Специалисты из самых разных областей выдвинули огромное количество гипотез, которые должны объяснить происхождение легенд на территории полуострова Самарская Лука на Средней Волге. По одной из них, это часть Поволжья была последним оплотом для представителей некой расы, живших на этой Русской равнине несколько тысячелетий назад. Окруженные со всех сторон врагами-кочевниками, эти люди перебрались на волжское побережье и укрылись в многочисленных труднодоступных горных ущельях и пещерах, заложив таинственные поселения под землей.
Группа исследователей из самарской неправительственной организации «Авеста» на протяжении многих лет организовывает экспедиции по изучению целого ряда аномальных зон, имеющих отношение к древним легендам. Один из подобных феноменов исследовали руководители «Авесты» Олег Ратник и Игорь Павлович.
По их словам, во время экспедиции они обследовали довольно обширную территорию недалеко от границы Кинельского и Красноярского районов Самарской области. В этих местах хорошо заметны остатки циклопического сооружения, которое в исторической науке именуют Заволжский исторический вал. Это грандиозный объект, который до наших дней дошел в виде земляной насыпи, у подножья которой протянулся хорошо заметный ров. В настоящее время высота и ширина этой насыпи составляет, соответственно, около пяти и семидесяти метров. Но, по мнению российских историков, в прошлом у Заволжского исторического вала были куда более впечатляющие размеры.
Остатки этого сооружения можно найти по всей территории российского Заволжья – от Астраханской области до Татарстана. Затем эта земляная стена уходит на восток, чтобы затеряться где-то в начале предгорий Среднего Урала. Размеры Заволжского исторического вала буквально поражают: его длина в общей сложности достигает двух с половиной тысяч километров.
Большинство фрагментов этой величественной цепи отмечены на географических картах целого ряда российских регионов Южного Урала и Средней Волги. В частности, на территории Самарской области Заволжский исторический вал хорошо прослеживается по левому берегу Волги, недалеко от границы с Саратовской областью и в степях у устья реки Чагры. Также эта гряда проходит через Красноармейский, Волжский и Пестровский районы. Но здесь сохранились лишь отдельные фрагменты, которые сильно пострадали с течением времени.
А вот участок между Красным Яром и Самарой, в частности, у села Водино, может похвастаться историческим валом наибольшей высоты, у подножья которого тянется самый глубокий ров.
Специалисты «Авесты» на протяжении ряда лет исследовали сохранившиеся участки в тех местах, где тело Заволжского исторического вала пересекают дороги. Отмечается, что в разрезе у вала имеется ярко-выраженная трапециевидная форма. Кроме этого, здесь и сейчас можно найти навалы из бутового камня, который использовался древними строителями для укрепления основания своего сооружения. На данный момент экспедиция ограничилась отбором и осмотром проб с этих частей вала, хотя известно, что из Красноярского края он идет дальше на север через Самарскую область, Татарстан и Башкортостан.
Впрочем, это не означает, что в настоящее время у российских историков, археологов и специалистов в других областях науки нет никаких данных об этом гигантском, даже по современным стандартам, сооружении. Просто официальная наука пока не уделила Заволжскому историческому валу должного внимания. Есть версия, что это всего лишь остатки русских оборонительных сооружений, которые обеспечивали защиту от кочевников. А руководство их строительством осуществляли Иван Кирилов, Василий Татищев и Петр Рычков в XVII-XVIII веках. Однако есть археологические материалы, которые опровергают это предположение. В русских архивах действительно существует информация о начале строительства небольшого количества укреплений в Заволжье в то время. Но все более логичной будет версия, что в XVIII веке русские переселенцы всего лишь провели реконструкцию Заволжского исторического вала, к тому времени уже построенного. У этой точки зрения есть немалое количество аргументов.
Во-первых, уже давно известно какое количество рабочих понадобилось бы для строительства подобной насыпи из земли, а также рва у ее основания. Как оказалось, если бы в нем были задействованы все местные жители, то у них все равно бы ушло, как минимум, полвека на все работы. При этом не ясно, отчего в архивах или преданиях не осталось никаких данных о строительстве столь колоссального укрепления, сравнимого по размерам с Великой Китайской стеной.
Во-вторых, по мнению официальных историков, исторический вал построили русские, чтобы защищаться от степных кочевников. Но если посмотреть на него, то становится очевидно, что ров располагается у западной, а не восточной стороны. Получается, что эти укрепления использовались не для защиты от восточных племен, а от каких-то других варваров, которые набегали с запада.
Последние археологические данные показывают, что Заволжский исторический вал возвели представители многочисленной и могущественной расы огнепоклонников. Вполне возможно, что это сделали зороастрийцы примерно четыре тысячи лет назад. Эти данные вполне вписываются в историю загадочного города Аркаим, который существовал в то время на Южном Урале, в местах, где сейчас находится Челябинская область. По всей видимости, он являлся крупнейшим хозяйственным и культурным центром этой древней цивилизации.
По всей видимости, у аркаимцев было хорошо развито металлургическое производство. Поэтому весьма вероятно, что именно этот довольно развитый и многочисленный народ возвел Заволжский исторический вал, который должен был защитить их от нападающих с запада диких племен.
Но по невыясненной пока причине Аркаим погиб буквально в течение одного дня. А вслед за ним исчезли и последние представители могущественной цивилизации, построившей его. По предположениям, остатки этого народа нашли укрытие в пещерах современной Самарской Луки, положив начало таинственной подземной расе. Эту гипотезу подтверждают многочисленные легенды о «пещерных жителях», которые впервые были записаны еще в XIX веке.
О том, что «пещерные люди» — это «осколки» одной из древних цивилизаций, можно прочитать в работе знаменитого астролога Павла Глобы. В ней он пишет: «Между Волгой и Уральскими горами родился и жил Заратустра — мудрейший философ и реформатор древности. С его именем связывают древнейшую земную цивилизацию, ныне забытую. Однако о ней по сей день помнят древние пещерные монахи, иногда выходящие к людям из своих подземелий».
Еще одно подтверждение содержится в работе казахского исследователя территорий Центральной Азии Чокана Валиханова, которые еще в XIX века написал, ссылаясь на древнюю восточную летопись «Джами-ат-Таварих»: «Сам, сын праведного библейского Ноя и легендарный родоначальник арабов, на берегах Волги смерть свою нашел. Имя его было увековечено в названии реки Самара. Здесь же он и захоронен».
В настоящее время специалисты группы «Авеста» планируют продолжить изучение загадок Самарской Луки, надеясь получить необычные и интересные результаты.