Без Цусимы

Ранним утром 20 мая 1905 года жители города Дананг были разбужены громом салютующих французскому национальному флагу корабельных орудий, а, проснувшись, потрясены невиданным зрелищем: порт заполняло множество огромных черных военных кораблей, рядами выстроившихся поперек бухты. 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Рожественского достигла конечного пункта своего долгого похода.

И по сей день, историки спорят о том, что явилось причиной побудившей Николая II  послать З. П. Рожественскому телеграмму, отменяющую приказ идти во Владивосток. Усиленно муссируемая тогдашней желтой прессой версия о вещем сне Григория Распутина, предрекшем гибель 2-й Тихоокеанской эскадры, давно отвергнута как несостоятельная.

«Остановка в Донанге» привела к патовой ситуации в Русско-японской войне, что привело обе стороны к решению начать мирные переговоры.

Уже в июле, в американском Портсмуте, был заключен мирный договор, по которому Россия теряла права на аренду Квантунского полуострова и признавала Корею находящейся в японской сфере влияния. Возглавлявший русскую делегацию С. Ю. Витте пытался добиться возвращения затопленных в Порт-Артуре русских кораблей, на что японцы в принципе были согласны, но только в обмен на передачу Японии Южного Сахалина. По результатам заключенного мира злые языки присвоили, получившему графский титул Витте, кличку «Порт-Артурский».

Возвращение 2-й эскадры в Россию было безрадостным. Моряков в глаза называли предателями, укравшими у России верную победу. Либеральная пресса поливала грязью трусливого адмирала Рожественского, побоявшегося, несмотря на огромное превосходство его эскадры над японским флотом, вступить с ним в бой. Добавил пороха в огонь и капитан 1-го ранга Кладо, авторитетно доказывающий в своих многочисленных статьях, что у японцев не было никаких шансов, так как их четырем эскадренным броненосцам противостояли бы восемь русских, четыре из которых были новее и совершеннее японских кораблей. Вернувшиеся из японского плена солдаты и офицеры Порт-Артурского гарнизона и моряки 1-й эскадры могли просто плюнуть в лицо «рожественцам»: мы умирали ради победы, а вы..?

Неудивительно, что еще во время обратного похода в Россию и, сразу после возвращения, в экипажах нескольких кораблей произошли волнения, а мятеж на  «Императоре Александре III» потряс умы настолько, что его название стало нарицательным, а позднее  об этом событии был снят знаменитый фильм «Броненосец «Александр».

Линейный корабль “Императоре Александре III”

Потеря шести эскадренных броненосцев и пяти современных крейсеров ослабила русский флот настолько, что уже в 1906 году, несмотря на возвращение кораблей с Дальнего Востока, он уже уступал германскому на Балтике, перспективы же дальнейшего усиления потенциального противника, в связи принятием Германией новых кораблестроительных программ выглядели просто ужасающе. Поэтому, несмотря на скептическое отношение Государственной думы, уже в 1907 году были заложены первые русские дредноуты «Петропавловск» и «Севастополь», а годом позже значительно более совершенные «Полтава» и «Ретвизан».

Кормовые башни линейного корабля “Петропавловск”

В 1910 году были начаты постройкой, успевшие вступить в строй до начала Первой Мировой войны, броненосные крейсера «Варяг» и «Александр Невский», первоначально задумывавшиеся по образцу построенного в Англии «Рюрика», но в итоге ставшие быстроходным вариантом линкоров типа «Полтава».

К августу 1914 года Балтийский флот имел в своем составе 13 линейных кораблей, 5 броненосных крейсеров и 11 крейсеров, сведенных в бригады:

1-я бригада линейных кораблей

1. ЛК Полтава                                                         1908-1910-1912         Балт. з-д

2. ЛК Ретвизан                                                        1908-1910-1913         Гал. о-к

3. ЛК Петропавловск                                              1907-1909-1912         Балт. з-д

4. ЛК Севастополь                                                  1907-1909-1912         Гал. о-к

2-я бригада линейных кораблей

1. ЛК Андрей Первозванный                                 1904-1906-1909         Гал. о-к

2. ЛК Император Павел I                                       1904-1906-1908         Балт. з-д

3. ЛК Орел                                                             1899-1902-1904         Гал. о-к

4. ЛК Цесаревич                                                    1899-1901-1903         Франция

3-я бригада линейных кораблей

1. ЛК Слава                                                             1902-1904-1905         Балт. з-д

2. ЛК Князь Суворов                                               1901-1902-1904         Балт. з-д

3. ЛК Бородино                                                       1899-1901-1904         Нов. адм

4. ЛК Гангут (ех – Император Александр III)           1899-1901-1903         Балт. з-д

Отдельная бригада кораблей Рижского залива

1. ЛК Сисой Великий                                             1891-1894-189           Нов. адм

2. ББО Генерал-адмирал Апраксин                         1894-1896-189           Нов. адм

3. ББО Адмирал Ушаков                                         1892-1893-199           Балт. з-д

4. ББО Адмирал Сенявин                                       1892-1894-189           Нов. адм

1-я бригада крейсеров

1. БКР Варяг                                                           1910-1912-1914         Балт. з-д

2. БКР Александр Невский                                     1910-1912-1914         Гал. о-к

3. БКР Рюрик                                                         1906-1907-1909         Англия

2-я бригада крейсеров

1. КР Адмирал Макаров                                          1905-1906-1908         Франция

2. КР Баян                                                               1905-1906-1909         Нов. адм

3. КР Паллада                                                         1905-1907-1909         Нов. адм

4. КР Олег                                                               1901-1903-1904         Нов. адм

5. КР Богатырь                                                        189  -1901-190           Германия

3-я бригада крейсеров

1. БКР Громобой                                                     1897-1899-1900         Балт. з-д

2. БКР Россия                                                         1893-1896-1897         Балт. з-д

3. КР Диана                                                            1896-1899-1901         Гал. о-к

4. КР Аврора                                                           1895-1900-1903         Нов. адм

5. КР Светлана                                                        189  -1896-189          Франция

4-я бригада крейсеров

1. КР Разбойник                                                       1905-1906-1908         Балт. з-д

2. КР Жемчуг                                                            1901-1903-1904         Невск. з-д

3. КР Изумруд                                                          1901-1903-1904         Невск. з-д

4. КР Новик                                                              1899-1901-190           Германия

Еще четыре линейных корабля и два броненосных крейсера находились в постройке.

В составе Сибирской флотилии числились переведенный в 1907 году в класс броненосных крейсеров «Ослябя» и «Аскольд».

Оцените статью
Тайны и Загадки истории