30 ноября не стало Юрия Яковлева. Всенародно любимый актёр умер в одной из столичных клиник после долгой болезни. Многим он известен по комедийным ролям. Но и в театре и в кино он сыграл немало драматических героев…
Актеры театра ждали Юрия Васильевича 3 декабря, в этот день он должен был играть в спектакле “Пристань”.
– Мы все обещали друг другу не болеть, а он взял и ушел без нашего разрешения, – говорит худрук. – Не послушался. Теперь, когда я вспоминаю его последние выступления, я понимаю, что он чувствовал свою смерть. Каждый раз он прощался с залом. Его сцена в “Темных аллеях” заканчивалась словами: “Господь спросит меня, был ли я счастлив в земной жизни? И от сладостных слез я не успею ответить, на колени припав”. Юрий много раз хотел уйти из творчества. Но я его уговаривал всякий раз. Он был слишком влюблен в свою публику. Она была с ним честна.
Более сотни ролей в театре и кино – не просто “запоминающихся и ярких”, а почти культовых персонажей: в стране действительно трудно найти человека, которому были бы не знакомы Ипполит из “Иронии судьбы”, управдом Бунша из “Иван Васильевитч меняет профессию”, лихой поручик Ржевский из “Гусарской баллады”. Фильмы, в которых он играл, его персонажи – всегда были близки и поняты. Юрию Яковлеву было 85…
“Люблю жизнь и всяческие ее проявления“, – говорил про себя Юрий Яковлев. Его жизнелюбие было секретом какой-то неискоренимой молодости. Одно время поговаривали, что Яковлев посещает некий клуб воздержания от смерти. Но на эти фантазии он отвечал: “Кем надо быть, чтобы воздерживаться от смерти? Разве что человеком, не имеющим чувства юмора“…
Это случай и ирония судьбы, что Юрий Яковлев стал актером. “Слишком несуразный” – решил для себя Владимир Этуш, который возглавлял тогда приемную комиссию в Щукинском училище. И на первом курсе по основному предмету – актерскому мастерству Яковлев получил убийственную “двойку”. Но в нем жила театральная природа. Неслучайно его мама была из Таганрога. Откуда Чехов и Фаина Раневская. А Сорин из чеховской “Чайки” стал последней его ролью на сцене Вахтанговского театра.
“Оказывается, секрет долголетия в том и заключается, что испытываешь перепад – стресс на сцене и почти полный покой после спектакля“, – сказал однажды Юрий Яковлев.
Про Яковлева шептались за кулисами: не слишком ли он вживается в своих персонажей? Потом не может выйти из роли, бесконечно думает про них, вскакивает ночью среди сна, чтобы записать мизансцены. Даже если это сыгранный сотни раз Панталоне в “Принцессе Турандот”.
“Главное, персонаж должен быть реальным человеком – из плоти и крови, тогда роль получится“, – считал он.
В Вахтанговском театре Юрий Яковлев сыграл семь десятков ролей. И еще столько же на киноэкране. Именно кино принесло артисту огромную всенародную любовь. Здесь его первой большой работой стал князь Мышкин в экранизации романа Достоевского “Идиот”, сыгранный с невероятным трагическим надрывом.
Всю жизнь он жалел, что Пырьев не доснял “Идиота” с ним в главной роли. Пронзительный взгляд Яковлева-Мышкина тогда стал мировой кинематографической сенсацией. После премьеры из Голливуда пришло приглашение сыграть Иисуса Христа. Но Яковлева, как водится, не пустили.
Зато после каждой роли в нашем кино, ему все труднее было преодолевать небольшое расстояние от своего дома до театра. Анекдоты про поручика Ржевского, которые появились сразу после его роли в “Гусарской балладе” – это тоже особая, может быть, самая высшая форма народного признания.
Юрий Яковлев мог сыграть абсолютно всё, его актерская амплитуда была огромна. “Непревзойденный артист” – говорили о нем режиссеры. И, как никого другого, охотно приглашали на главные кинороли.
Он превосходно играл в экранизациях русской и зарубежной классики – был Стивой Облонским в фильме “Анна Каренина” по роману Толстого и сэром Чилтерном в киноверсии пьесы Уальда “Идеальный муж”. Как тонкий психологический актер он проявлял себя даже в производственных драмах. Такова, например, картина “Мы, нижеподписавшиеся”.
