
Гидросамолёты М-9 могут по праву считаться «прадедушками» современных самолётов морской авиации Военно-воздушных сил России. М-9 создал знаменитый русский авиаконструктор Дмитрий Григорович – уроженец Киева, который использовал технологии, применённые при конструировании авиационных прототипов гидросамолёта М5-М-8. Дмитрий Павлович Григорович – родственник писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, известного по публикациям в «Литературной газете», «Северной пчеле», «Отечественных записках» и других литературных издания, в том числе и в соавторстве с Николаем Некрасовым и Фёдором Достоевским.
Важным конструкторским достижением Дмитрия Григоровича можно считать самолёт М-5, представлявший собой биплан, созданный из дерева. Технические характеристики М-5, на основании которого и разрабатывался М-9, принесший победу в 1916 году, были следующими:
Размах крыльев – 11,5 м, общий вес – 660 кг, полезная нагрузка – 300 кг. Мощность двигателя – 100 л.с. Максимальная скорость – 105 км/ч (по другим данным – 128 км/ч). Первый боевой вылет М-5 состоялся 12 апреля 1915 года, а серийная постройка этих надёжных по тем временам самолётов продолжалась и после распада Российской империи – до 1923 года.

За создание более тяжёлого гидросамолёта М-9 Морской генеральный штаб представил Дмитрия Григоровича к награде – ордену Святого Владимира IV степени.
Мощность двигателя М-9 составляла уже 150 л.с. Имелась функция водяного охлаждения, что тоже можно считать конструкторским прорывом, ведь до этого момента охлаждение велось исключительно воздушным путём. Носовая часть М-9 имела особый отсек, из которого можно было вести пулемётный или пушечный огонь. Это также являлось новшеством для своего времени.
Стоит отметить, что союзники Российской империи в Первой мировой войне, узнав о впечатляющих характеристиках М-9 конструкции Григоровича, сделали заказ на приобретении таких гидросамолётов. Британия пошла ещё дальше и запросила у властей России чертежи для приобретения, мотивируя это тем, что Лондон будет создавать эти же самолёты на своих мощностях для «оказания помощи России в борьбе с Германией». В итоге в США были проданы несколько М-9, а в Британию – не только чертежи Григоровича, но и вся техническая документация по производству и обслуживанию этой уникальной на тот момент военной техники.
Самого Григоровича это нисколько не смутило, и он продолжил работу над новыми моделями морской авиации. Очередным его выдающимся достижением стала разработка самолёта «СУВП» – самолёт с укороченными взлётом и посадкой. Этому самолёту так и не суждено было попасть в серию, но зато на основе технологий Григоровича были созданы другие подобные авиамашины, которые могли садиться на малые аэродромы. Со временем конструкция была усовершенствована, и некоторые её принципы были заимствованы для создания технологии палубной авиации, когда и взлёт, и посадка должны проводиться на сверхмалых площадях (палубе корабля).

Первый отечественный отдел морской авиации был создан 4 апреля 1932 года. Шло его создание при штабе морских сил Дальнего Востока. Первое боевое крещение авиация Тихоокеанского флота получила через 6 с половиной лет – в августе 1938 года во время боёв о озера Хасан.
В ходе Великой Отечественной войны авиаторами-тихоокеанцами были потоплены два эсминца, четыре танкера и свыше 30 транспортных судов противника.
За мужество, отвагу и боевые заслуги 8 частей были преобразованы в гвардейские, 2 дивизии и 3 полка удостоены почётных наименований. 15 лётчикам морской авиации было присвоено звание Героя Советского Союза. В послевоенный период авиация Тихоокеанского флота стала реактивной, всепогодной, ракетоносной.
Сегодня морская авиация условно подразделяется на два вида: на корабельную и авиацию берегового базирования. Выделяется также противолодочная авиация (в качестве примера можно привести самолёты Ту-142, Ил-38), используемая не только для поиска и слежения за подводными лодками потенциального противника, но и для их эффективного уничтожения.

Есть в морской авиации поисково-спасательный сегмент и военно-транспортные сегмент, представленные такими единицами как Ка-27, Ан-26, Ил-18, Ми-8. Палубные вертолёты Ка-27 используются для целеуказания во время поиска и уничтожения субмарин, отражения атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет.

На протяжении последних лет экипажи морской авиации РФ систематически участвуют в учениях, совершенствуя выучку. Так, весной на авиабазе Елизово и на северо-востоке России прошли лётно-тактические учения с отрядом самолётов и вертолётной эскадрильей. В учениях были задействованы самолёты Ил-38 и вертолёты Ка-27. Увеличение числа и интенсивности таких учений не может не радовать людей, для которых судьба морской авиации России небезразлична.
«Военное обозрение» поздравляет отечественную морскую авиацию с 99 годом рождения и выступает с наилучшими пожеланиями в адрес всех тех, кто к морской авиации России причастен.


