Ранним утром 20 мая 1905 года жители города Дананг были разбужены громом салютующих французскому национальному флагу корабельных орудий, а, проснувшись, потрясены невиданным зрелищем: порт заполняло множество огромных черных военных кораблей, рядами выстроившихся поперек бухты. 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Рожественского достигла конечного пункта своего долгого похода.
И по сей день, историки спорят о том, что явилось причиной побудившей Николая II послать З. П. Рожественскому телеграмму, отменяющую приказ идти во Владивосток. Усиленно муссируемая тогдашней желтой прессой версия о вещем сне Григория Распутина, предрекшем гибель 2-й Тихоокеанской эскадры, давно отвергнута как несостоятельная.
«Остановка в Донанге» привела к патовой ситуации в Русско-японской войне, что привело обе стороны к решению начать мирные переговоры.
Уже в июле, в американском Портсмуте, был заключен мирный договор, по которому Россия теряла права на аренду Квантунского полуострова и признавала Корею находящейся в японской сфере влияния. Возглавлявший русскую делегацию С. Ю. Витте пытался добиться возвращения затопленных в Порт-Артуре русских кораблей, на что японцы в принципе были согласны, но только в обмен на передачу Японии Южного Сахалина. По результатам заключенного мира злые языки присвоили, получившему графский титул Витте, кличку «Порт-Артурский».
Возвращение 2-й эскадры в Россию было безрадостным. Моряков в глаза называли предателями, укравшими у России верную победу. Либеральная пресса поливала грязью трусливого адмирала Рожественского, побоявшегося, несмотря на огромное превосходство его эскадры над японским флотом, вступить с ним в бой. Добавил пороха в огонь и капитан 1-го ранга Кладо, авторитетно доказывающий в своих многочисленных статьях, что у японцев не было никаких шансов, так как их четырем эскадренным броненосцам противостояли бы восемь русских, четыре из которых были новее и совершеннее японских кораблей. Вернувшиеся из японского плена солдаты и офицеры Порт-Артурского гарнизона и моряки 1-й эскадры могли просто плюнуть в лицо «рожественцам»: мы умирали ради победы, а вы..?
Неудивительно, что еще во время обратного похода в Россию и, сразу после возвращения, в экипажах нескольких кораблей произошли волнения, а мятеж на «Императоре Александре III» потряс умы настолько, что его название стало нарицательным, а позднее об этом событии был снят знаменитый фильм «Броненосец «Александр».
Линейный корабль “Императоре Александре III”
Потеря шести эскадренных броненосцев и пяти современных крейсеров ослабила русский флот настолько, что уже в 1906 году, несмотря на возвращение кораблей с Дальнего Востока, он уже уступал германскому на Балтике, перспективы же дальнейшего усиления потенциального противника, в связи принятием Германией новых кораблестроительных программ выглядели просто ужасающе. Поэтому, несмотря на скептическое отношение Государственной думы, уже в 1907 году были заложены первые русские дредноуты «Петропавловск» и «Севастополь», а годом позже значительно более совершенные «Полтава» и «Ретвизан».

Кормовые башни линейного корабля “Петропавловск”
В 1910 году были начаты постройкой, успевшие вступить в строй до начала Первой Мировой войны, броненосные крейсера «Варяг» и «Александр Невский», первоначально задумывавшиеся по образцу построенного в Англии «Рюрика», но в итоге ставшие быстроходным вариантом линкоров типа «Полтава».
К августу 1914 года Балтийский флот имел в своем составе 13 линейных кораблей, 5 броненосных крейсеров и 11 крейсеров, сведенных в бригады:
1-я бригада линейных кораблей
1. ЛК Полтава 1908-1910-1912 Балт. з-д
2. ЛК Ретвизан 1908-1910-1913 Гал. о-к
3. ЛК Петропавловск 1907-1909-1912 Балт. з-д
4. ЛК Севастополь 1907-1909-1912 Гал. о-к
2-я бригада линейных кораблей
1. ЛК Андрей Первозванный 1904-1906-1909 Гал. о-к
2. ЛК Император Павел I 1904-1906-1908 Балт. з-д
3. ЛК Орел 1899-1902-1904 Гал. о-к
4. ЛК Цесаревич 1899-1901-1903 Франция
3-я бригада линейных кораблей
1. ЛК Слава 1902-1904-1905 Балт. з-д
2. ЛК Князь Суворов 1901-1902-1904 Балт. з-д
3. ЛК Бородино 1899-1901-1904 Нов. адм
4. ЛК Гангут (ех – Император Александр III) 1899-1901-1903 Балт. з-д
Отдельная бригада кораблей Рижского залива
1. ЛК Сисой Великий 1891-1894-189 Нов. адм
2. ББО Генерал-адмирал Апраксин 1894-1896-189 Нов. адм
3. ББО Адмирал Ушаков 1892-1893-199 Балт. з-д
4. ББО Адмирал Сенявин 1892-1894-189 Нов. адм
1-я бригада крейсеров
1. БКР Варяг 1910-1912-1914 Балт. з-д
2. БКР Александр Невский 1910-1912-1914 Гал. о-к
3. БКР Рюрик 1906-1907-1909 Англия
2-я бригада крейсеров
1. КР Адмирал Макаров 1905-1906-1908 Франция
2. КР Баян 1905-1906-1909 Нов. адм
3. КР Паллада 1905-1907-1909 Нов. адм
4. КР Олег 1901-1903-1904 Нов. адм
5. КР Богатырь 189 -1901-190 Германия
3-я бригада крейсеров
1. БКР Громобой 1897-1899-1900 Балт. з-д
2. БКР Россия 1893-1896-1897 Балт. з-д
3. КР Диана 1896-1899-1901 Гал. о-к
4. КР Аврора 1895-1900-1903 Нов. адм
5. КР Светлана 189 -1896-189 Франция
4-я бригада крейсеров
1. КР Разбойник 1905-1906-1908 Балт. з-д
2. КР Жемчуг 1901-1903-1904 Невск. з-д
3. КР Изумруд 1901-1903-1904 Невск. з-д
4. КР Новик 1899-1901-190 Германия
Еще четыре линейных корабля и два броненосных крейсера находились в постройке.
В составе Сибирской флотилии числились переведенный в 1907 году в класс броненосных крейсеров «Ослябя» и «Аскольд».



