Ушла из жизни Людмила Иванова
Коренная москвичка Людмила Иванова, окончив с медалью школу, предприняла попытку поступить в какое либо театральное училище. Конкурс везде был просто огромный, и девушка стала сдавать вступительные экзамены во все институты. К огорчению ее везде ждал провал. Лишь в конце лета, сменив репертуар с героического на комедийный, Людмила сдала, наконец, экзамены в Школу-студию МХАТ. Поступление во МХАТ было тяжелым, но успешным. Будучи на первом курсе ее постиг большой удар – умер папа, а мама сильно заболела, у бабушки был обнаружен рак, все это ей помог пережить Гоголь с «Вечерами на хуторе близ Диканьки».
Окончание Школы-студии МХАТ пришлось на 1955 год, работать стала в одном из периферийных театров, но мать продолжала болеть, и оставить ее не было возможным. Она начала работать в передвижном драматическом театре. Проработала она два года, за это время побывала во всех уголках страны, здесь она приобрела колоссальный опыт, как актрисы, так и характер закалила. Шефство с первых дней взяла Баркалавр Наталья Николаевна. Спектакли, в которых выступала Людмила, проходили на ура, однако это было не то, чего ей хотелось. Ей представился случай побывать на сцене будущего «Современника», тогда ставили спектакль «Вечно живые», после этого Людмила определила для себя, четкое желание там работать.И вскоре ей представился случай… Ей удалось получить роль в этом же спектакле.
Однажды (это было в 1957 году) Людмила Иванова попала на маленькую студийную сцену МХАТа, где артисты будущего «Современника» (а тогда еще студии молодых артистов при МХАТе) показали спектакль «Вечно живые». Тогда она поняла, что хочет работать именно в этом театре. Вместе с Галиной Волчек, Игорем Квашой, Светланой Мизери, которые были ее однокурсниками, и Олегом Николаевичем Ефремовым, преподававшим в свое время у них, она стала одним из основателей «Современника».
Первую свою роль Людмила Иванова сыграла все в том же спектакле «Вечно живые». Это была Анна Михайловна — мягкая интеллигентная женщина, готовая помочь, утешить. В последствии актриса участвовала во всех эпохальных спектаклях теперь уже легендарного театра.
Рассказывает народная артистка России Лилия Толмачева: «Она сыграла очень много ролей, трудно даже перечислить, сколько их. Разные по характеру и по значительности, большие и маленькие. Всякие. С особой любовью вспоминаю роли в пьесах Володина. В “Старшей сестре” Иванова колдунья. Роль небольшая, но с какой отдачей, с какой душевной щедростью приходила эта нелепая чудачка, смешная в своих слезах и восторгах, чтобы сказать добрые слова и вернуть мне – Наде на сцене – веру в себя, вдохновить на терпение и любовь. А в “Пяти вечерах” у нее роль Зои (не из главных), а какой узнаваемый характер, через немногословность судьба неприкаянной женщины, мечтающей о семье, о любви».
Позднее Людмила Иванова сыграла больную, умирающую женщину Саввишну в спектакле «Эшелон», деревенскую старуху в «Крутом маршруте», старую няньку в чеховских «Трех сестрах», озорную и лукавую бабу Шуру в пьесе Гуркина «Любовь и голуби». Кстати, именно баба Шура является любимой ролью актрисы в театре.
Конечно, как и все актрисы, Людмила Иванова мечтала о красивых ролях. Но так уж случилось, и в театре и в кино ей довелось играть энергичных теток, различных неугомонных соседок и даже старух. И все же, как признается актриса: «Мне дороги все мои старухи и как художнику интересны. Пятнадцать Клавдий, шесть Марий, четыре Зинаиды, три Шуры, Анфиса, Ефросинья, Васюта, Груша… И всех их я очень люблю».
Одной из самых известных ролей в кино Людмилы Ивановой, безусловно, является бухгалтер Шурочка в комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман» (История создания фильма) Актриса создала очень яркий образ – точный портрет профсоюзной неугомонной деятельницы. Настолько неугомонной, что после выхода фильма на экраны ее сына в школе спрашивали: «Неужели твоя мама такая дура?!»
Прошло уже много лет после выхода в свет этого кинофильма, но Шура так и осталась любимой ролью Людмилы Ивановой: «Конечно же, я — это не она (глупа она, бедняга), но нечто общее между нами есть. Мне нравится все время что-то делать для людей, помогать им, наверное, поэтому мне так близка эта роль».
Как признается Людмила Ивановна, самой дорогой сценой в этой картине стала та, что не вошла в окончательный вариант. Она рассказывает: «Помните, я хороню своего сотрудника Бубликова, а он оказался живой. Было продолжение: я бегу по институту, а он бежит за мной, влетаю в актовый зал, кричу: «Спрячьте меня, спрячьте!..» Бубликов — Петр Щербаков — идет на меня. Вдруг Рязанов останавливает съемку и говорит Петру Ивановичу, чтобы он отошел в сторону. Затем обращается ко мне: «Уже ясно зрителю, что он вас сейчас будет бить, а мы сделаем неожиданный поворот — когда он приблизится к вам, крикните: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» — посмотрим, что он будет делать…»
Я подпустила Щербакова поближе, да как «взовьюсь»: «Товарищи! Да здравствует живой товарищ Бубликов! Ура!» Хлопаю в ладоши, обращаясь ко всем, чтобы поддержали. «Спасибо, товарищи. Спасибо за все», — сказал Бубликов. Я в изнеможении упала к нему на грудь. Эту сцену, как и многие другие, вырезали: материала отсняли серии на три, но комедии в трех сериях не бывает. А может, приемной комиссии не понравилось, что отрицательная героиня кричит «ура», кто знает…»
Немало интересных ролей было сыграно Людмилой Ивановой до и после «Служебного романа». Чаще всего ей доводилось играть в комедиях: Клавдия Петровна («Учитель пения»), буфетчица («Дамы приглашают кавалеров»), Ксения («Шанс»), Клавдия Михайловна («Самая обаятельная и привлекательная» (Как снимали фильм), Клавдия Матвеевна («Бабник»), Марья Васильевна («Новый Одеон»), соседка («Американский дедушка»), Матрёна Совкова («Про бизнесмена Фому»), тётя Клава («Жених из Майами»)…
Как правило, это были небольшие роли, порой маленькие зарисовки, но назвать их эпизодами как-то не хочется. Каждый раз, приступая к роли, даже самой маленькой, Людмила Ивановна пыталась сделать судьбу. Работая с полной отдачей, актриса создавала настоящие шедевры, которые надолго запомнились зрителям.
После чего она играла во всех спектаклях высшего класса. Сыграла много ролей, что сосчитать невозможно. Самой любимой ролью Людмилы является баба Шура в постановке «Любовь и голуби». Естественно в мечтах у нее было отведено место и для кинематографа. Играла в кино она тоже каких-нибудь теток, соседок или старух. В числе наиболее известных, конечно же, Шурочка из «Служебного романа», режиссера Э.Рязанова. Основной жанр исполнения Ивановой явился комедийный: тетя Клава, Мария Васильевна, Клавдия Михайловна, Матрена Совкова.
Все эти роли были небольшими, но никак не эпизодическими, работе она отдавалась целиком, быть может, в этом и оказался секрет всех ее ролей. В 60-е годы Людми Ивановна начала увлекаться бардовскими песнями в спектакле «Пять вечеров» прозвучала ее первая песня. Людмила очень энергичная личность, она начала собственную деятельность в 1990 году, оставаясь верной «Современнику». Основание детского театра «Экспромт» — это ее рук дело, а сама она руководит детской студией при «Экспромте». Совместно с мужем сочинила «Крошечка-Хаврошечка», детская сказка. Людмила Иванова принадлежит тому числу людей, которые хотят все везде успеть, успевают и не утомляются. Ведет в Славянском институте им.Державина курс актерского факультета.
Людмила Иванова известна также своими бардовскими песнями, которые начала писать еще в 60-е годы. В театре ее первая песня прозвучала в спектакле «Пять вечеров». Впоследствии ее песни исполняли известные певицы, такие, как Анна Герман, Майя Кристаллинская, Гелена Великанова. Это ей принадлежат такие строки, как «Только мне все кажется, почему-то кажется, что между мною и тобой ниточка завяжется», или «Приходит время, с юга птицы прилетают, люди головы теряют, и не до сна…»
Ее энергия поистине неистощима. Оставаясь верна «Современнику», Людмила Иванова в 1990 году занялась и собственной деятельностью. Она основала детский музыкальный театр «Экспромт» при ГИТИСе. Она же руководит детской студией актерского мастерства при «Экспромте». «Мне всегда казалось, что музыкальные спектакли воспринимаются лучше, особенно это относится к детям. И вместе с мужем я сочинила либретто по «Доходному месту» А. Островского, затем — детскую сказку «Крошечка-Хаврошечка», рассказывает Людмила Ивановна.
Кроме того, Людмила Ивановна является профессором Славянской академии гуманитарных наук. Она ведет курс актерского факультета международного славянского института имени Гавриила Державина.
Вот такая она, Людмила Иванова, везде успевающая и неутомимая. Но, несмотря на все свои таланты и заслуги, она говорит о себе: «Я не звезда, а тетка. И немножко клоун».
Муж Людмилы Ивановой — доктор физико-математических наук, бард и писатель Валерий Миляев. Они впервые встретились в начале 60-х, и уже тогда Валерий был известным бардом. Он был приглашен писать новогодние песни в театральный кружок в физическом институте Академии наук, который вела Людмила Иванова.
После их первой встречи Валерий пригласил Людмилу покататься на лыжах. А на обратном пути, в электричке, он спел песню «Улица Горького» и сказал: «Мне очень нравится эта песня. Ее Ада Якушева написала». Людмила обиделась: «Как это Якушева?! Это моя песня!». С этого и начался их роман, переросший в совместную жизнь. Вместе Людмила и Валерий уже более сорока лет.
У супругов два сына: Иван и Александр. Старший, Иван, — художник, работает директором детской художественной школы. Александр по профессии психолог, но в последнее время работает по другой специальности.
Людмила Ивановна, говорит, что она счастлива – верный муж, замечательные сыновья, прекрасные невестки, любимые внуки. Действительно, что еще надо для счастья женщины?
7 октября на 84-ом году жизни ЛЮДМИЛА ИВАНОВА ушла из жизни после продолжительной болезни.