После 1935 года важным аспектом кампании осведомительства становится защита родины от внешних врагов и происков капиталистических разведчиков. В стране разворачивается настоящая шпиономания. О новом виде врага – шпионе — граждане постепенно начинают слышать больше, чем о ликвидированных кулаках.
Способ борьбы с чужими среди своих – не только привычное сообщение властям, но и самостоятельное выслеживание и поимка врага. Важно не физически уничтожить диверсанта, а поймать живым, чтобы получить от него сведения о его зарубежных хозяевах. Для удобства персонификации врага на свет извлекают из сундуков останки, казалось бы, растоптанных и добитых «троцкистов».
Вожатые на сборах, учителя, приходящие в школы пограничники и милиционеры, пионерские издания предупреждают детей о новом враге «Беснуются фашисты, хотят напасть на нас, погасить светоч человеческой культуры. Засылают капиталисты и фашисты в наш тыл шпионов и диверсантов, но славная советская разведка, руководимая большевистской партией, рвет вражескую паутину, как бы хитро ни была сплетена она.
В тылу нашей страны обрели фашисты наемных убийц из троцкистско-бухаринской банды, сторговались, затеяли темный сговор, но просчитались и на этот раз!Твердо помнит весь народ указание товарища Сталина о том, что надо быть всегда бдительным, не забывать о капиталистическом окружении. Советский народ растоптал белогвардейских козявок, выкорчевал шпионские гнезда и сурово расправился с изменниками». (Восемнадцатый съезд ВКП (б). Пионерская правда. 1939, № 15, 20 января.)
Враги были повсюду, враги были везде. Огромное число иностранцев тайком перебиралось через границу с одной целью — подсыпать яду в колодец, поджечь коровник, сфотографировать завод. Были и внутренние враги, замаскировавшиеся предатели, недобитые кулаки, гнилая интеллигенция…Одной из характерных черт советского общества образца 30-х годов была тотальная и где то даже истеричная шпиономания.
Враги были повсюду, враги были везде. Огромное количество иностранцев тайком перебиралось через границу с единственной целью — подсыпать яду в колодец, поджечь коровник, сфотографировать завод. Были и внутренние враги, замаскировавшиеся предатели, недобитые кулаки, гнилая интеллигенция.Врагов внутренних не мудрствуя лукаво называли троцкистами или бухаринцами. Иногда их объединяли в союз с фашистами…
А что бы враги не подожгли коровник или МТС, людей призывали к бдительности:
В общем-то у народа не оставалось сомнений, что советские сараи являются стратегической целью для иностранных диверсантов.Фраза «Не болтай» на долгие годы стало символом эпохи, красной нитью прошло от Ильича до Ильича. Я и сам много раз слышал в детстве эту фразу от бабушки… Она знала, что говорила; везде, везде есть уши. Или бдительные граждане!
Но, конечно, самое страшное — это болтун в погонах.
И еще два варианта, один краше другого)
Самое забавное, что советских людей убеждали в том, что враг спит и видит, как бы завладеть планом советского завода. И это убеждение проникало даже в блатной фольклор:
Стою я раз на стрёме,
Держу в руке наган,
И вдруг ко мне подходит[/i
][i]Неизвестный мне граждан.
Вытаскивает ключик,
Открыл свой чемодан.
Там были деньги-франки
И жемчуга стакан.
— Бери,- говорит,- деньги-франки,
Бери весь чемодан,
А мне за то советского
Завода нужен план.
Советская малина[/i
][i]Собралась на совет.
Советская малина
Врагу сказала:- Нет!
Мы сдали того суку
Войскам НКВД.
С тех пор его по тюрьмам
Я не встречал нигде.
Абсурдность ситуации была в том, что большинство наших заводов, построенных в конце 20-30-х годах, возводились под руководством специалистов из США, Англии, Германии. Вспоминаю забавный случай, свидетелем которого я был году в 88-89-ом. Летел я из Таганрога в Москву заводским самолётом, соответственно с заводского аэродрома авиационного завода. Этим же самолётом отправляли группу американских студентов, приезжавших в наш институт по какому-то там обмену…
Ну, время такое, новое мышление, гласность, открытость. Да и, честно скажем, прятать на этом заводе было решительно нечего. А если кого паче чаянья и заинтересовало бы что, то руководство было бы счастливо это что-то продать.
Но не все советские люди были, что называется, в тренде. Как, например, вахтёрша на вышке, которая, увидев в руках студентов фотоаппарат, выстрелила в воздух и с диким криком и карабином наперевес кинулась к бедным американцам. Знаете, надо было видеть ужас в их глазах! Стрельба, невообразимая тётка в фуфайке и с ружьём бежит на них!Прилетело начальство, инцидент уладили…))
Бдительности учили детей. Неимоверную популярность приобрела песня на стих Долматовского «Пуговка» — о бдительности ребят в приграничной местности и о том, как благодаря простой пуговице был вычислен иностранный шпион. Долматовский написал несколько «дальневосточных» стихотворений после вооруженного конфликта у озера Хасан 29 июля 1938 г., когда японцы перешли советскую границу и были отбиты нашими войсками.
Это первоначальный вариант песни:
Коричневая пуговка валялась на дороге,
Никто не замечал ее в коричневой пыли.
Но мимо по дороге прошли босые ноги,
Босые, загорелые протопали, прошли…
Ребята шли гурьбою средь запахов цветочных,
Алешка был последним и больше всех пылил.
Случайно иль нарочно — того не знаю точно —
На пуговку Алешка ногою наступил.
Он поднял эту пуговку и взял ее с собою –
И вдруг увидел буквы не русские на ней.
К начальнику заставы ребята всей гурьбою
Бегут, свернув с дороги. Скорей! Скорей! Скорей!
«Рассказывайте толком, — сказал начальник строгий
И карту перед собою зеленую раскрыл: —
Вблизи какой деревни и на какой дороге
На пуговку Алешка ногою наступил?
Значок японской фирмы вот здесь, на этой штуке,
И пуговку такую нам выбросить нельзя!
Нам к пуговке, пожалуй, пришить придется брюки.
Нелегкая работа, скажу я вам, друзья.
Приладив быстро стремя движением привычным
И сапоги нагайкой очистив от земли,
С винтовкой за плечами помчался пограничник
По той дороге пыльной, где пуговку нашли.
Бойцы по всем дорогам четыре дня скакали,
Четыре дня искали, забыв еду и сон.
Седого незнакомца в деревне повстречали,
Сурово осмотрели его со всех сторон.
А пуговицы нету у заднего кармана,
И сшиты не по-русски широкие штаны.
А в глубине кармана — патроны для нагана
И карта укреплений советской стороны.
Вот так шпион был найден у самой у границы.
Никто на нашу землю не ступит, не пройдет!
В Алешкиной коллекции та пуговка хранится.
За маленькую пуговку ему — большой почет.
(Долматовский Е. Пуговка. М.; Л. Детиздат. 1939.)
После потепления отношений с японцами песня была сокращена, и в таком виде её помнят многие люди, чье детство прошло в СССР
.…………………………………
А пуговка — не наша! Вскричали все ребята
И буквы не по-русски написаны на ней!
К начальнику заставы бегут-спешат ребята,
К начальнику, к начальнику скорей скорей скорей.
Рассказывайте точно, сказал начальник строго
И карту пред собою широкую раскрыл
Глядит в какой деревне и на какой дороге
На маленькую пуговку Алешка наступил.
4 дня искали бойцы по всем дорогам
4 дня искали, забыв покой и сон
на 5-тый отыскали чужого незнакомца
И быстро оглядели его со всех сторон.
А пуговки-то нету! У заднего кармана!
И сшиты не по-нашему широкие штаны.
А в глубине кармана — патроны от нагана
И карта укреплений советской стороны.
Ребят тут похвалили за храбрость и сноровку
И долго жал им руки отважный капитан
Ребятам подарили отличную винтовку,
Алешке подарили гремучий барабан.
Вот так она хранится, Советская граница.
И никакая сволочь границу не пройдет!
А пуговка хранится в Алешкиной коллекции,
За маленькую пуговку ему большой почет!
Но и это был не окончательный вариант. Вскоре испортились отношения с китайцами, случился конфликт на острове Даманский, и популярная песня стала звучать так:
4 дня скакали бойцы по всем дорогам
4 дня искали, забыв покой и сон
На 5-тый повстречали седого незнакомца
И быстро оглядели его со всех сторон.
А пуговки-то нету! У заднего кармана!
И сшиты не по-русски китайские штаны.
А в глубине кармана — патроны от нагана
И карта укреплений советской стороны.
На уроках литературы и русского языка изучали и обсуждали произведения, посвященные поимке шпионов благодаря внимательности советских детей, писали сочинения и изложения рассказов о бдительности. Каждое такое занятие заодно было и теоретической подготовкой к возможной встрече с врагом. Приведем детальный план разбора рассказа «Смелые» на уроке русского языка в 4 классе начальной школы из настольной книги учителя (1950).
Письменное изложение рассказа «Смелые».
Текст рассказа «Сене было 11 лет, а его сестре Маше—12. Однажды они пошли в лес за ягодами.Скоро они набрали ягод и вышли на лесную полянку. Дети сели на мягкую травку и весело разговаривали. Вдруг в лесу послышался слабый треск. Дети испугались, быстро вскочили на ноги, спрятались за толстое дерево и стали наблюдать.
На край лужайки вышли два незнакомых человека. Они осторожно пробирались в сторону границы.Маша подумала, что это шпионы, и сказала Сене: «Следи за ними, а я пойду позову отца. Маша побежала в деревню, а Сеня пошёл за незнакомцами. Скоро Сеня догнал их и с плачем сказал, что он заблудился и не может выйти из лесу. Незнакомцы стали расспрашивать Сеню о деревне, в которой он живёт.
Сеня долго рассказывал, а потом услышал громкий голос «Руки вверх!».Он быстро оглянулся и увидел отца и двух пограничников. Пограничники с оружием в руках окружили незнакомцев. Те подняли руки. Они оказались шпионами. Пограничники поблагодарили отца за помощь, а Сеню и Машу за догадливость и смелость».
Источник: ussrlife.blogspot.ru