Он демонстрировал феерический комедийный талант в фильмах “Иван Васильевич меняет профессию” и “Кин-дза-дза”, снятых главными российскими комедиографами – Леонидом Гайдаем и Георгием Данелия.
Именно Яковлев придумал, каким должен быть домоуправ Бунша в “Иван Васильевич меняет профессию” – его скороговорку, потому что у таких недалеких людей одна мыслишка убегает вперед другой. Даже простое “Ку” в “Кин-дза-дза” – с неповторимой “яковлевской” интонацией превращалось в целую философию.
С большой горечью Георгий Данелия говорит сегодня об уходе своего любимого артиста:
“Замечательный человек, замечательный актер, настоящий интеллигент. Когда говорят «интеллигент», я представляю Яковлева, потому что интеллигент это, прежде всего, добро. У меня впечатление о нем как об очень добром человеке…”
У Юрия Яковлева было немало по-настоящему звездных ролей, подаренных известнейшими режиссерами. Однако бесспорно самую большую славу артист обрел после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром”. В этой культовой картине он исполнил роль Ипполита, несостоявшегося мужа главной героини. При этом едва ли не каждая реплика его героя ушла в народ крылатой фразой.
В арсенале актера Яковлева было много сильнодействующих на зрителя средств, но главным его “оружием” всегда оставалось редчайшее актёрское обаяние. Его невероятно усиливал голос – с бархатным, “музыкальным” тембром, всегда узнаваемый еще и по какой-то особенной “интеллигентной интонации”.
Даже если Юрий Яковлев не снимался, а просто озвучивал “слово от автора” за кадром, его голос невероятно украшал всю картину, придавал ей дополнительный художественный объем.
Единственное, чего он никогда не любил – это оглядываться назад, возвращаться к когда-то сыгранным ролям. За всю жизнь для нас, зрителей, сделал только одно исключение, когда согласился сыграть в продолжении “Иронии судьбы”. И то, после почти полутора лет уговоров.
Из всех эпох начитанный Юрий Яковлев тяготел к Серебряному веку. И за бардовым занавесом Вахтанговского театра воплощал человека того времени. За свои полвека с лишним служения в театре Юрий Васильевич не освоил только одно: так и не научился с легкостью отменять спектакли из-за своих недомоганий. Исключительно потому, что это было не принято на русских подмостках.
Юрий Яковлев – лауреат Госпремии РСФСР, Госпремии СССР, Госпремии РФ, премии Президента РФ, премии “Хрустальная Турандот” в номинации “Доблестное служение театру”, премии “Кумир” в номинации “За доблестное служение искусству”, Международной премии Станиславского “За вклад в развитие российского театра”. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и орденами “За заслуги перед Отечеством”, Золотой медалью имени Довженко.
Роли в театре
Академический театр им. Вахтангова
1952 — «Отверженные» В. Гюго. Режиссёр: Александра Ремизова — 2-ой жандарм
1952 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссёр: Н. П. Охлопков — Гвардеец
1952 — «Два веронца» Шекспира. Режиссёр: Евгений Симонов — Турио
1953 — «Великий государь» В. А. Соловьёва. Режиссёр: Борис Захава — Вельский
1953 — «Европейская хроника» А. Арбузова. Режиссёр: Евгений Симонов — Рослен
1953 — «Раки» Сергея Михалкова. Режиссёры: Рубен Симонов, Борис Захава — Ленский
1953 — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука. Режиссёр И. Рапопорт — Кондрат
1962 — «Живой труп» Льва Толстого. Режиссёр: Рубен Симонов — Каренин
1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Режиссёр: Дина Андреева — Джерри Райан
1963 — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци. Режиссёр: Рубен Симонов — Панталоне
1964 — «Ливень» Бориса Войтехова. Режиссёр: Михаил Астангов — Иван
1965 — «Правда и кривда» Михайло Стельмаха. Режиссёр: Рубен Симонов — Заднепровский
1965 — «Насмешливое моё счастье» Леонида Малюгина. Режиссёр: Александра Ремизова — А. П. Чехов
1966 — «Конармия» И. Бабеля. Режиссёр: Рубен Симонов — Хлебников
1967 — «Планета надежды» Алексея Коломийца. Режиссёр: Евгений Симонов — Интеллигент
1968 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Режиссёр: Александра Ремизова — Глумов
1970 — «Память сердца» А. Е. Корнейчука. Режиссёр: Евгений Симонов — Террачини
1971 — «Здравствуй, Крымов» Ромуальда Назарова. Режиссёр: Александра Ремизова — Крымов
1971 — «Выбор» Алексея Арбузова. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Двойников
1972 — «Шаги командора» Вадима Коростылёва. Режиссёр: Александра Ремизова — Николай I
1974 — «День-деньской» А. Н. Мишарина. Режиссёр: Евгений Симонов — Семеняка
1975 — «Господа Глембаи» Мирослава Крлежа. Режиссёр: Мирослав Белович — Леон Глембай
1976 — «Неоконченный диалог» Василия Чичкова. Режиссёр: Евгений Симонов — Сальвадор Альенде
1977 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Е. Симонов — Адмирал Гранатов
1978 — «Дела давно минувших дней» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Александра Ремизова — Автор
1979 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Мирослав Белович — Калоджеро
1979 — «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Евгений Симонов — Хрущов
1983 — «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Режиссёр: Роман Виктюк — Каренин
1985 — «Три возраста Казановы» Марины Цветаевой. Режиссёр: Евгений Симонов — Старый Казанова
1987 — «Кабанчик» Виктора Розова. Режиссёр: Адольф Шапиро — Василий Прокофьевич
1988 — «Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Александр Белинский — Болингброк
1990 — «Уроки мастера» Д. Паунелла. Режиссёр: Роман Виктюк — Сергей Прокофьев
1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Режиссёр: Пётр Фоменко — Дудукин
1995 — «Весёлые парни» Нила Саймона. Режиссёр: Андрей Житинкин — Вилли Кларк
1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Режиссёр: Пётр Фоменко — Гусар, Граф Сен-Жермен, Англичанин, Чекалинский
1999 — «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка. Режиссёр: Пётр Фоменко — Ашилль
2003 — «Чайка» А.П Чехова. Режиссёр: Павел Сафонов — Сорин
Фильмография
1953 — Великий воин Албании Скандербег — Воин
1956 — На подмостках сцены — актёр Чахоткин
1956 — Много шума из ничего — Кисель
1957 — Необыкновенное лето — поручик Дибич
1958 — Ветер — поручик Закревский
1958 — Идиот — князь Мышкин
1959 — Заре навстречу — Сапожков
1961 — Человек ниоткуда — Владимир Поражаев
1962 — Гусарская баллада — поручик Ржевский
1962 — Суд сумасшедших — журналист
1963 — Большая дорога — голос за кадром, поручик Поливанов
1964 — Лёгкая жизнь — Бочкин
1965 — Русский лес — Киттель
1965 — Под каштанами Праги — Тихий
1965 — Толстый и тонкий (к/м) — Тонкий
1965 — Друзья и годы — Юрий Павлович Державин
1966 — Берегись автомобиля — Голос за кадром
1966 — Выстрел — Граф
1966 — Девочка на шаре — отец Дениски
1967 — Анна Каренина — Стива Облонский
1967 — Крыжовник — Павел Константинович Алехин
1968 — Крах — Мухин / Фёдоров
1968 — Портрет Дориана Грея — Лорд Генри Уоттон
1969 — Король-олень — Дерамо
1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Потапенко
1969 — Фауст — Мефистофель
1970 — Драма на охоте — Камышев
1970 — Чайка — Борис Алексеевич Тригорин
1971 — На всякого мудреца довольно простоты — Глумов
1971 — Старики-разбойники — Голос от автора
1972 — Опасный поворот — Роберт Кэплен
1972 — Схватка — Иохим
1973 — Иван Васильевич меняет профессию — управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Грозный
1974 — Любовь земная — Тихон Брюханов
1974 — Миллионерша — доктор-египтянин[18]
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — Ипполит (Ипполит Георгиевич), жених Нади
1976 — Дамы и гусары — Пан Майор
1977 — Судьба — Тихон Брюханов
1977 — Юлия Вревская — Великий князь
1978 — Вечер старинных русских водевилей[19]
1978 — Три ненастных дня — полковник Игорь Васильевич Корнилов
1979 — Бархатный сезон — миллионер Брашан
1979 — Поэма о крыльях — Игорь Сикорский
1980 — Идеальный муж — сэр Роберт Чилтерн
1980 — Альманах сатиры и юмора — «Шубка»
1980 — Мы, нижеподписавшиеся — Юрий Николаевич Девятов
1980 — Три года — Панауров
1981 — Бешеные деньги — Телятев
1981 — Карнавал — Михаил Соломатин
1985 — Битва за Москву — Генерал Петровский
1986 — Левша — Царь Николай I
1986 — Кин-дза-дза! — пацак Би
1987 — К расследованию приступить. Клевета. — Антон Михайлович Звягинцев
1987 — Претендент — Хадсон
1987 — Время сыновей — Академик
1988 — Штаны — Бацанов
1989 — Кома — отец
1990 — Ловушка для одинокого мужчины — Комиссар полиции
1991 — Плащаница Александра Невского — профессор Уваров
1991 — Машенька — Потягин
1991 — Семь дней после убийства — генерал
1991 — Велисса — Отец
1991 — Виват, гардемарины! — фельдмаршал Степан Апраксин
1992 — Гардемарины — III — фельдмаршал Степан Апраксин
1992 — Милостивые государи — Автор, Комик, Колпаков, Доктор
1992 — Танцующие призраки
1993 — Дети чугунных богов — генерал
1993 — Супермен поневоле, или Эротический мутант — отец Анатолия
1994 — Трагедия века — генерал Петровский
1995 — Воровка
1995 — Мелочи жизни — Самофалов
1996 — Старые песни о главном 1 — Голос за кадром
1997 — Графиня де Монсоро — Барон де Меридор
1997 — Корабль двойников — Голос за кадром
1998 — Старые песни о главном 3 — Заместитель главы администрации Бунша / Иван Грозный
2007 — Ирония судьбы. Продолжение — Ипполит Георгиевич
Роли на телевидении
Томас Чалмерс — «Кража». Режиссёр Л. Пчёлкин
Джефф Питерс — «Поросячья этика». Режиссёр В. Шлезингер
Счастливый влюблённый и Сыщик — «Игра». Режиссёр К. Худяков
Фрезер — «Потоп». Режиссёр Е. Симонов
Пустернак — «Дайте мне старуху!» Режиссёр Е. Симонов
Мефистофель — «Фауст». Режиссёр Е. Симонов
Роберт — «Опасный поворот». Режиссёр В. Басов
Отец де Гриё — «Манон Леско». Режиссёр Р. Виктюк
Магнат — «Претендент». Режиссёр К Худяков
От автора — «Игра». Режиссёр К. Худяков
От А. Чехова — «Путешествие к Чехову». Режиссёр О. Кознова
От автора — «Путешествие по Пушкинской Москве». Режиссёр О. Кознова
Воланд — «Мастер». Режиссёр О. Кознова
Весьма важное лицо — «Дело Сухово-Кобылина». Режиссёр Л. Пчёлкин
Капитан Битти — «Этот фантастический мир», вып. 10, «Знак Саламандры». (1984). Режиссёр Т. Павлюченко
Автор — «Игра в детектив». Выпуск 1 (1987, Центральное телевидение). Режиссёры: Леонид Пивер, Виктор Крюков
Барон де Меридор — «Графиня де Монсоро». Режиссёр В. Титов
Профессор Персиков — «Роковые яйца». (1992) Режиссёр О. Кознова
Известные фразы из кинофильмов
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973):
«Очень приятно. Царь»
«Красота-то какая. Лепота!»
«Замуровали! Демоны!»
«Ты пошто боярыню обидел, смерд?»
«Танцуют все!»
«Я требую продолжения банкета!»
«Ты чьих будешь, холоп?»
«Здрав буде, боярин!»
«Оставь меня, старушка, я в печали»
«В милицию замели, дело шьют…»
«Гитлер капут…»
«Простите, как Ваше имя-отчество?»
«Ах, боярыня красотою лепа, червлёна губами, бровьми союзна…»
«Меня терзают смутные сомнения…»
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975):
«Какая гадость эта ваша заливная рыба…»
«О-о! Тёпленькая пошла…Потрите мне спинку, пожалуйста…»
«Подогрели… обобрали… нет-нет, подобрали, обогрели…»
«Кин-дза-дза» (1985):
«Слушай, родной…»
«Кю! Зараза!»
«Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю!?»
«Небо… Небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач…»
«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!»
«Скрипач не нужен, дядя Вова»