Военно-транспортная авиация

Основным предназначением ВТА являются перевозки войск, боевой техники, вооружения и материальных средств по воздуху и высадка воздушных десантов. В мирное время она обеспечивает боевую подготовку воздушно-десантных войск, осуществляет перевозки в интересах Вооруженных Сил, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других труднодоступных районах, участвует в миротворческих операциях по поддержанию мира в соответствии с международными договорами и обязательствами, доставляет людей и технику для ликвидации последствий стихийных бедствий и технологических катастроф, гуманитарные грузы, выполняет срочные перевозки в интересах экономики страны и решает другие задачи в интересах Правительства , Министерства обороны и Главного командования ВВС.

Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и получила первое практическое подтверждение еще в годы первой мировой, а затем и гражданской войн. В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире (в 1930 году) создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.

В марте 1931 года командование РККА приняло решение о создании в ЛенВО опытного воздухо-десантного отряда, которому придавались тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТВ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также корпусный авиаотряд из 10 самолетов Р-5, переклассифицированных в военно-транспортные самолеты. День формирования этого отряда 1 июня 1931 года принято считать днем рождения отечественной военно-транспортной авиации.

В предвоенные годы наша авиация получила значительный опыт высадки десантов и воздушных перевозок в ходе учений, маневров и участия в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода. Однако в то время военно-транспортная авиация как объединение ВВС еще не существовала. Отсутствовали и специализированные военно-транспортные самолеты. Для выполнения специфических задач в довоенное время и в годы войны применялись самолеты-бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, Ил-4 (ДБ-3), Ли-2, По-2, ПР-5 и др., пассажирские и грузовые самолеты ГВФ Г- 1, Г-2, ПС-84 (Ли-2), ПС-89,С-47 (американского производства, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу) и др. В 1941-1945 гг. они использовались для высадки воздушных десантов, перевозок личного состава и вооружения Сухопутных войск, доставки боеприпасов, продовольствия и других грузов из тыла страны к фронту, эвакуации раненых и больных.

В 1941 1945 гг. советская авиация использовалась для высадки воздушных десантов в тылу врага, перевозок личного состава и вооружения, эвакуации раненых, снабжения партизанских отрядов.

О роли авиации как воздушного транспорта в годы войны свидетельствует тот факт, что всего для выполнения транспортно-десантных задач фронтовые части ГВФ, авиация дальнего действия, фронтовая авиация и авиационные дивизии особого назначения совершили свыше 1,7 млн. самолето-вылетов, или 31,4% от общего количества самолето-вылетов нашей авиации в те годы.

В начале войны часть военно-транспортных задач возлагалась на соединения тяжелых бомбардировщиков ТБ-З из состава авиации дальнего действия, а весной 1942 года было создано первое транспортно-десантное соединение, оснащенное самолетами Ли-2 и DC-3. В ВТА были мобилизованы и пассажирские самолеты ПС-40, ПС-41, ПС-7 и ПС-9. В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.

В марте-апреле 1946-го была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе Воздушно-десантных войск – Десантно-транспортная авиация ВДВ. В ее состав вошли пять авиационных дивизий ВВС на самолетах Ли-2 и По-2. Самолеты Ли-2 составляли основу самолетного парка ВТА до конца 50-х годов. Одновременно на ее вооружение поступают самолеты Ил-12Д (1948 г.), Ту-4Д (1955 г.), Ил-14Т (1956 г.), вертолеты Ми-4(1953 г.) и десантные планеры Ц-25 и Як-14.

В 1955 г. ВТА выводится из состава ВДВ и преобразуется в вид Военно-Воздушных Сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС. Командование ВТА России является средством Верховного Главного Командования и основным компонентом воздушной транспортной системы Вооруженных Сил РФ, имеющим строго централизованное управление.

В 50-е годы разрабатываются специальные военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12, которые в конце 1958-го поступили на вооружение соединений и частей ВТА. Новые самолеты с турбовинтовыми двигателями и грузовыми люками в хвостовой части, открывающимися в полете, с грузоподъемностью, в 3-5 раз большей, чем у самолетов первого поколения, оснащенные более совершенным прицельно-навигационным, десантно-транспортным оборудованием и средствами межсамолетной навигации, совершили революцию в вопросах боевого применения ВТА. Военно-транспортная авиация стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных Сил.

В 1967 г. парк ВТА пополнился самолетами Ан-22 Антей, позволившими решить проблему авиатранспортабельности боевой техники Сухопутных войск на 100%. В 1974 г. на вооружение ВТА поступил первый отечественный военно- транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, ставший к середине 80-х годов основным самолетом военно-транспортной авиации. Эта универсальная машина долгое время обеспечивала выполнение всех основных задач ВТА.

В 1987 г. тяжелый дальний самолет Ан-124 существенно расширил возможности ВТА по стратегическим перевозкам тяжелой крупногабаритной техники и грузов. Кроме того, значительное количество транспортных самолетов типа Ан-12, -72, -74, -26, Ил-76 и др. состоит на вооружении транспортных частей и подразделений других объединений ВВС и видов Вооруженных Сил. Все самолеты ВТА оснащены современным оборудованием, позволяющим выполнять воздушные перевозки и десантирование днем и ночью в сложной метеорологической обстановке, при сильном противодействии ПВО противника. За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства. Она участвовала в большинстве локальных войн и вооруженных конфликтов. Особое место в истории ВТА занимает война в Афганистане, где военно-транспортная авиация являлась основным, а нередко и единственным средством сообщения с Большой землей. Всего экипажи ВТА выполнили в Афганистане почти 27 тыс. самолето-рейсов и перевезли свыше 880 тыс. человек личного состава и 426 тыс.т различных грузов. За проявленные при этом мужество и летное мастерство более 1700 офицеров, прапорщиков и солдат награждены правительственными наградами, а полковнику Зеленову Е.А. и подполковнику Копыркину А.С. присвоено высокое звание Героя Российской Федерации. ВТА неоднократно доказывала свою значительную роль при ликвидации последствий землетрясений, технологических катастроф, при срочной доставке миротворческих сил в районы межнациональных конфликтов и проведения миротворческих операций по планам СНГ и ООН.

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории