Афганский плен экипажа российского транспортника

Почти все читатели «Военного Обозрения», наверняка, видели кинофильм «Кандагар» режиссёра Андрея Кавуна, снятый в России в 2010 году. Эта историческая драма основана на реальных событиях и повествует о судьбе экипажа российского транспортного самолёта Ил-76, попавшего в плен к афганским талибам в середине 90-х. Именно благодаря этой кинокартине (которая, однако, имеет некоторые расхождения с исторической достоверностью) об этой одновременно героической и неприятно-противоречивой истории узнала широкая общественность. Семеро (а не пятеро, как в фильме) российских лётчиков оказались в афганском плену ровно 17 лет назад – 3 августа 1995 года.

3 августа 1995 года самолет Ил-76 авиакомпании «Аэростан» (г. Казань) выполнял транспортный рейс из албанской столицы Тираны в Баграм, что на севере Афганистана. Борт был загружен ящиками с патронами калибра 7,62 мм в количестве 1304 штуки. Патроны, согласно действующим на тот момент международным нормам, относились к амуниции, и их можно было перевозить на самолетах. Получателем груза амуниции был знаменитый Пандшерский лев Ахмад Шах Масуд, в своё время отчаянно воевавший с Советской Армией, а на тот момент бывший главным врагом исламского движения «Талибан». Стоит отметить, что груз перевозился военно-транспортной авиацией уже не впервые: рейс был уже третьим по счёту. Талибы ожидали его заранее и основательно подготовились к перехвату.
Афганский плен экипажа российского транспортника
© Vladimir Melnik, 1995 Кандагар, Афганистан
Ил-76 Бортовой номер 76842

 

 

Во время полета над контролируемой талибами территорией Афганистана, они связались с экипажем по радиосвязи с земли и по-русски потребовали посадить самолёт для досмотра перевозимого на его борту груза. В хвост транспортнику пристроился МиГ-21. Командир экипажа Владимир Шарпатов принял решение тянуть время в надежде уйти от преследования, покинув подконтрольную талибами территорию. Но эти попытки оказались тщетными, и к взлету подготовился второй талибский истребитель. Таким образом, российский Ил-76, под угрозой быть уничтоженным, был принудительно посажен на аэродроме афганского Кандагара. Российские лётчики были объявлены преступниками и заключены под стражу, поскольку при досмотре груза в одном из ящиков талибы обнаружили крупнокалиберные снаряды, по международным нормам, запрещенные для перевозки. Дело в том, что ящик со снарядами был загружен в самолёт ещё до взлёта самими агентами «Талибана», действовавшими в Албании.

Талибские власти обвинили экипаж в поставке оружия своим врагам – армии «Северного альянса» Раббани и Мосуда. Началось 378-дневное заточение российского экипажа. Лётчики содержались в тяжелых условиях, мучаясь от испепеляющей жары, жажды и нехватки нормальной пищи.

Афганский плен экипажа российского транспортника
© Vladimir Melnik, 1996 Кандагар, Афганистан
Командир – Владимир Шарпатов. До побега еще несколько месяцев…

Лётчиков активно пытались освободить, прибегая к помощи международных посредников и личной инициативы президента Татарстана М.Шаймиева. К переговорам с «Талибаном», кроме МИД РФ и делегации Татарстана, привлекались посредников из Организации Исламская конференция и ООН. В переговорном процессе принимали участие тогдашние сильные мира сего: президент США Билл Клинтон, вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто.

Однако усилиям дипломатов и международных посредников не было суждено увенчаться успехом. Им удалось добиться лишь разрешения на переписку и ряда встреч с летчиками, в ходе которых и был спланирован и подготовлен побег экипажа вместе с самолётом.

Талибы разрешили экипажу проводить техобслуживание самолета, продолжавшего стоять в аэропорту Кандагара раз в месяц. 16 августа 1996 года лётчики проводили очередное техобслуживание. Этот день выпал на священную для мусульман пятницу, что существенно ослабило бдительность охраны. Лётчики запустили двигатели и начали взлёт. Самолет едва успел оторваться от земли. Трое охранников, находившиеся в этот момент находились в самолёте, были успешно обезоружены.

Афганский плен экипажа российского транспортника
© Vladimir Melnik, 1995 Кандагар, Афганистан
Замир Кабулов (главный переговорщик от МИД России) общается с экипажем

Куда же подевался истребитель, посадивший самолёт год назад? Дело в том, что пилота единственного летающего истребителя, воспользовавшись выходным, покинул Кандагар, а заменить его было не кем. Для предотвращения обнаружения локаторами самолёт летел по территории Афганистана на предельно низкой высоте – 50 метров. Очень скоро Ил-76 успешно пересёк афгано-иранскую границу, перемахнул через Персидский залив и приземлился в ОАЭ.

22 августа 1996 года Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину присвоено звание Героев Российской Федерации и вручены медали «Золотая Звезда». Штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов и бортрадист Юрий Вшивцев были награждены орденами Мужества.

Подготовлено по материалам:
http://ria.ru/spravka/20100803/260983499.html#ixzz22P0an57G
http://www.kommersant.ru/doc/237858
http://svpressa.ru/all/article/21205/

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий