Царь Петр I, как известно, любивший свое славное детище, Северную столицу России, торопил мастеров Доменико Трезини и Германа ван Болеса с завершением строительства башни-колокольни. Хотел ещё до своей кончины увидеть воочию это строение! Здесь же основан город-крепость, столица будущей великой империи. Эта башня, башня Петропавловского собора величественно возносилась над городом и каждому плывущему по Неве она была хорошо видна издалека. Если башню возводить, то самую высокую в России, если шпиль на башне установить, так этому шпилю быть из золота. А идея об установке золоченой фигурки ангела на шпиле была обычной для Европы, но такой новой и оригинальной для Руси. Наш, петербургский ангел был “срисован” с европейских образцов. А были там кораблики, петушки, Томасы и другие образы. Там горожане поднимали глаза к небу и искали флюгер в вышине: подует ветер, а флюгер укажет, откуда и куда.
Установить ангела на шпиле предложил Петру сам Доменико Трезини. Он, изначально проектировавший Петропавловскую крепость, был приближен к государю в начале строительства “Парадиза”, то есть города-рая. Трезини пишет в 1722 году в Канцелярию по городовым делам такие слова: “…надлежит ныне делать из листовой меди ангела летающего, который будет поставлен на кугель шпица, и который будет держать в руках крест”. Ангел, по замыслу Трезини летел параллельно земле и кажется, что он только приказается к прямому кресту. На старинных гравюрах четко видно, что в праздничные дни рядом с ангелом на Петропавловском шпиле, на башнях других зданий и на мачтах судов реяли на ветру огромные флаги – штандарты. Это означало, что он со временем стал символом могущества и державности.
Первый такой известный в городе на Неве ангел простоял над городом двадцать два года – до 1756 года, когда империей управляла дочь Петра, Елизавета Петровна. Во время страшной грозы в колокольню ударила молния, от этого деревянный шпиль загорелся и, пылающий, рухнул на собор. В огненном хаосе падающих на землю частей сгорел и сам ангел Доменико Трезини.
Петропавловский собор решили восстанавливать. Императрица, выслушав предложения архитекторов Чевакинского, Вален-Деламота, Фельтена, Ринальди постановила следующее: “Строить колокольню точно так, какова прежде была, так как все представленные прочие планы не столь красивы и художественны”. Снова началась работа, колокольня рождалась заново. Строительством деревянного шпиля руководил немец Б.П.Бауэр, под его началом была бригада русских плотников А.Еремеева. наконец, только в 1774 году заново воссозданный мастером Форшманом ангел был установлен над собором. Но и его век оказался недолгим! Знаменитое наводнение 1777 года бешеным разгулом стихии, штормовыми ударами повредило ангела, у него было оторвано крыло. Тогда было решено теснее “привязать” фигурку к основанию креста, чтобы центр тяжести сближался с вертикальной осью шпиля. Этим снижалась опасная нагрузка на всю конструкцию. Эскиз, как и весь проект был создан Ринальди, и в 1778 году новый, третий по счету ангел, сделанный тем же Форшманом занял свое законное место. Теперь у него освободилась одна рука, ведь он благословлял ею город на Неве и всех его жителей. Позолота шпиля стоила 2519 червонцев, а позолота фигурки 90. В последующие годы был сооружен необходимый для башни громоотвод, тогда же голландский мастер Офтон Класс установил на башне часы с боем.
С эти ангелом номер три связана одна интересная легенда. Как говорили некоторые петербуржцы, с наступлением сумерек золотой крест на шпиле колокольни начинал светиться. И чем темнее становилось, тем ярче он загорался в ночном небе. А потом вдруг свечение исчезало…Легковерные горожане, верившие в страшные знамения, были напуганы до смерти. Однако секрет этого “чуда” вскоре был разгадан: в петербургской стороне, на отдаленном пустыре рабочие построили печь для обжига извести и получалось так, что луч света из печи попадал прямо на верхушку шпиля Петропавловки. А сам шпиль оставался в тени забора, окружавшего ту самую печь. Вот в чем был странный оптический эффект. Рабочие знали в чем дело, но помалкивали, чтобы сохранить свою печь.
В 1834 году зоркий глаз императора Николая I заметил, что крест на шпице сильно покривился. Кроме того, сам шпиль (деревянный), творение плотника Еремеева стал подгнивать. Но дела поважнее отодвинули эту реконструкцию и вспомнили о ней лишь при сыне императора Николая – Александре II. В ту пору в 1857 году военный инженер Д.И. Журавский предложил заменить старый деревянный шпиль металлическим, прочным и легким. Ангел Ринальди был бережно отправлен на землю. Вскоре создали его точную копию – четвертого ангела. Эта ажурная конструкция была доставлена в столицу в мае 1858 года и через пять месяцев ангел на шпиле вновь воссиял над Петербургом. Шпиль покрыли позолоченными листами лучшей меди, переплавленной из тысяч монет…
В 1938 году власти города Ленинграда приказали переделать мелодию башенных часов под “Интернационал”. А некоторые “буйные головы от искусства” обратились к руководству с просьбой “снять со шпиля Петропавловки ангела с крестом и увенчать шпиль звездой – по типу московских, как на башнях Кремля”. Но ветер перемен прошел стороной, ангел остался на законном месте. Для восстановительных работ к нему поднялись альпинисты.
В 1991 году во время плановой реконструкции там, наверху нашли два письма в специальных капсулах. Одно из них от мастеров Журавского, а второе от скалолазов советских времен. Вот строчки их послания от 1953 года:
“Спешим уехать на Кавказ. Нас ждут великие дела в горах, мы все альпинисты. Привет следующим восходителям! Написано в год 250-летия Ленинграда”.
Осенью 1995 года жители невской столицы наблюдали за необычным зрелищем: над Петропавловским собором “зависал” небольшой вертолет. Он оставлял в люльке на верху шпиля свой важный груз, опускался к земле, потом взлетал и долго кружил, подбираясь к острию гигантской золотой иглы. Это по частям поднимали наверх “летающего ангела”. Тогда и выяснилось, что у позолоченного символа города есть свои проблемы: усталость металла, коррозия…Отечественные реставраторы конца двадцатого века потрудились на славу. И снова ангел воспарил над Петербургом. Он ведь продолжает свой прекрасный полет и сейчас. Он давно уже стал символом города. Присмотритесь к нему, спасителю и хранителю великого града Петра.
К 300-летию Невской столицы
По сообщениям петербургских СМИ от 11 февраля 2003 года, комиссия, в которую вошли представители Госстроя России и городской администрации, приняла работу по монтажу фигуры ангела-флюгера на шпиле Петропавловского собора. Как сообщили в пресс-службе Государственного музея истории Санкт-Петербурга, работы по обшивке каркаса фигуры ангела медно-золочеными листами были успешно завершены. В ближайшее время специалисты приступают к работам на шпиле Петропавловки, который необходимо обшить позолоченными листами. А сама реставрация фигуры ангела на Петропавловском соборе началась летом 2002 года после того, как выяснилось, что поворотный механизм флюгера, установленный в 1996 году, вышел из строя. И тогда был создан новый механизм, а при обследовании самой фигуры ангела и креста было установлено, что позолота, нанесенная в 90-х годах, начинает отслаиваться. Были выполнены работы по заделке трещин и дыр в фигуре ангела, обработка вмятин и расчистка отслоившейся меди, проведено напыление новой меди. 21 января 2003 года начался монтаж ангела-флюгера на шпиле собора. Работы проводились в три этапа: на шпиль было установлено “яблоко” с поворотным механизмом, собран каркас фигуры ангела, фигура была обшита золочеными листами. Завершающим этапом работы на шпиле Петропавловского собора стала установка специальной художественной подсветки фигуры ангела.
Саркис Арутюнов.