С началом Первой мировой войны Балтийский флот был подчинён командованию 6-й армии. Эта армия должна была защищать побережье Балтийского и Белого морей, а также подступы к столице империи. Её командующим был генерал Константин Фан-дер-Флит. Основные силы флота, как было намечено довоенным планом от 1912 года, были развёрнуты в устье Финского залива, чтобы защитить Петербург от возможного удара германского флота.
Балтийское море стало главным театром борьбы русского и германского флотов. Немцы могли угрожать всему балтийскому побережью России и столице империи. Кроме того, к морю выходил северный фланг Восточного фронта, который было необходимо защищать. Особенностью этого театра военных действий был природно-географический фактор. Балтийское море имело устья больших заливов – Финского, Рижского, Ботнического, многочисленные острова, что позволяло создать мощные минно-артиллерийские позиции. Но мероприятия русского командования по созданию береговых батарей, накоплению мин, созданию развёрнутой системы базирования флота не были полностью реализованы к началу войны. Накануне войны Балтийский флот состоял из бригады линейных кораблей (эскадренные броненосцы – «додредноуты»), бригады крейсеров, двух минных дивизий, бригады подводных лодок, отряда минных заградителей, партии траления и отряда канонерок. Это был действующий флот, в резерве была бригада старых крейсеров, сводный дивизион миноносцев и учебные отряды – артиллерийский, минный, подводного плавания. Командовал флотом талантливый вице-адмирал Николай Оттович фон Эссен (1860 — 7 мая 1915). Главной базой Балтфлота был Гельсингфорс (Хельсинки), но он не был достаточно оборудован и укреплён для базирования больших кораблей. Линкорам приходилось стоять на незащищенном внешнем рейде. Уже в ходе войны были проведены большие работы по строительству укреплений для обороны с моря и с суши. Бригада крейсеров базировалась в Ревеле, его планировали переоборудовать в главную базу Балтфлота. Передовыми базами ВМС были Либава и Виндава – их с началом войны пришлось оставить. Кроме того, пунктами базирования лёгких сил были Балтийский порт, Рогокюль, Усть-Двинск. В Кронштадте стояли корабли резерва, и располагалась ремонтная база флота.
Командование Балтфлота предвидело начало войны, поэтому начало реализовывать планы по мобилизации и развёртыванию сил в конце июля 1914 года в соответствии с планом от 1912 года и боевым расписанием флота. 12 (25) июля объявили повышенную готовность флота, была усилена охрана рейдов и гаваней. 13 июля у входа в Финский залив был установлен постоянный дозор из 4 крейсеров. 14 июля отряд минзагов и дивизион эсминцев вышел на позицию в Порккала-Удд, готовясь по приказу командования поставить мины. Резервная бригада крейсеров была приведена в боевую готовность, началась частичная эвакуация Либавы. В полночь 17 (30) июля, с объявлением общей мобилизации, минные заградители – «Амур», «Енисей», «Ладога» и «Нарова», под прикрытием линкоров, эсминцев и подлодок начали установку мин на Центральной позиции (остров Нарген, полуостров Порккала-Удд). За четыре с половиной часа было выставлено 2119 мин.
Минный заградитель “Амур”
Немцы оказались подготовлены к войне лучше. Германия проводила более целенаправленную подготовку к общеевропейской войне, начав масштабную программу строительства флота ещё в конце 19 столетия, и в дальнейшем только совершенствовала её. Российское же руководство долго считало, что войны можно избежать. Германские ВМС имели на Балтике хорошо оборудованные базы и пункты базирования: Киль, Данциг, Пилау. Кроме того, имелся Кильский канал – он соединял Балтийское и Северное моря, проходит от Кильской бухты, у города Киль до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель, позволял маневрировать силами ВМС, перебрасывать дополнительные силы. Для немцев большое значение имели ресурсы Швеции – железная руда, лесоматериалы, продукты сельского хозяйства, поэтому германское командование старалось хорошо защитить эту коммуникацию (она шла вдоль южного побережья Балтики и по побережью Швеции). На этом море у Германии был флот Балтийского моря: состоял из Дивизии обороны побережья и Портовой флотилию в Киле под общим командованием гросс-адмирала Генриха Прусского (1862—1929). Надо сказать, что это был человек новаторских взглядов, принц отстаивал идею развития подводного флота и морской авиации, по его инициативе в Германской империи велись разработки первого авианосца.
