Юрий Яковлев: от князя Мышкина до Ипполита

page2

30 ноября не стало Юрия Яковлева. Всенародно любимый актёр умер в одной из столичных клиник после долгой болезни. Многим он известен по комедийным ролям. Но и в театре и в кино он сыграл немало драматических героев…

Актеры театра ждали Юрия Васильевича 3 декабря, в этот день он должен был играть в спектакле “Пристань”.

– Мы все обещали друг другу не болеть, а он взял и ушел без нашего разрешения, – говорит худрук. – Не послушался. Теперь, когда я вспоминаю его последние выступления, я понимаю, что он чувствовал свою смерть. Каждый раз он прощался с залом. Его сцена в “Темных аллеях” заканчивалась словами: “Господь спросит меня, был ли я счастлив в земной жизни? И от сладостных слез я не успею ответить, на колени припав”. Юрий много раз хотел уйти из творчества. Но я его уговаривал всякий раз. Он был слишком влюблен в свою публику. Она была с ним честна.

2247103771

Более сотни ролей в театре и кино – не просто “запоминающихся и ярких”, а почти культовых персонажей: в стране действительно трудно найти человека, которому были бы не знакомы Ипполит из “Иронии судьбы”, управдом Бунша из “Иван Васильевитч меняет профессию”, лихой поручик Ржевский из “Гусарской баллады”. Фильмы, в которых он играл, его персонажи – всегда были близки и поняты. Юрию Яковлеву было 85…

Люблю жизнь и всяческие ее проявления“, – говорил про себя Юрий Яковлев. Его жизнелюбие было секретом какой-то неискоренимой молодости. Одно время поговаривали, что Яковлев посещает некий клуб воздержания от смерти. Но на эти фантазии он отвечал: “Кем надо быть, чтобы воздерживаться от смерти? Разве что человеком, не имеющим чувства юмора“…

722079

Это случай и ирония судьбы, что Юрий Яковлев стал актером. “Слишком несуразный” – решил для себя Владимир Этуш, который возглавлял тогда приемную комиссию в Щукинском училище. И на первом курсе по основному предмету – актерскому мастерству Яковлев получил убийственную “двойку”. Но в нем жила театральная природа. Неслучайно его мама была из Таганрога. Откуда Чехов и Фаина Раневская. А Сорин из чеховской “Чайки” стал последней его ролью на сцене Вахтанговского театра.

Оказывается, секрет долголетия в том и заключается, что испытываешь перепад – стресс на сцене и почти полный покой после спектакля“, – сказал однажды Юрий Яковлев.

12829434943

Про Яковлева шептались за кулисами: не слишком ли он вживается в своих персонажей? Потом не может выйти из роли, бесконечно думает про них, вскакивает ночью среди сна, чтобы записать мизансцены. Даже если это сыгранный сотни раз Панталоне в “Принцессе Турандот”.

Главное, персонаж должен быть реальным человеком – из плоти и крови, тогда роль получится“, – считал он.

В Вахтанговском театре Юрий Яковлев сыграл семь десятков ролей. И еще столько же на киноэкране. Именно кино принесло артисту огромную всенародную любовь. Здесь его первой большой работой стал князь Мышкин в экранизации романа Достоевского “Идиот”, сыгранный с невероятным трагическим надрывом.

яковлев

Всю жизнь он жалел, что Пырьев не доснял “Идиота” с ним в главной роли. Пронзительный взгляд Яковлева-Мышкина тогда стал мировой кинематографической сенсацией. После премьеры из Голливуда пришло приглашение сыграть Иисуса Христа. Но Яковлева, как водится, не пустили.

Зато после каждой роли в нашем кино, ему все труднее было преодолевать небольшое расстояние от своего дома до театра. Анекдоты про поручика Ржевского, которые появились сразу после его роли в “Гусарской балладе” – это тоже особая, может быть, самая высшая форма народного признания.

37

Юрий Яковлев мог сыграть абсолютно всё, его актерская амплитуда была огромна. “Непревзойденный артист” – говорили о нем режиссеры. И, как никого другого, охотно приглашали на главные кинороли.

Он превосходно играл в экранизациях русской и зарубежной классики – был Стивой Облонским в фильме “Анна Каренина” по роману Толстого и сэром Чилтерном в киноверсии пьесы Уальда “Идеальный муж”. Как тонкий психологический актер он проявлял себя даже в производственных драмах. Такова, например, картина “Мы, нижеподписавшиеся”.

409080

Он демонстрировал феерический комедийный талант в фильмах “Иван Васильевич меняет профессию” и “Кин-дза-дза”, снятых главными российскими комедиографами – Леонидом Гайдаем и Георгием Данелия.

964375607

Именно Яковлев придумал, каким должен быть домоуправ Бунша в “Иван Васильевич меняет профессию” – его скороговорку, потому что у таких недалеких людей одна мыслишка убегает вперед другой. Даже простое “Ку” в “Кин-дза-дза” – с неповторимой “яковлевской” интонацией превращалось в целую философию.

1224053944_glavnaja_thumb[4]

С большой горечью Георгий Данелия говорит сегодня об уходе своего любимого артиста:

“Замечательный человек, замечательный актер, настоящий интеллигент. Когда говорят «интеллигент», я представляю Яковлева, потому что интеллигент это, прежде всего, добро. У меня впечатление о нем как об очень добром человеке…”

У Юрия Яковлева было немало по-настоящему звездных ролей, подаренных известнейшими режиссерами. Однако бесспорно самую большую славу артист обрел после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром”. В этой культовой картине он исполнил роль Ипполита, несостоявшегося мужа главной героини. При этом едва ли не каждая реплика его героя ушла в народ крылатой фразой.

159801

В арсенале актера Яковлева было много сильнодействующих на зрителя средств, но главным его “оружием” всегда оставалось редчайшее актёрское обаяние. Его невероятно усиливал голос – с бархатным, “музыкальным” тембром, всегда узнаваемый еще и по какой-то особенной “интеллигентной интонации”.

Даже если Юрий Яковлев не снимался, а просто озвучивал “слово от автора” за кадром, его голос невероятно украшал всю картину, придавал ей дополнительный художественный объем.

Юрий Яковлев

Единственное, чего он никогда не любил – это оглядываться назад, возвращаться к когда-то сыгранным ролям. За всю жизнь для нас, зрителей, сделал только одно исключение, когда согласился сыграть в продолжении “Иронии судьбы”. И то, после почти полутора лет уговоров.

Из всех эпох начитанный Юрий Яковлев тяготел к Серебряному веку. И за бардовым занавесом Вахтанговского театра воплощал человека того времени. За свои полвека с лишним служения в театре Юрий Васильевич не освоил только одно: так и не научился с легкостью отменять спектакли из-за своих недомоганий. Исключительно потому, что это было не принято на русских подмостках.

DSC_0139

Юрий Яковлев – лауреат Госпремии РСФСР, Госпремии СССР, Госпремии РФ, премии Президента РФ, премии “Хрустальная Турандот” в номинации “Доблестное служение театру”, премии “Кумир” в номинации “За доблестное служение искусству”, Международной премии Станиславского “За вклад в развитие российского театра”. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и орденами “За заслуги перед Отечеством”, Золотой медалью имени Довженко.

56453

5179bdcf2bcef

25s09 kadr

clip_image005

clip_image004

PR20130416124429

2950_3_thumb[7]_thumb[14]

180799

yurij_yakovlev_4c0b81d7

1072

clip_image007

496x323_0_f4cc890525ac22cb53b3f43ce4fbbcd1@496x323_0xc0a8391b_11746803141376559894

clip_image008

90940056_YUriy_YAkovlev__car_Ivan_Vasilevich_Groznuyy__upravdom_Ivan_Vasilevich_Bunsha

223d65b7e0

clip_image011

clip_image012

PR20130416123711

clip_image013

clip_image014

clip_image015

159803

clip_image017

1365406602_09e80d75f01fe6324dc2026c9b92f035

yakovlev(2)

105845810

prepare

9551

Роли в театре

Академический театр им. Вахтангова

1952 — «Отверженные» В. Гюго. Режиссёр: Александра Ремизова — 2-ой жандарм

1952 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссёр: Н. П. Охлопков — Гвардеец

1952 — «Два веронца» Шекспира. Режиссёр: Евгений Симонов — Турио

1953 — «Великий государь» В. А. Соловьёва. Режиссёр: Борис Захава — Вельский

1953 — «Европейская хроника» А. Арбузова. Режиссёр: Евгений Симонов — Рослен

1953 — «Раки» Сергея Михалкова. Режиссёры: Рубен Симонов, Борис Захава — Ленский

1953 — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука. Режиссёр И. Рапопорт — Кондрат

1962 — «Живой труп» Льва Толстого. Режиссёр: Рубен Симонов — Каренин

1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Режиссёр: Дина Андреева — Джерри Райан

1963 — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци. Режиссёр: Рубен Симонов — Панталоне

1964 — «Ливень» Бориса Войтехова. Режиссёр: Михаил Астангов — Иван

1965 — «Правда и кривда» Михайло Стельмаха. Режиссёр: Рубен Симонов — Заднепровский

1965 — «Насмешливое моё счастье» Леонида Малюгина. Режиссёр: Александра Ремизова — А. П. Чехов

1966 — «Конармия» И. Бабеля. Режиссёр: Рубен Симонов — Хлебников

1967 — «Планета надежды» Алексея Коломийца. Режиссёр: Евгений Симонов — Интеллигент

1968 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Режиссёр: Александра Ремизова — Глумов

1970 — «Память сердца» А. Е. Корнейчука. Режиссёр: Евгений Симонов — Террачини

1971 — «Здравствуй, Крымов» Ромуальда Назарова. Режиссёр: Александра Ремизова — Крымов

1971 — «Выбор» Алексея Арбузова. Режиссёр: Леонид Варпаховский — Двойников

1972 — «Шаги командора» Вадима Коростылёва. Режиссёр: Александра Ремизова — Николай I

1974 — «День-деньской» А. Н. Мишарина. Режиссёр: Евгений Симонов — Семеняка

1975 — «Господа Глембаи» Мирослава Крлежа. Режиссёр: Мирослав Белович — Леон Глембай

1976 — «Неоконченный диалог» Василия Чичкова. Режиссёр: Евгений Симонов — Сальвадор Альенде

1977 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Е. Симонов — Адмирал Гранатов

1978 — «Дела давно минувших дней» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Александра Ремизова — Автор

1979 — «Великая магия» Эдуардо де Филиппо. Режиссёр: Мирослав Белович — Калоджеро

1979 — «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Евгений Симонов — Хрущов

1983 — «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Режиссёр: Роман Виктюк — Каренин

1985 — «Три возраста Казановы» Марины Цветаевой. Режиссёр: Евгений Симонов — Старый Казанова

1987 — «Кабанчик» Виктора Розова. Режиссёр: Адольф Шапиро — Василий Прокофьевич

1988 — «Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Александр Белинский — Болингброк

1990 — «Уроки мастера» Д. Паунелла. Режиссёр: Роман Виктюк — Сергей Прокофьев

1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Режиссёр: Пётр Фоменко — Дудукин

1995 — «Весёлые парни» Нила Саймона. Режиссёр: Андрей Житинкин — Вилли Кларк

1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Режиссёр: Пётр Фоменко — Гусар, Граф Сен-Жермен, Англичанин, Чекалинский

1999 — «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка. Режиссёр: Пётр Фоменко — Ашилль

2003 — «Чайка» А.П Чехова. Режиссёр: Павел Сафонов — Сорин

Фильмография

1953 — Великий воин Албании Скандербег — Воин

1956 — На подмостках сцены — актёр Чахоткин

1956 — Много шума из ничего — Кисель

1957 — Необыкновенное лето — поручик Дибич

1958 — Ветер — поручик Закревский

1958 — Идиот — князь Мышкин

1959 — Заре навстречу — Сапожков

1961 — Человек ниоткуда — Владимир Поражаев

1962 — Гусарская баллада — поручик Ржевский

1962 — Суд сумасшедших — журналист

1963 — Большая дорога — голос за кадром, поручик Поливанов

1964 — Лёгкая жизнь — Бочкин

1965 — Русский лес — Киттель

1965 — Под каштанами Праги — Тихий

1965 — Толстый и тонкий (к/м) — Тонкий

1965 — Друзья и годы — Юрий Павлович Державин

1966 — Берегись автомобиля — Голос за кадром

1966 — Выстрел — Граф

1966 — Девочка на шаре — отец Дениски

1967 — Анна Каренина — Стива Облонский

1967 — Крыжовник — Павел Константинович Алехин

1968 — Крах — Мухин / Фёдоров

1968 — Портрет Дориана Грея — Лорд Генри Уоттон

1969 — Король-олень — Дерамо

1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Потапенко

1969 — Фауст — Мефистофель

1970 — Драма на охоте — Камышев

1970 — Чайка — Борис Алексеевич Тригорин

1971 — На всякого мудреца довольно простоты — Глумов

1971 — Старики-разбойники — Голос от автора

1972 — Опасный поворот — Роберт Кэплен

1972 — Схватка — Иохим

1973 — Иван Васильевич меняет профессию — управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Грозный

1974 — Любовь земная — Тихон Брюханов

1974 — Миллионерша — доктор-египтянин[18]

1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — Ипполит (Ипполит Георгиевич), жених Нади

1976 — Дамы и гусары — Пан Майор

1977 — Судьба — Тихон Брюханов

1977 — Юлия Вревская — Великий князь

1978 — Вечер старинных русских водевилей[19]

1978 — Три ненастных дня — полковник Игорь Васильевич Корнилов

1979 — Бархатный сезон — миллионер Брашан

1979 — Поэма о крыльях — Игорь Сикорский

1980 — Идеальный муж — сэр Роберт Чилтерн

1980 — Альманах сатиры и юмора — «Шубка»

1980 — Мы, нижеподписавшиеся — Юрий Николаевич Девятов

1980 — Три года — Панауров

1981 — Бешеные деньги — Телятев

1981 — Карнавал — Михаил Соломатин

1985 — Битва за Москву — Генерал Петровский

1986 — Левша — Царь Николай I

1986 — Кин-дза-дза! — пацак Би

1987 — К расследованию приступить. Клевета. — Антон Михайлович Звягинцев

1987 — Претендент — Хадсон

1987 — Время сыновей — Академик

1988 — Штаны — Бацанов

1989 — Кома — отец

1990 — Ловушка для одинокого мужчины — Комиссар полиции

1991 — Плащаница Александра Невского — профессор Уваров

1991 — Машенька — Потягин

1991 — Семь дней после убийства — генерал

1991 — Велисса — Отец

1991 — Виват, гардемарины! — фельдмаршал Степан Апраксин

1992 — Гардемарины — III — фельдмаршал Степан Апраксин

1992 — Милостивые государи — Автор, Комик, Колпаков, Доктор

1992 — Танцующие призраки

1993 — Дети чугунных богов — генерал

1993 — Супермен поневоле, или Эротический мутант — отец Анатолия

1994 — Трагедия века — генерал Петровский

1995 — Воровка

1995 — Мелочи жизни — Самофалов

1996 — Старые песни о главном 1 — Голос за кадром

1997 — Графиня де Монсоро — Барон де Меридор

1997 — Корабль двойников — Голос за кадром

1998 — Старые песни о главном 3 — Заместитель главы администрации Бунша / Иван Грозный

2007 — Ирония судьбы. Продолжение — Ипполит Георгиевич

Роли на телевидении

Томас Чалмерс — «Кража». Режиссёр Л. Пчёлкин

Джефф Питерс — «Поросячья этика». Режиссёр В. Шлезингер

Счастливый влюблённый и Сыщик — «Игра». Режиссёр К. Худяков

Фрезер — «Потоп». Режиссёр Е. Симонов

Пустернак — «Дайте мне старуху!» Режиссёр Е. Симонов

Мефистофель — «Фауст». Режиссёр Е. Симонов

Роберт — «Опасный поворот». Режиссёр В. Басов

Отец де Гриё — «Манон Леско». Режиссёр Р. Виктюк

Магнат — «Претендент». Режиссёр К Худяков

От автора — «Игра». Режиссёр К. Худяков

От А. Чехова — «Путешествие к Чехову». Режиссёр О. Кознова

От автора — «Путешествие по Пушкинской Москве». Режиссёр О. Кознова

Воланд — «Мастер». Режиссёр О. Кознова

Весьма важное лицо — «Дело Сухово-Кобылина». Режиссёр Л. Пчёлкин

Капитан Битти — «Этот фантастический мир», вып. 10, «Знак Саламандры». (1984). Режиссёр Т. Павлюченко

Автор — «Игра в детектив». Выпуск 1 (1987, Центральное телевидение). Режиссёры: Леонид Пивер, Виктор Крюков

Барон де Меридор — «Графиня де Монсоро». Режиссёр В. Титов

Профессор Персиков — «Роковые яйца». (1992) Режиссёр О. Кознова

Известные фразы из кинофильмов

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973):

«Очень приятно. Царь»

«Красота-то какая. Лепота!»

«Замуровали! Демоны!»

«Ты пошто боярыню обидел, смерд?»

«Танцуют все!»

«Я требую продолжения банкета!»

«Ты чьих будешь, холоп?»

«Здрав буде, боярин!»

«Оставь меня, старушка, я в печали»

«В милицию замели, дело шьют…»

«Гитлер капут…»

«Простите, как Ваше имя-отчество?»

«Ах, боярыня красотою лепа, червлёна губами, бровьми союзна…»

«Меня терзают смутные сомнения…»

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975):

«Какая гадость эта ваша заливная рыба…»

«О-о! Тёпленькая пошла…Потрите мне спинку, пожалуйста…»

«Подогрели… обобрали… нет-нет, подобрали, обогрели…»

«Кин-дза-дза» (1985):

«Слушай, родной…»

«Кю! Зараза!»

«Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю!?»

«Небо… Небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач…»

«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!»

«Скрипач не нужен, дядя Вова»

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий