“Великая схизма”

959 лет назад, 16 июля 1054 года, окончательно оформился #раскол христианской церкви. Также это событие известно как “Великий раскол” или “Великая схизма”.

С разделением Римской империи на Западную и Восточную на обеих частях постепенно стали обособляться друг от друга и церкви, за несколько веков появились обрядовые, догматические, этические, эстетические и другие различия.

Не говоря уже о том, какое политическое значение имел глава западной церкви Папа Римский (по сути руководивший теократическим государством) и глава восточной Константинопольский Патриарх (пребывавший в тени византийского императора и вечно боровшийся с ним). Обе стороны пытались на теме религии подмять другую под себя, но, поскольку силы были равны, ничем хорошим это не могло закончиться.

В 1053 году Патриарх Михаил I Керуларий распорядился закрыть латинские церкви Константинополя, при этом его сторонники фактически осквернили западные Святые Дары.
На следующий год Папа Римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения сложившегося положения.

Керуларий явно не был настроен на компромисс и тем более на уступки, представители Папы тоже.
16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Михаила Керулария и его отлучении от Церкви. Гумберт вручил Отлучительную грамоту следующего содержания:

“Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
Михаила неправо называют патриархом,
подобно симонианам, они продают дар Божий,
подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
Подобно манихеям, считают квасное одушевленным.
Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.”

Патриарх не остался в долгу, собрал синод, высказал всё, что он думает о западной церкви, и 20 июля ответно предал анафеме Папу Римского в лице его легатов.
Обвинения с его стороны касались примерно этих пунктов:

“Служение литургии на опресноках.
Пост в субботу.
Допущение женитьбы мужчины на сестре его умершей жены.
Ношение католическими епископами перстней на пальцах рук.
Хождение католических епископов и священников на войну и осквернение своих рук кровью убитых.
Наличие у католических епископов жен и наличие наложниц у католических священников.
Ядение в субботы и в воскресения Великим постом яиц, сыра и молока и несоблюдение Великого поста.
Ядение удавленены, мертвячины, мяса с кровью.
Ядение католическими монахами свиного сала.
Совершения Крещения в одно, а не три погружения.
Изображение Креста Господня и изображение святых на мраморных плитах в церквах и хождение католиками по ним ногами.”

Христианство “официально” разделилось на 2 церкви – римско-католическую на западе с центром в Риме и православную с центром в Константинополе.

Что характерно: современникам раскол казался столь очевидным и естественным, что событиям июля 1054 года не придавалось особого значения. Лишь через долгие годы получивший повышение кардинал Гумберт “распиарит” Великий раскол, и уже на этот “пиар” ещё через много лет откликнется восточная историография.

На Руси раскол восприняли спокойно, русские князья сохранили отношения как с Римом, так и с Константинополем. После татаро-монгольского нашествия, когда помирающей Византии будет не до религиозных принципов где-то на севере, а Папы Римские объявят поход на северо-восток, Русская Православная церковь отдалится от Рима, а после падения Константинополя Русь вовсе станет главным оплотом Православия.

Ещё немаловажно: в 1964 году в Иерусалиме состоится встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и Римским Папой Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года будут сняты взаимные анафемы (не прошло и девятиста лет) и подписана Совместная Декларация.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий