Забытое кино — «Снежная сказка» (1959)

 

Жанр: сказка
Действие происходит 31 декабря. В деревне, недалеко от города Синеярска, жил обыкновенный мальчик Митя. Утром в последний день старого года он слепил из снега девочку Лелю и привел ее в школу. По дороге мальчик заметил, что часы с его руки куда-то исчезли. Вскоре в школе появился злой старик — Старый год (Евгений Леонов), который не хочет уступать место Новому. Он стал искать волшебные часы, чтобы остановить время…

В фильме снимались: Игорь Ершов, Алла Кожокина, Клара Лучко, Зинаида Нарышкина, Вера Алтайская, Евгений Леонов, Николай Сергеев, Михаил Пуговкин

Режиссеры: Алексей Сахаров, Эльдар Шенгелая
Сценаристы: Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд
Операторы: Виктор Листопадов, Юрий Схиртладзе
Композитор: Юрий Левитин
Художник: Лев Мильчин
Премьера фильма состоялась 20 марта 1960

Снежная сказка

Это добрая предновогодняя история, снятая более полувека назад, и сегодняшним детям покажется действом с захватывающим сюжетом. Возможно, незамысловатые экранные превращения и волшебные эффекты в фильме сейчас выглядят наивными, невпечатляющими и вряд ли заворожат сегодняшних искушенных восьми-десятилетних зрителей.

Снежная сказка

Снежная сказка

Но современные дети в большинстве своем, несмотря на их умение не поддаться на бессмыслицу, в сказку верят безоговорочно и еще не потеряли способность быть просто зрителями. Да и разве только из-за наличия компьютерных изысков мы готовы смотреть и пересматривать сказки?

Для мальчишек и девчонок начала 1960-х годов этот фильм стал настоящей бомбой, ни с чем не сравнимым волшебством. Заинтригованные веселой и одновременно жутковатой историей, дети с замиранием сердца следили за приключениями главного героя, мальчика Мити — выдумщика и затейника, который в канун праздника постарался сделать все для того, чтобы время не остановилось, и Новый год обязательно наступил.

В 1959 году вышел сборник «Сказки среди бела дня» писателей Виктора Витковича и Григория Ягдфельда. Тираж на полках долго не залежался, а в библиотеках на эту книгу была очередь.

Среди трех произведений, опубликованных в нем; «Сказка о малярной кисти», «Кукольная комедия» и «Сказка среди бела дня» — все дети в один голос выделяли именно последнюю. По отзывам самих юных читателей, с первых же строчек настроение делалось праздничным, а сердце замирало в предвкушении Новогоднего волшебства.

В первой рассказывается о королевстве рукокрылых волшебников, похожих на летучих мышей и завладевших миром с помощью волшебного ластика, который стирает всё. Волшебники эти спят, повиснув вниз головой, не выносят солнечного света, живут в разрушенных зданиях.

Снежная сказка

Снежная сказка

С помощью своего магического оружия — ластика — рукокрылые давно завладели бы миром, если бы не волшебная кисть, за которой они охотятся. А та случайно оказывается в руках обычного семилетнего мальчишки.

 

Вторая сказка о том, что все это когда-то жившие люди, которые были жуликами, хамами и прочими обладателями «кукольных сердец» и сейчас мечтают вернуть себе человеческий облик.

В третьей же снежные бабы обретают разные души — Черную, Бумажную и Продажную. Каковы души — таковы желания и поступки бывших снеговиков. Старый год не хочет уходить и с помощью этих душ пытается остановить время.

Сейчас бы все эти сказки отнесли к жанру триллера. Вот только написаны они были во времена, когда писатели еще не позабыли, что сказки должны быть и грустными, и дерзкими, и ocтрыми, и нежными, и страшными, и весёлыми, и взрослыми, и детскими, но обязательно добрыми и заканчиваться счастливо.

Детские писатели Виткович и Ягдфельд были почти невидимы в советской литературе для детей. Знаток Востока, оккультных практик и профанного мистицизма, эрудит Виткович умел вносить в самые банальные советские бытовые ситуации леденящее дыхание потустороннего ужаса.

Блестяще образованный Ягдфельд водил дружбу с формалистами и ФЭКСами, был знатоком литературных штампов и виртуозом закрученных сюжетов. Все их работы оставались маргинальными и особого внимания не привлекали.

 

Снежная сказка

Снежная сказка

Хотя сказка «Волшебная лампа Аладдина», снятая по их сценарию, стала киношлягером, который и по сию пору притягивает к экранам зрителей всех поколений.

 

Но вот фильмы «Снежная сказка» «Веселое волшебство» «Внимание! В городе волшебник» и «Легенда о ледяном сердце» почти не показывались. 0 существовании этих кинокартин вообще мало кто знал. Их сознательно задвигали в угол. Особенность современной сказки в том, что она всегда содержит аллюзии на существующую реальность.

Своих персонажей Виткович и Ягдфельд помещали не в выдуманное пространство, а в конкретное, легкоузнаваемое место. Да и сами герои сказок — и добрые, и злые — чаще всего похожи на обычных людей.

Когда на экран была перенесена повесть «Сказка среди бела дня», восторгам детворы, увидевшей воочию приключения фантазёра Мити, не было предела. Те, кому тогда, в начале 1960-х, было по восемь-десять лет и в то время, и сегодня, спустя более чем полвека, трепетно вспоминают и с радостью пересматривают самую необычную сказку своего детства.

«Когда все впереди: и новогодняя ёлка, горящая разноцветными огнями, и подарки, которые тебя уже ждут, но ты не знаешь какие, и новогодние пироги впереди — румяные, пышные, выпеченные из самой белой муки, купленной в городе Ярославле по 46 копеек за килограмм!» — так начинается сказка, действие которой происходит 31 декабря.

Снежная сказка

Снежная сказка

 

В поселке, недалеко от города Синеярска, жил мальчик Митя — придумщик и затейник, своими выдумками постоянно разыгрывающий друзей. Вот и в канун Нового года он решил подшутить над ребятами, сказав, что его детские игрушечные часики не простые, а волшебные и могут и снеговика оживить, и даже время остановить.

Сказал и забыл. А шутка оказалась правдой. Снеговик превратился в девочку Лёлю. А вскоре появился странный человечек — Старый год, который не хотел уступать место году Новому.

Поэтому и решил остановить время с помощью сотворенных им трех ведьм, завладеть волшебным трофеем и остаться навсегда, чтобы будущее не наступило. Козни этой четверки в исполнении молодых Евгения Леонова, Клары Лучко, Зинаиды Нарышкиной и Веры Алтайской и составляют сюжет картины.

Смело и с азартом взявшись за постановку второго совместного фильма, выпускники ВГИКа молодые режиссеры Алексей Сахаров и Эльдар Шенгелая, которым тогда было 25-26 лет, сняли нестандартное кино. «Мир Снежной сказки» своей смелостью был слишком ненормален, даже безумен по отношению к унылому соцреалистическому оптимизму, поэтому и вызывал тревогу.

Мир этот был слишком хрупок и открыт для вторжения активного зла, противостоять которому в наше время приходится без волшебных подручных средств. Сказки, где зло не глупо и не примитивно, а проворно и гибко, да еще и очень хорошо ориентируется в современных реалиях, невольно будили мысль, заставляли думать.

Снежная сказка

Снежная сказка

И чтобы победить зло, надо проявить самые настоящие, свои личностные качества — отвагу, смекалку, порой чем-то пожертвовать, не бояться показаться не таким, как все. Быть индивидуальным, быль личностью. На это способны выдумщики и фантазеры, люди добрые, с детства неординарные, способные на искреннюю дружбу, на поступок.

Именно такие нужны будут в будущем, чтобы сделать мир лучше. Недаром в финале девочка Лёля — ангелоподобное создание из другой реальности, из будущего, улетая в свое время, говорит Мите: «Когда ты вырастешь, ты меня найдешь».

Обществу, в котором с детства заставляли ходить строем и прививали мысль, что только коллектив — это сила, вряд ли нужны были такие детские фильмы.

Изначальная реакция на «Снежную сказку» была буквально уничтожающая. «»Снежная сказка» всем понравилась, и ее решили представить в Каннах, на Международном фестивале детских фильмов, — написала Клара Лучко в своей книге «Я счастливый человек». — Сергей Юткевич поздравил своих воспитанников, и они были счастливы.

Еще бы! Первая картина — и в Канны.

И вдруг восторги поутихли. Кто-то из начальства посмотрел фильм, увидел, что на Евгении Леонове финская шапка — «пирожок», как у Хрущева, и сказал. «Смотрите, Леонов похож на Хрущева». Это была роковая фраза. Ни о какой поездке в Канны уже не могло быть и речи.

Снежная сказка

Снежная сказка

Причин не выпускать фильм на экраны не было. Тогда картину решили обсуждать и осудить… Так «Снежная сказка» не получила признания, которого она, бесспорно, заслуживала».

Вскоре после этого фильм лег на полку. Ему дали четвертую, самую низкую, категорию, как беспомощной работе, и сделали очень маленький тираж копий.

Двумя годами раньше, в 1957-м, Сахаров и Шенгелая сняли «Легенду о ледяном сердце», перенеся киргизскую сказку о холодной красавице, разрушающей жизнь мужчин одним взмахом ресниц, в советскую действительность фольклорных ансамблей и комсомольских строек, поэтому отговориться, представившись наивными простаками, режиссерам на удалось.

Эльдар Шенгелая ушел из советского кино в грузинский кинематограф. Сахаров же остался напуган на всю жизнь и всегда избегал разговоров на эту тему. Так из-за одного «бдительного товарища», которому комикование симпатичного злодея в исполнении Евгения Леонова показалось подозрительно похожим на выступления Хрущева, решилась не только судьба фильма, но и его создателей.

Режиссерам запретили работать вместе. Дуэт Шенгелая-Сахаров распался, а проект «Сказки о малярной кисти», который был еще более фееричным (там подразумевалось присутствие вампиров в обычном советском городе), остался неосуществленным.


 

Снежная сказка

Снежная сказка

Другие же советские сказочники — Виталий Губарев, Александр Шаров, Софья Прокофьева— выходили из положения, смело перенося свои тревожащие фантасмагории в далекие королевства.

 

В сюжете «Снежной сказки», как и в других произведениях Витковича-Ягдфельда, сквозит нечто «пугающее, своё, непереносимое на чужую почву.

Так наверное, пугали благонадёжных немецких обывателей гротески Людвига Тика и Э. Т. А Гофмана.

В начале 1960-х годов фильм запал в души тогдашних детей, которые искренне отреагировали на необычную сказку, так не похожую на все детские приторно-пионерские фильмы того периода.

Без пафоса и фальши она рассказывала волшебную историю совсем другим, понятным, но непривычным и поэтому завораживающим киноязыком.

Время доказывает, что для тех, кто однажды увидел эту картину в нежном возрасте, она навсегда остается прекрасным воспоминанием из детства. И по прошествии большого количества лет так же, как и в первый раз, бередит душу, оставляя робкую надежду на то, что в этом мире еще случаются чудеса.

Ольга Никонова


Оцените статью
Тайны и Загадки истории