«В 32 года Валентина Гризодубова командовала мужским авиаполком. Слушались ее беспрекословно и называли матушкой»

В начале прошлого века техник-электромеханик харьковских паровозоремонтных мастерских Степан Гризодубов увидел в кинохронике полет братьев Райт — творцов одного из первых в мире самолетов. И сам загорелся мечтой построить собственный аэроплан. Летательные аппараты в то время были большей редкостью, чем нынче космические корабли. Чтобы лучше разглядеть конструкцию американских авиаторов, Степан Васильевич купил у киномехаников местного синематографа несколько кадров, запечатлевших полеты американцев.

Когда самолет был построен, конструктор усадил в него, привязав к сиденью, свою двухлетнюю дочь, и они поднялись в небо. Вряд ли Степан Васильевич тогда думал, что через годы увидит дочку в киножурналах, рассказывающих о ее рекордных перелетах и опасных ночных рейсах в тыл врага.

«Чтобы жениться на простой украинке, Степан Гризодубов скрыл свое дворянское происхождение»

Легендарная летчица покоряла не только небо, но и мужские сердца. За сильный волевой характер ее уважали даже руководители советского правительства. О воздушных приключениях и земной жизни Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда Валентины Гризодубовой корреспондент «ФАКТОВ» побеседовал с директором Харьковского музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталием Власко.

*В 1938 году Валентина Гризодубова (в центре) вместе с Полиной Осипенко (слева) и Мариной Расковой совершили на самолете «Родина» легендарный беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток

— Друг и биограф Валентины Гризодубовой военный летчик-испытатель Мстислав Листов называет Валентину Степановну русской героиней. Но родилась-то она в Харькове. Значит, у нее могут быть украинские корни?

— Предки летчицы по отцовской линии — выходцы из Курской губернии, — рассказывает Виталий Власко.— В конце XVIII столетия переехали на Харьковщину. Мужчины были, как правило, священниками. Один из них много лет служил полицейским начальником в Сумах, второй — чиновником канцелярии уездного предводителя дворянства. Обоим император пожаловал дворянское звание. Дворянин не имел права жениться на девушке-простолюдинке без разрешения царя. А Степан Гризодубов полюбил простую украинку Надежду Комаренко. И записался в метрической книге просто как почетный гражданин Харькова. В советское время это спасло его дочь от крупных неприятностей.

Кстати, родной брат ее матери Владимир Комаренко был известным в Харькове музыкантом, основал первую в городе детскую музыкальную школу. В годы войны он спас от уничтожения библиотеку нот местной консерватории. Уже после освобождения харьковчане поделились сохранившейся нотной партитурой с киевскими коллегами. Ведь столичная консерватория была разгромлена.

Валентина Степановна была очень образованной и музыкальной женщиной. Прекрасно пела, играла на фортепиано, училась на отделении вокала Харьковской консерватории. И все же заложенная еще в раннем детстве страсть к небу оказалась сильнее.

— Но ведь летая с дочерью на своем первом самолете, отец рисковал ее жизнью!

— Ну что делать, если ребенка не с кем оставить, а летать хочется. (Ее мама — модистка, уходя к заказчикам на дом, часто оставляла Валюшу с отцом.) Вот таким отчаянным человеком был Степан Гризодубов. Двигатели, в отличие от многих конструкторов тех лет, Степан Васильевич тоже конструировал сам. Впоследствии увлекся планеризмом. И Валя, будучи школьницей, начала летать на планерах.

Во время Первой мировой войны Гризодубова призвали в армию. Узнав, что он — авиаконструктор, начальство направило его в Гатчинскую школу военных летчиков. После окончания учебы его оставили там преподавателем.

А в 1919 году, когда из Украины были изгнаны немцы, Клим Ворошилов — командующий Первой конной армией красных — назначил Степана Васильевича начальником ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Коннице была нужна поддержка с воздуха. Впоследствии на базе тех мастерских вырос Харьковский авиазавод, где строились истребители Поликарпова, затем — большие гражданские самолеты Туполева, а сейчас — Антонова.

«За похабные анекдоты Валентина выгнала Чкалова из машины»

— После Гражданской войны Степан Гризодубов вместе с дочерью участвовал в знаменитых слетах в Коктебеле на горе Клементьева, — продолжает Виталий Власко, — куда приезжали со своими планерами Сергей Королев, Сергей Ильюшин, Олег Антонов и другие знаменитые в будущем конструкторы и летчики.

А вот начальник «Укрвоздухпути» Василий Юнгмейстер — прекрасный летчик, герой Гражданской войны — планеров не признавал. Он считал, что любой самолет должен летать только с двигателем. Из-за конфликта с ним Гризодубов ушел из авиамастерских и долгие годы работал инженером в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, где создавал контрольно-диспетчерскую аппаратуру для разных отраслей промышленности, а также сконструировал три типа аэросаней. В годы войны эти ревущие машины с десантниками, вздымавшие воздушной струей от винтов тучи снега, приводили в трепет фашистов. Немцы думали, что русские создали новые быстроходные танки.

— Страшили врага и самолеты, которые водила в бой дочь конструктора…

— Да, на одном из юбилейных вечеров Валентины Степановны маршал авиации Евгений Савицкий показывал трофейный немецкий плакат с изображением Гризодубовой на фоне горящих немецких городов с надписью: «Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города!..» За ее голову была назначена крупная сумма. Самое интересное, что Валентина Степановна командовала мужским авиаполком дальней авиации. Мужчины слушались ее беспрекословно и называли матушкой. Хотя строгой, но справедливой «матушке» было всего 32 года.

Однажды, еще до войны, Валентина Степановна ехала на своем автомобиле «Опель Кадет» с правительственного приема вместе с Валерием Чкаловым и другим известным авиатором, тоже Героем Советского Союза штурманом Иваном Спириным. Подвыпивший Чкалов начал рассказывать скабрезные анекдоты. Гризодубова не терпела сальностей. Она приказала водителю остановиться и выгнала славных героев из машины под проливной дождь.

— Автору этих строк сама Валентина Степановна в 80-е годы прошлого столетия рассказывала, что главком ВВС Новиков иногда приказывал ей отправляться бомбить противника на тихоходных транспортных «Дугласах» днем, без прикрытия истребителей. Так он мстил Гризодубовой за то, что в 30-е годы она отказалась взять его, уже в то время комбрига, в свой экипаж, — летчиком-то он был не ахти каким.

— Да, храбрая была женщина. Не боялась даже Лаврентия Берии. В годы сталинских репрессий спасла от расстрела и лагерей многих летчиков и инженеров. Берии однажды сказала в его кабинете: пока не увижу в окно, что такой-то вышел из Лубянки на улицу, не уйду из вашего кабинета. И Лаврентий Павлович сдался! Когда НКВД отправило на Колыму Сергея Королева, Валентина Степановна вместе с другим знаменитым летчиком — Михаилом Громовым — не один месяц добивалась перевода Королева в Москву, в туполевское КБ, которое тоже работало за решеткой, но условия там были лучше. Все это время у нее дома жила мама Сергея Павловича. Хотя помогать «врагам народа» и их родственникам было очень рискованно.

«Муж Гризодубовой — военный летчик-испытатель — ушел из дому из-за упреков тещи»

После войны гвардии полковнику Гризодубовой предложили командовать авиадивизией. Она отказалась: «Ни одного дня в мирное время я в армии находиться не буду». И добилась создания уникального НИИ, где создавалась и испытывалась новейшая авиационная электроника — закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации.

— Валентина Степановна помнила, как тяжело пришлось им с Полиной Осипенко (тоже нашей землячкой — из города Бердянска, который, кстати, одно время даже назывался городом Осипенко) и штурманом Мариной Расковой совершать свой рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина» конструкции Павла Сухого…

— За неделю до полета (а это был 1938 год) НКВД арестовало инженера-связиста, готовившего Раскову к полету. Новый инженер забыл дать им коды радиосвязи. Марина Раскова открыла астролюк, чтобы сориентироваться по звездам. В этот момент у нее выдуло полетные карты! Штурманская кабина заморозилась, отказало оборудование. Гризодубовой пришлось вести самолет по магнитному компасу. Хорошо, что через окно в облаках они увидели море и вернулись на материк, где сели на замерзшее болото. Поскольку посадка производилась на брюхо и штурману в передней стеклянной кабине оставаться было рискованно, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с парашютом.

Посадка прошла благополучно. Самолет практически не пострадал, только слегка погнулись законцовки винтов (позже из Москвы прилетел с ремонтниками муж Гризодубовой — летчик-испытатель, командир полка Головного летно-испытательного центра ВВС Виктор Соколов. Он перегнал «Родину» в Москву).

Через девять суток самолет и двух членов экипажа нашли десантники поисково-спасательного отряда, которым командовал лейтенант, впоследствии житель Киева Алексей Олянишин. А на следующий день добрела к своим и Марина Раскова. Она очень рисковала. В тайге водились медведи и тигры. Марина потеряла в болоте теплую обувь, обессилела.

Но перед этим Валентине и Полине пришлось пережить другой ужас. Они обрадовались, увидев в небе два тяжелых бомбардировщика ТБ-3, а также транспортный «Дуглас». Неожиданно «Дуглас» ударился крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика, вспыхнул и стал падать. Перевернулся и повалился в тайгу и огромный четырехмоторный ТБ. От него отделились несколько точек — десантники, которые успели выпрыгнуть, и те, кого выбросило из кабины. Спастись на парашютах удалось немногим. В той катастрофе погибли 16 десантников, а также Герой Советского Союза Александр Бряндинский — штурман экипажа известного летчика Владимира Коккинаки, за два месяца до этого совершившего рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на бомбардировщике конструкции Сергея Ильюшина. Очевидно, все внимание летчиков было приковано к земле, к поиску самолета Гризодубовой, и в воздухе они не заметили опасного сближения друг с другом.

Эту трагедию сама Валентина Степановна оценивала как следствие вопиющей недисциплинированности и воздушного хулиганства одного из пилотов, а также бездумности некоторых командиров-авиаторов. «Дуглас», на котором прилетел из Москвы Бряндинский, по ее мнению, вообще не должен был там появляться. Командующему ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдиву Сорокину тоже было запрещено лететь в район поисков. Они злоупотребили служебным положением. «Это позор! — сказала с присущей ей прямотой Валентина Гризодубова. — Три бабы сумели пролететь считай вслепую, в скверных погодных условиях, почти через всю страну. А эти устроили в небе цирк… Ладно, не хочу говорить о погибших плохо…»

Прожив большую интересную жизнь, прославленная летчица умерла в 83 года от открывшейся язвы желудка.

— Как сложилась ее семейная жизнь?

— К сожалению, не так, как летная биография. В 1936 году у Валентины Гризодубовой и Виктора Соколова родился сын Юра. Нянчить его из Харькова приехала бабушка. По некоторым сведениям, теща доконала зятя упреками: «Моя дочь — Герой Советского Союза, а ты…» Тот собрал чемодан и ушел.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий