Миф о том, что это Юрий Айзеншпис «раскрутил» группу «Кино» – всего лишь миф. Айзеншпис принял уже популярную рок-группу, и лишь увеличил армию поклонников Цоя и группы «Кино» со стотысячных поклонников рока, до многомиллионной аудитории. Во многом за счет того, что из фигуры рок-андеграунда, Виктора Цоя, он начал творить образ глянцевого героя из девичьих грез, фактически звезды шоу-бизнеса.
.
Лично я познакомился с творчеством Виктора Цоя примерно в 1984 году – кто-то из ребят пел под гитару «Восьмиклассница» и «Алюминиевые огурцы». Потом я узнал, чьи это песни, и достал магнитофонные записи практически никому неизвестной «Кино». Через пару лет я ушел в армию, и когда вернулся, они уже выпустили два суперудачных альбома «Ночь» (1986) и «Группа крови» (1988), фильмы с Виктором Цоем «Асса» и «Игла» стали лидерами советского кинопроката, Цой «засветился» на Центральном телевидении СССР, а «Кино» успешно гастролировала по городам и весям страны.
Так что слава к Виктору Цою пришла, и без участия Айзеншписа. Но то, что последний мог блестяще технически организовать гастроли на стадионах и во дворцах спорта, не подлежит сомнению. И тот случай, когда я в первый и последний раз, я слушал «вживую» Виктора Цоя за пару месяцев до прихода в группу «Кино» Айзеншписа, лишнее тому подтверждение.
Лично я познакомился с творчеством Виктора Цоя примерно в 1984 году – кто-то из ребят пел под гитару «Восьмиклассница» и «Алюминиевые огурцы». Потом я узнал, чьи это песни, и достал магнитофонные записи практически никому неизвестной «Кино». Через пару лет я ушел в армию, и когда вернулся, они уже выпустили два суперудачных альбома «Ночь» (1986) и «Группа крови» (1988), фильмы с Виктором Цоем «Асса» и «Игла» стали лидерами советского кинопроката, Цой «засветился» на Центральном телевидении СССР, а «Кино» успешно гастролировала по городам и весям страны.
Так что слава к Виктору Цою пришла, и без участия Айзеншписа. Но то, что последний мог блестяще технически организовать гастроли на стадионах и во дворцах спорта, не подлежит сомнению. И тот случай, когда я в первый и последний раз, я слушал «вживую» Виктора Цоя за пару месяцев до прихода в группу «Кино» Айзеншписа, лишнее тому подтверждение.
.
Дело было осенью 1989 года на харьковском стадионе «Металлист», и началось всё с того, что концерт «Кино» был перенесен с 18:00 час. 20 сентября на 16:00 час. 22 сентября. Отложенное выступление 22 сентября началось в 16:00 и закончился почти ровно в 17:00 (на 18:00 был запланирован второй в тот день концерт).
Дело было осенью 1989 года на харьковском стадионе «Металлист», и началось всё с того, что концерт «Кино» был перенесен с 18:00 час. 20 сентября на 16:00 час. 22 сентября. Отложенное выступление 22 сентября началось в 16:00 и закончился почти ровно в 17:00 (на 18:00 был запланирован второй в тот день концерт).
В основном тогда игрался свежий альбом 89-го года «Звезда по имени Солнце», и звук был отвратительный. Не знаю, может не все музыканты группы «Кино» тогда приехали в Харьков, или не всю аппаратуру привезли, но разница между студийной записью и концертным выступлением была столь значительна, что временами я морщился. А где-то на середине выступления музыканты еще и стали сбиваться с ритма, и нормально слушать это стало вообще невозможно.
В паузах межу песнями никакого общения Виктора Цоя с публикой не было (он лишь цветы принимал) – музыканты молча вышли, торопливо отыграли свой час, и так же молча ушли. Но фанов это мало интересовало – они быстро сбросили со счетов качество исполнения, и визжали, и зажигалками размахивали, и свечами, и даже плакаты поджигали. Непривычные к этому советские милиционеры растерянно бегали по трибуне (а она была единственная) и не знали, что им делать.
Так что тот концерт мне жутко не понравился. А еще вдобавок, придя с концерта домой, я обнаружил на спине своей новенькой ветровке капли воска – это на трибуне кто-то слишком активно зажженной свечой размахивал. Увидел бы на концерте кто именно, прибил бы (эти пятна потом я так и не вывел).
В паузах межу песнями никакого общения Виктора Цоя с публикой не было (он лишь цветы принимал) – музыканты молча вышли, торопливо отыграли свой час, и так же молча ушли. Но фанов это мало интересовало – они быстро сбросили со счетов качество исполнения, и визжали, и зажигалками размахивали, и свечами, и даже плакаты поджигали. Непривычные к этому советские милиционеры растерянно бегали по трибуне (а она была единственная) и не знали, что им делать.
Так что тот концерт мне жутко не понравился. А еще вдобавок, придя с концерта домой, я обнаружил на спине своей новенькой ветровке капли воска – это на трибуне кто-то слишком активно зажженной свечой размахивал. Увидел бы на концерте кто именно, прибил бы (эти пятна потом я так и не вывел).
.
Возможно и задержка с концертом, и плохая игра группы «Кино», была связана с возникшими у них тогда сложностями с получением гонорара. Впоследствии тогдашний директор группы «Кино» Юрий Белишкин так вспоминал о тех концертах: «А в Харькове у местных товарищей в определенный момент возникло желание у меня эти деньги отобрать. Пришлось как-то крутиться. Группа улетела, а я остался их прикрывать. Звонил потом в Ленинград, меня оттуда друзья забирали…».
С отсидевшим 18 лет в тюрьме, и пользовавшимся авторитетом в криминальном мире, Юрием Айзеншписом, понятное дело, такого произойти не могло. И это тоже сыграло свою роль в смене Цоем директора своего коллектива – по воспоминаниям Виктор равно терпеть не мог: плохой звук на своих концертах, и проблемы с гонорарами.
Возможно и задержка с концертом, и плохая игра группы «Кино», была связана с возникшими у них тогда сложностями с получением гонорара. Впоследствии тогдашний директор группы «Кино» Юрий Белишкин так вспоминал о тех концертах: «А в Харькове у местных товарищей в определенный момент возникло желание у меня эти деньги отобрать. Пришлось как-то крутиться. Группа улетела, а я остался их прикрывать. Звонил потом в Ленинград, меня оттуда друзья забирали…».
С отсидевшим 18 лет в тюрьме, и пользовавшимся авторитетом в криминальном мире, Юрием Айзеншписом, понятное дело, такого произойти не могло. И это тоже сыграло свою роль в смене Цоем директора своего коллектива – по воспоминаниям Виктор равно терпеть не мог: плохой звук на своих концертах, и проблемы с гонорарами.
.
15 августа 1990 года, на пике популярности группы «Кино», Виктор Цой погиб в автокатастрофе на старом шоссе в нескольких десятках километров от Риги. Эта смерть и не дала его популярности тихо угаснуть в мишуре шоу-бизнеса, создав своеобразный культ трагически погибшего загадочного героя.
А не погибни тогда Цой, и котельная «Камчатка» в Питере, в которой Цой пару лет работал кочегаром, не стала бы объектом паломничества. И в московском Кривоарбатском переулке не появилась бы «стена Цоя». И киевское озеро Тельбин, где снимался фильм «Конец каникул», который стал дебютом Цоя в качестве актера, не стало бы культовым местом для его украинских фанатов.
И сегодня, постаревшие фаны Виктора Цоя, не слушали бы его песни даже когда ностальгия пробирает. Потому что для легенды, кумирам лучше умирать тогда, когда их эпоха еще не прошла…
15 августа 1990 года, на пике популярности группы «Кино», Виктор Цой погиб в автокатастрофе на старом шоссе в нескольких десятках километров от Риги. Эта смерть и не дала его популярности тихо угаснуть в мишуре шоу-бизнеса, создав своеобразный культ трагически погибшего загадочного героя.
А не погибни тогда Цой, и котельная «Камчатка» в Питере, в которой Цой пару лет работал кочегаром, не стала бы объектом паломничества. И в московском Кривоарбатском переулке не появилась бы «стена Цоя». И киевское озеро Тельбин, где снимался фильм «Конец каникул», который стал дебютом Цоя в качестве актера, не стало бы культовым местом для его украинских фанатов.
И сегодня, постаревшие фаны Виктора Цоя, не слушали бы его песни даже когда ностальгия пробирает. Потому что для легенды, кумирам лучше умирать тогда, когда их эпоха еще не прошла…