Владимир Зельдин — старейший в мире «действующий» актёр!

Владимир Зельдин

Владимир Зельдин родился в творческой семье. Отец, Михаил Евгеньевич, окончил Московскую консерваторию по классу тромбона и дирижерский факультет. Мама, Нина Николаевна, работала учителем. Хотя Владимир и родился в Козлове, но большая часть его детства прошла в Твери. С этим городом связаны его самые лучшие воспоминания.

Владимир Зельдин

В их семье царила атмосфера музыки, искусства, любви к литературе. Владимир Михайлович вспоминает: Мои сестры, братья, которых сейчас уже нет, все играли: кто на рояле, кто на скрипке, кто на виолончели. В нашем доме всегда была музыка, мы росли в духовно насыщенной атмосфере.

В 1924 году их семья переехала в Москву. А в 14 лет окончилось счастливое детство Владимира умер отец. Спустя три года мальчик потерял и мать. Оставшись без родителей, Владимир, тем не менее, не попал в дурные компании, не стал пить и курить. В этом ему помогла школа. Школа была необычной военизированной.

Все здесь было проникнуто военно-патриотическим воспитанием, преклонением перед боевой славой России. Воспитанники даже участвовали в военных парадах на Красной площади. В 1930 году в параде принял участие и Владимир. Помимо учебы он активно занимался спортом лыжами, коньками, футболом, волейболом, теннисом.

Владимир Зельдин

Все шло к тому, что по окончании школы Владимир должен был стать военным. Большинство его одноклассников поступили в военные училища. Владимир решил пойти в мореходку, его привлекала офицерская форма, романтика походов. Но на его пути встала медкомиссия. Из-за недостатка зрения этот путь оказался для юноши закрытым.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Владимиру пришлось стать учеником слесаря на заводе. По его собственному признанию, работа не нравилась. Владимир в душе был гуманитарием, и мечтал о другой жизни. Отдушиной для юноши стали выступления в бригадах синяя блуза на заводских торжествах. Надо сказать, что, еще учась в школе, он занимался в драмкружке. И теперь он вновь с огромным удовольствием пел, танцевал, участвовал в различных постановках.

Владимир Зельдин

Владимир Зельдин

Однажды, возвращаясь домой с завода, Владимир увидел на заборе объявление о приеме в театрально-производственное училище при Театре имени МГСПС (ныне театр им. Моссовета). Тогда он и решил попробовать себя.

Владимир Михайлович вспоминает: Пришел на конкурс без всякой надежды. Громко и внятно читал стихи Безыменского, члены комиссии снисходительно улыбались. Потом попросили спеть, станцевать, выполнить какой-то этюд. Владимира прослушали и попросили зайти через неделю. За это время он успел позабыть о своем поступлении. А, вспомнив, пришел и очень удивился, увидел свою фамилию в списке зачисленных в училище.

О своей учебе Владимир Михайлович вспоминает с большой теплотой: Время было тяжелое, нашей стипендии едва хватало на скудное питание. Но учились с энтузиазмом, педагоги у нас были замечательные.

В 1935 году Владимир окончил училище и был принят в Театр им. МГСПС. Но долго он там не задержался и уже три года решил уйти в Центральный театр транспорта, который только что был создан. В этом театре он и проработал до начала войны.

В кино Владимир Зельдин попал благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе, которого он играл в спектакле Генеральный консул в Центральном театра транспорта. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева Свинарка и пастух. Зельдин в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на Мосфильм познакомиться с Пырьевым.



Сценарий Владимиру Зельдину понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева, по сути, была его ведь в театре Зельдин играл именно таких романтических героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра им. Руставели.

Последовали пробы, на которых Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин работавших на съемочной площадке участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.

Владимир Зельдин в фильме Свинарка и пастух

Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с Зельдиным договор и начал работу над фильмом.

Зедьдина даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера по работам в театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он признается, что на спектакль Стрекоза о грузинском колхозе приходили многие кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины Свинарка и пастух.

Владимир Зельдин

Работа над созданием фильма уже подходила к концу, когда началась война. На съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки: Приехав в Москву, я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет смысла. Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я.

Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, запасных осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина студии. Меня тут же извлекли из строя, посадили в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание съемки Свинарки во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать.

Работа проходила в очень тяжелых условиях в период вражеских налетов на Москву. Вспоминает Владимир Зельдин: Все первые сцены радостные встречи на Всесоюзной сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее снимались под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех.

Владимир Зельдин в фильме Сказание о земле сибирской

12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате.
Между тем Свинарка и пастух уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися актерами, как Марина Ладынина и Николая Крючков.

Для каждого из них это была уже не первая роль, но никаких признаков звездной болезни я ни у кого из них не заметил. Они относились ко мне очень тепло, с нежностью и заботой, вспоминает он. С огромной благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева.

А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные встречи с фронтовиками, где Зельдин выступал уже, будучи сам знаменитым актером.

Владимир Зельдин в фильме В квадрате 45

После картины Свинарка и пастух Владимир Зельдин некоторое время не снимался. В 1943 году он вернулся в Москву, в Центральный театр транспорта, играл там в основном главные роли.

В 1947 году Пырьев вновь пригласил его в свою картину. В мелодраме Сказание о земле сибирской (Как снимали фильм) Зельдину предстояло сыграть талантливого пианиста Бориса Олейнича роль, в какой то степени отрицательную. Владимир Зельдин с благодарностью отмечал, что Пырьев дал ему возможность попробовать себя в новом качестве, разглядел, что он может играть не только героев-любовников, но и отрицательные роли.

Владимир Зельдин в спектакле Профессия миссис Уоррен

О своей работе в этой картине Зельдин рассказывал: Что примечательно, я должен был играть на рояле концерт Листа с оркестром. Я учил этот концерт на обеззвученном инструменте. В музыкальной комнате был репродуктор, пускали запись этого концерта, и я старался воспроизвести на обеззвученном инструменте весь ритмический рисунок этого концерта.

В течение месяца я ежедневно репетировал этот концерт. Записывал этот концерт, делал звуковую дорожку выдающийся пианист Эмиль Гилельс . Я присутствовал во время этой записи, смотрел, как Гилельс садится за инструмент, как он играет и т. д.

Наступил день съемок. Мы снимали в Московской консерватории: эстрада, симфонический оркестр, зрительский зал. Концерт я играл до конца: Иван Александрович не прерывал его запись. Могу похвалиться: я человек музыкальный, с увлечением играл этот концерт, и даже Иван Александрович Пырьев после съемки подбежал, обнял и поцеловал меня.

Владимир Зельдин

В Центральном театре транспорта у Владимира Зельдина дела шли неплохо. Была постоянная работа, главные роли. Но все же Театр Советской Армии, куда в 1945 году он был приглашен Николаем Васильевичем Петровым, давал ему большие возможности.

Первой же ролью в новом театре стал Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля Учитель танцев. Это была очень интересная работа я должен был и петь, и танцевать, и фехтовать, вспоминает Владимир Михайлович.

Спектакль имел огромный успех у зрителей, истосковавшихся за годы войны по красивым постановкам, по музыке, по любви. Сам Владимир Михайлович ставит успех этого спектакля в один ряд с фильмами Свинарка и пастух и Сказание о земле Сибирской. Благодаря Учителю танцев Зельдин познакомился со многими актерами и танцорами балета: Олей Лепешинской, Майей Плисецкой, Катей Максимовой, Мариной Семеновой. По словам Владимира Михайловича Учитель танцев проложил ему дорогу в мир известных и удивительных людей искусства.

Владимир Зельдин в фильме Дядя Ваня

В 1952 году Владимир Канцель вместе с Татьяной Лукашевич решили снять по спектаклю фильм. Вспоминает Владимир Зельдин: Получилось плохо спектакль так просто не может переноситься на фильм, нужно писать отдельно новый сценарий. Да и сами съемки проходили очень тяжело снимали, в основном, по ночам, другого времени не давали. Плюс ко всему, художники Мосфильма сделали пол из стекла! Как можно танцевать на стеклянном полу чтобы вы ни делали, ноги разъезжаются

Тем не менее, фильм имел большой успех, особенно у женской половины, став одним из лидеров проката 1952 года.

Последующий период можно назвать переходным. В эти годы Владимир Зельдин снимался в кино мало, сосредоточившись в основном на работе в театре. Некоторые из театральных постановок, как например комедия Укрощение строптивой, переносились на экран. Но это было все же редкостью.

Переходный период окончился спустя почти два десятка лет. И перед зрителями возник новый Зельдин. С возрастом он переключился на характерные роли, которые пришлись как нельзя кстати отечественному кинематографу. Начало положила роль профессора Серебрякова в фильме Андрона Кончаловского Дядя Ваня. Эта работа как этап, как веха определила дальнейший путь актера.

Владимир Зельдин

С этого момента Зельдина стали часто приглашать в кино. Так в 70-е годы он сыграл множество ролей, среди которых наиболее заметные: Мелиот король Перадора в мюзикле 31 июня (История создания фильма) и Дон Джеромо комедии Дуэнья. В 80-е Зельдин сыграл Фредерика Фэрли в мелодраме Женщина в белом, комиссара в детективе Тайна Черных дроздов, судью в психологическом детективе Десять негритят.

Все эти годы он много и разнообразно работал в театре. А роль блистательного учителя танцев Альдемаро играл много лет. Последний тысячный раз он сыграл эту роль в 60 лет!

Сыграв роль в детективе Последняя осень (1990), Зельдин затем в течение семи лет не снимался. Вновь зрители смогли увидеть любимого актера в 1997 году в картине Николая Досталя Полицейские и воры. Зельдин замечательно, с юмором сыграл роль дедушки обаятельного персонажа.

100 лет. По-прежнему в строю

10 февраля 2013 года Владимиру Михайловичу исполнилось 98 лет. Но кто даст ему столько, глядя на неунывающего, всегда подтянутого актера, продолжающего радовать зрителей на сцене и на экране. Не так давно вышел сериал с его участием Любительница частного сыска Даша Васильева.

В театре он продолжает играть в спектаклях Деревья умирают стоя, Загнанная лошадь, Приглашение в замок, Ханума. Играет без скидок на возраст. К своему 90-летию он подготовил новую роль Дон Кихота в знаменитом мюзикле Человек из Ламанчи. Мастер вновь поет, танцует, играет в драматических сценах. И как утверждает, будет играть и впредь, пока есть внутренняя энергетика, силы, память Это ведь огромное счастье выступать на сцене, говорит Владимир Михайлович. Наверное в этой жажде постоянно работать и заключается секрет вечной молодости актера.

Владимир Зельдин

Владимир Зельдин

На февраль 2015 г. является старейшим из живущих Народных артистов СССР и старейшим действующим актером.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Орден За заслуги перед Отечеством II степени (10 февраля 2010 года) за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Орден За заслуги перед Отечеством III степени (10 февраля 2005 года) за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (10 февраля 2000 года) за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства.
Орден Дружбы (21 июня 1995 года) за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Три ордена Трудового Красного Знамени (1968, 1980).
Орден Красной Звезды.
Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945 гг.
Медаль В память 800-летия Москвы.
Медаль В память 850-летия Москвы.
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2008 год) за спектакль Человек из Ламанчи.
Сталинская премия второй степени (1951).
Премия фестиваля Кинотавр в номинации Премия президентского совета за творческую карьеру (1995).
Премия Фонда Станиславского (1995).
Премия Кумир в номинации За высокое служение искусству (2000)
Театральная премия Хрустальная Турандот (2001 За долголетнее и доблестное служение театру, 2005 Лучшая мужская роль Дон Кихот в спектакле Человек из Ламанчи, ЦАТРА).
Благодарность За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра Национального фестиваля Музыкальное сердце театра (2006).
Приз За честь и достоинство Национальной театральной премии Золотая маска (2010).
Академик Российской академии кинематографических искусств НИКА.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории