![]() Нашу историческую рубрику я начинаю очерком о человеке, чей личный вклад в становление советской авиации огромен, хотя до сих пор по достоинству не оценен. Речь идет о командарме 2-го ранга Якове Алкснисе. В небольшой заметке невозможно описать все перипетии судьбы этого незаурядного человека. Попробуем отметить лишь некоторые, наиболее, на мой взгляд, значительные этапы его биографии.
Его детство прошло на хуторе Мазшкудини Руйенской (Rujena) волости Лифляндской губернии. Семья Алксниса не обладала большим достатком, поэтому маленький Яков с детских лет познал все тяготы крестьянского труда, работая в летнее время пастухом хуторского стада. Общение с неповторимой в своей не броской красоте, природой Видземе, трудолюбие и аккуратность, присущие жителям этого края повлияли на формирование характера будущего командарма. Возможно именно тогда, наблюдая за грациозным полетом аистов или следя за стремительными маневрами ласточек, в нем родилось неосознанное желание подняться в небо. Эту детскую любовь к небу и полетам он пронесет через всю свою недолгую жизнь. 1916 – вступил в РСДРП. 1917 – направлен в юнкерское пехотное училище в Одессе, по окончании произведен в офицерский чин и направлен 15-й Сибирский полк.Командовал 12-й ротой 11-го Сибирского полка 7-ой Туркестанской дивизии 20-й Армии Западного фронта. После подписания Брест-Литовского договора Я. Алкснис был демобилизован. Занимался советской работой в Латвии и Брянской области. Приказом РВС СССР от 25.08.1926 Я. И. Алкснис назначен заместителем начальника Управления ВВС РККА.Именно в военно-воздушных силах он проявил весь свой уникальный талант командира и организатора. С приходом Алксниса в ВВС началось введение подлинной внутренней и внешней воинской дисциплины и порядка. Точность и опрятность стали неукоснительными законами. Алкснис был вездесущ, и не только своими приказами, но и своим участием, руководством, контролем и постоянным вниманием во всех областях авиационной жизни. Служба в воинских частях, работа в научных институтах, проведение маневров находились под его постоянным контролем. Его знаменитые выражения “от небритости, грязного подворотничка и нечищеных сапог – один шаг до аварии”, “смотреть и видеть”, “доверяй, но проверяй!”, “в авиации нет мелочей” разлетелись по всем частям ВВС как афоризмы. Желая досконально познать специфику военной авиации, Алкснис принимает решение освоить летное дело.
Алкснис увлекал всех своим энтузиазмом, необычайной энергией и трудоспособностью. Он начинал свой день в пять часов утра на аэродроме, где продолжал совершенствовать свои летные навыки. Общаясь с летчиками, штурманами, инженерами и техниками, Алкснис вникает в особенности их службы. Изучая на практике самолетовождение, штурманское дело, техническую подготовку, Алкснис анализирует сущность и цель организации отдельных служб. Он готовит свои решениях опираясь не только на мнения и доклады подчиненных, но и, главным образом, исходя из своего личного опыта и наблюдений. | ![]() – были определены и сформированы службы, установлены их организация, обязанности, подчиненность; – научно-испытательный институт ВВС значительно усилился:
– была отлажена подготовка кадров, от начальных авиашкол до специальных и высших учебных заведений. 1929 – Алкснис принимает активное участие в создании конструкторского бюро из заключенных Бутырской тюрьмы НКВД (одна из первых “шарашек”) под руководством Григоровича и Поликар- В начале 1930 он предлагает перевести КБ на завод, расположенный на Центральном аэродроме имени М.Фрунзе. Результаты от работы КБ не заставили себя ждать. В апреле – истребитель И-5. Осенью – истребитель ЗЕТ. После ознакомления с этими самолетами И.Сталин дал указание всех сотрудников КБ амнистировать (лето 1931). Именно при Алкснисе, благодаря его кипучей энергии, труду и творческому таланту организатора государственного масштаба, ВВС превратились в реальную боевую силу, способную противостоять любому врагу. Он умел убедительно раскрыть перед руководством СССР сущность организации ВВС и необходимых мероприятий для укрепления их мощи, и его усилия были по достоинству отмечены.. В ноябре 1932 года Алкснис внес на рассмотрение РВС предложение об учреждении Дня авиации с “целью популяризации гражданской и военной авиации в массах”. СНК СССР постановил проводить празднование ежегодно – 18 августа.
С 1937 – депутат Верховного Совета СССР.Страшные 30-е годы не обошли стороной и Алксниса. Он входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11.06.1937 приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М.Н.Тухачевским, судьбу которого он и сам разделит через несколько месяцев. 28.07.1938 – приговорен к смертной казни и расстрелян. Я оставляю за собой право считать, что трагедия Советских ВВС в первые дни Великой Отечественной войны, была напрямую связана с отсутствием должного руководства. Найти достойную замену командарму 2-го ранга Я.Алкснису, на тот момент, Советскому руководству не удалось. |