Большие пушки американцев

Большие пушки американцев

Это не «Фотошоп». Так выглядит 30-мм авиационная пушка GAU-8A, которой вооружен американский штурмовик А-10.

Собственно говоря, штурмовик А-10 и построен вокруг этой пушки. Вся его компоновка подчинена необходимости поднять этого монстра в воздух и не развалиться при стрельбе из него.

Характерный пример. Весьма странное и необычное размещение двигателей в хвосте самолета — это вынужденная мера в попытке предотвратить их остановку из-за попадания в воздухозаборники пороховых газов при стрельбе. Ну вот так тупо сделали. При проведении (в марте 1974 г.) летных огневых испытаний пушки GAU-8A, установленной на самолете А-10А, трижды отмечалась ненормальная работа двигателей самолета, вызванная попаданием в них пороховых газов, образующихся при стрельбе. Поэтому в носу самолета пришлось добавить два сопла, в которые при стрельбе подается сжатый воздух, чтобы сдуть пороховые газы в сторону.

Вам уже смешно? Мне тоже.

Для обеспечения более полного сгорания метательного состава внутри стволов (чтобы исключить догорание пороховых газов перед самолетом) к нему добавляется азотнокислый калий. Эта добавка либо вводится в метательный состав, либо в отдельном пластмассовом пакетике вкладывается в патрон. Однако помогает не так чтобы очень сильно:

При эксплуатации самолета А-10А было установлено, что при стрельбе из пушки пороховые газы всё равно засасываются в двигатель, и недогоревшие частицы пороха откладываются на лопатках вентилятора и компрессора двигателя. Скопление недогоревших частиц после каждых 1000 выстрелов снижает тягу двигателя на 1%. Общее снижение тяги с настрелом доходило до 10%, что увеличивало вероятность срыва потока с лопаток компрессора и остановку двигателей.

Для уменьшения вероятности срыва потока с лопаток компрессора были введены следующие ограничения:

— в двигатели самолета в 1981 году были встроены запальные устройства (факелы на входе воздуха), воспламеняющие недогоревшие частицы пороха;

— из пушки разрешена стрельба только короткими очередями и только с низкой (2100 выстр./мин) скорострельностью;

— обязательная промывка двигателя после каждых 2600-3000 выстрелов мыльным раствором для удаления сажи с лопаток вентилятора и компрессора.

Чтобы вы оценили, насколько плотно пушка GAU-8A вписана в самолет А-10, я вам сообщу, что эта пушка выпускается в двух вариантах: для двух- и одноместного самолета. По сравнению с пушечной системой одноместного самолета магазин для боеприпасов пушки, предназначенный для двухместного, укорочен с 492 до 408 мм. Иначе второго человека было бы некуда сажать.

Разработка 30-мм семиствольной пушки GAU-8A была начата фирмой General Electric в 1971 г. Пушка предназначалась специально для штурмовика А-10А. В феврале 1974 г. фирма General Electric приступила к производству предсерийной партии пушек GAU-8A. В мае 1975 г. были успешно завершены летные огневые испытания пушки GAU-8A. Результаты испытаний показали, что установка и применение пушки на А-10А не оказывают отрицательного влияния на управляемость самолета. Одним из основных факторов, проверяемых испытаниями на совместимость пушки с самолетом, являлось влияние силы отдачи на самолет при стрельбе. По расчетам сила отдачи пушки должна была быть около 7700 кг, фактически при огневых испытаниях она составила около 6800 кг.

В ходе испытаний стрельба велась с высоким и низким темпом стрельбы при скоростях полета 300-740 км/ч на высоте от 850 до 3900 м и перегрузках самолета до четырехкратных.

Пушка GAU-8A размещается вдоль продольной оси самолета и смещена к левому борту на 0,3 м. Она работает по принципу Гатлинга, имеет гидравлический внешний привод и беззвеньевую систему подачи патронов. Магазин барабанного типа вмещает 1350 патронов. Стреляные гильзы собираются на борту самолета в контейнер барабанного типа и могут использоваться вторично.

Вы спросите: зачем же всё это понадобилось?

Дело в том, что в 1971 году было обнаружено, что советские танки могут быть успешно поражены при атаке сверху бронебойными снарядами калибром 30 мм. Ну, у танка броня сверху тонкая — и потому ее можно пробить вот таким калибром.

Но чтобы самолет, пролетающий над полем боя над вражескими танками, не успели сбить, он должен лететь быстро. А это требует высокого темпа стрельбы, чтобы на такой скорости попасть в танк хотя бы 1-2 снарядами.

Привод ствольного блока и системы питания работает от двух гидравлических моторов, использующих гидросистему самолета. Оба двигателя вместе вырабатывают мощность в 77 л.с. (57,4 кВт), необходимую для стрельбы на максимальной скорострельностью 4200 выстр./мин. Если один из моторов выходит из строя, то стрельба осуществляется со скоростью в 2100 выстр./мин.

Ну, в общем, США построили такую радость и были довольны. Но недолго — потому что рашкованы с Уралвагонколхоза кое-что подхимичили в компоновке танка, навесили дополнительные экраны и броню, и танк 30-мм снарядом сверху пробиваться перестал. Применение сердечников из обедненного урана ситуацию также не спасло — зато резко увеличило цену снаряда. Экономика самолета А-10 покатилась туда же, куда и экономика США, — в задницу.

Во время операции «Буря в пустыне» штурмовики А-10 ВВС США использовали снаряды с обедненным ураном PGU-14/B. 148 самолетов, базировавшихся в Саудовской Аравии, выполнили 8077 боевых вылетов. Было истрачено 783.514 снаряда PGU-14/B и почти 200 тысяч зажигательных снарядов. Исходя из того, что каждый снаряд PGU-14 содержит около 300 г обедненного урана, ВВС США разбросали над Персидским заливом около 259 тонн ОУ.

В теории таким количеством можно было уничтожить всю бронетехнику всех стран Залива. Однако реальные успехи стрельбы были почти нулевые — и это при том, что целями были сильно устаревшие танки. Фактически пушка GAU-8A расписалась в своем бессилии против танков.

В результате США оказались со штурмовиком, основное оружие которого не выполняет основную задачу самолета. Вся система начала выглядеть на редкость глупо — поскольку для стрельбы по вражеской пехоте и БТР-ам такая монстроидальная пушка просто не нужна, там вполне достаточно калибра 23 мм и куда меньшей кинетики снаряда, а против танков она уже была почти бесполезна.

Тогда на А-10 поставили аппаратуру управления и наведения для противотанковых ракет Hellfire. Однако ставшую бесполезной пушку с самолета снять нереально — как минимум нарушится центровка самолета. И вот А-10 возят почти бесполезный многотонный кусок железа, и не могут взять сколько-нибудь существенное количество ракет.

Большие пушки американцев

Видите фото? Чтобы взять столько ракет, А-10 летит вообще без снарядов к основной пушке.

P. S. Самое смешное, что у хитрых русских тоже есть 30-мм авиационная пушка — ГШ-6-30 (ТКБ-635):

Как видите, при темпе стрельбы в 5000 выстрелов в минуту она гораздо компактнее.

Работа автоматики пушки ГШ-6-30 (ТКБ-635) основана на принципе использования энергии пороховых газов. отводимых поочередно из каждого ствола. Предварительный разгон блока стволов в начале каждой очереди осуществляется сжатым воздухом (пневмостартер).

На вооружение пушка ГШ-6-30 принята в 1974 г. и получила индекс 9-А-621. Пушкой ГШ-6-30 вооружены самолеты Су-24МК (одна, боекомплект 500 патронов) и МиГ-27. В авиационном варианте с пониженной баллистикой ГШ-6-30А имела отдачу в 5500 кгс. Ударные нагрузки при стрельбе были очень мощными для конструкции самолета (все же его планер являлся переделкой довольно легкого истребителя). Первый же отстрел, выполненный в полете, закончился тем, что после очереди из 25 снарядов все приборы в кабине отказали.

В сочетании с прицельной системой ГШ-6-30А имела высокую точность стрельбы. Заводской летчик-испытатель М. Туркин на спор предлагал попасть в закрепленную на мишени и хорошо видную белую майку и даже снести положенную сверху фуражку. Сделав пару заходов, он уложил в цель очередь. Определить, кто победил в споре, не удалось: очередь разметала бревенчатую мишень так, что не осталось даже обрывков.

В строевых частях стрельбы из пушки были достаточно частыми, но всегда впечатляющими для самих летчиков — раскатистый громовой удар очереди, в секунду выбрасывающей сотню снарядов, и пронизывающая машину дрожь отдачи вызывали ни с чем не сравнимое чувство находящейся в руках мощи и силы. Не меньше впечатлял и вид работы “шестистволки” со стороны: ведущий огонь самолет на несколько мгновений окутывался облаком пламени, из которого к земле тянулся огненный ливень. Обычно в лентах чередовались по два снаряда ОФЗ через один БР.

Большие пушки американцев

Прицельная система МиГ-27

В автоматическом режиме использовался прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23. Он выдавал на прицел необходимые поправки и упреждения, а прицеливание осуществлялось наложением на цель подвижной прицельной марки С-17ВГ, на которой высвечивалась текущая дальность до объекта атаки и сектор эффективной дальности (начала и окончания) стрельбы. В отличие от других машин, на ручке управления МиГ-27 была смонтирована вторая боевая кнопка, специально для пушки. Самими летчиками стрельба из пушки считалась более привлекательной, чем бомбометание или пуск НАР, разрывы которых ложились уже за самолетом, на выходе из атаки, и сверху затем наблюдались в лучшем случае как пыльные облачка. Пушка давала результат ощутимый и зримый: сразу за “всплыванием” прицельной марки снаряды ложились практически туда, куда была наложена метка. Благодаря мощной баллистике и высокой скорострельности можно было видеть, как первые снаряды очереди впиваются в мишень. Затем приходилось брать ручку на себя, и основная масса залпа ложилась в цель, на долю секунды отставая от выходящего из пикирования самолета. Вывод обычно выполнялся с отворотом в сторону, уходя от осколков и рикошета собственных снарядов. Осколки от них поднимались до высоты 200 м и представляли серьезную опасность для самолета.

8 августа 1988 года в 19-м гв. апиб в ГСВГ после стрельбы на МиГ-27Д лейтенанта М. В. Полуэктова не выпустилась передняя стойка из-за того, что “повело” фюзеляж и заклинило створки. Как отмечалось в донесении, “летчик обладал высокой морально-политической подготовкой” и смог посадить самолет на основные колеса, погасил скорость и коснулся носовой частью бетонки с минимальными повреждениями. В 599-м апиб 15 мая 1990 года произошел сходный случай с более тяжелыми последствиями: очередью сорвало локализатор с пушки, в него уперлись створки, стойка не вышла и МиГ-27К пропахал носом ВПП, после чего машину пришлось списать. Случались “выбивания” АЗС, отключавшие оборудование, отказывала связь и системы. Некоторые из случаев, при всей серьезности положения, граничили с курьезом. В 24-й авиадивизии 18 апреля 1988 года МиГ-27 пришел на аэродром, не только “оглохнув”, но и оставшись без ПрНК — пушечная очередь разом “вырубила” все радиооборудование и гироскопы. В ГСВГ 2 сентября 1989 года залп пушки МиГ-27 привел к полной потере радиосвязи — у радиостанции отлетели контакты и потрескались печатные платы. В 23-й ВА в январе 1989 года пушечные стрельбы привели сразу к двум происшествиям: в 58-м апиб разлетевшийся предохранитель вызвал почти полное обесточивание “борта” с отказом управления стабилизатором, закрылками, шасси и МРК, а неделей раньше в соседнем 266-м апиб МиГ-27К вернулся из полета без крышки фонаря, сорванной при стрельбе (сами раскрылись аварийные замки, отпустив фонарь в “свободный полет”).

Даже на этом фоне уникальным выглядел случай, произошедший в 24-й дивизии 29 марта 1989 года: на выходе из пикирования после стрельбы на ноги летчику свалилась панель приборной доски, крепление которой перебило отдачей. Придерживая рукой висящую на жгутах панель, летчик долетел до аэродрома. Не раз бывало, что от ударов очереди лопался и рассыпался отражатель прицела. Посадочные фары раскалывались настолько часто, что перед вылетом на стрельбу их снимали и заменяли заглушками. Введение защитных щитков-дефлекторов не спасло полностью положение, что потребовало внести уточнения в Инструкцию летчику: после ночной стрельбы посадка разрешалась только на освещенную прожекторами ВПП.

Но зато наша пушка весила всего 149-160 кг, а GAU-8A — почти 300 кг плюс системы привода, без которых обходилась наша пушка.

В конце концов 30-мм пушка была сочтена чрезмерно мощной и заменена на более легкую (всего 76 кг) 23-мм пушку ГШ-6-23 (ТКБ-613), имевшую темп стрельбы 9000 выстрелов в минуту. Ей вооружались самолеты МиГ-27, МиГ-31, Су-24, Су-24М.

На истребителях Су (Су-27, Су-30, Су-35, Су-37) используется пушка ГШ-301 (9A4071K) тем же калибром 30 мм, но одноствольная, с водяным паровым охлаждением ствола. Она весит всего 50 кг и имеет темп стрельбы 1500 выстр./мин.

Разница между российским и американским подходом к 30-мм авиационной пушке состоит в том, что в России эта пушка никогда (со времен поршневых самолетов) не рассматривалась в качестве ОСНОВНОГО вооружения самолета. Отсюда то следствие, что русские имплементировали пушку в готовый самолет, а не делали самолет под пушку, и, соответственно, русские получили ту гибкость, которой не добились американцы.

Ну, а противотанковый штурмовик русские изначально ориентировали на ракетное вооружение.

Штурмовик, способный бороться с малоразмерными и сильно защищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения), первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК «Радуга», однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК «Вихрь», который мог применять одноместный самолет. В качестве другого вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностей с отработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двуствольной пушкой ГШ-30 (30 мм).

Противотанковый штурмовик называется Су-25ТМ (или Су-39). Вот это чудовище:

Прекрасно заметна разница в боевой нагрузке с американцем.

Большие пушки американцев

Пушка ГШ-30

Скорострельность — 2460 выстрелов в минуту. Для стрельбы из пушки ГШ-30 используются 30-мм патроны с осколочно-фугасно-зажигательным ОФЗ-30-ГШ, трассирующим ОФЗТ-30-ГШ, бронебойно-разрывными БР-30-ГШ и многоэлементными МЭ (содержит 28 пуль в пакете и вышибной заряд) снарядами (масса снаряда 400 г).

Первоисточник http://takie.org

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий