Многим читателям ВО понравился рассказ о древнем Крите и его истории. «А как же Кипр? – стали задавать они вопросы. – Ведь они же близко друг от друга, поэтому по морю с Крита нетрудно добраться и до Кипра…И… а как культура развивалась там?» Что ж – все так, поэтому сегодня наш рассказ посвящается древней истории этого острова.
Кроме Крита в акватории Средиземного моря есть и другие острова, причем довольно большие – Сицилия, Сардиния, Мальта и, конечно же, Кипр – остров ближайший к берегам Азии и потому пути древних миграций ну никак не могли его миновать. И если Крит прочно связан в сознании людей с именем человека-зверя Минотавра, то Кипр – по легенде та земля, где когда-то из пены морской ступила на земь богиня Афродита – богиня любви и красоты.
Кипр и впрямь, даже сейчас, остается удивительно красивым местом…
Есть две мифологические версии рождения прекрасной богини. Гомер считал, что отцом Афродиты был бог Зевс, а матерью – морская нимфа Диона. Версия Гесиода, однако, намного занимательнее. По ней бог Кронос отсек своему отцу Урану его детородные органы и бросил их в море, там его сперма смешалась с морской водой, получилась белоснежная пена, и вот из нее-то и родилась Афродита.
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.
«Теогония» Гесиод
Впрочем, сегодня мы познакомимся не столько с легендами, сколько с историей этого уникального острова, который так же, как и Крит, во многом сформировал облик давным-давно исчезнувшей средиземноморской цивилизации. Начать же нужно с того, что одно время он, видимо, соединялся перешейком с азиатским материком и по этому материку на остров перекочевали, например, карликовые слоны и гиппопотамы. Впрочем, это они потом стали карликовыми, когда волны моря отрезали его от материка. На нем были животные, но не было людей. До поры до времени.
Древняя стоянка людей каменного века на Кипре. (Музей моря в Айя-Напе, Кипр)
А затем в X – IX тысячелетиях до нашей эры сюда по морю добрались люди и самым непосредственным образом способствовали исчезновению карликовых животных, о чем можно судить по большому количеству обожженных костей, найденных в пещерах в южной части острова.
«Дом» древнего кипрского «города» Хирокития.
А вот так он выглядел изнутри…
Известно, что первые поселенцы уже занимались земледелием, но еще не освоили гончарное дело, поэтому этот период на Кипре относится к «докерамическому неолиту».
Внутри Хирокитии было тесно. Дома стояли один к другому, да еще и были обнесены высокой каменной стеной. Интересно, что стена есть, а вот никаких следов нападения на «город» обнаружено не было, то есть более тысячи (!) лет хирокитийцы жили под защитой стены, но никто на них так и не напал? А потом вдруг взяли, все бросили и ушли… и больше на этом месте никто не селился еще 1500 лет! Почему? Никто не знает! Такие вот Кипр преподносит археологам загадки!
Прибывшие на остров первобытные люди из южной Анатолии или Сиро-Палестинского побережья привезли с собой собак, овец, коз, свиней, хотя морфологически эти животные были еще неотличимы от своих диких сородичей. Поселенцы начали строить круглые дома и все это происходило в X тысячелетии до нашей эры!
Останки кипрского карликового гиппопотама.
Череп древнего карликового слона.
Фигуры-реконструкции кипрского карликового слона и кипрского карликового гиппопотама вы можете увидеть в Музее моря (Thalassa museum) в Айя Напе.
Поселения той эпохи были раскопаны по всему острову, включая Хирокитию и Калавасос у южного побережья. Все последующее время их обитатели посуду делали из камня, однако в конце неолита (около 8500 – 3900 г. до н.э.) островитяне учились работать с глиной и создавать сосуды, которые они обжигали и украшали абстрактными узорами красного цвета на светлом фоне.
Вот они – эти сосуды из Музея моря в Айя-Напе.
Культура последующего периода энеолита, то есть меднокаменного века (около 3900 – 2500 гг. До н.э.) могла быть принесена на остров новой волной переселенцев, которые происходили из тех же регионов, что и их более ранние неолитические предшественники. Их искусство и религиозные верования были более сложными, о чем говорят каменные и глиняные женские фигуры, часто с увеличенного размера гениталиями, символизировавшие плодовитость людей, животных и почвы – то есть отражавшие основные потребности тогдашнего аграрного сообщества. Во второй половине периода халколита (или энеолита, что одно и тоже) люди начали изготавливать мелкие инструменты и декоративные украшения из нативной, то есть самородной меди (chalkos), почему, кстати, это время и называется халколит.
Интересно, не на этом вот первые жители острова сюда приплыли?
Уникальное географическое положение Кипра, лежавшего на перекрестке морских путей в восточном Средиземноморье, сделало его важным центром торговли в древности. Уже в раннем бронзовом веке (приблизительно 2500 – 1900 гг. до н.э.) и Среднего бронзового века (около 1900 – 1600 гг. до н.э.) Кипр установил тесные контакты с минойским Критом, а затем и с микенской Грецией, а также с древними цивилизациями Ближнего Востока: Сирией и Палестиной, Египтом и Южной Анатолией.
Начиная с первой части второго тысячелетия до н.э., ближневосточные тексты, относящиеся к царству «Аласия», имя, которое, скорее всего, является синонимом всего или части острова, свидетельствуют о связях тогдашних киприотов с сиро-палестинским побережьем. Богатые ресурсы меди предоставили киприотам тот товар, который имел в Древнем мире высокую цену и пользовался большим спросом по всему средиземноморскому бассейну. Киприоты экспортировали большое количество этого сырья и других товаров, таких как опиум в кувшинах, напоминавших капсулы опийного мака в обмен на предметы роскоши, такие как серебро, золото, слоновую кость, шерсть, ароматизированные масла, колесницы, лошади, драгоценная мебель и другие готовые изделия.
Минойские сосуды ни с какими другими не спутать – раз есть осьминог, значит налицо влияние культуры Крита!
Керамика доисторических киприотов, особенно та, что производилась в ранний и средний бронзовые века, носит буйный и образный характер и оформление. Терракотовые фигурки также изготовлялись в большом количестве, о чем говорят их находки в гробницах бронзового века. Как и в период халколита, они чаще всего изображали женские фигуры, которые символизируют регенерацию. Другие погребальные объекты, особенно похороненные с мужчинами, включают бронзовые инструменты и оружие. Золотые и серебряные ювелирные изделия, и цилиндрические печати появляются на Кипре уже в 2500 г. до н.э.
Киприоты и киприотки любили украшать себя браслетами, хотя бы и стекленными (Археологический музей Ларнаки)
А еще они умащивались благовонными маслами, из-за чего все музеи Кипра полны вот такими стеклянными сосудами.
В эпоху поздней бронзы (около 1600 – 1050 гг. до н. э.) медь на острове производилась в массовых масштабах, а торговля медью киприотами расширилась до Египта, Ближнего Востока и всего Эгейского региона. Переписка между фараоном Египта и владыкой Алазии, датируемая первой четвертью четырнадцатого века до н.э., дает нам ценную информацию о торговых отношениях между Кипром и Египтом. Подтверждением тому являются предметы из фаянса и алебастра, которые были импортированы на Кипр из Египта в этот период. Находки при кораблекрушении в Улу-Буруне, обнаруженные на юго-западном побережье Анатолии, указывают на то, что корабль плыл на запад, возможно, побывав и в других гаванях Леванта, и что он загрузил 355 медных слитков (десять тонн меди) на Кипре, а также большие сосуды для хранения сельскохозяйственных товаров, включая кориандр.
Корабль, который вез этот груз. Реконструкция (Музей моря в Айя-Напе).
Когда ты видишь перед собой вот такие сосуды, то невольно задаешься вопросом: это же сколько нужно было дерева, чтобы его обжечь? Вот на Кипре лесов-то и не осталось! (Археологический музей Ларнаки)
Неоспоримое влияние Эгейского моря на кипрскую культуру в эпоху поздней бронзы можно увидеть в развитии письменности, бронзовых изделий, резьбы по камню, производстве ювелирных изделий и некоторых керамических стилях, особенно в двенадцатом веке до нашей эры, когда на остров периодически прибывали микенские переселенцы. Примерно с 1500 г. до н.э. киприоты начали использовать письмо, которое очень напоминает линейное письмо А Минойского Крита. Обнаружены обожженные глиняные таблички, найденные в городских центрах, таких как Энкоми (на восточном побережье) и Калавасос (на южном побережье). В эпоху поздней бронзы Кипр также был важным центром производства произведений искусства, которые показывают смесь местных и зарубежных влияний. Стилистические черты и иконографические элементы, заимствованные из Египта, Ближнего Востока и Эгейского моря, часто смешиваются в кипрских работах. Несомненно, иностранные мотивы и значимость, которые они имели, были переосмыслены на месте, поскольку они стали частью отличительных местных художественных традиций. Кипрские ремесленники тоже ездили за границу, а в двенадцатом веке до нашей эры некоторые кипрские металлурги, возможно, поселились на западе, на островах Сицилия и Сардиния. В эпоху поздней бронзы Кипр явно поддерживал прочные связи с Ближним Востоком, особенно с Сирией, о чем говорят находки в городских центрах с дворцовыми постройками четырнадцатого и тринадцатого веков до н.э., таких как Энкоми и Китинг, и богатые кладбища того же периода с предметами роскоши из самых разных материалов. С начала четырнадцатого века на Кипр отмечен значительный приток высококачественных микенских судов, которые встречаются почти исключительно в гробницах аристократической элиты. С разрушением микенских центров в Греции в двенадцатом веке до нашей эры политические условия в Эгейском море стали нестабильными, и беженцы покинули свои дома в поиске более безопасных мест, включая Кипр.
Якоря и пресс для отжима оливкового масла. (Археологический музей Ларнаки)
Скульптуры эпохи классической Греции. (Археологический музей Ларнаки)
Именно они и дали начало процессу эллинизации острова, который затем имел место в течение следующих двух столетий. Самым важным для Кипра событием между 1200 и 1050 годом до н. э. стало прибытие нескольких последовательных волн иммигрантов с греческого материка. Эти новички принесли с собой и увековечили на острове микенские обычаи погребения, одежду, керамику, производство и навыки военного дела. В это время ахейские иммигранты принесли греческий язык и на Кипр. Ахейское общество, политически доминирующее в XIV веке, создало независимые государства, управляемые ванактами (правителями). Греки постепенно захватывали контроль над крупными общинами, такими как Саламин, Китинг, Лапитос, Палаопафос и Соли. В середине одиннадцатого века финикийцы заняли Кетис на южном побережье Кипра. Их интерес к Кипру был вызван в основном богатыми медными рудниками острова и его лесами, которые обеспечивали обильный источник древесины для судостроения. В конце девятого века финикийцы установили на острове культ своей богини Астарты в монументальном храме в Кетисе. Стела, найденная в Кетисе, сообщает о представлении кипрских царей Ассирии в 709 г. до н.э. При ассирийском господстве царство Кипра процветало, и кипрские цари пользовались некоторой независимостью, пока они регулярно платили дань ассирийскому царю. От седьмого века до н.э. сохранились записи о том, что в то время существовало десять (!) правителей Кипра, которые правили в десяти отдельных государствах. Можно подумать, что площадь этих государств была очень невелика, как и сам остров, но раз их было десять и все они мирно уживались, это говорит, во-первых, о толерантности их жителей, а во-вторых, о том, что там всем всего хватало. У некоторых из них были греческие имена, у других имена были явно семитского происхождения, свидетельствующие о этническом разнообразии Кипра в первой половине первого тысячелетия до н.э. Гробницы в Саламине предполагают, как богатство, так и внешние связи этих правителей в восьмом и седьмом веках. В шестом веке Египет при фараоне Амасисе II установил контроль над Кипром. Хотя кипрские царства продолжали поддерживать относительную независимость, значительное увеличение египетских мотивов в кипрских произведениях искусства с этого периода отражает явное усиление египетского влияния.
Римляне на острове тоже отметились и оставили после себя вот такие напольные мозаики.
В 545 г. до н.э. при Кире Великом (примерно 559 – 530 гг. до н.э.) персидская империя покорила Кипр. Однако новые правители не вмешивались в то, что творилось на острове, и не пытались устанавливать там свою религию. Кипрские войска участвовали в персидских военных походах, независимые царства платили обычную дань, а Саламин занял первое место на острове. К началу пятого века до н.э. остров был неотъемлемой частью Персидской империи. Ну, а дальше начались знаменитые греко-персидские войны, и греки с материка вновь стали господствовать на Кипре.
П.С. Интересно, что память об этом сохранилась и если у вас усы, прямой нос, темные глаза и шевелюра, то на Кипре вас запросто могут спросить: “Континентал грик?” То есть – “Вы континентальный грек? На острове это своего рода элита. Им дают большие скидки, особенно в такси… Не то, что иностранцам из Европы.
Автор: В.О.Шпаковский