ракова, Н. Мясковского, Е. Голубева и фортепиано у В. Софроницкого. Аспирантуру он заканчивает под руководством А. Хачатуряна в 1956 г.
В это время были созданы Симфонические танцы на марийские темы (1951 г.), Венгерские напевы для скрипки с оркестром (1952 г.), Первый фортепианный концерт (1954 г., 2-я ред. 1987 г.), Первый скрипичный концерт (1956 г.). Эти произведения принесли широкую известность композитору, открыли основные темы его творчества, творчески преломили заветы его учителей. Характерно, что прививший ему, по словам композитора, вкус к масштабности Хачатурян во многом воздействовал на представления Эшпая о концертном жанре.
На конкурсе молодых композиторов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) Скрипичный концерт Эшпая был удостоен первой премии.
Шли годы. Накапливался духовный опыт, осмысливалось пережитое, а боль от утраты старшего брата Валентина и гибели друзей не утихала.
Вот как рассказывает Эшпай о создании песни Москвичи (Сережка с Малой Бронной, 1957): Это просто поразительно! Все, о чем говорится в песне Сережка с Малой Бронной, было у меня в жизни. Поэт-фронтовик Женя Винокуров, конечно, этих подробностей не знал. Марк Бернес принес мне готовые стихи и предложил написать песню. Я прочел стихи и был буквально ошеломлен.
В полях за Вислой сонной
лежат в земле сырой
С именем Мясковского связано и обращение к еще одной важнейшей для Эшпая традиции, повторяющееся во многих сочинениях, начиная с балета Круг (Помните! 1979 г.), знаменного пения. Оно олицетворяет прежде всего в Четвертой (1980 г.), Пятой (1986 г.), Шестой (Литургической симфонии (1988), хоровом Концерте (1988 г.) гармоническое, просветленное, этосное начало, изначальные свойства национального самосознания, первоосновы русской культуры.
Особую значимость приобретает другая важная тема в творчестве Эшпая лирическая. Укорененная в традиционном, она никогда не оборачивается индивидуалистическим произволом, ее неотъемлемые качества подчеркнутая сдержанность и строгость, объективность в выражении и часто непосредственная связь с гражданственными интонациями.
Решение военной темы, жанров мемориала, обращение к поворотным событиям будь то война, исторические памятные даты своеобразно, в их осмыслении всегда присутствует и лирика. Такие произведения, как Первая (1959 г.), Вторая (1962 г.) симфонии, проникнутые светом (эпиграф Первой слова В.Маяковского Надо вырвать радость у грядущих дней, эпиграф Второй Хвала свету), кантата Ленин с нами (1968 г.), отличающаяся плакатной броскостью, риторической яркостью в выражении и одновременно тончайшей лирической пейзажностью, заложили основы оригинального стилевого сплава ораторского и лирического, объективного и личностного, значимого для крупных произведений композитора.
Единство плача и славы, жалости и похвалы (Д. Лихачев), столь значимых для древнерусской культуры, находит продолжение в разных жанрах. Особенно выделяются Третья симфония (Памяти моего отца, 1964 г.), Второй скрипичный и альтовый Концерт, своеобразный большой цикл Четвертая, Пятая и Шестая симфонии, хоровой Концерт.
С годами значение лирической темы приобретает символический и философский подтекст, все большую очищенность от всего внешнего, субъективно-наносного, мемориал облекается в формы притчи. Знаменательно переключение лирической темы от сказочно-фольклорного и романтико-героического повествования в балете Ангара (1975 г.) к обобщенной образности балета-предупреждения Круг (Помните!).
Все более очевидной становится общечеловеческая значимость сочинений-посвящений, проникнутых трагическим, порой траурным смыслом. Обостренное восприятие конфликтности современного мира и чуткость художнической реакции на это качество согласуются и с ответственностью композитора перед наследием и культурой. Квинтэссенция образности Песни горных и луговых мари (1983 г.). Это сочинение наряду Концертом для гобоя с оркестром (1982 г.) удостоено Ленинской премии.
Объективно-лирическая интонация и хоровое звучание окрашивают истолкование концертного жанра олицетворяющего индивидуальное начало. Выраженная в разных формах мемориала, медитативного действия, в воссоздании фольклора, в обращении к переосмысленной модели старинного concerto grosso, эта тема последовательно отстаивается композитором.
Одновременно в концертном жанре, как и в других сочинениях, композитор развивает игровые мотивы, праздничность, театральность, высветленность колорита, мужественную энергию ритма. Это особенно ощутимо в Концерте для оркестра (1966 г.), Втором фортепианном (1972 г.), гобойном (1982 г.) концертах, а Концерт для саксофона (1985-1986 гг.) можно назвать портретом импровизации. Единая гармония изменяющийся мир, эти слова из балета Круг могли бы послужить эпиграфом к творчеству мастера. Передача гармоничного, праздничного в конфликтном и осложненном мире специфично для композитора.
Одновременно с воплощением темы традиций Эшпай неизменно обращается к новому и неизведанному. Органичное соединение традиционного и новаторского присуще и взглядам на композиторский процесс, и самому творчеству композитора. Широта и свобода в осмыслении творческих задач отражаются в самом подходе к жанровому материалу.
Известно, что джазовая тема и лексика занимают особое место в творчестве композитора. Джаз для него в чем-то хранитель самой музыки, как и фольклор. Много внимания композитор уделил массовой песне ч ее проблемам, легкой музыке, киноискусству, важному по драматургическому и выразительному потенциалу, источнику самостоятельных идей. Мир музыки и живая действительность предстают в органичной взаимосвязи: по словам композитора, прекрасный мир музыки не замкнут, не обособлен, а являет собой лишь часть вселенной, имя которой жизнь.
http://www.belcanto.ru