Относительно небольшие размеры моря позволяли довольно быстро развёртывать силы для проведения операций. В тоже время Балтийское море отличается сложными гидрометеорологическими и навигационными условиями, это затрудняло ведение боевых действий. Так боевую деятельность русских ВМС сдерживал продолжительный ледостав в Финском заливе и Або-Аландском шхерном районе.
К началу боевых действий Балтфлот был сильнее немецких сил на Балтике. В Балтийском флоте было 4 додредноута, 3 броненосных крейсера, 7 крейсеров, 70 эсминцев и миноносцев, 6 минзагов, 11 субмарин, 6 канонерок. В немецком флоте Балтийского моря было 8 крейсеров (включая учебный), 16 эсминцев, 5 минных заградителей, 4 подлодки, 1 канонерка. Но надо учитывать тот факт, что германское командование могло в любой момент перебросить с Северного моря дополнительные силы, в том числе новые линкоры-дредноуты и линейные крейсера.
Принц Генрих Прусский
Кампания 1914 года на Балтике
20 июля (2 августа) немецкие ВМС выставили 100 мин у Либавы и обстреляли её. Затем поставили 200 мин у входа в Финский залив, но они были вовремя обнаружены русскими кораблями. 13 (26) августа германские лёгкие крейсера «Аугсбург», «Магдебург» и три эсминца пытались напасть на русский дозор у входа в Финский залив. Но попытка провалилась – «Магдебург» в тумане сел на камни у острова Оденхольм. Немцы прислали на помощь эсминец и крейсер, но успели снять только часть команды. Их обнаружили русские крейсера «Богатырь» и «Паллада» – они отогнали вражеские корабли и захватили в плен 56 человек во главе с капитаном Рихардом Хабенихтом. Наиболее ценным «подарком» для Балтфлота стали сигнальные книги и шифровальная таблица крейсера. По уставу немцы должны были их сжечь в топке, но она была затоплена, и их выбросили за борт. Русское командование послало водолазов разыскать книги, и после недолгого поиска их работа увенчалась успехом. При этом русскому командованию удалось сохранить это в тайне. Хабенихта держали под усиленной охраной, чтобы исключить возможность передать весточку о захвате секретных данных в Германию. Одну книгу и копию шифровальной таблицы передали Британии. Раскрытие шифра немцев оказало впоследствии большое влияние как на боевые действия на морском театре, так и на ход войны в целом.
Севший на мель «Магдебург».
Характер действий в начале войны показал, что германское командование не собирается вводить в бой значительные силы флота на Балтике и проводить крупные операции. Поэтому русский флот начал действовать более активно. В начале сентября Эссен приказал расширить зону активного действия флота на южную и среднюю Балтику. Части флота выдвинули на запад – обе крейсерские бригады перешли в финский Лапвик, 1-я минная дивизия из Ревеля перешла на Моонзунд, а 2-я минная дивизия – в Або-Аландский район. В сентябре-октябре крейсера и эсминцы совершили несколько разведывательных походов, были выставлены минные заграждения у Либавы и Виндавы.
Немцы, обеспокоенные активизацией русских ВМС, решили провести крупную операцию – две эскадры линкоров (14 кораблей) и другие корабли были должны прикрывать высадку десанта в Курляндии. 10 (23) сентября силы были готовы начать операцию, но поступило сообщение о появлении значительных сил британцев в Датских проливах, операцию свернули, корабли вернули в Киль.
Большую опасность для Балтфлота стали представлять немецкие субмарины. Так, 28 сентября (11 октября) два русских крейсера «Паллада» и «Баян» возвращались из дозора и были атакованы германской субмариной «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Боркхейма. Броненосный крейсер «Паллада» под командованием капитана 1-го ранга С. Р. Магнуса был торпедирован и утонул со всей командой – погибло 537 человек.
Германская почтовая открытка периода Первой мировой войны с изображением момента взрыва крейсера Паллада от попадания германской торпеды.
Но эта трагедия не парализовала действия русского флота. В октябре был разработан план активных постановок минных заграждений. До конца года поставили около 1600 мин – 14 активных заграждений, к тому же установили более 3600 мин оборонительного назначения. Это нанесло значительный ущерб морским сообщениям немцев, заставило немецкое командование всё внимание обратить на минную опасность. 17 ноября подорвался на русских минах в районе Мемеля броненосный крейсер «Фридрих Карл» и затонул после 5 часов борьбы за живучесть. Команду снял крейсер «Аугсбург», при взрывах погибло 8 человек. Кроме того, на русских минах в 1914-1915 годы подорвались и погибли 4 тральщика, 2 (3) сторожевика, 14 пароходов, были повреждены два крейсера, 3 миноносца и 2 тральщика. Надо отметить, что русские минные силы были активнее не только немецких, но и британских. Минно-заградительные операции стали главным видом боевой деятельности Балтфлота. Русские моряки были мировыми лидерами в области использования минного оружия и внесли большой вклад в искусство минной войны.
Немцы за 1914 год выставили более 1000 мин – 4 активных заграждения и 4 оборонительных.
Крейсер “Фридрих Карл”.
Итоги боевых действий за 1914 год
– Балтийский флот от пассивного выжидания на Центральной минно-артиллерийской позиции перешёл к активным действиям и перехватил инициативу в свои руки.
– Немцы отказались от демонстративных действий, показывающих силу их флота (прорываться к Петербургу они не собирались), и перешли к более пассивной тактике. Основная причина – активная постановка мин русскими ВМС.
– Война выявила ряд недостатков в материально-техническом оснащении флота, оборудовании баз и береговых укреплений, боевой подготовке. Их пришлось срочно устранять.
Чёрное море
Чёрное море отличается довольно большими глубинами – средняя глубина более 1200 м, лишь северо-западная часть имеет глубины менее 200 м. Эта особенность наложила ограничения на возможности ведения минной войны. В то же время, Чёрное море, как и Балтийское сравнительно небольшое, поэтому флоты воюющих держав могли быстро развернуть свои силы для проведения операций. Вдоль турецкого берега шла важная коммуникация, с помощью которой перебрасывались подкрепления, и снабжался Кавказский фронт (сухопутные коммуникации не были развиты и требовали большого количества времени для перевозки). Кроме того, из Румынии (до вступления её в войну) в Османскую империю поступала нефть и каменный уголь. Поэтому одной из главных задач русского Черноморского флота была блокада Босфора и нарушение турецких морских коммуникаций.
Россия и Османская империя плохо подготовили свою береговую инфраструктуру к войне. Только Севастополь отвечал стандартам того времени. У турков только район Босфора имел удовлетворительную береговую оборону.
Русский Черноморский флот состоял из бригады линейных кораблей, минной дивизии (в неё входил крейсер, эсминцы и минзаги), дивизиона подводных лодок, партии траления. Всего 7 додредноутов (флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Ростислав», «Три Святителя», «Синоп», «Георгий Победоносец», причём два последних линкора были в резерве), два крейсера, 29 эсминцев и миноносцев, 4 подлодки, несколько минзагов и канонерок. Командующим флотом с 1911 года был адмирал Андрей Августович Эбергард. Главной базой флота был Севастополь, другие пункты базирования – Одесса и Батум, тыловой ремонтной базой – Николаев. К открытию военных действий на этом театре для защиты Одессы и входа в Днепро-Бугский лиман был создан специальный отряд кораблей (канонерки «Донец» и «Кубанец», минзаги «Бештау», «Дунай»).
Турецкие ВМС до прихода немецких крейсеров «Гебен» и «Бреслау» де-факто были небоеспособны (корабли старые, в плохом состоянии, с практически полным отсутствием боевой подготовки). У Порты в более или менее боеспособном состоянии было два эскадренных броненосца, 2 броненосных крейсера, 22 эсминца и миноносца. Единственной базой был Стамбул. После вступления в войну Болгарии на стороне Берлина для базирования немецких субмарин стали использовать Варну. Ситуация изменилась с приходом немецких крейсеров, немцы возглавили турецкие ВМС, усилили их своими офицерами и матросами. В результате германо-турецкий флот получил возможность проводить крейсерские операции.
Минный заградитель “Прут”
Кампания 1914 года
Боевые действия на Чёрном море начались без объявления войны – ранним утром 16 (29) октября германо-турецкие корабли обстреляли Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. В целом серьёзных успехов противник не добился, хотя намеревался серьёзно повредить русские линкоры и полностью парализовать действия Черноморского флота. Два турецких эсминца атаковали Одессу, воспользовавшись эффектом неожиданности, они потопили канонерку «Донец», повредили канонерку «Кубанец» и минзаг «Бештау», 4 парохода, портовые сооружения. Линейный крейсер «Гебен» без особых успехов бомбардировал Севастополь. При отходе атаковал эсминец и заградитель «Прут», на минзаге начался сильный пожар, и команда его утопила. Лёгкий крейсер «Гамидие» обстрелял Феодосию, а германский «Бреслау» Новороссийск. Кроме того, корабли противника выставили несколько десятков мин, на них подорвалось и утонуло два парохода.
Уже на следующий день русские линкоры и крейсера вышли на поиски противника и три дня крейсировали в юго-западной части моря. Русское верховное командование повторило ошибку Порт-Артура, адмиралу Эбергарду запретили активные действия, до последнего стараясь сохранить нейтралитет Порты. Если бы у Сушона были более мощные силы, и он не распылил имеющиеся корабли по разным целям, исход мог быть более плачевным.
Нападение врага резко активизировало Черноморский флот. До конца года было выставлено более 4,4 тыс. мин для обороны Севастополя, Одессы, в Керченском проливе, у кавказского побережья и в ряде других районах. Большую работу провели и по укреплению береговых батарей. Черноморский флот не ограничился обороной и вёл наступательные действия. До конца 1914 года корабли главной эскадры шесть раз выходили в поход. 22-25 октября (4-6 ноября) Черноморский флот поставил 240 мин у Босфора, обстрелял стратегический порт Зонгулдак – из него везли уголь и различное сырьё в Стамбул и осуществляли различные военные перевозки с запада на восток, утопили 5 транспортов.
2-5 (15-18) ноября флот прикрывал постановку мин у Трапезунда, Платаны, Унье, Самсуна (поставлено 400 мин). Кроме того, бомбардировали Трапезунд. 5 (18) ноября при возвращении эскадра встретилась с «Гебеном» и «Бреслау». Произошёл первый открытый бой. Он шёл всего 14 минут, и в целом это была перестрелка русского флагмана «Евстафия» с «Гебеном». Преследовать немцев не смогли из-за значительной разнице в ходе. Немецкий линейный крейсер получил 14 попаданий (3 снаряда 305 мм орудий, 11 из 203, 105 орудий), потеряв убитыми 105 человек и ранеными 59. Корабль выбыл на две недели ремонта. Канониры «Гебена» попали в русский линкор три раза из 280 мм орудий – 33 человека погибли, 25 были ранены. Бой показал, что бригада старых русских линкоров вполне может противостоять линейному крейсеру нового типа. Если один броненосец, скорее всего, потерпит поражение, то в соединении они представляют большую мощь, особенно если экипажи хорошо подготовлены.
Броненосец “Евстафий” под огнем немецкого линейного крейсера Гебен. Бой у мыса Сарыч. Картина Дениса Базуева.
19 ноября (2 декабря) русская эскадра совершили следующий поход. У Босфора в декабре выставили более 600 мин. Проводились бомбардировки турецких портов. 13 (26) декабря на мине подорвался «Гебен» и на 4 месяца выбыл из строя. Большую положительную роль сыграл Батумский отряд – он поддерживал Кавказский фронт артиллерийским огнём, высаживал десанты, пресекал переброску турецких подразделений, боеприпасов, оружия.
Немцы продолжали совершать рейды, но значительных успехов не достигли. Так, в ноябре «Бреслау» и «Гамидие» обстреляли Поти и Туапсе, «Гебен» в ноябре бомбардировал Батум. В самом конце 1914 года из Средиземного моря в Чёрное, перешли 5 германских подлодок, это осложнило ситуацию.
Моряки Черноморского флота сражались и на Сербском фронте. Белград обратился за помощью, попросил прислать стрелкового оружия, специалистов минного дела, минно-торпедное вооружение для борьбы с врагом на Дунае и инженеров для устройства переправ. В августе 1914 года на Дунай выслали специальное подразделение – Экспедицию особого назначения (ЭОН) под командованием капитана I ранга Весёлкина. В ЭОН вошёл отряд боевых и транспортных судов, отряд заграждения, инженерный отряд и ряд других соединений. Русские моряки оказали большую помощь сербам, они устанавливали минные, сетевые и иные заграждения, которые сильно ограничили действия дунайской австро-венгерской флотилии. 10 (23) октября на русских минах погиб австрийский флагманский монитор. Создание речных переправ дало возможность сербскому командованию своевременно маневрировать своими силами. Кроме того, сербам перебросили 113 тыс. винтовок, 93 млн. патронов, 6 радиостанций и другое имущество. Это помогло сербам выдержать австрийское наступление в 1914 году и даже переходить в контрнаступление.
Первые итоги
– Немцам не удалось парализовать действия Чёрноморского флота.
– Русский флот также не смог полностью перехватить инициативу в свои руки, хотя действовал весьма активно – русские корабли атаковали побережье врага, ставили у турецких берегов минные заграждения, утопили десятки транспортов, поддерживали действия Кавказского фронта.