Антисемитизм Белой армии

9ce09ac9e009Известно, что в гражданской войне в широком употреблении были словечки, типа «жидобольшевики», «жидокомиссары», но считается, что это дело рук маргиналов, «петлюры»,  отмороженных черносотенцев. На самом деле, это практически официальная идея Белого движения, которую стыдливо ретушировали в своих мемуарах видные белогвардейцы. Иначе как продать себя мировому сообществу в качестве альтернативы пролетарской революции?

Антисемитизм выражался в погромной еврейской пропаганде и собственно погромах. Добровольческая армия на Украине буквально смела с лица земли несколько еврейских поселений. Разумеется, на Украине и был самый широкий размах антисемитской экспансии, но это не значит, что аналогичную идеологию не несла армия Колчака. Различия в масштабах геноцида связаны только с количеством и компактностью проживания евреев.

Господствовал лозунг «избавить Россию от 300 жидокомиссаров» и жизнь наладится, но в центре ненавистнической агитации стоял личноТроцкий. При каждом погроме повторялось «Это вам за Троцкого», ОСВАГ рассылал антисемитские плакаты и воззвания, персонифицируя гражданскую войну и её жертвы с именем Троцкого: «Свергнем совдепско-жидовского царя Лейбу Бронштейна». Расчёт был на традиционный антисемитизм православных крестьян. Позже Троцкий в мемуарах напишет, что эта затея провалилась. Пожалуй, необоснованное утверждение. Еврей Троцкий во главе Красной армии был очень сильным возбудителем. Хотя сам-то он говорил: «Я не еврей, я интернационалист».

В сентябре 1919 г. рейд Мамантова проходил под девизом «Вооружайтесь и поднимайтесь против врага Земли Русской – еврея-большевика-коммуниста!». А генерал Шифнер-Маркевич: «Не допустить жидовского царства в России!». Деникин в своих мемуарах старательно открещивается от погромов – «война пробудила звериные инстинкты», но факт остаётся фактом, его армия оказалась в этом замешана. Деникину было проще, он сам был изгнан из армии с печатью подозрения, что «продался жидам», а его ближайшего соратника генерала Романовского застрелил в Константинополе офицер-черносотенец. По подозрению в «жидовстве».

Что интересно, в первом наборе Добровольческой армии, в 1918 г., было немало евреев. Деникин заверял в веротерпимости и чуждости антисемитизму Белой армии, впрочем, делая оговорку, что «исторические настроения не могут быть сразу преодолены». Поэтому, по мере разрастания численности армии, «лица иудейского вероисповедания» ставились на особый учёт. Ну а когда к лету 1919 г. юдофобская направленность белых стала очевидной, евреи, кого не гнали, сами стали бежать из Белой армии.

Всего в годы Гражданской войны только Добровольческой армией было совершено около 300 погромов, в которых было убито 6-8 тыс. евреев, не считая раненных и изнасилованных женщин. По числу жертв на первом месте стоит городок Фастов Киевской губернии. 12 сентября 1919 г. в город ворвались казаки и вырезали почти всё еврейское население, около 1500 чел., включая женщин, стариков и детей, в т.ч. грудных. Убийства обычно совершались при помощи холодного оружия, ножей и шашек. Убивали с циничной жестокостью, убийцы не довольствовались обычными жертвами, они уродовали и калечили людей. Насиловали женщин, девочек и старух, причём на глазах родственников. Еврейские дома сначала разграбили, а потом расстреляли из пушек. Дальше были Киев, Екатеринослав, Елисаветград и др.

3 ноября 1919 г. в Харькове прошла партийная конференция Партии Народной Свободы. Среди прочих рассматривался и еврейский вопрос. Кадетов ведь тоже упрекали в насаждении еврейства в период революционной борьбы. Но кадеты приняли погромную резолюцию, партийный инстинкт возобладал над человеческим: «Харьковское совещание высказывает убеждение, что происходящие еврейские погромы представляются недопустимыми не только по соображениям человечности, но и с точки зрения того великого дела, которому служит Добровольческая Армия…

Вместе с тем совещание отклоняет всякие подозрения, что эти насилия совершаются без достаточного противодействия со стороны полномочных властей…

Совещание признаёт, что растленная атмосфера, созданная большевизмом, возведшим насилие в голый принцип и физическое истребление противников, является одной из причин возобладания в массах тёмных инстинктов…

Установлена и в ряде случаев прямая зависимость еврейских погромов от большевистских агентов…

Сознательные и руководящие круги еврейства должны объявить беспощадную войну тем элементам еврейства, которые активно участвуя в большевистском движении, творят преступное и злое дело…»

Деникин регулярно получал жалобы и донесения о еврейских погромах, творимых его армией, о кадровых чистках против еврейских офицеров в Добрармии, устроенных контрразведкой, о погромной агитации ОСВАГа, принимал еврейские депутации, которые умоляли Деникина принять меры. Неоднократно Деникин высказывался и в прессе по еврейскому вопросу. Но дальше словоблудия дело не шло. Обычно это звучало так: «Делаем всё возможное. Даны строгие распоряжения. Но и вы должны внушить вашей молодёжи, чтобы она изменила ориентацию».

Несколько иное отношение к евреям было у Советской власти. Ещё 12 апреля 1918 г. Совнарком выпустил декрет «О борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами», в котором предписал всем органам власти  «принять решительные меры к пресечению в корне антисемитского движения».

А в 1919 г. Ленин выступил со знаменитой речью против погромной травли евреев (есть даже аудиозапись этой речи): «Антисемитизмом называется распространение вражды к евреям. Когда проклятая царская монархия доживала свое последнее время, она старалась натравить темных рабочих и крестьян на евреев. Царская полиция в союзе с помещиками и капиталистами устраивала еврейские погромы. Ненависть измученных нуждой рабочих и крестьян помещики и капиталисты старались направить на евреев… Только совсем темные, совсем забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой против евреев. Это – остатки старого крепостного времени, когда попы заставляли сжигать еретиков на кострах, когда существовало рабство крестьян, когда народ был задавлен и безгласен. Эта старая крепостническая темнота проходит. Народ становится зрячим.

Не евреи враги трудящихся. Враги рабочих – капиталисты всех стран. Среди евреев есть рабочие, труженики, – их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи по борьбе за социализм. Среди евреев есть кулаки, эксплуататоры, капиталисты, как и среди русских, как и среди всех наций. Капиталисты стараются посеять и разжечь вражду между рабочими разной веры, разной нации, разной расы…

Позор проклятому царизму, мучившему и преследовавшему евреев. Позор тем, кто сеет вражду к евреям, кто сеет ненависть к другим нациям…»

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий