Ушла из жизни Наталья Крачковская
Наталья Крачковская (до замужества — Белогорцева) – дочь актрисы Марии Зотовны Фониной. Детство Наташи было обычным для актерских детей. С ранних лет она привыкла к тому, что «редко кого можно было застать дома — репетиции, съемки, гастроли…» Росла Наташа очень шаловливым ребенком, дружила со шпаной. Вместе с ребятами они нередко устраивали набеги на чужие огороды.
В это трудно сегодня поверить, но Наташа, как и многие послевоенные дети, была очень худенькой. Возможно, она такой бы и осталась, если бы не ее «грузинская» бабушка Рая, жившая в Тбилиси. Увидев свою тощую 12-летнюю внучку, она приняла решение срочно ее откормить. Девочка, любившая поесть, была совершенно не против. Еда пошла впрок, и Наташа стала быстро поправляться. Очень скоро она стала очаровательной пышкой, но ни тогда, ни в те годы, ни впоследствии, Наталья не комплексовала по поводу своей полноты. Эта уверенность способствовала тому, что вокруг нее еще со школы всегда вился рой поклонников.
Вполне естественно, что, будучи актерским ребенком, Наталья ни о какой другой профессии и не мечтала. Только актрисой! После школы она подала (на всякий случай) документы в историко-архивный институт и одновременно во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Конкурс во ВГИКе был 256 человек на место! Но Наталья не привыкла пасовать перед трудностями.
И вот она явилась на прослушивание. Полненькая девушка прямым пробором на голове, она декламировала монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». Белокуров, услышав ее, тут же заявил: «Вот эту «дурочку» надо взять».
Только учиться во ВГИКе Наталье так и не пришлось. Вскоре она попала под машину, потеряла зрение и долгое время лежала в больнице. Потом ее забрала домой бабушка Прасковья Яковлевна. Зрение постепенно восстановилось…
Наталья пошла лаборанткой в Институте металлургии СССР, но мечты о кино так и не оставила. С 1959 года она начала сниматься на «Мосфильме» сначала в массовках, а затем в эпизодических ролях. Первой ее более-менее заметной работой в кино стала Верунька в фильме Владимира Басова «Битва в пути» (1961г).
Со своим будущим мужем звукорежиссером Владимиром Крачковским Наталья познакомилась в 1962 году на съемках фильма «Половодье» в Тарусе. Там же на съемках Владимир стал за ней ухаживать. Наталья Леонидовна вспоминает: «Однажды утром он открыл дверь нашего номера и протянул поднос, на котором стоял творог, сметана, булочки. Я еще спала, а девчонки закричали: »Наташка, тебе твой Володя принес завтрак!» Я надела халат, спустилась вниз в вестибюль, где он меня ждал, и сказала ему: » Володя, такие вкусные булочки, я их просто обожаю». Он решил, что розы — это, конечно, хорошо, но меня этим не проймешь. А вот утренний завтрак — свежая сметана, творог и мягкие булочки — это аргумент посильнее. И, в общем, он оказался прав».
«Он покорил меня вниманием и чисто мужской заботой, — добавляет актриса, — я бы даже сказала, шикарным, красивым ухаживанием. Я этого никогда не чувствовала — отец мой погиб, воспитывали меня мама и бабушка. И когда он сказал, что так будет всегда, я ответила, что стану его женой».
Благодаря своему мужу Наталья Крачковская познакомилась со знаменитым комедиографом Леонидом Гайдаем, у которого сыграла свою первую большую роль – мадам Грицацуеву в комедии «12 стульев» (История создания фильма).
До этого на роль «женщины необъятных размеров с арбузными грудями» претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и предпочтение уже собирались отдать Волчек… Вот тут-то Владимир Крачковский, знакомый с Леонидом Иовичем по картине «Кавказская пленница», привел на съемочную площадку свою жену. Гайдай глянул на нее и сказал: «Вот она, «мечта поэта».
Наталья Леонидовна вспоминает: «Я помню, меня одели в какое-то дурацкое платье. Моего размера, как всегда, не нашлось, в нашей стране всегда был популярен лозунг «Экономика должна быть экономной», поэтому если на платье висела этикетка «54-й размер», то оно с трудом влезало на 48-й. Чтобы как-то поместить меня в платье, его на спине разрезали, а прореху прикрыли платком.
Для пробы выбрали сцену, где Остап Бендер охмуряет «знойную женщину, мечту поэта», увиваясь вокруг нее, словно лис вокруг проруби с рыбой. Но мне попался застенчивый партнер, и так получилось, что обольщала его я. В порыве страсти я сорвала платок и случайно повернулась к камере спиной — раздался заливистый хохот. От стыда я бросилась прочь со съемочной площадки».
Крачковская была утверждена, и начались съемки. Начинающая актриса не растерялась в компании звезд отечественного кино. А ведь ее окружали такие мастера, как Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и многие другие.
«…Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером…, — вспоминает Наталья Леонидовна. — Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили: «Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять…»
Этот момент показателен. Впоследствии Наталье Крачковской, с ее-то комплекцией (!), не раз приходилось выделывать в фильмах различные трюки. Но никогда она не прибегала к помощи дублеров.
Мадам Грицацуева – стала для всех настоящим откровением. На отечественном кинонебосклоне появилась не просто новая талантливая актриса, появился абсолютно новый типаж. Крачковскую мгновенно стала весьма популярной и востребованной комедийной актрисой.
Еще одной этапной работой для Натальи Крачковской стала роль жены Ивана Васильевича Бунши в легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (История создания фильма). Здесь уже актриса предстала во всей красе своего таланта.
Многие из выражений ее героини стали «крылатыми», как, например, «и тебя вылечат, и меня вылечат…». А как реагирует она на слова Ивана Грозного «Оставь меня старушка, я в печали». «Старушка! Ах ты, нахал! Да я на пять лет тебя моложе!» — восклицает ее героиня. Все это конечно было в сценарии. Но Крачковская не просто сыграла, это была естественная реакция оскорбленной женщины!
Некоторые из выражений были придуманы самой актрисой. Так она честит Шурика, стоя под дверью его квартиры: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!..» Наталья Леонидовна вспоминает: «Помните в фильмах физиков и прочих ученых показывали? они же там, извините, все лысые! Невольно у меня возникла ассоциация, и вырвалось с уст это самое «Облысели все!»
Был в процессе съемок и один курьезный момент. Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Когда она вновь появилась на съемочной площадке, то Леонид Гайдай строго сказал: «Так, Наташа, срочно на диету: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Через неделю вернетесь». Вскоре комплекция актрисы вновь вошла в норму…
После комедий Гайдая «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Крачковская стала всенароднолюбимой актрисой. Предложения от режиссеров сыпались со всех сторон. В первую очередь, конечно же, использовалось ее комедийное дарование. Уже одним своим появлением, она вызвала (и продолжает вызывать) улыбку зрителей. Немаловажным фактором стало то, что актриса никогда не боялась показаться некрасивой, смешной. Она ничуть не стесняется своих габаритов, и именно поэтому выходит так, что зрители смеются не над ней, а вместе с ней.
Наталью Крачковскую с полным основанием можно считать королевой комического эпизода. Действительно, роли ей практически всегда доставались в фильмах небольшие. Однако еще Станиславский говорил, что не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие актеры. Этой истине Наталья Крачковская и следует в своей жизни.
Она создала целую галерею незабываемых образов в картинах: «Покровские ворота»(История создания фильма), «Не может быть!» (История создания фильма), «Эта веселая планета», «Суета сует», «Человек с бульвара Капуцинов» (Как снимали фильм),и многих, многих других. Как правило, Крачковской доставались роли всевозможных располневших жен, тещ, соседок и т.д. Зачастую ее героини обладают весьма прескверным, порой стервозным характером. Но это не мешает ей оставаться любимой миллионами зрителей. Нередко ей доводилось слышать: «Мы вас любим, но какую же дрянь вы сыграли», и это актриса считает для себя самой большой похвалой.
Как можно заметить, большинство персонажей Натальи Крачковской носят комический характер. А как же драматические роли? Их в ее активе практически нет. Режиссеры всегда старались использовать удачно найденный образ. Сама Наталья Леонидовна рассказывает, что однажды, один из режиссеров хотел, было, утвердить ее на серьезную трагическую роль, но худсовет вынес такой вердикт: «Да вы что! Она же мадам Грицацуева!» С тех пор актриса сама стала отказываться от таких предложений.
Свои лучшие роли Наталья Крачковская сыграла в комедиях легендарного Леонида Гайдая. После его смерти, к сожалению, не нашлось достойных преемников. В 90-е годы Наталья Крачковская много снималась в комедиях Михаила Кокшенова, однако его картины (при всем уважении к Михаилу Михайловичу) вряд ли можно считать удачными. «Русский счет», «Русский бизнес», «Русское чудо» — все эти комедии были откровенно среднего уровня.
С Владимиром Крачковским Наталья Леонидовна прожила 26 лет, до самых последних его дней. «Он учил и воспитывал меня все 26 лет, что мы были вместе», — признается актриса. Умер Владимир Крачковский в 1988 году.
Их сын Василий Крачковский, как и отец, работает на киностудии «Мосфильм» звукорежиссером. В 1996 году он номинировался на «Нику». Наталья Леонидовна рассказывает: «Он талантливый человек, и вдобавок влюблен в свою профессию. Моя невестка, слава Богу, занимается ребенком, понимает, что для нее это главное. Я стараюсь в чужой монастырь со своим уставом не лезть. Так что у нас нормальная, дружная семья».
В настоящее время Наталья Крачковская работает в театре киноактера и продолжает периодически сниматься в кино. Среди ее работ – роли в комедийном сериале «Курортный роман», комедии «Лифт уходит по расписанию» и др.
По-прежнему она сотрудничает со своим давним другом Михаилом Кокшеновым. Недавно она сыграла в его комедии «С приветом, фараон!» роль египетской царицы Нефертити. Казалось бы, выбор режиссера более чем странный, однако Наталья Леонидовна считает иначе: «Ну что тут удивительного?может, египетская царица была такой, как я. Еще точно не доказано, как выглядела Нефертити в действительности, а скульпторы и меня могут сделать такой, как она».
P.S. Актриса была госпитализирована 28 февраля 2016 года в Первую городскую больницу из-за болей в сердце, ее состояние врачи оценивали как крайне тяжелое. 3 марта 2016 года на 78-м году жизни актриса скончалась.