Основным жилищем кочевников была юрта. «Юрта» от бщетюркского слова «jurt» — «народ», а также — пастбище, родовая земля. По-монгольски юрта называется «гэр», в современном языке это слово используется в общем значении «дом». Конструкция юрты остается практически неизменной более 3000 лет.
Подробнее о конструкции юрты, внутреннем устройстве и правилах поведения в ней в следующей статье, а приобрести ее можно пройдя по ссылке-новинки снаряжения на Fish360.ru
Овохой или хатгур.
Иногда использовали в качестве жилища верхнюю часть юрты. Использовали уук (жерди составляющие купол и тундюк/шанырак (круг на вершине купола скрепляющий жерди).
В качестве покрытия использовалась ткань, шкуры или войлок. Такая конструкция тяжелее палатки, но укрывала от непогоды и позволяла сохранять тепло.
Палатки.
Джодгор — маленькая палатка для размещения одного или двух человек.
Майхан — большая палатка для группы людей.Она достаточно легкая, устойчивая и быстро устанавливалась. Конструкция палатки состояла из трёх шестов: два устанавливались вертикально и один между ними горизонтально. На эти шесты крепятся покрытия: два боковых прямоугольных полотнища и четыре треугольных в торцах палатки, нижние концы которых, крепятся к железным или деревянным кольям, забитым в землю. Сами полотнища украшены различным орнаментом.
Цатхир — большая прямоугольная палатка с вертикальными ткаными стенками.
Асар — для большого количества людей. Общее название для Цатсар и Цатхир.
Джованни Плано Карпини («История монголов») сообщал, что во время церемонии интронизации Хана Гуюка в 1246 году, был поставлен колоссальный шатёр-цатхир, способный принять 2000 человек, а стоял он на реке Тамир. Шатёр поддерживался столбами украшенными золотыми листьями, и с внутренней стороны стены были покрыты подобно куполам.
Дом на колесах.
В древнейшем литературно-эпическом памятнике монголов – «Сокровенном сказании» упоминается о передвижных кибитках на колесах (Козин, 1941). Передвижные жилища, установленные на одноосные – четырехосные телеги, запрягались быками. Они представляли собой «кочующие города», постоянно встречавшиеся па пути следования европейских путешественников В. Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло.
Биллем Рубрук писал, что «дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы». По его словам, одну такую повозку тянули 22 быка: «одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще одиннадцать – перед ними, ее ось была величиной с мачту. У входа в повозку стоял человек, погонявший… быков, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом» (Рубрук, 1911, с. 69).
Почти то же самое рассказывал о монголах Марко Поло: «Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что хоть целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге, впрягают в них и волов, и верблюдов и перевозят жен и детей» (Марко Поло, 1873).
Имперская архитектура и города.
Первые города в Золотой Орде напоминали обычное , хоть и крупное кочевье. В центре города-лагеря располагалась большая юрта правителя, а вокруг нее уже выстраивались улицы из других юрт.
В верховьях реки Орхон в центре Монголии находилась кочующая ставка монголов и только в 1219 г. был основан город. В китайских летописях описывается золотой шатер Чингисхана, большая юрта, вмещавшая несколько сот человек. Столбы и порог в ней были обернуты золотом, поэтому ей и было присвоено название «Золотой шатер». Одно из первых описаний кочующей ставки Чингисхана на берегах Орхона принадлежит даоскому монаху Чан Чуню, который сообщает, что стан кочевников состоит из многих сотен войлочных шатров, паланкинов и «палаток», более или менее постоянных.
Угэдэй построил дворец, названный «Дворцом десяти тысяч лет благоденствия». Младших чингизидов обязали также построить здесь по дворцу. В 1234 году как дворцы, так и кварталы оружейников за пределами Тахай-балгаса были обнесены крепостной стеной. Каракорум был главным лагерем, где хан оставлял семью на время своих походов, и центром производства вооружений и оснащения войск.
Примерно с середины 13 века начинается строительство настоящих городов. Началось все с восстановления старых городов, существовавших до прихода монголов. Значительные изменения в градостроительной политике монголов произошли во время правления Берке, формальным толчком чему послужило введение в государстве новой религии — мусульманства. Золотоордынские города, и в первую очередь столица, принимают «восточный» облик, застраиваясь монументальными зданиями мечетей, минаретов, медресе, караван-сараев и т.д. Собранные в Золотой Орде ремесленники из всех порабощенных стран принесли с собой апробированные веками архитектурные каноны и строительные приемы, испытанные строительные материалы и технологию их производства. Огромное число угнанных в рабство пленных позволило в краткие сроки и в больших масштабах осуществлять строительство.
Что почитать:
Н. Харузин. История развития жилища тюркских и монгольских народов.
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв.
Сергей Волков. Каракорум – сказочная столица монгольской империи.
С.В. Киселев. Древние города Монголии. 1957 г.
С.В. Киселев. Древнемонгольские города. М., 1965 г.
Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны
Плано Карпини. История монголов