Пилотируемый запуск корабля “Союз-1”, первого из серии “Союзов”, состоялся 23 апреля 1967 года. На борту трехместного корабля находился один-единственный космонавт – Владимир Михайлович Комаров. Долгожданный полет принес катастрофу и гибель космонавта. До наших дней остается загадкой, что же стало причиной ужасной трагедии – роковая случайность или чрезмерная спешка при подготовке полета.
Идея о создании нового корабля «Союз», который должен был заменить предшественника, корабль «Восток», возникла у Сергея Павловича Королева еще в 1961 году. Это случилось буквально через несколько месяцев после удачного полета Юрия Гагарина.
Отметим, что Соединенные Штаты Америки начали осуществлять свою лунную программу практически сразу же после успеха Советского Союза. Американцы планировали высадку астронавтов на земной спутник. В СССР не смогли не отреагировать, и, очередной, он же решающий, этап покорения Луны начался.
В 1963 году правительством Советского Союза было вынесено постановление под грифом «совершенно секретно». Согласно этому постановлению советские космонавты уже в ближайшие годы должны были облететь Луну. Космический корабль «Союз» был спроектирован именно для этого. Испытания корабля были запланированы на 1964 год, а пуск – на 1965-1966 годы. Этот же корабль, но уже пилотируемый, должен был облететь Луну в 1967 году, а высадка на спутник планировалась на 1968 год.
К сожалению, «Союз-1» конструировался в большой спешке. Имеется информация о том, что непосредственно перед полетом инженерами было зафиксировано около ста дефектов конструкции. Несмотря на это, правительство настаивало на установленных сроках – Советский Союз должен стать первым государством, чьи космонавты высадятся на Луну.
Очень жаль, что главный конструктор С. Королев не дожил до того времени, когда состоялся пуск «Союза». Он не находился в цехах во время подготовки, не вникал в любую мелочь, не использовал свое уникальное умение предвидеть неполадки и превосходное знание дела. Покойного инструктора заменил Василий Мишин, который обладал намного меньшим весом и авторитетом. Многие современники Королева говорили о том, что в его силах было противостоять даже правительству и не допустить запуска ненадежного корабля.
В 1966-1967 годах были проведены три первых беспилотных запуска «Союзов». Ни один из них не был удачным. Но, несмотря на это, решение отправить на орбиту два таких пилотируемых корабля осталось неизменным. Первым должен был лететь Владимир Комаров. На следующий день после Комарова, на корабле «Союз-2» должны были лететь еще три космонавта – Хрунов, Быковский и Елисеев. По плану «Союз-1» с Владимиром Комаровым на борту подойдет к «Союзу-2» и состыкуется с ним. Хрунов и Елисеев выйдут в открытый космос и перейдут в корабль Комарова. После этого оба корабля отправятся на посадку. (Программа эта в полном объеме была выполнена лишь в январе 1969 года, только вместо Комарова летел Шаталов, а вместо Быковского – Волынов).
Дублером Комарова был Юрий Гагарин, который с большой тревогой отнесся к планам правительства и считал, что нельзя подвергать опасности жизнь космонавтов, пока не осуществятся серьезные технические доработки.
Но, невзирая ни на что, Комаров все-таки полетел. Его первый полет состоялся в 1964 году на корабле «Восход». Это был первый пилотируемый многоместный космический аппарат, на борту которого находились кроме пилота еще врач и инженер. Космонавты впервые за всю историю совершили полет без скафандров.
Увы, второй полет Комарова стал роковым. Ему не помогли ни квалификация, ни опыт. Неисправность корабля стала очевидной уже в самом начале полета. После выхода на орбиту на нем не раскрылась одна из двух панелей солнечной батареи, а также не сработал важнейший датчик системы ориентации. Исключительно благодаря профессионализму Владимир Комаров смог произвести ориентацию «Союза-1» почти вслепую. Казалось, все будет хорошо.
Однако при посадке на высоте 7 километров отказала парашютная система. Первым открылся вытяжной парашют, а следом за ним – тормозной. После снижения скорости должен был открыться основной парашют, но этого не случилось. После выхода запасного аварийного парашюта, стропы его перепутались со стропами тормозного парашюта. Аппарат врезался в землю со скоростью 40 метров в секунду и загорелся.
Впоследствии выяснилось, что по причине неправильных расчетов контейнер с парашютом был сделан из слишком мягкого материала. Под давлением, которое возникло при спуске, контейнер сжался и зажал парашют. Кроме этого, перед полетом термообработка контейнера была сделана с рядом нарушений, и в результате этого внутренняя поверхность камеры покрылась липким слоем. В таких условиях выход парашюта становился просто невозможным.
Также зафиксированы последние переговоры с Владимиром Комаровым. С ним на связи все время полета находился Юрий Гагарин. Когда было принято решение срочно идти на посадку, он рекомендовал Комарову глубже дышать. Также он сказал, что космонавта ждут на приземлении. Комаров поблагодарил и хотел предупредить о каком-то происшествии, но связь при входе в плотные слои атмосферы оборвалась. Комаров умер еще в воздухе от страшных перегрузок.
Для следующего пилотируемого запуска «Союз» готовили почти полтора года. После длительной доработки корабль действительно стал пригодным к полетам. «Союзы» эксплуатируются и в наши дни, причем без серьезных усовершенствований. Но за первое испытание этого корабля заплатил жизнью один из лучших советских космонавтов.