Людмила Ивановна Калинина провела войну не в танке, но имея к танковым войскам самое непосредственное отношение. Еще до войны девушка закончила Военную академию механизации и моторизации РККА им. Сталина (позднее Военная академия бронетанковых войск имени маршала Малиновского), служила в танковых войсках и смогла дослужиться до звания инженер-полковника, командовала инженерно-восстановительным полком, который возвращал к жизни поврежденные в боях танки. Успела девушка посидеть и за рычагами танка. В 1940 году она принимала участие в испытаниях легкого плавающего танка Т-40 в качестве механика-водителя. Наша серия статей о женщинах-танкистах без этого человека была бы неполной.Людмила Ивановна Калинина (Сухарева, Старшинова) родилась 8 сентября 1915 года, ушла из жизни 24 июня 2014 года в возрасте 98 лет. Она — советский офицер, принимала непосредственное участие в Великой Отечественной войне, неся службу в танковых войсках, дослужилась до звания инженер-полковника. Была награждена орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, различными боевыми медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги» (всего 9 орденов и 55 медалей). Китель женщины-ветерана с этими наградами весил 7 килограммов!
Людмила Сухарева родилась в 1915 году в Уфе в интеллигентной русской семье. Ее отец Сухарев Иван Георгиевич (1892-1962) по профессии был бухгалтером, мать Сухарева Капитолина Михайловна (1892-1975). Людмила дважды была замужем. Первый муж — Старшинов Иван Федотович, второй муж — Калинин Борис Павлович (1910-1991) участник Великой Отечественной войны, также служил в танковых войсках, покинул ее в звании полковника.
В 1927 году семья Людмилы решила перебраться в Москву, где девочка продолжила учебу в школе. После окончания 7 классов она решила отправиться работать. В возрасте 13 лет она стала помощником слесаря на автомобильном заводе АМО, который затем станет ЗИЛом. Девочка довольно быстро смогла освоить рабочую профессию и начала работать слесарем по ремонту станков и рабочих автоматов. Днем она трудилась на заводе, а вечером обучалась на рабфаке, повторяя судьбу сотен тысяч юношей и девушек тех лет. В 1932 году девушка вышла замуж за токаря со своего же завода Старшинова Ивана Федотовича, который был кавалером ордена Ленина. В 18 лет ей был присвоен 4-й разряд.
В 1934 году завод АМО посетила комиссия из Академии механизации и моторизации им. Сталина, представители комиссии занимались набором молодых кадров на инженерный факультет. В этой академии захотела учиться и Людмила, при этом решению девушки удивились и ее родители, и старший брат Анатолий, но она просто поставила их перед фактом, а отговаривать ее они не стали. Девушка смогла выполнить все необходимые для поступления в вуз спортивные нормативы, а также успешно сдала экзамены. Однако когда началось формирование группы для дальнейшего обучения на базе подготовительного лагеря в Кунцеве, ей было отказано. Уже потом она узнала, что в 1934 году в академию пришел приказ, который приписывал не брать в военные вузы женщин.
Помог девушке с поступлением сам директор завода Иван Алексеевич Лихачев. Примерно через неделю после отказа он встретил Людмилу в заводском цехе, девушка была заревана, и директор поинтересовался у нее, что же случилось. Узнав все детали истории, Лихачев лично позвонил в академию и уладил вопрос с поступлением. Людмилу приняли на учебу, в тот момент на курсе обучалось 160 студентов (среди них всего две девушки).
В академии она познакомилась со своим будущим вторым мужем, с которым прожила затем долгую счастливую жизнь. Борис Калинин был ее однокурсником, сначала молодые люди подружились, а затем полюбили друг друга. Первый муж Людмилы подвергся репрессиям, и с ним ей пришлось развестись.
Весной 1940 года Людмила и Борис вместе выпустились из академии. Людмилу определили в штаб МВО, а Борис Калинин отправился в Забайкалье. Летом того же года военный инженер 3-го ранга Людмила Старшинова, занимавшая на тот момент место начальника отдела штаба округа, смогла добиться своего включения в группу специалистов, которые должны были испытывать легкий плавающий танк Т-40. Испытания этой машины запомнились девушке особенно сильно. Людмила провела за рычагами танка более 3,5 тысяч километров и все это время по ухабам, кочкам и разным болотам, а управление танком дело не легкое, для того чтобы выжать рычаг необходимо было усилие до 40 кг. На танке она форсировали реки Днепр и Днестр. В одной из деревень в Воронежской области девушку и других танкистов-испытателей местные жители позвали помыться в бане. Когда Людмила сняла с себя одежду, она увидела, что тело ее напоминает один большой синяк. Так что свои приключения с Т-40 она запомнила на всю жизнь, для нее они стали настоящим испытанием не только боевой техники, но и ее тела. Тогда же Людмила получила первую свою награду — значок «За отличное вождение танка».
Великая Отечественная война застала Людмилу и Бориса на отдыхе в Крыму. При этом поваляться на пляжах полуострова они смогли всего два дня. 22 июня 1941 года телеграммой-молнией они были срочно возвращены из отпуска в Москву. Из Москвы Людмилу Ивановну отправили на Южный фронт, а Бориса вместе с танковым корпусом на Западный фронт.
Военный инженер 3-го ранга Людмила Старшинова поступила в распоряжение командующего бронетанковыми и механизированными войсками фронта — генерал-майора танковых войск А. Д. Штенева, который поручил девушке возглавить отдел ремонта и эвакуации танков. С фронта Людмиле пришлось отправиться в служебную командировку в Москву, ее задачей было получить запчасти к танкам и привезти на Южный фронт новую боевую технику. Со своей задачей она успешно справилась, привезя запчасти самолетом, помимо этого фронт получил два эшелона новых танков. Заодно она прихватила с собой из Москвы и Бориса Калинина. После Смоленского сражения Борис возглавлял в столице курсы по подготовке экипажей танков. Девушка смогла уговорить его поехать с ней вместе на Южный фронт и смогла уладить все вопросы с кадровыми службами. Так осенью 1941 года дороги Людмилы и Бориса соединились вместе, чтобы больше никогда уже не расходиться. Тогда же они поженились, супруги прожили вместе 50 лет.
Осенью 1941 года войска Южного фронта вели тяжелые оборонительные бои с наступающими войсками противника. Советские танковые подразделения несли ощутимые потери в технике и людях. Военинженер Людмила Калинина делал все возможное, чтобы возвращать танки в строй. В короткие часы затишья на передовой она подгоняла к месту боев тягачи, краны, технические «летучки», занималась организацией эвакуации поврежденных танков в ближайший тыл. При этом незначительные неисправности боевых машин старались исправлять на месте. Она на себе узнала, что такое бомбежки и вражеские атаки, поэтому никогда не скрывала, что на фронте ей бывало очень страшно.
После того как в РККА вернули офицерские погоны и появились новые воинские звания, Людмила получила звание инженер-майора. К тому моменту она уже командовала ремонтно-восстановительным полком, который включал в свой состав походно-ремонтный завод, 3 армейских ремонтно-восстановительных батальона, а также эвакуационную роту. Всего в подчинении у Людмил Иваныча, как прозвали своего командира сослуживцы, находилось примерно две тысячи мужчин. Было у девушки и другое прозвище — Леди танковых войск. Полк Людмилы действовал в составе Южного, Северо-Кавказского, Закавказского фронтов и Отдельной Приморской армии. В частности, лишь за 5 месяцев 1943 года ее службе в полевых условиях удалось починить и вернуть в строй 1525 неисправных боевых машин. Всего же за годы войны ремонтникам, которыми руководила Людмила, удалось восстановить и вернуть вторую жизнь более чем четырем тысячам советских танков, без учета отремонтированных трофейных немецких машин. Танкоремонтная служба, которой руководила девушка, заняла второе место по всем фронтам по числу и качеству отремонтированных танков.
Если же говорить о главном мужчине ее жизни — Борисе Калинине, то в годы войны им доводилось видеться не так часто. Хотя они и воевали на одних фронтах, Борис постоянно находился на передовой. Поэтому влюбленные обменивались письмами и терпеливо ждали встреч друг с другом. Людмила Ивановна находилась на фронте до осени 1944 года.
В 1945 году супруги Калинины оказались в разведке. Об этом периоде своей жизни Людмила никогда не рассказывала подробно, отмечая лишь то, что им пришлось заниматься вербовкой нужных специалистов в Германии и США. В те годы девушка выучила английский и немецкий языки, которыми владела в совершенстве. Детей у супругов не было, поэтому после войны они удочерили полугодовалую девочку, которую назвали Людой.
В послевоенные годы Людмила Калинина жила в Москве. Инженер-полковник в отставке работала в Совете ветеранов танковых войск и Российском Комитете ветеранов войны и военной службы, активно занималась общественной работой. В 2000 году за многолетний труд и свою общественную деятельность была награждена российским президентом Владимиром Путиным орденом Почета.
Даже в пенсионном возрасте женщина не забыла навыков управления танком. В последний раз она садилась за рычаги боевой машины в 2003 году в возрасте 87 лет на подмосковном полигоне в Кубинке, куда незадолго до этого был привезен в подарок отремонтированный танк Т-70, поднятый из одного из болот под Великим Луками. Людмила Ивановна лично проехала за рычагами данного танка 5 километров. Скончалась женщина-танкист 24 июня 2014 года в возрасте 98 лет в Москве. Ее память сегодня увековечена выставкой и экспозицией в музее в Кубинке, а также в музее «История танка Т-34».
Источники информации:
http://ria.ru/ocherki/20120307/587353254.html
http://today.shadrinsk.info/star-birthday/71
http://www.peoples.ru/military/hero/kalinina
http://veterangabtu.ru/index.php/o-kalininoj-lyudmile-ivanovne