До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.
Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.
Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова Особое задание. Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.
Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил прослушать его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на отлично. Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.
Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма Убийство на улице Данте, где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме Поэт.
Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист. Мать, увидев его в спектакле Женитьба Фигаро, сказала: Валя, ну какой же ты худой!.
По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей ему не понравились те роли, которые предлагали играть.
Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей графа Альмавиву в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро, которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.
Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.
В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.
В Современник он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.
Среди его лучших ролей: Глумов (Балалайкин и К), Лопатин (Из записок Лопатина), Горелов (Спешите делать добро), Джордж (Кто боится Вирджинии Вульф?), Рахлин (Кот домашний средней пушистости).
В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.
Сам Валентин Гафт объясняет это так: Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня.
Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме Ночь на 14 параллели (1971), Лопатин в телепостановке спектакля Из записок Лопахина (1975), Брассет в комедии Здравствуйте, я ваша тетя!.
Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин (На всю оставшуюся жизнь 1975), Знаменский (Повесть о неизвестном актёре 1976), попутчик (Почти смешная история 1977), Жорж (Циркачонок 1979).
Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.
В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии Гараж. Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.
В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова О бедном гусаре замолвите слово. Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.
Совершенно другим оказался Одиноков герой Гафта из картины Эльдара Рязанова Забытая мелодия для флейты (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.
Наконец в трагикомедии Рязянова Небеса обетованные (История создания фильма) (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке Президент, для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.
Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова Гонки по вертикали (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.
Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале Визит к минотавру (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.
Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии Чародеи (История создания фильма) (1982), трагикомедии По главной улице с оркестром (1986), боевике Воры в законе (Как снимали фильм), (1988), Визит дамы (1989), Ночные забавы (1991), Анкор, еще Анкор!(История создания фильма) (1992).
В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме Мастер и Маргарита, который так и не вышел на экраны.
Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам.
Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить