Владимир Кенигсон
Владимир Кенигсон родился 25 октября (7 ноября) 1907 года в Симферополе.
Отец Владимира Кенигсона был дворянином, а мама простой неграмотной кухаркой. После смерти мужа она работала уборщицей в ЧК. Во дворе, где жил Кенигсон, часто расстреливали людей, а одежду, снятую с расстрелянных, выдавали нуждавшимся, в том числе и Кенигсонам.
Образование у Владимира Кенигсона было всего четыре класса. Он учился в симферопольской 1-й гимназии — той самой, что и будущий прославленный физик Курчатов. Курчатов был старше Кенигсона, слыл хулиганом, ходил со сломанным козырьком, и будущего великого ученого боялись все малолетки.
Окончив драматическую студию при Симферопольском драматическом театре в 1925 году, он был принят в труппу театра имени Горького. Он так же играл на периферии – в Куйбышеве, Днепропетровске и других городах. Среди заметных работ Кенигсона этого периода были роли Протасова в «Живом трупе» Льва Толстого и Свердлова в «Большевике» Д.Дэля.
Его артистическая карьера развивалась достаточно неспешно. Среди его довоенных ролей были Фердинанд из «Разбойников», Уриэль Акоста и царь Федор Иоаннович. В годы войны с днепропетровским театром Кенигсон оказался в Барнауле, где его увидел на сцене Александр Таиров и позвал в свою труппу.
Так Кенигсон оказался в Москве и стал актером Камерного театра Таирова, где играл в спектаклях «Мадам Бовари», «Без вины виноватые», «Жизнь в цитадели», «О друзьях-товарищах», «Ветер с юга» и «Раскинулось море широко».
С 1949 года Кенигсон стал артистом Малого театра, и сразу занял лидирующее положение в труппе. В историю Малого театра вошли такие роли Владимира Кенигсона, как Неизвестный в «Маскараде» Лермонтова, Кречинский в «Свадьбе Кречинского» А.Сухово-Кобылина, Кучумов в «Бешеных деньгах» А.Островского, Иудушка в «Господах Головлёвых» М.Салтыкова-Щедрина,
Пётр во «Власти тьмы» Л.Толстого, Стайн в «Ярмарке тщеславия», Паскуалино в «Рождестве в доме синьора Купьелло» Э.Де Филиппо, Сиплый в «Оптимистической трагедии» В.Вишневского, Танака в «Порт-Артуре» И.Попова и А.Степанова, Чичерина в «Признании» С.Дангулова, Кемской в «Фальшивой монете» М.Горького, Дицман и Эдуард Аркадьевич в «Береге» и » Выборе» Ю.Бондарева.
В Москве он сразу стал известным не только в театре, но и в кино, сыграв в картине «Падение Берлина» помощника Гитлера фашистского генерала Крепса. Иосиф Сталин, посмотрев картину, вынес резюме: «Вот так надо изображать врагов нашей родины!» — и Кенигсон получил за эту работу Государственную премию.
Позднее Кенигсон сыграл и самого Иосифа Виссарионовича в спектакле театра имени Ленинского комсомола «Восходящее солнце». Позже артист побывал на сцене и экране и большевиком Яковом Свердловым, и дипломатом Чичериным.
Одно время его недолюбливала «хозяйка» театра, актриса Вера Пашенная. Как-то проходя по коридору, она, увидев Кенигсона, сказала: «С каких это пор в Малый театр набирают евреев?!». Артист, услышав это, ответил: «Но, Вера Николаевна, я швед!» «Швед пархатый!» — не успокоилась Пашенная.
Действительно, на шведа Кенигсон был совсем не похож, что не мешало ему утверждать о своих шведских корнях и ставить ударение в фамилии на первом слоге. Скорее, на шведа был похож светловолосый Алексей Эйбоженко — зять Кенигсона, тоже артист Малого театра. Зять и тесть то ссорились, то вместе пропадали, отмечая какое-нибудь событие.
Так получилось, что тесть и зять снялись вместе в сериале «Семнадцать мгновений весны». Правда, в кадре не встречались. Эйбоженко сыграл представителя американской миссии, а Кенигсон некоего Краузе, ведущего пацифистские беседы с пастором Шлагом, которого играл Ростислав Плятт. Этот же дуэт Кенигсон — Плятт с блеском дублировал французских актеров — Луи де Фюнеса и Бурвиля в комедии «Разиня».
Как режиссёр Кенигсон в 1956 году поставил на сцене Малого театра спектакль «Ночной переполох» М.-Ж.Соважона.
Лучшие черты творчества Кенигсона нашли воплощение и в целом ряде его кинематографических работ, принесших артисту известность и признание широкого зрителя: «Падение Берлина», «Право первой подписи», «Сотрудник ЧК», «Чрезвычайное поручение», «Взрыв после полуночи, «Два билета на дневной сеанс» и других фильмов.
Список фильмов с участием Владимира Кенигсона внушителен, но, к сожалению, кинематограф использовал фактуру, а не талант Кенигсона. Свои лучшие роли актер сыграл именно в театре. Одной из самых знаменитых его работ можно назвать роль Кречинского. Эту роль Кенигсон блестяще сыграл в 70-летнем возрасте.
Элина Быстрицкая рассказывала: «У Кенигсона было прекрасное чувство формы, притом, что у него всегда было абсолютное совпадение с сущностью образа. Причем, такой выразительной формы он добивался какими-то деталями: пальчиками что-то делал, и это было точно про то самое, что надо».
Всенародную известность и любовь публики Кенигсону помог завоевать его голос. В советских мультфильмах он озвучил целый зоопарк зверей. Его голосом заговорили актеры Жан Габен, Луи де Фюнес и Тото.
Эти «закадровые» роли Кенигсона были шедеврами дубляжа и примерами полноценного сотворчества. Кенигсон был настоящим асом дубляжа. Комичного Луи де Фюнеса зрители узнали и полюбили именно благодаря вдохновенному дубляжу Кенигсона. Когда сам Луи де Фюнес увидел свои фильмы с кенигсоновским дубляжем, он произнес: «Не знал, что я такой хороший актер».
Александр Панкратов-Черный рассказывал: «Он говорил всегда, что актер должен быть виден. Ему нравились операторы, которые снимали много крупных планов.
Он говорил: «Значит, хочет заглянуть в глаза актеру, тянется к душе актера». А однажды сказал: «Санечка, если вам доведется сыграть, вы не отчаиваетесь, если сыграете плохо». Я спрашиваю: «Почему?» — «А вы пригласите меня на дубляж, я Вас продублирую, и это будет хорошо. Вы Луи де Фюнеса видели, «Фантомаса»? Это я сыграл».
В 1974 году Кенигсон был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 году ему была вручена премия за роль Ярослава Пруса («Средство Макропулоса» К.Чапека) на фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов. Он также стал лауреатом III фестиваля драматического искусства ЧССР в СССР в 1983 году за роль Бедьяра в спектакле «Незрелая малина» И.Губача.
Владимир Кенигсон скончался 17 ноября 1986 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Источник