Благодаря своей новаторской рекламной кампании, рок-саундтреку и камео-появлению одного из величайших рок-героев СССР, “Асса” была эпохальной картиной. Режиссер Сергей Соловьев снял фильм в 1987 году, но он стал знаковым фильмом для нескольких последующих поколений.
Через более чем три десятилетия после его создания культовый фильм 1980-х годов “Асса” по-прежнему выделяется среди работ российского режиссера Сергея Соловьева. Его называли “киноманефестом”, “главным фильмом русского рока” и даже “фильмом, который обрушил Советский Союз”.”
Индийское вдохновение
Идея Асса была далека от протеста или манифеста. На показе своего фильма “Дикий голубь” в Москве Соловьев увидел роту солдат, спешивших в зал, чтобы заполнить пустые места.
В этот момент он пообещал себе сделать успешный кассовый фильм, который не будет нуждаться в чьем-либо принудительном посещении. Соловьев решил воспользоваться рецептом индийского кино, который был популярен в СССР-история любви, много музыки и танцев.
В кратком пересказе, Асса звучит вполне в стиле Болливуда: красивая медсестра Алика, чья одежда (мужские рубашки, галстуки, кепки) делает ее похожей на советскую версию “Энни Холл”, приезжает в зимнюю Ялту, в Крым, на черноморское побережье – с любовником мафиози Крымовым, но влюбляется в бедного музыканта Бананана, который работает в качестве сторожа в течение дня и поет в ресторане по вечерам.
Ревнивый Крымов приказывает заколоть Бананана, и Алика, узнав об этом, убивает Крымова из его же пистолета, который она нашла. Все так, как и должно быть: бедность и богатство, любовь и кровь, песни и танцы. В фильме также присутствуют лилипуты, агенты КГБ, фальшивые космонавты и даже цареубийцы, но главное, конечно же, музыка.
Рок-волна
Услышать музыку ведущих российских рок-групп, таких как “Аквариум”, “Кино” или “Браво”, которую люди переписывали друг у друга с помощью катушечных магнитофонов, на большом экране в конце 1980 – х годов было шоком.
Самое большее, на что тогда могли надеяться подпольные рок – музыканты, – это крошечный зал на несколько сотен человек в “Доме культуры”, а Соловьев дал им многомиллионную аудиторию.
“Город золотой” Бориса Гребенщикова и “Мы ждем перемен” Виктора Цоя услышала вся страна, и она уже не могла оставаться прежней. Это был огромный выброс свежей энергии, это была Рок-волна, которую невозможно было остановить.
Виниловая пластинка с песнями из Асса стала одним из первых официальных релизов русского рока, а презентация фильма превратилась в грандиозное шоу, подобного которому еще никогда не видели в СССР.
Видео снято алларичем . / Ютьюб
Парад по всей стране
Весной 1988 года в Доме культуры Московского лампового завода произошла настоящая культурная революция: в течение трех недель, с 25 марта по 17 апреля, здесь проходила презентация фильма Асса , которую организаторы назвали арт-рок-парадом. Все это время здание окружала милиция, и люди целыми днями стояли в очередях, чтобы купить билеты.
В фойе прошел альтернативный показ мод, несколько этажей были заняты художниками-авангардистами, которые устроили художественную выставку 80-х годов, а футболки и сумки Assa продавались повсюду, поэтому фильм также стал пионером PR – революции в СССР-до этого ни один фильм не продвигался в таком масштабе.
Затем последовал концерт с участием лучших рок-групп страны-Кино, Аквариум и Алиса– и только после этого был показан фильм. Из Москвы парад проследовал в другие российские города-и к моменту официальной премьеры в сентябре Рок-волна накрыла уже всю страну.
Времена эти меняются.
В эпилоге Асса,зритель видит эпизодическую роль главного кумира русского рока 1980 – х годов Виктора Цоя-его персонаж приходит, чтобы подать заявку на работу в качестве певца в ресторане, чтобы заменить умершего Бананана.
В финальных кадрах во время песни “Мы ждем перемен” ресторан неожиданно превращается в огромный зал: 10 000 человек пришли выступать в качестве статистов в фильме, чтобы они могли слушать Цоя. Большинство из них держали в руках зажигалки, и тут на ум приходит фраза романтика Бананана: “если каждый из нас зажжет спичку – свет охватит полнеба.”
Перемены не заставили себя долго ждать: через два года после премьеры “Асса” Цой и его группа “Кино” собрали на концерт в Лужниках в Москве не 10 000 , а 70 000 человек, и всего через год после этого распался СССР.