Василий Бочкарёв — Ведущий актер Малого театра, которому служит с 1979 года, известен больше по ролям на театральной сцене, чем на экране. Сразу несколько театральных наград собрал его Фома Опискин в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели», а за роль Флора Прибыткина в «Последней жертве» артист получил главную театральную премию страны «Золотую маску».
Чтобы не остаться на второй год, школьник Вася поступил в драмкружок
Василий Бочкарев — актер театра, советского и российского кино, родился в Иркутске в 1942 году. Ему повезло сыграть и на сцене, и на экране множество ролей разного плана — от комедийных до серьезных и даже трагических: Бальзаминов и Фома Гордеев, Протасов и Прибытков. Кинозрителям наверняка запомнились его работы в телесериалах «Иоанн Грозный», «Галина», «Спас под березами», «Заколдованный участок», «Следствие ведут знатоки».
В далеком военном 1942 году, 22 ноября, в Иркутске родился Василий Бочкарев, будущий актер. Через несколько лет семья мальчика переехала в Москву. О том, как школьник Вася выбрал свой жизненный путь, он рассказал в одном из своих интервью:
— Мое актерство началось… с плохого поведения, плохой учебы. Мне должны были поставить очередную двойку и оставить на второй год. Надо было как-то исправляться. Чтобы перейти из класса в класс, мне пришлось пойти в драмкружок.
Я предложил сделать вечер, посвященный Чарльзу Дарвину. Мне приклеили бороду Деда Мороза, я сыграл в инсценировке главную роль, и растроганная учительница сказала: «Вылитый Дарвин!» С этого и началось. А потом… Все закладывается Богом. Судьба!
Если бы я не остался на второй год, то не встретил бы Валентина Ивановича Захода, он создал детскую театральную студию, в которую вошли Сережа Шакуров, Валя Смирнитский. Валентин Иванович за руку меня привел в Щепкинское училище. Принял нас Виктор Иванович Коршунов, мой будущий преподаватель.
Он спросил меня: «Ты не комсомолец?» — «Нет». — «А почему?» — «Я плохо в школе учился». — «Так ты и у нас тоже будешь плохо учиться?» Я говорю: «Виктор Иванович, я еще сюда, наверное, и не поступлю…» Моя скромность решила все. Студенты-абитуриенты — они же хитрые!
Отец Василия Бочкарева хотел, чтобы сын учился в строительном институте, где он сам преподавал. Но судьба распорядилась иначе. Преподаватели Щепкинского училища учили будущего актера не только играть на сцене, но и смотреть на жизнь по-другому.
— Весна 1960 года. Мы, абитуриенты, толпимся у дверей Театрального училища имени Щепкина, — вспоминает актер. — Естественно — волнение, надежды, обмен впечатлениями после первых консультаций. Курс набирает Виктор Иванович Коршунов.
А потом — 1 сентября, первые занятия. Я помню, Виктор Иванович быстро входит в аудиторию, садится, резко пододвигает стол к себе, смотрит на нас, мы восхищенно смотрим на него, ожидаем каких-то добрых слов. Он говорит: «Что-то вас многовато…» С этого начинается наша учеба.
Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина молодой актер Бочкарев окончил в 1964 году. Начал свой путь актера в Театре на Малой Бронной, в 1965 году перешел в Театр им. К.С.Станиславского. Там он сыграл Лариосика («Дни Турбиных» М.Булгакова), летчика («Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери), Протасова («Живой труп» Л.Толстого), Колесова («Прощание в июне» А.Вампилова).
— Оканчивая училище, молодой артист думает, что все знает, а сам забывает даже какие-то азы, — с удивлением заметил Бочкарев. — А со временем уже начинаешь все больше ценить то, что было заложено учителями.
Первая роль Бочкарева на большом киноэкране была эпизодической — в фильме «Бег («Как снимали фильм»)». Съемки проходили в 1970 году. Спустя несколько лет режиссеры начинают приглашать Василия на главные роли.
Популярность среди зрителей актер завоевал, снявшись в 1983 году в ленте «Безумный день инженера Баркасова» по мотивам пьесы «Парусиновый портфель» и ранним рассказам Михаила Зощенко. Бочкарев сыграл главную роль — инженера Алексея Гавриловича Баркасова, который целый день попадает в нелепые и анекдотические ситуации.
Кроме того, примерно в это же время актер снялся в 8-серийной киноповести «Такая короткая долгая жизнь». Играл он и в сериале «Следствие ведут знатоки»: в 1978 году исполнил роль Артема Кирпичева («Букет» на приеме»), в 1987-м — Алексея Барсукова («Бумеранг»).
После Театра Станиславского Бочкарев примкнул к группе актеров — единомышленников Анатолия Васильева, и сыграл Владимира Ивановича в пьесе В.Славкина «Серсо» на сцене только зарождавшегося тогда театра «Школа драматического искусства».
Однако в труппе он не остался и в 1979 году пришел в Малый театр. К этому времени у Василия Бочкарева уже имелся солидный опыт работы с различными режиссерами в разных московских труппах, и поэтому актер органично влился в труппу старейшего российского театра.
С первого же сезона он начал играть главные роли — Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского), Фомы Гордеева («Фома Гордеев» М.Горького), Грознова («Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского), Бориса Годунова («Царь Борис» А.К.Толстого), Прибыткова («Последняя жертва» А.Н.Островского) и другие.
За роль Бориса Годунова Василий Бочкарев удостоился Государственной премии России. В 2003 году Василий Бочкарев вернулся в свое родное Щепкинское училище, но уже как преподаватель. Он обучает студентов актерскому мастерству. В 2007 году Василию Ивановичу было присвоено ученое звание доцента, а два года спустя у Бочкарева появился свой курс в училище.
В последнее время здоровье актера пошатнулось, пять месяцев он не играл в спектаклях. Год назад он вновь вышел на сцену Малого театра. Газеты сообщали: «После продолжительной болезни возвращается народный артист России, лауреат Государственной премии России Василий Иванович Бочкарев».
После выздоровления Василий Бочкарев активно включился в творческий процесс, вернулся к своим студентам в Щепкинское училище и сыграл 12 февраля в спектакле «Записки русского путешественника» на сцене театра «Школа современной пьесы». Женат на актрисе Людмиле Розановой. По признанию Василия Ивановича, дома они обязательно обмениваются впечатлениями о спектаклях:
— Семья для артиста очень важна. А я еще и с собакой разговариваю, репетирую с ней, на ней проверяю. И две кошки у нас есть, которые тоже говорят: «Мяу». И я им отвечаю: «Мяу, мяу, мяу». Прилетают 30 синиц, с которыми тоже надо поговорить. Я и с ними общаюсь. Дочь Бочкарева, Ольга, не пошла по стопам родителей и стала медиком.
— Я не жалею об этом нисколько, — утверждает ее отец. — Вообще, мне кажется, чтобы идти в актерское искусство, нужно получить знак свыше.