Яков Иванович АЛКСНИС

Нашу историческую рубрику я начинаю очерком о человеке, чей личный вклад в становление советской авиации огромен, хотя до сих пор по достоинству не оценен. Речь идет о командарме 2-го ранга Якове Алкснисе.

В небольшой заметке невозможно описать все перипетии судьбы этого незаурядного человека. Попробуем отметить лишь некоторые, наиболее, на мой взгляд, значительные этапы его биографии.

Яков Алкснис (Jekabs Alksnis)родился 26.01.1897.

Его детство прошло на хуторе Мазшкудини Руйенской (Rujena) волости Лифляндской губернии.

Семья Алксниса не обладала большим достатком, поэтому маленький Яков с детских лет познал все тяготы крестьянского труда, работая в летнее время пастухом хуторского стада. Общение с неповторимой в своей не броской красоте, природой Видземе, трудолюбие и аккуратность, присущие жителям этого края повлияли на формирование характера будущего командарма. Возможно именно тогда, наблюдая за грациозным полетом аистов или следя за стремительными маневрами ласточек, в нем родилось неосознанное желание подняться в небо. Эту детскую любовь к небу и полетам он пронесет через всю свою недолгую жизнь.
1907 – поступил в начальную школу в Рамниеки (Ramnieki).Раннее приобщение к труду, развило заложенные в ребенке трудолюбие и настойчивость, которые он в полном объеме проявил в учебе. Учился Алкснис с большим прилежанием, что отмечалось всеми учителями школы, и, подтверждением чему может служить окончание школы с отличием.
1913-1917 – обучался в учительской семинарии в Валмиере (Valmiera), окончил с отличием.

1916 – вступил в РСДРП.

1917 – направлен в юнкерское пехотное училище в Одессе, по окончании произведен в офицерский чин и направлен 15-й Сибирский полк.Командовал 12-й ротой 11-го Сибирского полка 7-ой Туркестанской дивизии 20-й Армии Западного фронта.

После подписания Брест-Литовского договора Я. Алкснис был демобилизован. Занимался советской работой в Латвии и Брянской области.
1919 – призван в РККА. Алкснис занимал различные должности: комиссар штаба Орловского военного комиссариата; военный комиссар Орловской губернии; комиссар 55-й стрелковой дивизии; военный комиссар Донской области; помощник командующего войсками по оперативно-строевой части Орловского военного округа.И, может быть, не случайно именно под Орлом начинается крушение Армии генерала Деникина, которое завершится бегством из Крыма.
1921-1924 – слушатель Военной академии РККА. По окончании академии назначен комиссаром и начальником Управления устройства и службы войск Штаба РККА.

Приказом РВС СССР от 25.08.1926 Я. И. Алкснис назначен заместителем начальника Управления ВВС РККА.Именно в военно-воздушных силах он проявил весь свой уникальный талант командира и организатора. С приходом Алксниса в ВВС началось введение подлинной внутренней и внешней воинской дисциплины и порядка. Точность и опрятность стали неукоснительными законами. Алкснис был вездесущ, и не только своими приказами, но и своим участием, руководством, контролем и постоянным вниманием во всех областях авиационной жизни. Служба в воинских частях, работа в научных институтах, проведение маневров находились под его постоянным контролем. Его знаменитые выражения “от небритости, грязного подворотничка и нечищеных сапог – один шаг до аварии”, “смотреть и видеть”, “доверяй, но проверяй!”, “в авиации нет мелочей” разлетелись по всем частям ВВС как афоризмы. Желая досконально познать специфику военной авиации, Алкснис принимает решение освоить летное дело.

1929 – в Качинском летном училище получает специальность летчика-истребителя.

Алкснис увлекал всех своим энтузиазмом, необычайной энергией и трудоспособностью.

Он начинал свой день в пять часов утра на аэродроме, где продолжал совершенствовать свои летные навыки. Общаясь с летчиками, штурманами, инженерами и техниками, Алкснис вникает в особенности их службы. Изучая на практике самолетовождение, штурманское дело, техническую подготовку, Алкснис анализирует сущность и цель организации отдельных служб. Он готовит свои решениях опираясь не только на мнения и доклады подчиненных, но и, главным образом, исходя из своего личного опыта и наблюдений.

Результатом этого кропотливого труда стало формирование стройной организационной структуры советских военно-воздушных сил:

– были определены и сформированы службы, установлены их организация, обязанности, подчиненность;

– научно-испытательный институт ВВС значительно усилился:

  • была укреплена научно-техническая база;
  • был определен порядок проведения испытаний;
  • был определен порядок военной приемки самолетов, моторов и авиаоборудования;

– была отлажена подготовка кадров, от начальных авиашкол до специальных и высших учебных заведений.

1929 – Алкснис принимает активное участие в создании конструкторского бюро из заключенных Бутырской тюрьмы НКВД (одна из первых “шарашек”) под руководством Григоровича и Поликар-
пова.

В начале 1930 он предлагает перевести КБ на завод, расположенный на Центральном аэродроме имени М.Фрунзе. Результаты от работы КБ не заставили себя ждать. В апреле – истребитель И-5. Осенью – истребитель ЗЕТ. После ознакомления с этими самолетами И.Сталин дал указание всех сотрудников КБ амнистировать (лето 1931).

Именно при Алкснисе, благодаря его кипучей энергии, труду и творческому таланту организатора государственного масштаба, ВВС превратились в реальную боевую силу, способную противостоять любому врагу. Он умел убедительно раскрыть перед руководством СССР сущность организации ВВС и необходимых мероприятий для укрепления их мощи, и его усилия были по достоинству отмечены..
Приказ РВС СССР №521 от 28.06.1931: “… Членом РВС Союза и Начальником ВВС РККА назначается т. Алкснис-Астров Яков Иванович – заместитель начальника ВВС РККА…”Целеустремленный инициативный творческий стиль в работе был поднят на высоту, достойную поставленной задачи: летать дальше всех, быстрее всех и выше всех. Понимая ограниченность возможностей грунтовых аэродромов Алкснис стал инициатором строительства бетонных полос на аэродромах в Монино и Щелково. Алкснис был необыкновенно доступен. С поразительным умением находил он время для личного общения с подчиненными всех рангов. Он старался никогда не затруднять это живое общение промежуточными инстанциями, мешающими непосредственности впечатления и восприятия облика, содержания и намерений людей. Эта замечательная особенность давала ему возможность глубже узнать ведущих специалистов, их возможности и условия работы. Он всегда был в курсе всех более или менее значительных событий в авиации, а многими руководил лично. Как пример, можно привести активное участие в организации подготовки самолета АНТ-25 при рекордном полете по замкнутому маршруту на дальность без посадки.

В ноябре 1932 года Алкснис внес на рассмотрение РВС предложение об учреждении Дня авиации с “целью популяризации гражданской и военной авиации в массах”. СНК СССР постановил проводить празднование ежегодно – 18 августа.

18 августа 1933 – первое празднование дня авиации СССР.

С 1937 – депутат Верховного Совета СССР.Страшные 30-е годы не обошли стороной и Алксниса. Он входил в состав Специального судебного присутствия, которое 11.06.1937 приговорило к смертной казни группу военачальников во главе с М.Н.Тухачевским, судьбу которого он и сам разделит через несколько месяцев.
23.11.1937 – арестован как руководитель “латышской фашистской организации”.

28.07.1938 – приговорен к смертной казни и расстрелян.Выстрел в застенках Лубянки прервал полет человека необычайной силы воли, изумительной энергии, страстного темперамента и государственного склад ума. Этот выстрел нанес непоправимый удар по советской авиации.

Я оставляю за собой право считать, что трагедия Советских ВВС в первые дни Великой Отечественной войны, была напрямую связана с отсутствием должного руководства. Найти достойную замену командарму 2-го ранга Я.Алкснису, на тот момент, Советскому руководству не удалось.
1957 – реабилитирован (посмертно).

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий