
Андрей Лазарчук. Транквилиум: Роман, – М. , Локид, 1996. – 586 с.
– (Современная российская фантастика) 16 тыс. экз. Плох тот писатель, который не мечтает основать новое направление в мировой литературе. Хороший красноярский писатель Андрей Лазарчук одарил человечество турбореализмом.
Что такое турбореализм, не знает никто, включая самого Лазарчука. Или он знает, но молчит, как партизан на допросе – на недавней встрече в Стожарах писатель так и не признался, что это такое, хотя его допрашивали с пристрастием часа два кряду. И я до сих пор не могу понять, то ли турбореализм – это отношение к реальному миру как к вымышленному, то ли совсем наоборот – отношение к вымышленному миру как к реальному. То есть хрен редьки никак не слаще.
Тем не менее прочитав пару-тройку творений красноярского фантаста, я могу дать свое определение пресловутому турбореализму: Турбореализм – это когда хочется отложить книгу на десятой странице, потому что от скуки мухи дохнут. Не знаю, относится ли Транквилиум к пресловутому турбореализму, потому что с трудом, но я дочитал роман до конца. Транквилиум, если верить писателю Лазарчуку (а писателям нужно верить. )- это параллельный мир, который возник в результате переброски Атлантиды в сопредельное пространство.
Сами атланты при этом то ли погибли, то ли хорошо замаскировались – в любом случае их следы затерялись. А так как бывшая Атлантида оказалась связанной с нашим миром системой переходов, то туда начали проникать любопытные, а лет двести назад Транквилиум и вовсе подвергся колонизации выходцами из России и Америки, результатом которой стало появление двух государств: Палладии с русским населением и Мериленда с населением американским. Государства эти постоянно враждуют между собой. Ну не могут русские и американцы быть добрыми соседями даже в параллельном мире.
Но самое интересное начинается после 1917 года, когда партия и правительство под чутким руководством КГБ развернуло в Транквилиуме подрывную работу с целью свершить пролетарскую революцию в одном отдельно взятом параллельном мире и присоединить его к СССР в качестве 16-ой союзной республики – не спрашивая, разумеется, мнения не только американского Мериленда, но и русской Палладии. Для этого, кстати, и БАМ строили – тянули рельсы к самому большому переходу между мирами, и в Афганистан вторгались – чтобы контролировать еще один важный переход. Словом, изо всех сил готовили вторжение в Транквилиум Советской Армии, которая от тайги до британских морей была в то время всех сильней. Но вторжение не состоялось – ушлые мерилендцы (янки то бишь) устроили покушение на Андропова, тот скоропостижно скончался, будучи генсеком, а вскоре началась перестройка, которую организовали в Транквилиуме.
В результате СССР развалился с помощи свободолюбивого народа параллельного мира, и дорогие россияне надолго, если не навсегда, забыли о раздираемым своими противоречиями Транквилиуме – самим бы выжить. Так что виновник всех наших бед – совершенно параллельный нам Транквилиум. Такой вот забойный сюжетик- получился бы, если бы Лазарчук отбросил в сторону скучный турбореализм и сварганил нормальный боевичок без уклона в психоделику. Ан нет.
Лазарчук – ученик Стругацких, и этим все сказано. Не может ученик таких мэтров писать просто боевик, без выкрутасов. Ибо боевик – жанр низкий, и его непременно нужно возвысить. Но подробнейшим анализом мыслей, чувств и настроений персонажей, роман получился чрезвычайно скучным, не оживила его даже весьма крупно прочерченная любовная линия.
Впрочем, впадать в глубокий (в духе потока сознания) психологизм Лазарчуку не откажешь. Психоделика – его стихия, в которой он чувствует себя как рыба в воде. чем его можно поздравить. Только вот читатель почему должен мучиться.
Y Алекс Бор, 1996.
Статья взята с: http://alexbor.narod.ru








