Виктор Павлов родился 5 октября 1940 года в районе Арбата Москвы на Сивцевом Вражке. Военное детство, хоть и было голодным и холодным, но оставило только теплые воспоминания: приход с войны отца, запах отцовской военной гимнастерки, много друзей, начало мирной, светлой жизни с надеждой на счастье, гомон «птичьего рынка». Птицы были особой любовью парня, страсть к ним он пронес через всю свою жизнь.
По настоянию матери родители переехали в столицу. Отец, специалист по сельскому хозяйству, стал работать начальником территориального управления «Повольжье», а чуть позже его назначили заместителем министра сельского хозяйства РСФСР.
Отец любил театр необычайно, пристрастив к театру и сына. С третьего класса Виктор Павлов был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом, Вахтанговском… Да и выступать на сцене Витя Павлов начал рано. Он занимался в детском районном хоре, в школьном драматическом кружке. Первой ролью будущего именитого актера стала негритянская женщина, которая вызвала бурный восторг и безудержный хохот одноклассников.
В 1956 году, получив восьмилетнее образование, парень пошел на завод учеником слесаря, затем стал радиомонтажником. Параллельно Виктор Павлов учился в вечерней школе рабочей молодежи и все свободное время пропадал в драматическом кружке при Доме учителя. Первым театральным педагогом его был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов, который и распознал особенные актерские способности юноши, благословил его решение стать атером.
Виктор Павлов в 1959 году был зачислен студентом на курс Веры Николаевны Пашенной и Николая Александровича Анненкова в училище Малого театра имени М.С. Щепкина.
Павлову повезло с учителями, их уроки помогли каждому будущему актеру развить свою индивидуальность, они просто не признавали на занятиях половинчатой работы, требуя полной отдачи и от себя, и от студентов. Удивительно творческая атмосфера царила на курсе, на котором учились: Олег Даль и Виталий Соломин, Ярослав Барышев, Михаил Кононов и Маргарита Фомина.
По окончанию Театрального училища имени М.С. Щепкина в 1963 году Виктор Павлович Павлов был приглашен в театр «Современник». Яркая творческая индивидуальность молодого актера с первых же дней привлекла внимание театральной общественности, завоевала любовь и признание коллег. Талантливому актеру были подвластны и лирические, и комедийные образы: Христиан в «Голом короле», Огородников в «Старшей сестре», Зайцев в «Вечно живых».
В 1965 году Виктор Павлов перешел в Театр имени Ермоловой, ушел из него в 1969 году, и вновь вернулся в 1985 году. На прославленной сцене гениальным актером были сыграны многие знаменитые персонажи: Биверс в постановке «Время и семья Конвей», Буланов в эпохальном спектакле «Лес», Дюпон-Дюфор-сын в «Бале воров», отец Паисий в «Беге».
С 1969 по 1977 годы артист работаел в театре имени Маяковского. Этот период также весьма важен для творческой биографии артиста. Здесь он блестяще сыграл роли во многих замечательных спектаклях, каждый из которых становилось настоящим событием в театральной жизни Москвы: «Беседы с Сократом» и «Разгром», «Человек из Ламанчи», «Таланты и поклонники» и «Дети Ванюшина».
В последние годы Виктор Павлов работал в Государственном академическом Малом театре. Зрители приходили в «Малый» специально «на Павлова», и актер их никогда не разочаровывал. На признанной сцене он создал целую галерею ярких и разноплановых образов: — Бежарс в постановке «Преступная мать, или Второй Тартюф», Градобоев в «Горячем сердце», Загорецкий в «Горе от ума», Аркашка Счастливцев в «Лесе», Шут в «Короле Лир» и Роман Сомоновский в постановке «Мой любимый клоун».
Несомненно, Виктор Павлович Павлов принадлежал к числу лучших мастеров Малого театра. Его необычайный актерский дар и виртуозное владение профессией позволяют говорить о нем как об одной из самых ярких звезд на небосклоне современного искусства.
Театральное творчество Виктор Павлов умело сочетал с работой в кино и на телевидении. Созданные актером интересные разнообразные экранные образы, принесли ему широкую известность и любовь зрителей. В кино актер дебютировал еще будучи студентом четвертого курса, сыграв эпизодические роли у Льва Кулиджанова в фильме «Когда деревья были большими» и у Станислава Ростоцкого в картине «На семи ветрах».
Первой же большой Павловской ролью стал студент Дуб в кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Именно Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке режиссер был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Леонида Гайдая актер сыграл студента-изобретателя Дуба и студента-молодожена в «Двенадцати стульях» — маленькие эпизоды, но они запомнились зрителям не одного поколения.
Большая известность к Виктору Павлову пришла после роли разведчика Коли Гришанчикова в телевизионном фильме «Майор Вихрь» в 1967 году, режиссера Евгения Ташкова по одноименному роману Юлиана Семенова. Евгений Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды на роль кадрового офицера-разведчика. Создать образ было непросто: это была роль в роли, приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за «своего», и успех превзошел все ожидания.
Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей и работа Виктора Павлова в военном фильме режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне» 1969 года. Актер блестяще создал образ мужественного, обаятельного, открытого водителя самоходки Гриши Щербака, обильно сдобренного юмором и смекалкой. После выхода на экран приключенческой картине Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», жизнь у актера Виктора Павлова, сыгравшего роль отъявленного мерзавца Мирона Осадчего, стала беспокойной: когда люди узнавали его на улице, они буквально «зверели», отождествляя его с экранным персонажем.
На киносчету незаурядного актера работа на съемочной площадке в лентах видных режиссеров советского и российского кино: лента «Проверки на дорогах» Алексея Германа, историко-революционный кинороман «Даурия» Виктора Трегубовича, фильм «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова. Это и простоватый Красавин в драме Евгения Ташкова «Дети Ванюшина», и растерянный Коля муж Лизы в «12 стульях» у Леонида Гайдая, и бойкий Митька Лысов в «Емельяне Пугачеве» Алексея Салтыкова.
Вообще, за годы кинокарьеры актера Павловские персонажи не вызывали положительных эмоций у зрителей, постепенно выработался даже некий стереотип восприятия актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Да и режиссеры зачастую считали Виктора Павлова актером отрицательного обаяния. Вот так постепенно он и стал актером с почти не меняющимся от роли к роли обликом.
В телефильме режиссера Венгерова «Строговы» в 1976 году герой Павлова и на этот раз «злодей», безнадежно влюбленный Демьян Штычков. Роль масштабна и сложна, но актер блестяще создал значительный в художественном отношении образ. В конце 70-х актер снимался особо активно в своих любимых эпизодических ролях. В одном только 1977 Виктор Павлов успешно отыграл роли в пяти кинолентах: старший тренер по прыжкам в воду в ленте «Четвертая высота», Федор Игнатенко в драме «Схватка в пурге». И человек на ярмарке, потерявший ногу в мелодраме «Смешные люди!», и наследный принц Шутландии Абалдон в «Кольцах Альманзора», Илья в фильме «Журавль в небе», и очаровательный клоун в комедии «Гарантирую жизнь».
Не менее урожайным на фильмы был для актера и 1979 год: любимая военная тема актера в мелодраме Самсонова «Торговка и поэт». Главная роль линейного инспектора водоохраны Ивана Карнавина, который не побоялся выступить в противоборство с руководством крупного промышленного предприятия, в киноповести Наума Бирмана «След на земле». Хитроватый Ибрагимов Павел Андреевич, директор гостиницы в лирической исповеди директора школы режиссера Бориса Фрумина «Дневник директора школы» в партнерстве с именитыми Олегом Борисовым, Ией Саввиной, Аллой Покровской и Людмилой Гурченко.
В этом же году на экраны вышел знаменитый телефильм «Место встречи изменить нельзя» (Как снимали фильм)Станислава Говорухина. Роль налетчика Левченко, запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми, настрадавшегося, но все еще сильного и волевого, сумевшего остаться человеком даже перед лицом смерти, стала звездной для актера. Казалось бы, смотрено-пересмотрено, и каждое слово все помнили наизусть – а все же «мороз по коже». «Прощай, ротный. – Прощай, Левченко…»
Среди киноролей, доставшихся актеру в кадре, в основном – второстепенные, главных – совсем немного. Но он всегда удачно умел «вытянуть» любой образ: член банды Шишка, с его знаменитым выражением «Мы еще с тобой кудрями-то потрясем!» в детективе «Личной безопасности не гарантирую». Тюремщик Степан в мелодраме «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова, председатель колхоза Захар Акимович в «Деревенской истории». Мелкий жулик по кличке «Профессор» в «Преступнике и адвокате» и даже мудрый шериф в знаменитом фильме «Приключения тома Сойера и Гекльберри Финна». Роль бухгалтера Сулина, написанная драматургом Мережко специально для Виктора Павлова в картине «Уходя — уходи» Виктора Трегубовича, стала очередной актерской удачей.
Одной из главных кинотем для актера была военная. В воспоминаниях военного детства, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по ролям, сыгранным в кино артистом — эта тема жила в нем всегда: генерал армии Николай Федорович Ватутин в «Контрударе» и разведчик Кузьма Горбунов в «Сыне полка».
Актер заставлял зрителей хохотать до упаду и плакать навзрыд. Виктор Павлов играл все, он был разным, но неизменно – достоверным в своих киноработах: зам.директора комбината Илья Беленький — «Боцман», друг Виктора в комедии » Одиноким предоставляется общежитие» и ответственный работник — начальник стройконторы в Корнелий Иванович в «Шансе». Культпросвет работник Скоробейников Виктор Михайлович в картине «Не ходите девки замуж» и сосед Федор Леонтьевич в «Прощании славянки», городской глава Павел Карпович Маслобойников в «Любви к ближнему » и строгий директор в «Шторме».
Удивительно хороши, правдиво сыграны были Павловские герои: Петренко в «Зине-Зинуле», Дорогожицкий в «Обвиняется свадьба», Чубоцкий в ленте «На острее ножа», Спицын Антон Пафнутьевич в «Дубровском» и Павлинов в комедии «Вам, что наша власть не нравится?!».
Виктор Павлов был актером школы Щепкинского училища, актером действенного слова. То есть, как только режиссеры «находили глагол», определяющий характер героя, он сию же секунду начинал действовать, в роли всегда находил второй план и блистательно отыгрывал задуманное. Так было и с образом дяди Виктора в картине «Кошмар в сумасшедшем доме», и с хитроватым Алексеем Яковлевичем о кличке «Ася» в мелодраме «Убийство на монастырских прудах».
Красиво и мило выглядели в кадре Павловские герои: король Филогерц в комедии «Рок-н-ролл для принцесс», директор цирка в драме «Черт с нами!» и подполковник Саблин Андрей Николаевич в детективе «Караван смерти».
Поразила зрителей и работа Виктора Павлова в добром фильме «Должник» молодого режиссера Валерия Пендраковского, где актер сыграл бомжа. Актер блестяще создал обаятельные, открытые образы, обильно сдобренного юмором и смекалкой: «ну, просто настоящий» полковник в фантастической ленте «Научная секция пилотов», заметный прохожий Витя в комедии Владимира Машкова «Сирота казанская».
Чувственный Джонни Бак с его на редкость серьезными философскими высказываниями: «Сблизи, сестра, один нудизм. Он развращает наши грешные души. А ведь коррупция добралась и до силовых ведомств!» в мелодраматической комедии «Дети понедельника». В трюковом фильме Ивана Дыховичного «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2″ Виктору Павловичу досталась снова сыграть серьезного, мудрого полковника.
В павловских персонажах всегда жил какой-то потаенный бунт — противопоставление собственной личности окружающему миру, его законам, которым герои актера зачастую просто не умели подчиняться. Это особенно укрупняло Павловские характеры там, где кинодраматургия предлагала некий шаблонный вариант.
Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Виктора Павловича Павлова, подчеркивая их неординарность, несомненную духовную силу и значимость. Такими предстали на суд зрителя и Генерал — майор Талалаев, Батя с его риторической фразой: «Солдаты, вы знаете, что я вам могу сказать. И я знаю, что вы мне можете ответить. Короче, служите!» в сериях знаменитого сериала ДМБ …», и начальник продсклада в военной ленте «В августе 44-го». Заманчивой была для неугомонного актера и маленькая роль Агеласта в «Рыцарском романе», эпизод в бесконечных сезонах «Марша Турецкого» и серьезная роль отца Пчелки в нашумевшей «Бригаде».
В знаменитой ленте «Мастер и Маргарита» Юрия Кары актер сыграл Кота вместе с Валентином Гафтом и Анастасией Вертинской… «На съемках фильма я испытал сильнейшее за всю мою жизнь чувство. Это было, когда в сцене бала у Сатаны снимались 200-300 прекрасных девушек. Тогда я понял, что женская красота — всепобеждающая и всепоглощающая сила. Я это знаю. Ведь это я, Бегемот, руководил тем балом в квартире 50 по дому 302-бис на Садовой…».
Среди последних работ Виктора Павлова — эпизодические роли в сериалах «Убойная сила» и «Даша Васильева. Любительница частного сыска», в лентах «Москва смеется» и «Космос, как предчувствие».
На съемках фильма «Куратор» в Киеве у актера случился инсульт, и его увезли в больницу, и положили в общую палату. Но буквально через день перевели в палату люкс для «особых» персон… Главврач распорядился во время обхода. Бесплатно. В знак уважения. В этой картине любимый зрителями актер сыграл свою последнюю роль в кино.
В редкое свободное время Виктор Павлович страстно увлекался рыбалкой и охотой, занимался стендовой стрельбой. Он просто обожал активный отдых на даче: с работой в саду и огороде. Но главным увлечением его жизни было рисование. На репетициях, на съемах, на гастролях — всюду с актером были бумага, краски, карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он рисовал «портрет» своего героя. Были у него картины и для души: пейзажи, портреты, но в основном, лица друзей, жены Татьяны.
О своем здоровье Виктор Павлович, как часто это бывает с людьми увлекающимися, заботился мало. А между тем он давно страдал от повышенного давления, и, пытаясь вылечиться от гипертонии, актер даже уговорил художественного руководителя театра Юрия Соломина разрешить ему разводить на чердаке Малого театра перепелок. По его версии, что общением с этими птичками «и маму лечил, и себя, и некоторых артистов». Чердак Соломин ему отдал, но перепелки погибли.
Самым любимым местом Виктора Павлова в Москве был Птичий рынок. Он любил птиц, разводил голубей — московскую останкинскую белую породу. «Часто сижу на чердаке, с голубями воркую. Мне кажется, что это души актеров, когда-то работавших здесь. Вот эта гордая голубка — Гоголева, а этот любвеобильный — Царев, самый веселый голубь — Игорь Ильинский. У меня и в детстве птицы были: голуби, синички, щеглы. Я с птицами раскрепощаюсь. У меня натура восприимчивая, надо эмоции куда-то выплеснуть». Голуби, которые сегодня взлетают над Малым театром, его, Виктора Павлова.
Виктор Павлович Павлов ушел из жизни 24 августа 2006 года на 66-м году жизни от сердечного приступа в своей московской квартире на руках у жены Татьяны Говоровой. Похоронен актер 28 августа на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой отца.
Автор — Татьяна Новитченская