Фургоны в погонах

Эти автомобили известны многим, иногда они появляются на городских проспектах и выделяются в общем потоке лишь военной формой. Если присмотреться к ним повнимательнее, то за темно-зеленой краской прячутся «хлебовозки», «продуктовки» и другие. Но наибольшее распространение эти фургоны получили в армии. Ни одно подразделение не обходится без обычных на первый взгляд автомобилей. Те из вас, кто отслужил положенный срок в вооруженных силах, знакомы с этими машинами не понаслышке и могут долго рассказывать про то, какая техника нужнее на службе. За всеми этими фургонами стоит лишь одно предприятие, выпускавшее для всего Советского Союза, и не только, автомобили для продовольственной службы.

Государственное предприятие «111 военный завод» был основан в 1941 году в Новосибирске. Свой путь завод начал в грозные военные годы как мастерская по ремонту обоза, мехагрегатов, упряжи и изготовлению фурнитуры для фургонов. Всего несколько десятков человек занималось ремонтом и изготовлением пароконных кухонь и печей, кухонного инвентаря и упряжи. Особой популярностью на фронте пользовалась походная пехотно-артиллерийская кухня упрощенная УПК-42, выпускавшаяся с 1942 года. Это был овальный котел от пехотно-артиллерийской кухни, установленный на жесткий ход. Одна такая походная кухня обеспечивала обедом 175 человек. Вес установки в походном состоянии вместе с повозочным составлял 815 кг. Мастерская от года к году набирала силы и с перемещением фронта на Запад передислоцировалась сначала в Омск, затем в Тамбов, потом в Воронеж. Среди продукции предприятия, выпускаемой в военное время, можно выделить очажную походную кухню ОПК-150, установленную на конной повозке.

Наконец, в феврале 1948 года 421-я окружная мастерская передислоцировалась на территорию бывших минных складов в Володарском районе города Брянска, на этой базе впоследствии и вырос 111-й военный завод. Предприятие становится основой военно-производственной базы, где ремонтировалась, а в дальнейшем и производилась техника продовольственной службы. В 1950-х завод становится основным в стране поставщиком техники для продовольственной службы армии и флота – средств приготовления пищи, полевых средств хлебопечения, транспорта, подвоза продовольствия. Первым автомобилем, разработанным и выпущенным на предприятии, стал автомобиль для перевозки хлеба КХА-51. Фургон изготавливался на шасси грузовика ГАЗ-51, а затем ГАЗ-51А не один десяток лет. Вскоре на предприятии был налажен выпуск комбинированного фургона КК-51. Этот автомобиль мог перевозить не только хлеб, но и другие продукты в специально предусмотренном для этого отсеке, расположенном в корме кузова. Доступ в этот отсек осуществлялся через отдельную дверь на задней стенке кунга. Как принято у военных, кузова этих автомобилей имели примитивную, но очень надежную конструкцию.

В начале 1960-х конструкторским коллективом предприятия был разработан и изготовлен новый образец продукции для военных – передвижная автомобильная кухня. ПАК-170 монтировалась на шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-157К. Внутри кузова разместилось все необходимое оборудование для приготовления пищи в полевых условиях. Производительность этого автомобиля достаточна, чтобы одновременно накормить 150 человек.

Выпуск фургонов на новых шасси начался в 1973 году, когда появилась мастерская по ремонту холодильного и технологического оборудования МРХТО-53. На заводе автофургон делали без внутренней начинки. Машина предназначалась для монтажа оборудования мастерской МРХТО или перевозки различных грузов. Кузов укомплектовывался автономной отопительной установкой, питающейся от аккумуляторной батареи автомобиля. Грузоподъемность этого фургона составляла 3200 кг. Материалы, применявшиеся для изготовления кузова, позволяли работать при температурах от -40C до +50C. В кузове МРХТО-53 для естественного освещения в дневное время предусматривались окна как на стенках, так и на покатых элементах крыши. В этом же году появляется автомобиль-фургон хлебный обогреваемый АФХО-131 на шасси грузовика ЗИЛ-131.

Модель автомобиля-фургона хлебного обогреваемого АФХО-131.

В следующем, 1974 году на смену машинам КК-51 и КХА-51 пришли АФХ-53 (автофургон хлебный) и АФК-53 (автофургон комбинированный), которые сменили прежнее семейство фургонов. Была полностью пересмотрена конструкция кузовов этих автомобилей. Цельнометаллические кунги получили более продолжительный срок эксплуатации, а конструкция дверей и их уплотнений облегчила погрузочно-разгрузочные работы.

Автофургон комбинированный АФК-53.

Горьковский грузовик послужил базой для создания автофургона изотермического АФИ-53, предназначенного для перевозки и хранения различных грузов, продовольствия и пищевых продуктов, не требующих особых условий транспортирования и хранения по дорогам общей сети. Хлебные автофургоны строили и на шасси ЗИЛ-130.

Иногда опытные разработки долгое время не передавались в серийное производство. Так случилось и с ПАК-200, созданного на базе автомобиля ЗИЛ-131 еще в 1971 году. В воинские части он стал поступать лишь в середине 1970-х. Новая передвижная автомобильная кухня предназначалась для приготовления горячей пищи из 2-х блюд и кипятка в полевых условиях личному составу подразделений численностью до 200 чел. Внутри кузова монтировался тепловой блок для обработки продуктов и овощей, приготовления кипятка, приготовления мясных и рыбных порций. Тепловой блок является главным узлом кухни и представляет собой тепловой аппарат с тремя котлами и жарочным шкафом. В кузове также имеются топливная и водяная системы, электрооборудование. Емкость воды в баке – 450 л. ПАК-200 в первую очередь поступал на вооружение в подразделения, находящиеся в отдаленных труднодоступных районах страны, пограничникам, войскам, дислоцируемым за границей.

Передвижная автомобильная кухня ПАК-200.

Для принятия пищи в походных условиях на заводе разработали столовую автомобильную СА-32. Она смонтирована на шасси грузовика высокой проходимости ЗИЛ-131. Кузов столовой раздвижной конструкции, площадь которого в развернутом состоянии составляет 21 кв.м. Столовая рассчитана на 32 посадочных места. На развертывание столовой личным составом из 5 человек необходимо 25 минут. Нужно отметить, что при температуре наружного воздуха –10С, в столовой поддерживается температура не ниже +20С.

Модель столовой автомобильной СА-32.

Продукция завода не всегда удовлетворяла военных. К примеру, эксплуатация комбинированных и хлебных фургонов не позволяла использовать их в местах, где в весеннюю распутицу дороги становились непроходимыми. Поэтому, следуя требованиям заказчика, в 1967 – 1968 годах завод по отдельным заказам стал изготавливать эти машины на шасси вездехода ГАЗ-66. Соответственно, под это шасси была доработана и конструкция кузова. Позднее, полноприводный грузовик ГАЗ-66 послужил также основой для создания мастерских МРХПО-66.

Автофургон хлебный АФХ-66.

Модель мастерской МРХПО-66.

Разработка, а затем и производство, специальной техники на базе одно- и двухосных прицепов также входило в номенклатуру выпускаемой предприятием продукции. Так, в начале 1980-х в серийное производство был запущен прицепной хлебопекарный блок ПХБ-0,4, предназначенный для производства формового пшеничного, ржано-пшеничного и ржаного хлеба в полевых условиях. Хлебопекарный блок изготавливался на шасси двухосного прицепа. Обслуживающий персонал, состоящий из пекаря и подсобного рабочего, за сутки может выпекать до полутонны хлеба. В прицепе предусмотрено автономное питание электроэнергией и водой. При работе в зимний период имеется обогревательная установка ОВ-65.

Прицепной хлебопекарный блок ПХБ-0,4.

Нужно отметить, что на «111 военном заводе» прислушивались к мнению потребителей. Выпускаемая техника постоянно улучшалась. Очередная модернизация продукции в 1984 году коснулась и передвижной столовой. Если внешние признаки обновления были практически незаметны, то агрегаты, приборы и оборудование были заменены полностью. В связи с этим машине присвоен новый индекс ПАК-200М.

