
19 октября 2013 исполнилось 100-лет со дня спуска на воду первого черноморского дредноута линейного корабля Императрица Мария. Этот корабль, как и другие суда, которые в это время возводились на стапелях Руссуда, имеет особое значение в жизни города Николаева, сообщает. Николаевское судостроение за свою историю пережило несколько серьезных кризисов. После Крымской войны Россия потеряла право иметь военный флот на Черном море, и это катастрофически повлияло на развитие Николаева.
Лондонской конвенцией 1871 года это ограничение было снято, и несколько десятилетий Черноморский флот вновь пополнялся николаевскими кораблями. В конце 19 начале 20 века системный кризис, нараставший в Империи, привел к упадку николаевского Адмиралтейства (сейчас з-д им. 61 Коммунара). Государство не в состоянии было провести модернизацию верфей для строительства современных боевых кораблей.
Как говорится, на помощь пришел частный капитал. В 1911 году было создано Русское судостроительное акционерное< общество - Руссуд, которому в долгосрочную аренду с правом выкупа государство передало площади адмиралтейства. Само создание Руссуда тоже показательная и поучительная история. Акционерами его являлись в т.ч. и члены царской семьи. Т. е.вот такой типично олигархический подход к решению государственных вопросов - это не приобретение последних времен, это практиковалось со времен зарождения капитализма в России. Как бы там ни было, а в короткий срок Руссуд провел впечатляющую модернизацию верфи, на которой в дальнейшем были заложены и сданы флоту великолепные корабли линейные корабли типа Императрица Мария, эскадренные миноносцы типов Беспокойный, Счастливый и Фидониси, легкие крейсера, которые достраивались уже при Советской власти и др. Верфь Руссуда вплоть до 30-х годов 20-го века служила образцом средств техники мирового судостроения. Руководил заводом выдающийся инженер Дмитриев Николай Иванович.
И эти корабли строили в Николаеве. На черноморские дредноуты Россия делала большую ставку. Первая мировая война должна была решить вековечный вопрос овладение проливами и захват Константинополя. Реализация этих планов сделала бы Россию супердержавой уже в начале 20 века.
И основную роль в этом плане должны были сыграть николаевские корабли. Но не сложилось. А 19 октября 1913 года это было еще не ясно. Был прекрасный день.Праздник. Играл оркестр. Крейсер Алмаз доставил морского министра И. К.Григоровича и делегацию морского министерства. Приветствуемый тысячами рабочих завода и жителей города новый корабль сошел на воду. Навстречу своей трагической судьбе*. Так что ничто не ново Кораблестроение в Николаеве переживало и взлеты, и падения.
Может быть то, что 100 лет назад из упадка и небытия кораблестроение в Николаеве возродилось вновь (в очередной раз), укрепит и нашу веру в будущее города..
Примечание* Гибель линейного корабля Императрица Мария до сих пор является одним из самых загадочных событий в истории флота. Комиссия по расследованию взрыва и гибели корабля пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной является диверсия


