Воспоминая об одном концерте Виктора Цоя

   Миф о том, что это Юрий Айзеншпис «раскрутил» группу «Кино» – всего лишь миф. Айзеншпис принял уже популярную рок-группу, и лишь увеличил армию поклонников Цоя и группы «Кино» со стотысячных поклонников рока, до многомиллионной аудитории. Во многом за счет того, что из фигуры рок-андеграунда, Виктора Цоя, он начал творить образ глянцевого героя из девичьих грез, фактически звезды шоу-бизнеса.
Viktor_Tsoy_01
.
Лично я познакомился с творчеством Виктора Цоя примерно в 1984 году – кто-то из ребят пел под гитару «Восьмиклассница» и «Алюминиевые огурцы». Потом я узнал, чьи это песни, и достал магнитофонные записи практически никому неизвестной «Кино». Через пару лет я ушел в армию, и когда вернулся, они уже выпустили два суперудачных альбома «Ночь» (1986) и «Группа крови» (1988), фильмы с Виктором Цоем «Асса» и «Игла» стали лидерами советского кинопроката, Цой «засветился» на Центральном телевидении СССР, а «Кино» успешно гастролировала по городам и весям страны.
Так что слава к Виктору Цою пришла, и без участия Айзеншписа. Но то, что последний мог блестяще технически организовать гастроли на стадионах и во дворцах спорта, не подлежит сомнению. И тот случай, когда я в первый и последний раз, я слушал «вживую» Виктора Цоя за пару месяцев до прихода в группу «Кино» Айзеншписа, лишнее тому подтверждение.
Viktor_Tsoy_02
.
Дело было осенью 1989 года на харьковском стадионе «Металлист», и началось всё с того, что концерт «Кино» был перенесен с 18:00 час. 20 сентября на 16:00 час. 22 сентября. Отложенное выступление 22 сентября началось в 16:00 и закончился почти ровно в 17:00 (на 18:00 был запланирован второй в тот день концерт).

В основном тогда игрался свежий альбом 89-го года «Звезда по имени Солнце», и звук был отвратительный. Не знаю, может не все музыканты группы «Кино» тогда приехали в Харьков, или не всю аппаратуру привезли, но разница между студийной записью и концертным выступлением была столь значительна, что временами я морщился. А где-то на середине выступления музыканты еще и стали сбиваться с ритма, и нормально слушать это стало вообще невозможно.
В      паузах межу песнями никакого общения Виктора Цоя с публикой не было (он лишь цветы принимал) – музыканты молча вышли, торопливо отыграли свой час, и так же молча ушли. Но фанов это мало интересовало – они быстро сбросили со счетов качество исполнения, и визжали, и зажигалками размахивали, и свечами, и даже плакаты поджигали. Непривычные к этому советские милиционеры растерянно бегали по трибуне (а она была единственная) и не знали, что им делать.
Так что тот концерт мне жутко не понравился. А еще вдобавок, придя с концерта домой, я обнаружил на спине своей новенькой ветровке капли воска – это на трибуне кто-то слишком активно зажженной свечой размахивал. Увидел бы на концерте кто именно, прибил бы (эти пятна потом я так и не вывел).
Viktor_Tsoy_04
.
Возможно и задержка с концертом, и плохая игра группы «Кино», была связана с возникшими у них тогда сложностями с получением гонорара. Впоследствии тогдашний директор группы «Кино» Юрий Белишкин так вспоминал о тех концертах: «А в Харькове у местных товарищей в определенный момент возникло желание у меня эти деньги отобрать. Пришлось как-то крутиться. Группа улетела, а я остался их прикрывать. Звонил потом в Ленинград, меня оттуда друзья забирали…».
С отсидевшим 18 лет в тюрьме, и пользовавшимся авторитетом в криминальном мире, Юрием Айзеншписом, понятное дело, такого произойти не могло. И это тоже сыграло свою роль в смене Цоем директора своего коллектива – по воспоминаниям Виктор равно терпеть не мог: плохой звук на своих концертах, и проблемы с гонорарами.
Viktor_Tsoy_05
.
15 августа 1990 года, на пике популярности группы «Кино», Виктор Цой погиб в автокатастрофе на старом шоссе в нескольких десятках километров от Риги. Эта смерть и не дала его популярности тихо угаснуть в мишуре шоу-бизнеса, создав своеобразный культ трагически погибшего загадочного героя.
А не погибни тогда Цой, и котельная «Камчатка» в Питере, в которой Цой пару лет работал кочегаром, не стала бы объектом паломничества. И в московском Кривоарбатском переулке не появилась бы «стена Цоя». И киевское озеро Тельбин, где снимался фильм «Конец каникул», который стал дебютом Цоя в качестве актера, не стало бы культовым местом для его украинских фанатов.
И сегодня, постаревшие фаны Виктора Цоя, не слушали бы его песни даже когда ностальгия пробирает. Потому что для легенды, кумирам лучше умирать тогда, когда их эпоха еще не прошла…
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий