Родители Вячеслава Шалевича познакомились в Минске. Мама, Елена Ивановна, работала машинисткой в Министерстве обороны, а отец, Анатолий Иванович Шалевич (бывший белый офицер) служил генералом в НКВД. На самом деле он любил другую женщину и на Елене женился, так сказать, в отместку. Елена Ивановна была беременна, когда узнала об этом. Обидевшись, она собрала вещи и уехала в Москву. Там, в столице, 27 мая 1934 года родился Вячеслав.
Мама Вячеслава больше так и не вышла замуж, продолжая любить своего первого супруга. Но увиделись вновь они лишь спустя много-много лет. Произошло это следующим образом…Вячеславу Шалевичу было 38 лет, когда он, к тому времени уже известный актер, поехал на гастроли в город Бийск. Там, в гостинице, его нашел человек, представившийся Анатолием Ивановичем Шалевичем. Оказалось, что в свое время отца репрессировали, и он был уверен, что такая же судьба постигла и его семью.После этой встречи отец приезжал к ним в Москву, встречался с Еленой Ивановной. Они рассказывали друг другу о своей жизни… Анатолий Иванович скончался в 1984 году. Елена Ивановна пережила его на два года…
Однако вернемся в детство Вячеслава. Мальчику было два года, когда грянула война. Ему довелось пережить расставание с мамой и эвакуацию (в то время в целях безопасности детей насильно забирали у родителей и вывозили из города). Два года он прожил в детдоме в Саратовской области, и лишь в 1943 году мама смогла забрать его обратно в Москву.Победу Слава встретил на родном Арбате. Мальчику даже довелось поучаствовать в праздничном параде, где с ним произошел забавный случай.
Вместе с мамой Слава шел в первой колонне демонстрантов и так засмотрелся на Сталина, стоящего на трибуне, что вышел из строя и оказался один на плацу. Сталин рассмеялся и, толкнув Рокоссовского, показал на мальчика рукой. Ситуацию разрядила мама, которая подбежала к сыну, сгребла его в охапку и унесла от греха подальше…Вячеслав сначала учился в школе № 73 в Серебряном переулке, а затем перешел в школу рабочей молодежи Метростроя № 4. Рос он хулиганистым мальчишкой, — сказывалось отсутствие отца. Мать трудилась с утра до вечера, и все воспитание легло на ее сестру тетю Пашу, заядлую театралку. Она то и приучила Вячеслава к театру. Немаловажным фактором стало и то, что рядом с домом Славы располагались театр Вахтангова и Щукинское училище. Вместе с ребятами он часто бегал на спектакли, знал в лицо всех актеров, а иногда тайком проникал на репетиции.
Вячеслав всегда мечтал стать артистом. Но также его привлекала профессия журналиста. К этому у него были способности: Вячеслав очень любил литературу и отличался редкой грамотностью. Поэтому после окончания школы юноша одновременно подал документы и в Театральное училище имени Б. Щукина, и в педагогический институт на филологический факультет. Однако любовь к театру все же взяла верх.В знаменитую «Щуку» Вячеслав поступил с первого раза. Начались годы учебы… С третьего курса он стал принимать участие в массовках Театра имени Евг. Вахтангова.
Тогда же ему довелось сыграть роль в дипломном спектакле студентки четвертого курса Зои Бажановой. Казалось бы, ничего особенного, но это доверие позволило Вячеславу Шалевичу поверить в свои силы.В своих интервью Вячеслав Шалевич вспоминает теплым словом руководителя курса Иосифа Матвеевича Рапопорта, а также Рубена Николаевича Симонова, которого он считает своим настоящим учителем.На первом курсе училища Вячеслав Шалевич женился. Со своей будущей женой он дружил еще с восьмого класса. Вячеслав Анатольевич вспоминает: «Я учился в те времена, когда юноши и девушки ходили в разные школы.
Лишь в седьмом классе были первые вечера, первые прикосновения. На Гоголевском бульваре сходились шеренга на шеренгу, а потом обсуждали, кто до чего дотронулся…»Все это время их встречи носили очень целомудренный характер, ведь к девушкам Вячеслав, как и многие мальчишки, относился с особым трепетом. Он вообще был воспитан в принципах: встречаешься с девушкой – значит должен жениться. Поэтому когда «пришло» время, они отправились в ЗАГС. И только тогда Вячеслав понял, что юношеская любовь уже давно прошла, и осталось лишь чувство долга…Их брак просуществовал всего пятнадцать дней. Очень скоро молодые поняли, что вместе жить не могут, и развелись.
В 1958 году Вячеслав Шалевич окончил Театральное училище им. Б.Щукина. Судьба вполне могла забросить его в далекий Норильск, где планировалось открытие филиала Вахтанговского театра на базе выпускников училища. Но это решение отменили.Когда объявили список выпускников, приглашенных на прослушивание в Театр им. Вахтангова, Вячеслава там не оказалось. И он, что называется, напросился сыграть свой отрывок. Молодой актер понравился руководству, и его приняли в труппу.Первой ролью Вячеслава Шалевича на сцене Вахтанговского театра стал Оспан в спектакле Рубена Николаевича Симонова «Неписаный закон» по пьесе А. Пистоленко, а в партнерши ему досталась блистательная Юлия Борисова. Дебют был удачным. Впоследствии они не раз играли вместе на сцене: в спектаклях «Потерянный сын», «Иркутская история», «Без вины виноватые» и других. Юлию Константиновну Вячеслав Анатольевич считает идеальной партнершей.
Свою первую роль в кино Вячеслав Шалевич сыграл еще, будучи студентом четвертого курса. В картине Владимира Каплуновского «Капитанская дочка» ему досталась главная отрицательная роль – Швабрина, а Гринева сыграл популярный актер Олег Стриженов. Внешнее сходство между Шалевичем и Стриженовым едва не стоило Вячеславу роли. Режиссер засомневался: ведь Швабрин и Гринев – антиподы. Любя одну женщину, они добиваются ее расположения разными способами. Но затем порешили, что сходство даже неплохо – будет ярче заметна разница характеров.Совместная работа с Олегом Стриженовым немало дала молодому актеру. Стриженов всячески помогал своему коллеге. Например, на озвучании Вячеслав Шалевич никак не мог попасть в собственные слова, и даже был момент, когда ему хотели пригласить дублера. Стриженов подсказал, как лучше отработать, и у Вячеслава все получилось.
В последующие годы Вячеслав Шалевич снялся в драме Георгия Победоносцева «Спасенное поколение» (Николай), в научно-фантастическом фильме Никиты Курихина «Барьер неизвестности» (лётчик-испытатель Сергей Байкалов), в картине Сергея Алексеева «Теперь пусть уходит» (Стэн), в спортивной драме Виктора Ивченко «Серебряный тренер» (Леня Волошин) и других фильмах.
На начало 60-х пришлись изменения в личной жизни Вячеслава Шалевича. Он женился, у супругов родился сын, но, прожив вместе около трех лет, они развелись. Причиной разрыва стала любовь к актрисе Валентине Титовой, женщине большого таланта и большой красоты. Это была яркая, сумасшедшая любовь. Валентина жила и училась в Ленинграде, а Вячеслав играл в Москве в театре Вахтангова.
Не в силах прожить и дня без своей любимой, он вечером после спектакля садился в Ленинградский поезд, утром преподносил ей розу и улетал назад, в Москву, чтобы успеть на репетицию.Роман между Валентиной Титовой и Вячеславом Шалевичем (так и не переросший в брак) закончился в 1964 году. Шалевич снимался в фильме «Хоккеисты», а Владимир Басов начинал съемку картины «Метель».
Басов никак не мог найти исполнительницу на главную роль, и Вячеслав по доброте душевной посоветовал Валентину. Уже на кинопробах Басов влюбился в очаровательную актрису и заявил ей, что она обязательно выйдет за него замуж. Через некоторое время Валентина Титова ответила на его чувства…Вячеслав Анатольевич признается, что очень переживал от ухода Валентины, но обиды ни на нее, ни на Басова никогда не держал. «Я уверен, что она была очарована этим человеком. Несмотря на всю его внешнюю непривлекательность, он был невероятно обаятельным: фонтанирующий мужской темперамент и озорство, завораживающий талант рассказчика — да ни одна женщина перед таким не устоит!» — говорит он. Впоследствии Шалевичу не раз доводилось пересекаться по работе с Владимиром Басовым, и их отношения всегда были хорошими.
Одна из самых заметных работ Вячеслава Шалевича на экране в первой половине 60-х – это роль тридцатилетнего капитана хоккейной команды «Ракета» Анатолия Дуганова в фильме Рафаила Гольдина «Хоккеисты». Шалевич к началу съемок вообще ни разу не стоял на коньках, а тут ему предстояло научиться кататься в тяжелом, более десяти килограммов, хоккейном снаряжении. Актер вполне преуспел в этом, а во всех игровых моментах его дублировал великий хоккеист Вячеслав Старшинов. Образ Анатолия Дуганова получился настолько достоверным, что после выхода картины на экраны зрители просто засыпали съемочную группу письмами с вопросом: «Почему Шалевич не играет за сборную страны?»
В 1967 году режиссер Татьяна Лиознова пригласила Вячеслава Шалевича на одну из главных ролей в мелодраму «Три тополя на Плющихе».(История создания фильма). Актер создал незабываемый образ бакенщика и браконьера по совместительству Григория, мужа главной героини Анны (Татьяна Доронина), человека жесткого, приверженца патриархального строя в семье. Вот он бросает жене: «А че тебя оглаживать? Ты же не телка…», а в Москву провожает ее небрежными словами: «Мазуриков берегись. Побазаришь и к Нинке…». И уж поистине зловещий образ Григория предстает во сне Анны…
Актер признается, что тогда, конечно же, не осознавал, что снимается в картине, которая впоследствии станет поистине бессмертной, но понимал, что работает с выдающимся режиссером. Вячеслав Анатольевич рассказывает: «Ум, грандиозная энергетика Лиозновой, которой еще не знал кинематограф, сотворила такое. На площадке она много импровизировала: этот приход в кафе, когда главные герои не сказали друг другу ни слова под незабываемую музыку. Специально для этой сцены она пригласила Кобзона, который спел так, что никто его не узнал – все это Лиознова. <…> Режиссеров, подобных Лиозновой, я не встречал».
С Татьяной Лиозновой Вячеслав Шалевич вновь пересекся спустя шесть лет на съемках знаменитого сериала «Семнадцать мгновений весны», где сыграл роль Аллена Даллеса.Еще одна интересная работа Шалевича – роль начальника секретного отдела ВЧК, левого эсера Якова Блюмкина (впоследствии расстрелянного как «врага народа») в историческом фильме режиссера Юлия Карасика «Шестое июля» (1968). Эта картина отличалась от большинства других тем, что режиссер рискнул показать «врагов народа» несколько иными, чем их представляла официальная идеология.
Вот и Яков Блюмкин в исполнении Шалевича получился умным, дерзким, талантливым.Вячеславу Шалевичу довелось сыграть немало как отрицательных, так и положительных ролей в кино. Среди его героев: инженер Иван Павлович в социальной драме «Виринея» (1968), Александр Николаевич Панафидин в детективе «Лекарство против страха» (1978), Сергей в мелодраме «Иркутская история» (1973). Нередко актера приглашали в военные и исторические ленты. Так в фильме «Красная площадь» (1970) он сыграл начдива Николая Павловича Кутасова; в военном фильме «Город под липами» (1971) — Бориса Попова; в фильме «Это было в Коканде» (1977), рассказывающем о становлении Советской власти в Средней Азии, – Авакумова; в фильме «Кодовое название «Южный гром» (1980) — генерала Березова; в фильме «Особое подразделение» (1984) — Филиппова.
К сожалению, не все из того, что хотелось, удалось сыграть. Его, например, не утвердили в знаменитый сериал «Вечный зов». Причиной тому стала фамилия актера, которую, почему-то, посчитали еврейской. Хотя Шалевич – чисто белорусская фамилия. Фамилия помешала ему сняться и в одной из картин в роли знаменитого командарма Фрунзе. А ведь Шалевич в гриме был так на него похож! Вячеслав Анатольевич вспоминает: «Снова отказали из-за фамилии, но позвали на озвучку. Тогда я зашел к директору и сказал: «Так значит, играть Фрунзе я не могу, а озвучивать могу? Если хотите знать, Фрунзе был немецким евреем».
Директор бегал за мной по всей студии и уговаривал озвучить роль. Больше подобных проблем у меня не было…»Были и другие причины неудачных проб. Вячеслав Шалевич мечтал сняться у великого Эльдара Рязанова в его комедии «Человек ниоткуда», но режиссер предпочел ему Юрия Яковлева. Не удалось Шалевичу сняться и в картине «Хождение по мукам», хотя он готов был играть там буквально любую роль…Все эти годы Вячеслав Шалевич успешно работал в академическом театре им. Вахтангова. Он застал поколение великих актеров: Михаила Астангова, Андрея Абрикосова, Николая Гриценко, Елизавету Алексееву, Цецилию Мансурову и многому у них научился
На сцене вахтанговского театра Шалевичем были сыграны роли спектаклях: «Идиот» (барин-англоман), «Перед заходом солнца» (доктор), «Иркутская история» (ведущий хора), «Маленькие трагедии» (ведущий, герцог, Дон Карлос), «Потерянный сын» (Петр), «Игра в каникулы» (Штефан), «Живой труп» (Александров), «Принцесса Турандот» (Барах), «Серебряный бор» (Борзов), «Конармия» (Козин), «Черные птицы» (Андрей), «Миллионерша» (Блендербленд), «Виринея» (Павел Суслов), «Дион» (Дион), «Человек с ружьем» (Никанор), «Леший» (Федор Иванович), «Без вины виноватые» (Муров), «Три возраста Казановы» (Казанова), «Сирано де Бержерак» (Граф де Гиш), «Чайка» (Евгений Сергеевич Дорн) и других.
А. Овикова писала о Вячеславе Шалевиче: «Роли Вячеслава Анатольевича разные, несхожие. Но есть в них, и это свойство настоящего таланта, объединяющее начало: неординарность, человеческая значимость каждого персонажа. И за этим стоит яркая, крупная актерская личность».Режиссура всегда привлекала Вячеслава Шалевича. Еще в студенческие годы вместе с Василием Лановым они ставили отрывок из «Гранатового браслета», а впоследствии поставили вместе спектаклт «Три толстяка» по сказке Юрии Олеши, где сами же и сыграли.В 1979 году Вячеслав Шалевич окончил Высшие режиссерские курсы при Гиттисе, после чего поставил на сцене Вахтанговского театра спектакль «Тринадцатый председатель» по драме башкирского драматурга Азата Абдуллина. Главную роль он доверил своему давнему знакомому Василию Лановому и не ошибся. Спектакль имел большой успех у зрителей.
Вячеслав Шалевич всегда пользовался у женщин огромной популярностью. Его, можно сказать, «рвали на части», и он умел отвечать на любовь взаимностью. При этом никогда Шалевич никогда не упоминал «на публике» имен любимых женщин, считая, что это не прилично. Он всегда оставался порядочным и тактичным мужчиной.
Среди его поклонниц были и актрисы, но ни одной из актрис так и не довелось стать официальной женой Вячеслава Анатольевича. «В полон» Вячеслава Шалевича удалось взять простой девушке художнику-модельеру Галине. С ней он познакомился совершенно случайно. Вячеслав Анатольевич вспоминает: «Мы с товарищем сидели в кафе Ленинградское на Арбате, вошли две роскошные девушки, на одну из них я сразу запал.
Девушки выпили кофе и собрались уходить. Товарищ мне говорит: «Ты понимаешь, что она сейчас уйдет, и ты ее никогда не увидишь? Беги за ней». Я и побежал. Самое смешно, что девушки только что посмотрели фильм «Хоккеисты» с моим участием и Галя мечтала: «Вот бы мне такого парня!». И тут я перед ней возник — телефончик прошу.
Так все и началось…»С Галиной они прожили вместе тридцать один год. В этом браке у них родился сын Иван. Счастливые годы промелькнули, как один день. Галина скончалась в конце 90-х, и для Вячеслава Анатольевича это стало сильным ударом…
В 1998 году Вячеслав Шалевич возглавил Московский драматический театр имени Рубена Симонова, к тому времени находившийся под угрозой закрытия. Вячеслав Анатольевич буквально спас молодой, талантливый коллектив. Уже в следующие два года в театре вышло одиннадцать премьер.Под руководством Вячеслава Анатольевича театр вновь стал пользоваться большой популярностью у зрителей.
На его сцене были поставлены: «Козленок в молоке» Ю. Полякова, «Три возраста Казановы» по М. Цветаевой, «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Брызги шампанского» по М. Зощенко, «Шерше ля фам» Ж. Пуаре, «Ревнивая к самой себе» Т. Де Молина, «Старые русские» Б. Рацера и другие.
Спектакли театра не раз достаивались различных премий. Так спектакль «Доходное место» по Александру Островскому стал лауреатом Международного театрального фестиваля «Золотой витязь», а «Сказка о попе и работнике его Балде» по Пушкину был удостоен премий II Московского фестиваля спектаклей и шоу-программ для детей и Международного фестиваля «России первая любовь».
После малокартинья 90-х Вячеслав Шалевич вновь востребован кинематографом. Воспитанный в традициях все делать качественно, с ответственностью, он не позволяет себе халтурить. Да, не все проекты, в которых он принимает участие, достойны его таланта, но, что поделать, таковы времена.
С 2003 по 2008 год Вячеслав Шалевич снялся в ряде фильмов и сериалов, чаще всего на историческую тему.
Среди его героев: генерал ГРУ в «Московской саге», генпрокурор СССР Александр Рекунков в «Красной площади», Илья Григорьевич Эренбург в «Звезде эпохи», Алексей Косыгин в «Брежневе» и другие.
Вячеслав Анатольевич тяжело пережил смерть своей третьей супруги. Ко всему добавились неприятности с сыном. Влияние улицы и смерть матери привели Ивана к увлечению наркотиками…В трудный для Вячеслава Анатольевича момент в его жизни появилась Татьяна Викторовна Виноградова.
Как и прежние супруги Шалевича, она никакого отношения к актерской профессии не имела, работала врачом-гинекологом. С Татьяной Вячеслав Анатольевич познакомился опять же совершенно случайно – на дне рождения у товарища. Она сразу же его очаровала, и он в шутку сказал, что женится на ней.
Шутка оказалась пророческой… Затем была совместная поездка во Францию, после которой Вячеслав Анатольевич сделал Татьяне официальное предложение.Татьяна, у которой уже было двое детей (дочь и сын), помогла сыну Вячеслава Шалевича преодолеть страшную тягу к наркотикам. Иван увлекся журналистикой, стал работать фотокорреспондентом. Он очень привязался к детям Татьяны.В 2001 году у Вячеслава Анатольевича и Татьяны Викторовны родилась дочь Аня. В настоящее время Аня занимается в театральной студии.