Война календарей



 
   



Как в России вводили современный календарь

14 февраля 1918 года наступило в Советской России внезапно — на другой день сразу же после… 31 января. И чисто формально две недели как бы просто испарились из истории нашей страны: не было ни 1 февраля, ни 2-го — да вообще ничего не было с 1 по 13 февраля! Такова оказалась мощь декрета Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР, согласно которому всё и делалось.
Перевести время вперёд на 13 дней Совнарком решил ещё на заседании 16 (29) ноября 1917 года: негоже, мол, передовым пролетариям Советской России плестись в хвосте мирового прогресса. Но поначалу руки до календаря не дошли, всё было как-то недосуг, находились дела куда более актуальные: национализация, экспроприация, борьба с буржуинами, создание ЧК, развал армии, разгон Учредительного собрания и, главное, драчка за власть промеж товарищей. Когда Учредиловку разогнали и поделили наконец портфели, народные комиссары дозрели: пора! И 23 января (5 февраля) 1918 года на совещании СНК было предложено сразу два проекта по переходу на новый календарь и, как водится, образована комиссия для их рассмотрения. И эта большевистская комиссия, не в пример нынешним правительственным или думским, сработала в момент, уже на другой день, 24 января (6 февраля), предложив декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декрет с пафосом указывал: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет народных комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». И посему «первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15 и т.д.». А для того, чтобы отсталые народные массы в этом сумбуре совсем уж не утратили связь времён, СНК предложил, чтобы в газетах и официальных документах после даты по новому стилю временно — до 1 июля 1918 года — в скобках проставлялась ещё и дата по старому. Едва ли не сразу новый стиль стал не столько календарным, а чуть ли не мировоззренческим и даже политическим водоразделом — границей между Россией старой и советской. Неудивительно, что многие из тех, кто не принял захвата власти большевиками, приняли в штыки и новый стиль, сочтя его очередным детищем уродливого режима. Потому иные из белых военачальников в приказном порядке отменяли новый календарь на контролируемых ими территориях, восстанавливая исчисление по старому стилю.

Противостояние клириков
Само собой, при архаичном календаре осталась и Русская православная церковь. Но это было связано не столько с понятной нелюбовью церковных иерархов к большевикам, сколько с традиционным и категорическим отторжением любых новаций, исходящих от главного «врага» РПЦ — католической церкви. Как известно, родителем современного календаря был папа римский Григорий XIII, учредивший его в католическом мире взамен устаревшего юлианского 4 октября 1582 года. Поначалу Григорий XIII попытался добиться согласия на календарную реформу и у православного клира, обратившись с соответствующим предложением к Константинопольскому Патриарху Иеремии II. Но Константинопольский Собор 1583 года, созванный для обсуждения папского предложения, признав, что юлианский стиль весьма несовершенен, постановил: папе отказать! Причина такого упорства православных иерархов банальна и лежит вообще вне какой-либо формально-научной и даже теологической плоскости: отцов православия устраивало как раз то, что календарная разница стала ещё одной военно-пограничной линией между православным Востоком и латинским Западом. Ну, а за идейно-политическим обоснованием, как водится, дело не заржавело: в ход тут же был запущен основополагающий тезис, что православный Восток, мол, остался верен славным традициям прошлого. На том и стоят по сей день. В своё время историк Русской православной церкви Василий Васильевич Болотов,  принимавший участие в работе календарной комиссии при Русском астрономическом обществе в качестве представителя Святейшего синода, заявил, что именно в удержании юлианума «в жизни ещё несколько столетий» будто бы и состоит «культурная миссия России». И миссия эта в том, чтобы «облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы», которая-де «не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения», «к неиспорченному старому стилю». Устами митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) свою позицию затем выразил и Святейший синод: «Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надёжным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино…» Проще говоря, проблема тут совсем не календарная.
До 1582 года в Европе и европейских колониях «считали» дни и месяцы по юлианскому календарю, введённому Юлием Цезарем ещё 1 января 45 года до нашей эры. Понятно, что юлианский календарь основывался на астрономических достижениях своего времени и потому точность его оказалась не слишком высока. Как вычислили астрономы уже более позднего времени, из-за ошибок счисления каждые 128 лет накапливается «лишний» день. Впрочем, до поры это мало кого волновало, но к XVI веку критическая масса, что называется, скопилась, составив уже 10 дней, — это если вести отсчёт от Никейского собора 325 года, определившего основные догматы христианства. А если учесть ещё и I–IV века, то набежит ещё три дня. Если обывателям да и знати на это в общем-то было наплевать, то иначе обстояло дело для князей церкви. Ведь Рождество, традиционно отмечаемое 25 декабря и изначально совпадавшее с зимним солнцестоянием, фактически оказалось сдвинуто в сторону весны. Но ещё большей проблемой стало смещение и дня весеннего равноденствия, по которому исчислялась и дата Пасхи: астрономические полнолуния оказались не согласованы с пасхальными, а непорядок в делах пасхальных — это уже серьёзно. Пытались исправить это положение папы — Пий III (1534—1549) и Пий IV (1559—1565), но тщетно, получилось лишь у Григория XIII. Вкратце реформа выглядела так: текущую дату по юлианскому календарю сдвинули вперёд сразу на 10 дней, и после четверга 4 октября 1582 года сразу наступила пятница 15 октября; а также была модернизирована Пасхалия — методика расчёта даты Пасхи. Изменили и определение високосного года: год считался високосным (то есть содержащим 366, а не 365 дней), если его номер был кратен 400 (остальные годы, кратные 100, не високосны), и затем високосными были годы, кратные 4.

Отповедь астрономам
В 1830 году Императорская академия наук ходатайствовала перед императором Николаем I о замене «языческого» юлианского календаря на западноевропейский. Но, опасаясь смуты и возникновения сложностей  во взаимоотношениях с князьями церкви, император ходатайство отклонил. В 1860 году Берлинское астрономическое общество обратилось в Святейший синод с предложением ввести и в России одинаковый со всей Западной Европой календарь. На что «чужеземным астрономам» резкую отповедь дал митрополит Филарет. А в 1899 году вопрос вновь был поставлен уже Русским астрономическим обществом, создавшим особую календарную комиссию, которая и разработала проект реформы (в эту комиссию входил и знаменитейший химик Дмитрий Менделеев). Но Синод зарубил и этот проект. К идее унификации календаря вновь вернулись в 1905 году: Императорская академия наук вынесла постановление, что необходимо скорейшим образом ввести европейский календарь в России, дабы наконец иметь календарь, единый со всеми культурными народами планеты. Церковь же, вынесли вердикт академики, если пожелает, то может сохранить архаичный юлианский календарь для себя. Синод, как всегда, был категорически против, к его мнению император Николай II и прислушался. И в 1911 году календарная комиссия приказала долго жить. В 1917 году о календарной реформе всерьёз задумалось уже Временное правительство, да вот реализовать практически готовую задумку, увы, не успело. Ею и воспользовались захватившие власть большевики…

Справка «Совершенно секретно»:
Как переводить даты по старому стилю (юлианского календаря)
в даты по новому (по григорианскому календарю):

с 5 октября 1582 года по 29 февраля 1700 года — к старой дате прибавляют 10 дней

с 1 марта 1700 года по 29 февраля 1800 года — к старой дате прибавляют 11 дней

с 1 марта 1800 года по 29 февраля 1900 года — к старой дате прибавляют 12 дней

с 1 марта 1900 года по 31 января 1918 года — к старой дате прибавляют 13 дней.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий