Сто раз уже говОрено, что если Ермак – из казаков, то Трамп из чувашей.
Но так считали в начале 19-го века. Сибирский вестник за №1 публикует на форзац-листе его фотографию портрет.
Понятен политический заказ: “вначале сотворил Бог небо и землю”, а затем Ермак открыл Сибирь. Но политическое лицо Ермака отчего не поправить на донское казаческое, откудова Ермака и приписали?
Или после войны 1812 года народу (читали ли 40 млн. крестьян Сибирский вестник?) элите прививали покаяние за обиду европейского соседа?
Как представляли движуху Ермака в начале 19-го века.
В “Оставляя баснословие..” я обдумывал текст Н.М.Карамзина об Ермаке:
__”Атаманы плыли четыре дня вверх по реке Чусовой, быстрой, каменистой, опасной, до хребта Уральского __и между горами, под сенью их скал навислых; два дня рекою Серебряною и достигли ею так называемого __пути Сибирского; остановились, и не зная, что ожидало их впереди, для своей безопасности сделали __земляное укрепление, дав ему имя Кокуя-городка..”
и надумал, что против течения Чусовой потребно тяглом судна с месяц переть.
А вот Некто, прочитав, как я думаю, того же Карамазова, решил, что коль скоро так они прошли хребет Уральский, то быть стало на плотах.
А и невдомёк тому сударю было, что плоты тяглом переть и вовсе невозможно – обтекаемость у них против судна на порядок хуже.
Зрим:
Но в одном со Спасским можно согласиться – уж больно быстро Ермак богатырь былинный ходил по горам да плавал по рекам. А также в том, что неприятель дремать не должон был, но облизывался на доспехи, припасы и подарки обманные, кои волочила с собою дружина ермаковская.
Вот мои соображения:
__Так может всё же на конях? Но 500 человек на лошадях с заводной, да по паре вьючных – растянутся __на 2000*6 метров=12 км. Такую делегацию любые вогулы обязаны были ещё до Серебряной пощипать.
И сударевы – подчёркнуто жёлтым.
Понятно и нам, в 21-м веке, и господам, в начале 19-го, что коль Сибирь ОТКРЫВАЛИ, то и неприятель должон был быть.
Думаем мы одинаково, да цели у нас разные стояли: у меня – прочитать и понять, у господ – написать и внушить. Интересно девки пляшут…
Да, давеча, я Избранедесса разбирал и вот в этой записи немало напутал, упустив одну подробность евошнего описания плытьбы ермачишной по Чусовой. Так вот Избранедесс сообщает, что верх по реке:
__”И хотя берега Чусовой,… из-за высокой воды мы за несколько дней продвинулись вперед очень мало, __и нас тянули бечевой с берега. Наконец, по прошествии двенадцати дней тяжелого бурлачения против __сильного течения мы прибыли 25 мая к удобному берегу и увидели впервые сибирских татар, именуемых вогулами”.
Здесь не ясно до какого места Избранедесса и К° допёрли бурлаки (может и до Уткинского замка), но по-любому его рассказ отражает трудности плытьбы супротив течения. Что, к довольству моему, утверждает в доверии Избранедессу и, напротив, – недоверию господам-историкам по вопросам освоения Сибири.
Мороз 1803 годо в зауральской степи.
Тех, кто писал заметки, не спросишь..
Из изложенного следует, что мороз 1803 года был делом настолько необычным, во всяком случае, на их памяти, что кочующие народцы были вынуждены, по известным им хлевам и стойлам из мест более северных, возводить подобное и у себя.
Старожилы сибирские.
Состоят они, как пишет обозреватель, из людей пришлых промышленных, из переведённых крестьян, из отправленных сюда ямщиков для исправления государственного сообщения, из казаков донских ермаковских со стрельцами по службе поставленных, да так здесь и осевших, из купцов, с интересом торговым прибывшим, из мещан. Посельщиков же из ссыльных, и обретших свободу выделяет и образом жизни и ндравами.
Так каков же старожил сибирский!?
Скромное и незаметное упоминание о склонности многих в старообрядчеству и определяет, по сути, описание старообрядцев. Они и являлись эталоном сибирского мужика, и задавали тип отношений в постпотопной Сибири.
Сибирячки
От себя замечу, что старообрядцы были трезвы. Алкоголь был в запрете. А у трезвых людей и жизнь красивая)