Популярная киноактриса Вера Глаголева на самом деле не имеет профессионального актерского образования. В юности она увлекалась стрельбой из лука, стала мастером спорта и выступала за юношескую сборную столицы.
В кино впервые Вера Глаголева снялась в 1974 году — сразу после окончания школы. Случайно зайдя на «Мосфильм», она была замечена там одним из членов съемочной группы фильма «На край света». Роль Симы в этом фильме была сыграна Глаголевой в буквальном смысле «на органике».
Вера Глаголева вспоминает свой первый опыт в кино: «Это была картина «На край света», которую делал Родион Нахапетов по сценарию Виктора Розова. Роль такой девочки по имени Сима. Трогательное такое создание, которое борется за свою любовь. Картина мне очень дорога не только потому, что это был мой дебют, — это была возможность работать рядом с замечательными — великими! — актерами. Борис Андреев в этом фильме сыграл свою последнюю роль».
Режиссер Родион Нахапетов был на 12 лет старше юной Веры Глаголевой. «Я очень хорошо знала фильмы с его участием — «Влюбленные» и «Нежность», — вспоминает Глаголева. — И была немножко влюблена в его экранного героя. У меня перед ним был трепет, как перед взрослым, серьезным человеком, который в свои 30 лет уже многого в жизни добился».
Вскоре Вера Глаголева вышла замуж за Нахапетова и стала сниматься во всех лентах своего мужа: «Враги», «Не стреляйте в белых лебедей», «О тебе»…
В 1977 году Глаголева получила приглашение на роль Вари в фильме «В четверг и больше никогда» режиссера А. Эфроса. Несмотря на то, что роль требовала лишь органичного и раскованного присутствия в кадре, игра непрофессиональной актрисы так впечатлила корифея режиссуры Эфроса, что он пригласил Глаголеву в свой театр на Малой Бронной. Отказавшись (под влиянием мужа), актриса впоследствии всегда жалела об этой неосуществившейся возможности.
Так и не получив специального образования, Глаголева много снималась. Ее уникальный актерский тип — хрупкая поэтичность в сочетании со скрытой силой и цельностью, ломкая пластика, точность «психологического жеста», неординарная и киногеничная внешность — пришелся ко времени и оказался более чем востребован в 1970-1980-х годах.
Не будучи профессионалом, она, тем не менее, играла очень разные роли. С одной стороны, поэтические натуры, не от мира сего — учительницу Нонну Юрьевну в драме Нахапетова «Не стреляйте в белых лебедей» и странную поющую девушку в его же музыкальном фильме «О тебе». С другой — резких, надломленных героинь — Женьку в «Звездопаде» Игоря Таланкина, Шуру в киноповести Семена Арановича «Торпедоносцы».
Широкую известность Глаголевой принесла роль эмансипированной и одновременно женственной журналистки Лены из мелодрамы Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана» (1983). Сама Вера Глаголева считает, что «родилась» как актриса именно после выхода этого фильма.
Интересно то, что эта роль досталась Глаголевой совершенно случайно. Она вспоминает: «Там была такая ситуация: сначала снимал один режиссер, но съемки остановили. И вообще снимали другую историю. Офицер-пограничник ищет себе жену. И в фильме сначала было четыре героини: одна — учительница, вторая — доярка, третья — не помню, а четвертая — моя героиня, корреспондентка. Но потом Виталий Мельников вместе с Черныхом переделали сценарий, и осталась только одна женщина — Лена. Нас с Виктором Проскуриным и утвердили».
Как же вышло, что, став популярной актрисой, актёрского образования Вера Глаголева так и не получила?. «У меня всегда не хватало времени на учебу, — объясняет она. — Я всё время работала, и это казалось важнее. В своё время Анатолий Васильевич Эфрос говорил, что это мне и не нужно. На самом деле он — единственный человек, у которого мне бы очень хотелось учиться. К сожалению, судьба так распорядилась, что он ушёл из жизни слишком рано».
В начале 90-х много и успешно играющая актриса Вера Глаголева вдруг решила стать за камеру и сделаться режиссером, сняв психологическую мелодраму «Сломанный свет» о драматичных судьбах безработных актеров. Одну из ролей, Ольгу, Глаголева сыграла сама.
Вера Глаголева так объясняет свое решение обратиться к режиссуре: «Мне всегда это было интересно. Видимо, везло как актрисе на режиссёров-личностей: Аранович, Мельников, Таланкин. Шёл 1990 год, год шальных денег, когда снимали все, кому не лень. А сценарий «Сломанного света» (в нём была какая-то тайная грусть, тоска) совпал с моим настроением. Мы как раз тогда разводились с Нахапетовым, я понимала, что он не вернется из Америки. И я решила проверить себя на выносливость».
К сожалению, по вине продюсеров эта вполне профессиональная картина не вышла в широкий прокат, и зрители увидели ее лишь спустя 11 лет.
С тех пор к режиссерской деятельности Глаголева не возвращалась, хотя, по ее словам, желание у нее есть…
В 1990-х годах Глаголева по-прежнему много снималась, у нее сложилось определенное амплуа. Кого бы она ни играла — женщину, одиноко мстящую убийцам мужа в фильме «Я сама» режиссера И. Максимчука, директора банка в картине Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», режиссера в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания» или бизнес-леди Веру в картине Ахадова «Женщин обижать не рекомендуется», — все ее героини сильны духом и самостоятельны.
Сыграв в кино несколько десятков ролей, ей так и не пришлось играть отрицательные роли, исключение составляет лишь ранняя работа актрисы в криминальной драме «Преферанс по пятницам». Глаголеву трудно представить в роли стервы или хапуги, но актриса ничуть об этом и не жалеет, считая, что у нее есть определённый имидж, который она не хочет менять.
Сегодня кажется, что время совсем не властно над Верой Глаголевой. Прошли годы, а она осталась такой же юной и женственной. Её Вера из мелодрамы «Женщин обижать не рекомендуется» или майор налоговой полиции Ольга Кочкина из телесериала «Маросейка, 12», как и раньше, трогают своей хрупкостью и удивляют неколебимой деловитостью.
От первого мужа, Родиона Нахапетова, у Веры Глаголевой родились две дочери Анна и Мария.
Старшая дочь Анна решила не идти по стопам родителей, а посвятила себя искусству тонкому и возвышенному — балету. Сейчас ее можно увидеть практически во всех спектаклях Большого театра. Однако в последнее время гены берут свое. Она снялась в фильмах «С ног на голову», «Русские в городе ангелов» и «Тайна Лебединого озера». И все же кино для Анны — пока хобби, главным же в жизни остается балет.
Мария вышла замуж и переехала в США. Там она окончила школу по специальности компьютерная графика.
После развода с Нахапетовым Вера Глаголева вышла замуж за судостроителя Кирилла Шубского. У них родилась дочь Настя.