Годы перестройки внесли свою лепту в работу предприятия. В 1989 году был модернизирован автомобиль-фургон хлебный обогреваемый АФХО-131. Автофургон в первую очередь использовался для перевозки хлебобулочных изделий войсковым подразделениям на расстояние до 150 км с ограничением по температуре окружающего воздуха от -40С до +40С. Поддержание необходимой температуры в отделении для хлеба производилось отопительной системой, установленной в кузове. Температура, поддерживаемая установкой – от -6С до +20С.

Количество произведенных автофургонов и другой техники резко сокращалось от года к году. Так, например, если в 1991 году из ворот предприятия выехало 600 автомобилей ПАК-200М, то к 1997 году их производство сократилось до 30 машин. Примерно такая же тенденция снижения количества выпускаемой техники прослеживалась и по другим видам автомобилей. Армия требовала реформ, а вместе с ней и оборонные предприятия, работающие на ее нужды. Назревающий кризис казалось вот-вот охватит весь коллектив. Но общими усилиями руководства и работников «111 военного завода» удалось удержаться на плаву, выпуская только лишь автотехнику для военных.

Славная история предприятия, обеспечивающего пятую часть суши техникой для продовольственных военных служб, в середине 1990-х переживала не лучшие свои времена. Спад производства и невостребованность продукции сказывались на жизни трудового коллектива завода. Положение начало стабилизироваться в 1996-м – когда военное ведомство ЦПУ, долгое время не получавшее столь необходимую технику, стало понемногу оформлять на «111 военном заводе» заказы на приобретение автомобилей.

Итак, на производственных стапелях продолжали держаться модели, разработанные еще десять лет назад, верой и правдой зарекомендовавшие себя за это время. Семейство фургонов, включая АФХ, АФК и АФИ, сменило шасси с труженика ГАЗ-53А на ГАЗ-3307. Вместе с базовой машиной изменению были подвергнуты также конструкции кузовов. Появилась и новинка предприятия, которая носила сугубо гражданский характер. Это автофургон АФ-3302, созданный на шасси полуторатонной «Газели». Автомобиль выпускался только лишь в 1996 году, затем его производство было свернуто.

Автофургон АФ-3302.

Дальнейшие усилия конструкторов были направлены на создание новых образцов техники, воплотивших в себе самые передовые технологии. 1998 год ознаменовался появлением на предприятии передвижной кухни многофункциональной ПКМ-150. Эта машина вобрала в себя сразу несколько разработок. ПКМ-150 предназначена для приготовления и приема пищи в полевых условиях на 150 человек, а также выпечки хлеба. Передвижная кухня представляет собой теплоизолированный кузов с изменяемым объемом, установленный на шасси автомобиля КамАЗ-53212. Машина оснащена автономным обогревом кузова, оборудованием для очистки воздуха. Обслуживающий персонал автомобиля (3 человека) за одну смену способен выпекать до 400 кг хлеба и готовить блюда горячего обеда. Время развертывания автомобиля в походных условиях составляет всего 60 минут.

В новое тысячелетие «111 военный завод» вошел с двумя новыми разработками. Кухня-столовая автомобильная КСА-20, сделанная на базе вездехода Урал-4320-0911-31, предназначена для разогрева пищи в полевых условиях личному составу численностью до 20 человек. Другая новинка предприятия кухня-столовая автомобильная КСА-200-01 служит для приготовления и приема пищи, выпечки хлеба в полевых условиях на 200 человек. КСА-200-01 представляет собой теплоизолированный кузов с изменяемым объемом, установленный на шасси автомобиля Урал-4320-31.

Кухня-столовая автомобильная КСА-200-01.

Очередной революционной новацией стало внедрение в 2001 году линии по производству так называемых “сендвич-панелей”, широко используемых во всем мире для производства изотермических кузовов фургонов. Такая панель состоит из нескольких проклеенных слоев пластика, фанеры и теплоизоляционной плиты. На линии изготавливаются такие панели, в которых при монтаже в кузовах по месту вырезаются отверстия под окна, холодильные установки и т.д.

С вводом этой линии на «111 военном заводе» постепенно расширяется ассортимент выпускаемой техники. Сначала появились автомобили-рефрижераторы АР-10М (шасси КамАЗ-53215) и АР-10П (шасси МАЗ-6303-040). Унифицированный для этих двух моделей кузов вмещает до 10 т груза. Охлаждение внутреннего объема кузова машин осуществляется холодильной установкой SL-300 известной фирмы THERMO KING.

Автомобиль-рефрижератор АР-10М.

Автомобиль-рефрижератор АР-10П.

Кроме автомобилей были разработаны полуприцепы-рефрижераторы ППР-11П (СЗАП-9340) и ППР-20 (МАЗ-93866).

Полуприцеп-рефрижератор ППР-11П.

Полуприцеп-рефрижератор ППР-20.

Вместе с рефрижераторами новинками этого года стали и автомобили-фургоны изотермические АФИ-2,5-3308 и АФИ-5-4320, разработанные на шасси ГАЗ-3308 (2500 кг) и Урал-4320 (5000 кг).

Следующий год отмечен появлением целой плеяды изотермических фургонов, среди которых АФИ-0,75-33023, АФИ-1,5-3302. Как видим, предприятие организовало производство небольших автомобилей-фургонов, созданных для обслуживания мелких фирм и предприятий. Фургоны грузоподъемностью 750 и 1500 кг соответственно устанавливаются на шасси горьковских «Газелей». К самым большим, когда-либо выпускавшимся на предприятии, автофургонам следует отнести АФИ-10П, кузов которого позаимствован с рефрижератора АР-10П.

Но наиболее творческим и плодотворным годом на заводе по праву следует считать 2003-й, когда из ворот предприятия выехало около десятка новых видов техники. Машина Урал-4320 послужила для модернизации передвижной автомобильной кухни. ПАК-200МХ, как и его предшественники, необходима для приготовления пищи в полевых условиях. Кухня способна обеспечивать трехразовый режим питания обслуживающим персоналом (включая водителя) в количестве 3 человек. Возимый запас воды составляет почти 600 л.

Передвижная автомобильная кухня ПАК-200МХ.

Впервые на предприятии был разработан новый тип кузова – фургон изотермический комбинированный, а машины АФИК-2,5-3308, АФИК-5-4320, а затем и АФИК-5-5323, стали первыми образцами такой техники.

Автофургон изотермический комбинированный АФИК-5-5323.

Расширилась гамма обычных изотермических фургонов. К предыдущим моделям добавились АФИ-1,5-3303, АФИ-1,5-5301, АФИ-3,5-3307П и АФИ-53ПШ. О последнем фургоне нужно рассказать подробнее. Эта машина представляет собой гостиницу на колесах. Здесь и спальный отсек, и отделение для приготовления и приема пищи, и санузел с биотуалетом. Этот автофургон также может быть использован для перевозки и хранения продовольствия, приготовления и приема пищи, отдыха командного состава на стоянке в полевых условиях. Все выше перечисленное оборудование размещается на шасси ГАЗ-3307.

Автофургон изотермический АФИ-53ПШ.

Не останавливаясь на достигнутом, конструкторским коллективом завода были модернизированы комбинированный и хлебный фургоны, в результате чего к перечню выпускаемой продукции добавились АФК-3,5-3307П и АФХ-3,5-3307П.

Последние месяцы 2003 года оказались небезуспешными. Предприятием был собран первый опытный образец комплекса для подвоза скоропортящихся продуктов КПСП-9. Комплекс предназначен для перевозки и хранения скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии. КПСП-9 создан на базе вездехода КамАЗ-43118 с использованием контейнера-рефрижератора КР-9П. Контейнер снимается с транспортного шасси и может использоваться как стационарная холодильная установка. В то же время сам автомобиль может быть привлечен к другим транспортным работам.

В настоящее время на предприятии создаются новые образцы техники, с которой «111 военный завод» из города Брянска познакомит нас на очередных выставках и презентациях.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории