Жёны, опричнина, смерть и другие загадки правления Ивана Грозного

 

Опричнина 

Казалось бы, что таинственного может быть в опричнине? Учредил царь свою личную гвардию с практически неограниченными полномочиями, что тут такого? Но не всё так просто.

Во-первых, опричнина имела достаточно необычную структуру, которая роднила её скорее с военно-монашескими орденами, чем с личной гвардией монарха. Даже их униформа напоминала монашеские одеяния. При этом она фактически являлась параллельным государством в государстве, контролируя часть территорий, имея свою Думу и свои органы управления — приказы, тогда как все остальные земли были отданы в управление Боярской думе.

Во-вторых, до сих пор нет убедительного ответа, что именно послужило причиной создания опричнины. В разные годы выдвигались различные версии того, зачем она понадобилась. Дореволюционные историки полагали опричнину следствием личных черт монарха — подозрительности, склонности к тирании, самодурства. В советские времена, под влиянием Сталина, который считал опричнину прогрессивным явлением и во многом видел в Грозном своего духовного предшественника, опричнину стали хвалить и объяснять намерением царя централизовать государство, покончив с вольностями боярства, и укрепить свою власть.

Можно найти различные объяснения причинам появления опричнины. Например, она могла быть следствием переворота. Но в этом случае не совсем ясно, был ли этот переворот сверху, когда непосредственно царь резко изменил правила игры и, заручившись поддержкой опричников, начал борьбу с аристократией, или же это было следствием неудачного переворота снизу, реакцией на попытку свергнуть Ивана с трона.

В пользу и той и другой версии есть убедительные аргументы. В пользу “переворота сверху” говорит тот факт, что Иван начал наступление на привилегии боярства ещё до учреждения опричнины, собственно, именно на этой почве он и поссорился с одним из своих ближайших сподвижников первых лет царствования Андреем Курбским. Пытаясь ослабить старую аристократию, Грозный ограничивал их вотчинные права, а также разбавлял аристократию включением в неё “худородных” людей. В этом случае опричнина могла понадобиться для подавления возможной крамолы и ослабления наиболее влиятельных несогласных аристократов путём их казни, конфискации их имущества или выселения из Москвы и замены их лично преданными царю людьми.

Но есть и такие аргументы, которые свидетельствуют в пользу неудавшейся попытки свержения Ивана. За несколько месяцев до учреждения опричнины царь вместе с казной и символами власти неожиданно бежит из Москвы и останавливается в хорошо укреплённой Александровской слободе, где и проводит следующие годы. Вполне очевидно, что в случае серьёзных неприятностей держать оборону в такой крепости было удобнее, чем жить в Москве, в которой он был бы гораздо уязвимее.

Также известно, что вскоре после бегства Иван объявил об отречении от престола, но через несколько дней “передумал”, якобы после уговоров горожан, явившихся к нему. Можно предположить, что либо это был опасный (с такими вещами не шутят), но мастерски разыгранный Грозным спектакль, либо речь действительно шла о попытке его свержения, из-за чего он и бежал и, возможно, даже на время лишился власти, но сумел сохранить достаточно влияния и верных людей, чтобы в итоге силами опричников разделаться с недоброжелателями.

Кроме того, Иван Грозный через английского посланника вёл переговоры с британской королевой о предоставлении ему убежища на острове. Вряд ли он начал бы переговоры по столь серьёзной теме, если бы не чувствовал серьёзной опасности.

А последовавшие вслед за учреждением опричнины казни вполне могли быть расправой монарха с заподозренными в измене представителями аристократии. В частности, была уничтожена семья удельного князя Владимира Старицкого — кузена самого царя, вокруг которого с самого начала правления Грозного уже пытались объединиться недовольные бояре. Стоит отметить, что из-за несовершенства источниковой базы так и не ясно, что же произошло с ним. В одних источниках указывается, что его отравили, по другой версии — отрубили голову, по третьей — закололи, по четвёртой — расстреляли из ручниц, по пятой — казнили только Старицкого, а остальных его родственников пощадили.

Царствование Симеона Бекбулатовича

Ещё более необъяснимым моментом правления Ивана Грозного является венчание на царство крещёного касимовского хана Симеона Бекбулатовича. До крещения он носил имя Саин-булат и был главой небольшого осколка Орды — Касимовского ханства, расположенного на территории нынешней Рязанской области. В 1573 году Иван Грозный настоял на том, чтобы он крестился, после чего выдал за него свою дальнюю родственницу, дочь родовитого боярина Мстиславского, который сам приходился царю двоюродным племянником.

В 1575 году Иван неожиданно отрекается от престола, а новым царём становится Симеон. И это была не шутка, всё было организовано с соблюдением всех необходимых формальностей и правил: Симеон официально венчался на царство, издавал царские указы и занимал царскую резиденцию, тогда как сам Иван Грозный из неё выехал. Более того, сохранилась переписка Грозного с Симеоном Бекбулатовичем, в которой он обращается к нему по всем правилам того времени, как и требовалось обращаться к стоящему выше него царю. Также известно, что Симеон занимался и всеми остальными царскими делами, в том числе и заседал с Боярской думой, тогда как Иван был только лишь князем Московским. 

Но уже в 1576 году Иван возвращается на трон, а Симеону Бекбулатовичу дарует эксклюзивный титул Великого князя Тверского, которым он остаётся до самой смерти Ивана. Стоит отметить, что Великое княжество Тверское было главным соперником Москвы в годы собирания русских земель и было упразднено почти за сто лет до описываемых событий. И восстановление специально для Симеона столь значимого титула было чем-то большим, чем простая почётная отставка.

Позднее специалисты выдвинули множество версий этой странной рокировки, но ни одна из них так и не стала исчерпывающей и общепринятой. Вот лишь некоторые из них: Иван Грозный таким образом пошутил, назначив крещёного хана царём, Иван Грозный сошел с ума, Грозный испугался предсказаний смерти царя в 1575 году и назначил вместо себя подставного монарха, Иван Грозный опасался заговора и т.д.

К сожалению, у нас слишком мало информации, чтобы понять, что в действительности происходило в это время. Факт в том, что далеко не все современники воспринимали Симеона Бекбулатовича как “шутку” Ивана Грозного. Иначе каждый следующий царь после Рюриковичей вряд ли стал бы во время присяги требовать отдельной клятвы об отречении от Симеона (это делал Борис Годунов, потом его сын Фёдор Годунов) и его наследников.

Более того, каждый из новых правителей Смутного времени неизменно продолжал преследования якобы фиктивного экс-царя. При Борисе Годунове он, по некоторым данным, был ослеплён, а затем лишён титулов и отправлен в ссылку. При Лжедмитрии его постригли в монахи и отправили в монастырь (этот акт автоматически означал его исключение из числа претендентов на престол). При Василии Шуйском его сослали на Соловки (по тем временам это был практически край света), что подтвердило тот факт, что его до сих пор воспринимали в качестве соперника и претендента на трон (в то время туда ссылали только опасных политических противников). Как бы там ни было, после смерти Симеона на его надгробии написали, что здесь покоится “раб божий царь Симеон”.

Царские жёны 

Как это ни удивительно, до сих пор точно так и не выяснено, сколько же жён было у Ивана Грозного. Большинство специалистов сходится только в одном вопросе: у царя было четыре законные жены, то есть венчанных по всем правилам в церкви. Дальше начинаются разногласия, сколько у него было незаконных жён. Цифры называются различные, от двух до четырёх. Одна из жён — Мария Долгорукая, которая якобы была убита царём после первой брачной ночи, когда он узнал, что она не девственница, считается легендарным персонажем. Во всяком случае, большинство специалистов отрицает её реальность.

Впрочем, многими подвергается сомнению и существование шестой по счёту жены Ивана Грозного Василисы Мелентьевой. Её упоминает в своей работе Карамзин, а также её имя встречается в одной из летописей XVII века, однако ряд специалистов считает эту летопись более поздней подделкой или, в другом случае, со скепсисом относится к этому упоминанию и считает его более поздней вставкой.

Василиса Мелентьева стала популярным персонажем в искусстве XIX века, однако даже сам факт её реального существования на сто процентов не подтверждён. Ничего не известно о её дальнейшей судьбе, не сохранилось её могилы, тогда как судьба всех реально существовавших законных и незаконных царских жён известна.

Таким образом, минимальное число жён Ивана Грозного, которое достоверно удалось установить, — шесть. При этом законных из них, то есть признаваемых церковью, только четыре. Хотя церковное право разрешает лишь три брака, царю всё же удалось добиться от церкви разрешения и на четвёртый брак в качестве исключения. Остальные жёны царя официально не считаются царицами, и свадьбы с ними проводились уже не по царскому чину.

Библиотека

Коллекция древнейших греческих книг, якобы спрятанная царём в каком-то укромном месте. Легенда о Либерее (как называлась библиотека) основывается на одном-единственном упоминании пастора Веттермана, которого царь как учёного человека пригласил для перевода книг. По свидетельству Веттермана, книги были замурованы в подвалах и хранились так, как хранят настоящие сокровища.

Тем не менее современники ничего не знали о таинственной библиотеке, которую Иван якобы получил по наследству от своих византийских предков. Всплеск интереса к библиотеке начался уже в XIX веке, когда дерптский профессор Христофор Дабелов заявил об обнаружении списка книг из библиотеки. Хотя уже в те времена большинство исследователей посчитали это мистификацией (Дабелов не мог предъявить оригинал списка, заявив, что где-то потерял его), интерес к библиотеке возрос, и до революции неоднократно предпринимались попытки найти таинственную библиотеку, в которой замурованы бесценные книги.

Позднее поиски возобновлялись уже при Сталине в 30-е годы, но были прекращены. В 90-е годы вновь возник интерес к пропавшей библиотеке, было организовано несколько экспедиций.

Многие исследователи считают, что не имеет смысла говорить о какой-то особой библиотеке Ивана Грозного, скорее всего, она не слишком отличалась от стандартных царских библиотек, а хранилась в подвале из-за того, что деревянная Москва в те времена очень часто страдала от пожаров. Тем не менее из-за своей таинственности и загадочности библиотека стала популярна в массовой культуре и нередко упоминается в различных произведениях, продолжая будоражить умы. Появилась даже городская легенда, что все археологи, пытавшиеся отыскать библиотеку, слепли, как только подбирались к ней достаточно близко.

Смерть

Даже со смертью царя не всё ясно. В марте 1584 года Иван Грозный сильно занемог и умер через несколько дней. Хотя смерть царя можно было объяснить естественными причинами, вскоре пошли слухи о его отравлении, которые особенно часто стали циркулировать в период Смутного времени, когда противоборствующие стороны винили друг друга в отравлении государя. Британский дипломат Джером Горсей позднее утверждал, что Иван Грозный был задушен бывшим опричником Богданом Бельским.

По другой версии, в которой также фигурирует Бельский, царь был отравлен. В отравлении царя также винили Бориса Годунова. Все эти данные получены либо из более поздних летописей, основывавшихся на слухах либо из свидетельств иностранцев, которые отнюдь не всегда могут похвастаться объективностью изложения фактов.

Не внесло ясности и вскрытие захоронения Ивана Грозного, предпринятое в советские времена. В его костях обнаружили действительно повышенное содержание ртути, однако это можно объяснить тем, что в те времена ртуть была весьма распространённым компонентом в большинстве лекарств и мазей.

Впрочем, некоторые специалисты, напротив, сочли факт повышенного содержания ртути подтверждением версии об отравлении царя. Кроме того, относительно недавно была выдвинута гипотеза о том, что Грозный скончался от сифилиса. Косвенным подтверждением этой версии может служить упоминание современников о том, что царь распух, страдал от “внутреннего гниения” и издавал зловонный запах в последние месяцы жизни. Эта версия может объяснить и повышенное содержание ртути в его организме — главным средством лечения сифилиса в те времена была именно она.

Авторы
Антонюк Евгений
Оцените статью
Тайны и Загадки истории